Понятие профессиональной ориентации

Профессиональная ориентация предназначена оказать помощь в выборе профессии, в частности, пробудить интерес к авиации, вызвать стремление стать летчиком, ознакомить молодежь с летной учебой и последующей работой, помочь выбрать летную специализацию в соответствии со склонностями и способностями.

Чем раньше возникает интерес к военно-авиационной профессии, тем больше вероятность, что он будет устойчивым, а человек, выбравший этот путь, преодолеет все преграды на пути к достижению поставленной цели. Для подтверждения сказанного, можно привести результаты исследования, в ходе которого были опрошены летчики высокой квалификации (таблица 2). Оказалось, что большинство из них еще в школьные годы определились в профессии.

Таблица 2

Мотивация выбора летной профессии (в %)

Категория летного состава Когда появилось желание стать летчиком Реализация мотива
В школе После школы При обучении в училище Аэроклуб Авиамоделизм Парашютный спорт Книги об авиации Выраженного интереса не было
Летчики-испытатели 80,6 6,4 13,0 20,0 40,0 3,3 16,7 20,0
Летчики строевых частей 59,1 20,8 20,1 4,8 7,6 6,1 34,0 47,5
                   

Обращает на себя внимание тот факт, что более раннее появление летного мотива позволяет летчику полнее состояться в своей профессии. Так, оказалось, что у летчиков более высокой квалификации (летчики-испытатели) выбор летной профессии состоялся в подавляющем большинстве случаев (80,6 %) в школе. При этом у них происходила реализация мотива выбора летной профессии в аэроклубах, авиамодельных кружках, парашютных секциях и т.д., что способствовало обогащению их первичных сведений о профессии специальными знаниями и практическим опытом.

Таким образом, научно доказано, что именно в школьном возрасте необходимо начинать первые шаги в профессию, тем более, такую сложную, как военно-авиационная. По законам возрастного психологического развития именно в юности человек впервые серьезно задумывается о своем будущем и ставит себе и окружающим вопросы «кем быть?» и «что делать?». Для предварительного ответа на них проведем предварительную оценку профессиональной направленности.

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.

Содержание методики: испытуемый в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности должен выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак +.

Инструкция. «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Таблица 3

Текст опросника (ДДО)

1а. Ухаживать за животными или 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным или 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или 6б. Тренировать товарищей (или малышей) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных или 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений или 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) или 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице или 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культ – походы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине)


П Т Ч З Х
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбирать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков +.

Название типов профессий по столбцам:

Профессии «Человек-Природа»

Предмет труда: биологические объекты

Примеры отдельных профессий, специальностей:

Полевод, животновод, агроном, зоотехник, ветеринарный врач,

лесник, геолог.

Ведущие психологические качества:

Наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету

наблюдений, потребность в двигательной активности.

Профессии «Человек-Техника»

Предмет труда: технические объекты.

Примеры отдельных профессий, специальностей:

Слесарь, инженер-технолог, пилот, конструктор, шофер, швея, наладчик автоматов, радиомеханик.

Ведущие психологические качества:

Способность к геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду.

Профессии «Человек-Человек»

Предмет труда: социальные объекты.

Примеры отдельных профессий, специальностей: официант, продавец, преподаватель, врач, журналист, парикмахер, секретарь.

Ведущие психологические качества: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности, тактичность, выдержка, чуткость.

Профессии «Человек-Знак»

Предмет труда: обработка информации, закодированной в знаках, формулах, текстах.

Примеры отдельных профессий, специальностей:

Наборщик, корректор, программист, экономист, бухгалтер, ученый-теоретик.

Ведущие психологические качества: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания, склонность к обобщениям, усидчивость.

Наши рекомендации