Понятие профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация предназначена оказать помощь в выборе профессии, в частности, пробудить интерес к авиации, вызвать стремление стать летчиком, ознакомить молодежь с летной учебой и последующей работой, помочь выбрать летную специализацию в соответствии со склонностями и способностями.
Чем раньше возникает интерес к военно-авиационной профессии, тем больше вероятность, что он будет устойчивым, а человек, выбравший этот путь, преодолеет все преграды на пути к достижению поставленной цели. Для подтверждения сказанного, можно привести результаты исследования, в ходе которого были опрошены летчики высокой квалификации (таблица 2). Оказалось, что большинство из них еще в школьные годы определились в профессии.
Таблица 2
Мотивация выбора летной профессии (в %)
Категория летного состава | Когда появилось желание стать летчиком | Реализация мотива | |||||||
В школе | После школы | При обучении в училище | Аэроклуб | Авиамоделизм | Парашютный спорт | Книги об авиации | Выраженного интереса не было | ||
Летчики-испытатели | 80,6 | 6,4 | 13,0 | 20,0 | 40,0 | 3,3 | 16,7 | 20,0 | |
Летчики строевых частей | 59,1 | 20,8 | 20,1 | 4,8 | 7,6 | 6,1 | 34,0 | 47,5 | |
Обращает на себя внимание тот факт, что более раннее появление летного мотива позволяет летчику полнее состояться в своей профессии. Так, оказалось, что у летчиков более высокой квалификации (летчики-испытатели) выбор летной профессии состоялся в подавляющем большинстве случаев (80,6 %) в школе. При этом у них происходила реализация мотива выбора летной профессии в аэроклубах, авиамодельных кружках, парашютных секциях и т.д., что способствовало обогащению их первичных сведений о профессии специальными знаниями и практическим опытом.
Таким образом, научно доказано, что именно в школьном возрасте необходимо начинать первые шаги в профессию, тем более, такую сложную, как военно-авиационная. По законам возрастного психологического развития именно в юности человек впервые серьезно задумывается о своем будущем и ставит себе и окружающим вопросы «кем быть?» и «что делать?». Для предварительного ответа на них проведем предварительную оценку профессиональной направленности.
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.
Содержание методики: испытуемый в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности должен выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак +.
Инструкция. «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Таблица 3
Текст опросника (ДДО)
1а. Ухаживать за животными | или | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | или | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | или | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | или | 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | или | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | или | 6б. Тренировать товарищей (или малышей) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | или | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | или | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | или | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | или | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | или | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | или | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | или | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | или | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | или | 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | или | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | или | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культ – походы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | или | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | или | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | или | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине) |
П | Т | Ч | З | Х |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б |
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбирать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков +.
Название типов профессий по столбцам:
Профессии «Человек-Природа»
Предмет труда: биологические объекты
Примеры отдельных профессий, специальностей:
Полевод, животновод, агроном, зоотехник, ветеринарный врач,
лесник, геолог.
Ведущие психологические качества:
Наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету
наблюдений, потребность в двигательной активности.
Профессии «Человек-Техника»
Предмет труда: технические объекты.
Примеры отдельных профессий, специальностей:
Слесарь, инженер-технолог, пилот, конструктор, шофер, швея, наладчик автоматов, радиомеханик.
Ведущие психологические качества:
Способность к геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду.
Профессии «Человек-Человек»
Предмет труда: социальные объекты.
Примеры отдельных профессий, специальностей: официант, продавец, преподаватель, врач, журналист, парикмахер, секретарь.
Ведущие психологические качества: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности, тактичность, выдержка, чуткость.
Профессии «Человек-Знак»
Предмет труда: обработка информации, закодированной в знаках, формулах, текстах.
Примеры отдельных профессий, специальностей:
Наборщик, корректор, программист, экономист, бухгалтер, ученый-теоретик.
Ведущие психологические качества: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания, склонность к обобщениям, усидчивость.