Самолеты Дальней, Военно-транспортной (базовые модели)
И гражданской авиации
Военный вариант (базовый) | Гражданский аналог |
Ту-16 | Ту-104 |
Ту-95 | Ту-114 |
Ан-12 | Ан-10 |
Ан-124 | Ан-124-100 |
Ил-7МД, МФ, МД-90 | Ил-76ТД, ТФ, ТД-90 |
Ан-26 | Ан-24, Ан-26 |
Приведенные примеры могут позволить нам предположить, что одним из перспективных направлений, согласно которому будет развиваться авиация, выступает универсализация летательных аппаратов, выполняющих задачи в близких областях применения. В связи с тем, что спектр таких областей чрезвычайно широк, попытаемся выделить наиболее общие из них для военной и гражданской авиации. Безусловно, сложно предположить, какие именно задачи в перспективе будут возлагаться на авиацию, но, тем не менее, ориентировочно остановимся на наиболее очевидных из них.
Так в больших городах из-за перегруженности автомобильных дорог и железнодорожного транспорта возникает проблема передвижения людей к месту работы. Представим себе, что задачу перевозки пассажиров параллельно с народными «маршрутками» выполняют и воздухоплавательные такси. Они обеспечивают передвижение по воздуху в строгом соответствии с расписанием, минуя опасность попадания в «пробки», создается необходимый комфорт и выполняется главное условие – доставка пассажиров к месту и в заданное время. В военных целях такие аппараты могут быть использованы для патрулирования границы в труднодоступной, например горной, местности. При ведении боевых действий в целях маскировки (воздушные шары не должны быть заметны на радарах) их можно использовать для десантирования в тыл противника диверсионных групп, эвакуации с поля боя раненых и т.д.
Россия территориально занимает примерно 1/7 часть суши всей планеты и имеет значительную протяженность границ, как водных, так и сухопутных. Выполнять задачи патрулирования значительно эффективнее, используя различные средства: визуальное наблюдение с поста, наземные радиоэлектронные средства, визуальное наблюдение с воздуха, аэрофотосъемка с самолета, воздушное радиоэлектронное наблюдение. Летательные аппараты, предназначенные для решения вышеуказанных задач, могут быть полезными и в народном хозяйстве, выполняя поиск полезных ископаемых, решая задачи по обнаружению и локализации лесных пожаров и т. д.
Преимущество самолетов в скорости в сравнении с морским транспортом было одной из причин создания так называемых самолетов-«амфибий», которые могут осуществлять взлет и посадку на водную поверхность. Пока в этой области приоритет был в создании военных образцов: МБР-2, Бе-12, А-40, А-42, экранопланы. На основе А-40 был сделан гражданский вариант гидросамолёта Бе-200, который сейчас широко востребован как для тушения пожаров, так и для спасательных операций на воде. Но созданы и изначально гражданские гидросамолёты Бе-103 и др.
Особо следует отметить задачи, которые решает и будет решать авиация в условиях крайнего севера. Яркой страницей в истории нашего государства стал подвиг прославленных военных летчиков в 1934 году, первых героев СССР, спасших людей после того, как льдами был раздавлен теплоход «Челюскин». Это: А. Ляпидевский, С. Леваневский, В. Молоков, Н. Каманин, М. Слепнев, М. Водопьянов, И. Доронин. Одновременно их подвиг стал примером универсализации возможностей военной авиации, которая в отдельных областях может быть использована в интересах других ведомств.
Следовательно, изменения летательных аппаратов, будут происходить в соответствии с перспективами развития двух взаимосвязанных направлений: дальнейшей универсализацией и специализацией летательных аппаратов, согласно областям применения, при условии взаимопроникновения передовых технологий.
Наступивший ХXI век предвещает человечеству новые технологические возможности. Какие психологические качества летчика будут иметь профессионально важное значение?
На этот вопрос на сегодняшний день трудно ответить однозначно, но очевиден тот факт, что по-прежнему будут предъявляться высокие нормативные требования к личности авиатора во всех ее социальных ролях – гражданина, военно-авиационного специалиста, защитника Родины, семьянина.
Компьютеризация системы управления и оборудования самолета уже сейчас привела к тому, что летный состав все больше выступает в профессиональной роли пользователя программами, заложенными в машину перед полетом. Основные индикаторы приборов все
больше напоминают экран компьютера с возможностями получения необходимой информации, как о текущих параметрах работы систем, агрегатов, места самолета и параметров полета, так и заблаговременного автоматизированного расчета для коррекции линии пути, скорости полета и других необходимых параметров. Даже такой ответственейший, сложнейший элемент полета, как посадка с пассажирами на борту уже производится в автоматическом режиме.
Автоматические посадки делались в СССР на самолётах Ил-18, Ил-62, ВКС «Буран», Ту-154. Однако в те годы это были экспериментальные образцы. В России первым серийным самолётом с автоматической посадкой стал Ил-96-300. Впервые в России такая посадка выполнена в марте 2005 года экипажем заслуженного летчика-испытателя, Героя Российской Федерации Н.Д. Куимова.
