Краткое вступление от переводчика.
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров!
Пусть Аллах благословит нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!
Вашему вниманию представлена книга, в которой разбираются отмененные аяты Корана.
Отмененные аяты Корана (мансух) – это аяты, постановление или чтение которых было отменено шари‘атским текстом, который был ниспослан после ниспослания этого отмененного аята.
Например, сначала был ниспослан определенный аят, который сообщал о дозволенности чего-либо, но через некоторое время был ниспослан аят, который уже объявил о запретности того, что раньше было дозволенно. Следовательно, первый аят стал отмененным (мансух), а второй отменяющим (насих).
Аллах Всевышний сказал: «Когда Мы отменяем(какой-нибудь)аят(из Корана)или же заставляем его забыть, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь?».[Сура аль-Бакара, аят 106].
Отмена коранических аятов бывает трёх видов:
1 ― Ситуация, когда сам аят остался в Коране, но шари‘атское постановление, содержащееся в нём, было отменено.
Подобных аятов в Коране много и читатель сможет ознакомиться с ними, читая данную книгу. Человек читает эти аяты Корана, получая награду за их чтение, но их постановление было отменено другими аятами великой Книги.
2 ― Ситуация, когда аята в Коране не осталось, но шари‘атское постановление, содержащееся в нём, не было отменено.
'Убайдуллах ибн 'Абдуллах ибн 'Утба передал, что он слышал, как 'Абдуллах ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: ― [Однажды] 'Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сидевший на минбаре посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах послал Мухаммада [к людям] с истиной и ниспослал ему Писание, и среди того, что Он ниспослал ему, был аят о побивании камнями, который мы читали, запоминали и понимали. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сам подвергал [прелюбодеев] побиванию камнями, а после него побиванию камнями подвергали [их] и мы, но я боюсь, что по прошествии долгого времени [среди] людей [найдётся такой, который] скажет: "Мы не находим [упоминания о] побивании камнями в Книге Аллаха Всевышнего", и они собьются с пути из-за отказа [от выполнения] обязанности, [о которой говорилось в аяте], ниспосланном Аллахом». [аль-Бухари, 6441; Муслим, 1691].
В аяте, о котором упоминает 'Умар, было сказано: «Если старец и старуха совершат прелюбодеяние, непременно подвергните их побиванию камнями»(оборот «старец и старуха» обозначает зрелых мужчин и женщин). Этот аят был отменён (мансух) в том смысле, что его не следовало ни читать, ни вносить в текст Корана, но установление, которое он в себе заключает, осталось в силе.
3 ― Ситуация, когда аята в Коране не осталось и его шари‘атское постановление также было отменено.
Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[В одном] из ниспосланных [свыше аятов] Корана было [сказано, что если] известно, что [одна и та же кормилица] десять раз покормила грудью [мальчика и девочку, то им] запрещается [вступать в брак]. Впоследствии [слово "десять"] было отменено [и заменено] на "пять"». [Муслим, 1452].
Всё это указывает на то, что шари‘атские постановления ниспосылались постепенно, и в каждый период времени было то, что больше соответствовало положению людей в этот период. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый.
Например, арабы во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сильно любили распивать опьяняющие напитки, и если бы они были запрещены сразу, то для людей это стало бы тяжелым испытанием. Поэтому, запрет распития опьяняющих напитков ниспосылался постепенно, а полностью опьяняющие напитки были запрещено только через 19 лет после начала пророчества Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Изначально опьяняющие напитки были разрешены, ибо Аллах Всевышний сказал:
«Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом - знамение для людей размышляющих». [Сура ан-Нахль, аят 67].
Затем Аллах Всевышний предоставил человеку право выбора, сказав:
«Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: "В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы"».[Сура аль-Бакара, аят 219].
Естественно, разумный человек будет сторониться того, в чем есть грех, но все равно опьяняющие напитки еще не были запрещены.
Затем Аллах Всевышний запретил распивать опьяняющие напитки лишь в определенные времена. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными».[Сура ан-Ниса, аят 43].
Этот аят был ниспослан ещё до того, как был ниспослан аят о полном запрещении опьяняющих напитков.
А в заключении Аллах Всевышний полностью запретил опьяняющие напитки, сказав:
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники[камни, где многобожники совершают жертвоприношение]и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете».[Сура аль-Маида, аят 90].
А если бы опьяняющие напитки были запрещены в первые дни распространения Ислама, то большинство людей оставило бы эту религию из-за сильной любви к ним.
Искатель знания, желающий правильно понимать Коран, должен хорошо знать аяты, которые были отменены, и аяты, которые являются отменяющими. Именно поэтому, обладатели знания написали множество трудов на данную тему.
Среди обладателей знания, писавших труды на данную тему, можно выделить следующих:
· Абу Дауд ас-Сиджистани, да помилует его Аллах.
· Абу ‘Убейд аль-Касим ибн Саллям, да помилует его Аллах.
· Абу Джа‘фар ан-Нуххас, да помилует его Аллах.
