Память, воображение, мышление
Данные упражнения направлены на развитие у старшеклассников различных свойств памяти, воображения, мышления; проходят под руководством преподавателей, психологов, воспитателей.
Упражнение 1 «Образный конспект»
Ученикам дается для прочтения текст. После прочтения текста необходимо составить его конспект, используя для этого лишь рисунки, схемы, символы. После этого происходит разбор каждого конспекта и определяется лучший.
Упражнение 2
Отличается от упражнения 1 тем, что участники обмениваются составленными конспектами и, пользуясь ими, воспроизводят прочитанный ранее текст.
Упражнение 3 «Цепочка»
Один из учеников произносит название какого-либо предмета, второй ученик повторяет оба слова и добавляет третье и так далее по кругу. Тот, кто не смог повторить предыдущий список слов, выбывает из игры. Победителем является тот ученик, который смог воспроизвести самый большой список слов. Вместо слов можно использовать и цифры.
Упражнения «Поиск отличий в двух изображениях»
Упражнение 4
Для выполнения упражнения необходим набор пар изображений какого-либо предмета (действия), имеющих несколько незначитель-
ных отличий. На начальном этапе тренировок изображения предъявляются без ограничения времени. По мере ускорения процесса поиска отличий вводится ограничение времени на обнаружение отличий от 5 минут до нескольких десятков секунд.
Упражнение 5
Это упражнение очень похоже на предыдущее. Разница в том, что изображения предъявляются поочередно. Вначале предъявляется эталонное изображение для внимательного изучения (по истечении заданного времени оно убирается), а затем изображение с отличиями от эталонного. В процессе тренировок варьируется время предъявления эталона и время на обнаружение отличий. В качестве стимульного материала можно использовать не только наборы изображений на бумаге, но и другие. Например, один из воспитанников становится перед классом и после того, как истечет время на изучение его внешнего вида, производит какие-либо изменения в своей одежде или позе. Остальные ученики должны назвать эти изменения. По мере освоения упражнения в предъявлении материала могут принять участие несколько учеников.
Упражнение 6 «Перестановки»
Группа учеников становится полукругом (в шеренгу). Один из учеников становится перед группой и в течение некоторого времени запоминает, в какой последовательности все стоят. Затем он отворачивается, а в шеренге меняется порядок расположения учеников. После этого ведущий поворачивается и определяет, какие произошли изменения в расстановке. Поочередно упражнение выполняют все ученики.
Упражнение 7 «Память на движения»
Выполнение этого упражнения развивает внимание и память. Преподаватель показывает классу определенную последовательность движений, имитирующих различные действия (удар по мячу, закручивание гайки, вдевание нитки в иголку и т.д.), комментируя их при этом. По окончании показа преподаватель просит кого-нибудь из учеников повторить, подсказывая ему словами, что делать. Остальные ученики при этом следят за правильностью повторения движений. По мере освоения упражнения увеличивается последовательность движений, и воспроизведение происходит без словесных подсказок со стороны преподавателя.
Упражнение 8 «Наблюдательность»
Один из учеников выходит из помещения, пока остальные выбирают одного из оставшихся. Вернувшийся ученик имеет право задать 5 наводящих вопросов о внешности, чтобы определить, кто был загадан. Например, какого цвета у него волосы? Ему дается правильный ответ. Для усложнения задания количество вопросов может быть сокращено.
Упражнение 9 «Счет в обратную»
Выбирается две пары учеников. В каждой паре ученики стоят лицом друг к другу. По команде преподавателя пары начинают считать от ста до единицы, причем один ученик в каждой паре называет четную цифру, другой – нечетную. Пара, которая быстрее закончит счет и не собьется при этом, объявляется победительницей.
Упражнение 10 «Муха»
Для выполнения этого упражнения необходимо мысленно представить таблицу, состоящую из 9 квадратов (три на три). «Муха» мысленно размещается в одном из квадратов, и по команде преподавателя ученики начинают в уме передвигать «муху» по заданному маршруту (вверх, вниз, влево, вправо). Каждый ученик по очереди подает команду, куда передвинуть «муху». Как только кто-то ошибается («муха» выходит за пределы таблицы), упражнение начинается сначала.
Упражнение 11 «Корректура»
Для выполнения данного упражнения используются отрывки любых текстов, напечатанные на листе бумаги наборы цифр, букв, слов и другой материал. Задания могут быть самыми разными: найти ошибки в тексте, решении задачи (они должны заведомо содержать ошибки); подчеркнуть прилагательные, зачеркнуть предлоги и т.д.; зачеркнуть четные цифры, обвести кружком гласные буквы и т.д.
Упражнение 12 «Лабиринт»
Представляет собой нарисованный на листе бумаги лабиринт, содержащий большое количество входов, от которых ведут перепутанные ходы, частично заканчивающиеся тупиками, к центру лабиринта. Задача учеников: как можно быстрее пройти лабиринт.