Может сложиться мнение, что в перспективе летчик будет выполнять лишь операторские функции. Это обманчивое представление. Согласно логике освоения космического пространства, в перспективе полет в космос не будет чем-то эксклюзивным, а напротив, станет обыденным для авиации явлением. Авиация и космонавтика сольются в единую систему. При этом условия пилотирования в космосе, в том числе и при полетах на другие планеты, предполагает различные неожиданные ситуации, разрешать которые должен будет летный экипаж. Представим, что в полете на значительном удалении от Земли произошел сбой в системе автоматизированного управления летательным аппаратом. В доли секунды летчики должны: вписаться в контур управления, то есть продолжать выполнять функции автопилота в ручном (штурвальном) режиме; принять решение о целесообразности (с учетом разумного риска) продолжения выполнения задания или возвращения на Землю; принять меры к использованию дублирующих автоматизированных систем и другие операции, обеспечивающие жизнь людей и выполнение задания. Это в полной мере относится и к пилотам современных гражданских самолётов, где деятельность лётчика также больше напоминает деятельность оператора компьютера. Отказ автопилота приводит не только к необходимости принятия правильного решения, но и к взрывному повышению психологической напряжённости в экипаже из-за крайнего дефицита времени и опасности для жизни самого экипажа. Сложно прогнозируемая обстановка фактически приравнивает труд летчика будущего с профессиональной деятельностью космонавтов и летчиков-испытателей. Кроме того, в будущем летный экипаж будет обязан принимать решения в условиях повышенного риска, от которых будет зависеть жизнь не только членов
экипажа и пассажиров, но, возможно, и большого количества людей на Земле и других планетах. Причем решение должно быть своевременным и оптимальным. Психологические качества, необходимые летчику, принимающему ответственные решения, вполне можно сравнить с качествами, которыми обладали отечественные военачальники при подготовке и в процессе ведения боевых действий. Таким образом, летчик в будущем должен обладать лучшими качествами космонавта, летчика-испытателя, военачальника.
Немаловажным является и тот факт, что длительные перелеты на большие расстояния, смена часовых поясов, перегрузки при выполнении пилотажных фигур, погодные аномалии и другие причины все больше требуют от летного состава хорошего физического состояния. Хочешь стать летчиком – береги и одновременно тренируй свой организм. Делать это необходимо регулярно, но не допуская перегрузок. Развивать в первую очередь необходимо реакцию, координацию, выносливость, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата.
Мнения опрошенных нами ветеранов ВВС сводятся к единому пониманию того, что будущее нашей авиации связано, прежде всего, с профессионалами, которым присущи следующие психологические качества:
- способность к саморазвитию, самосовершенствованию, причем не только в области профессиональной, но и значительно шире – в мире разнообразных познавательных интересов (история, искусство, литература, психология и т.д.);
- направленность на нравственные принципы летного труда, личный вклад в формирование престижа профессии российского военного летчика в стране и в мире.
Военный летчик ХXI века будет человеком высокой общей и профессиональной культуры, широкой образованности и эрудиции. Уже сегодня молодые летчики хорошо понимают значение образованности и культуры. В специально проведенном исследовании эти показатели получили самый высокий рейтинг.
Летная профессия была и остается опасной. Опасная профессия требует от человека постоянной психологической готовности к действиям в экстремальных условиях. Для формирования такой готовности необходимо развитие личностных, интеллектуальных, мировоззренческих, профессиональных, организаторских, нравственных, психофизиологических и физических качеств.
Технический прогресс в авиации приводит к значительному расширению круга тактических задач и резкому возрастанию при этом объема информации, которую военный летчик должен перерабатывать во время подготовки на земле и непосредственно в полете. Развитие авиационной техники бросает вызов интеллектуальным возможностям летчика ХХI века.
Следовательно, психологический портрет военного летчика будущего можно дополнить следующими характеристиками:
- способность к интенсивной интеллектуализации личности. Это обязывает летчика на протяжении всей жизнедеятельности стремиться к развитию высокого уровня мышления, отличным знаниям в области точных наук и специальных военно-авиационных дисциплин;
- постоянное физическое самосовершенствование;
- способность противостоять сложным проблемам и оптимистично смотреть в будущее, несмотря на объективные трудности профессиональной жизни.
Итак, военный летчик ХXI века – это профессионал, профессионал не по должностному признаку, а по своей деловой сущности. Понятие «профессиональные знания» будет включать не только знание техники, организации и правил полетов, но и знание о себе, о своих общечеловеческих возможностях и ограничениях.
Военный летчик ХXI века – это интеллектуал, способный ориентироваться в потоке новой информации. Его профессиональные умения будут основаны не только на практике полетов и многократном повторении летных упражнений, но и на математически точном расчете, компьютерном моделировании полета, оценке альтернативных вариантов, выборе наиболее целесообразных маневров и принятии оптимальных решений.
Военный летчик ХXI века – это высокомотивированный профессионал, преданный авиации, влюбленный в летное дело. Мотивированность и профессионализм взаимосвязаны. Без мотивации не сформировать профессионализм. В свою очередь, профессионализм вызывает удовлетворенность летным трудом, стремление к дальнейшему совершенствованию летных способностей, сопутствует долговременной мотивации.
Исследовав духовно-интеллектуальные основы летного профессионализма, академик В.А. Пономаренко определяет его как высшую категорию качества. Профессионал в летном деле не тот, кто безупречно выполняет стандартные полетные задания, а тот, кто в неожиданно осложнившихся условиях, в экстремальной, аварийной обстановке находит выход из создавшегося положения, кто при этом думает в первую очередь о других, об экипаже, о мирном населении, то есть оценивает ситуацию и действует с позиции нравственных принципов, гуманистических идеалов. В этом состоит духовный стержень летного профессионализма, проявляются духовно-нравственные качества летчика-профессионала.
Следовательно, основные перспективы развития военно-авиационной профессии заключаются во взаимообусловленном прогрессивном изменении ее основных компонентов: Человек – Техника. Ядром этой системы является Человек – военный специалист, суперпрофессионал авиации XXI века.
Глава 2
Путь в профессию
Если бы вы только знали... какая великолепная штука – авиация. А.Сент-Экзюпери