· Абу Мухаммад, Макки ибн Аби Талиб аль-Кайси, да помилует его Аллах.
· Абу Мухаммад, ‘Али ибн Ахмад ибн Хазм аз-Захири, да помилует его Аллах.
· Ибн уль-Джаузи, да помилует его Аллах.
· Абу-ль-Фадль, ‘Абду-р-Рахман ибн Аби Бакр ас-Суюты, да помилует его Аллах.
И многие другие…
Основой этого перевода послужили лекции уважаемого брата Руслана абу Ибрахима, да хранит его Аллах, которые были записаны им в Даммадже (Йемен).
Прошу Аллаха Всевышнего, чтобы Он наделил нас искренностью в словах и деяниях, и вёл нас по прямому пути!
Первый аят: «Сура аль-Бакара, аят 115». (На самом деле не является отмененным).
Аллах Всевышний сказал:
«Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха».[Сура аль-Бакара, аят 115].
Ас-Суюты упомянул в книге «аль-Иткан», что этот аят отменен другим аятом, в котором сказано:
«Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети[мечети аль-Харам в Мекке]».[Сура аль-Бакара, аят 144].
Ас-Суюты сказал, что это мнение принадлежит ‘Абдуллаху ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Мнение о том, что этот аят отменен – это одно из мнений, упоминаемых при разъяснении данного аята. Например, упомянув мнение ибн ‘Аббаса, ибн Аби Хатим сказал: «Мнение о том, что этот аят отменен, передается также от Абу-ль-‘Алии, аль-Хасана (аль-Басри), ‘Ата (ибн Аби Муслима) аль-Хурасани, ‘Икримы, Катады, ас-Судди и Зейда ибн Асляма».
Сообщение от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Что касается сообщения от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, то у него есть два пути передачи.
1 ― То, что передают Абу ‘Убейд аль-Касим ибн Саллям в «ан-Насих уа-ль-Мансух», 21; ибн Аби Хатим, (1123); аль-Хаким, (2/267); аль-Бейхакы, (2/12) по следующему пути:
― Хаджадж ибн Мухаммад аль-Миссыси сказал: «Рассказал нам ибн Джурейдж и ‘Усман ибн ‘Ата от ‘Ата аль-Хурасани от ибн ‘Аббаса, который сказал:
«Первым из того, что было отменено в Коране, как нам сообщили, а Аллах знает лучше, это – аят о Каабе. Аллах Всевышний сказал: «(И только) Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха».[Сура аль-Бакара, аят 115]. После ниспослания этого аята посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал совершать молитву в сторону Иерусалима, но затем Аллах изменил направление молитв в сторону Древнего Дома (Каабы). Аят был отменен, ибо Аллах сказал: ″Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети″».[Сура аль-Бакара, аят 149].
‘Усман ибн ‘Ата – это ибн Аби Муслим аль-Хурасани, который является сильно слабым передатчиком (да‘иф джиддан). Об этом сказано в книге «Тахзибу-т-Тахзиб».
А [Абд уль-Малик ибн ‘Абд уль-‘Азиз] ибн Джурейдж ничего не слышал от ‘Ата аль-Хурасани, как на это ясно указал Яхъя ибн Са‘ид аль-Каттан. Об этом сказано в книге «Джами‘у-т-Тахсыль».
Также ‘Ата ибн Аби Муслим аль-Хурасани ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, как об этом сказал Ахмад [ибн Ханбаль]. Об этом сказано в книге «Джами‘у-т-Тахсыль». [Следовательно, в этой цепочке передатчиков присутствует очень слабый передатчик, что уже делает её слабой. К тому же в цепочке передатчиков присутствуют сразу два пропуска, так как передатчики ничего не слышали от тех, от кого они передают].
2 ― То, что передает ибн Джарир [ат-Табари], который сказал: «Рассказал мне аль-Мусанна, который сказал: ″Нам рассказал Абу Салих, который сказал: ″Мне рассказал Му‘ауия ибн Салих от ‘Али ибн Аби Тальхи от ибн ‘Аббаса″», после чего упомянул те же слова, что были приведены выше.
И в этой цепочке передатчиков сразу три проблемы:
Во-первых, аль-Мусанна ибн Ибрахим аль-Амули, биография которого неизвестна.
Во-вторых, Абу Салих – это ‘Абдуллах ибн Салих, который был писарем аль-Лейса [ибн Са‘да аль-Мисри]. Абу Салих является слабым передатчиком (да‘иф).
В-третьих, ‘Али ибн Аби Тальха ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. Об этом сказано в книге «Джами‘ ат-Тахсыль». [Следовательно, в этой цепочке передатчиков присутствует один слабый передатчик и один неизвестный. К тому же присутствует пропуск, так как ‘Али ибн Аби Тальха ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом].
Следовательно, сообщение от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, не является достоверным. [Следовательно, мы не можем приписать это мнение ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом, потому что оно не передаётся от него по достоверной цепочке].