Социально – педагогической направленности

Социально – педагогической направленности

«Школа младших командиров»

Возраст обучающихся: 12 – 17 лет

Срок реализации: 144 часа

Автор-составитель:

Перелыгин Сергей Анатольевич, методист,

учитель ОБЖ первой категории,

полковник запаса.

г. Тюмень, 2017

Раздел I. «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

1.1. Направленность(профиль) программы – социально – педагогическая.

Актуальность программы

В декабре 2010 года Президентом Российской Федерации утверждена Государственная программа вооружения на 2011–2020 годы. Основной целью мероприятий программы является комплексное развитие системы вооружения, исходя из потребностей нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации. Процесс обновления и модернизации повлек масштабные мероприятия, направленные на решение кадровых проблем Вооруженных Сил Российской Федерации:

- одногодичный срок военной службы по призыву;

- активизация процессов формирования профессионального сержантского состава на контрактной основе.

Это требуют новых подходов к системе допризывной подготовки молодежи по исполнению гражданином РФ конституционного долга по защите интересов Родины, в том числе и к допризывной подготовке младшего командного состава.

Новым Вооруженным Силам нужен качественно новый призывник, способный в короткие сроки освоить современные образцы вооружения и техники, качественно выполнять учебные и боевые задачи.

Кроме того, актуальность программы определяется возрастающими потребностями современного общества в лидерах. Умение ставить цели, планировать пути их достижения, осуществлять реализацию замысла персонально или при работе в команде – эти навыки необходимы сегодня в любой профессиональной сфере, в том числе, в большей степени, в военном деле.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа младших командиров»(далее Программа)интегрирует две образовательных области – начальную военную подготовку и методическую подготовку несовершеннолетних граждан.

Новизна программызаключаетсяв том, что вопросы допризывной подготовки младших командиров рассматриваются в системе дополнительного образования.

Программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (доступность, преемственность, ре­зультативность, индивидуальный подход);

- формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения (группа «Школа младших командиров» в социальной сети «ВКонтакте» http://vk.com/ club48082504);

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов).

1.3. Отличительная особенность программы от существующих в этой области заключается в том, что кроме теоретических знаний и практических умений слушатели получат допрофессиональные навыки через первые профессиональные пробы проведения занятий с личным составом отделения (взвода).

Понятийная база и содержание Программы основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области обороны государства, федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

1.4. Адресат программы – слушатели 1 года обучения СГ ДПВС и групп программы «Безопасность жизнедеятельности», юнармейских отрядов; 2 группы по 20 человек.

1.5. Объём и срок освоения программы:общее количество часов–144 часа (по 4 часа в неделю).

1.6. Формы обучения – очная и очно-заочная с использованием информационных компьютерных технологий.

1.7. Особенности организации образовательного процесса – учебные группы возрастов 12-14 лет; 15-17 лет, состав группы – постоянный на период обучения.

1.8. Режим занятий,периодичность и продолжительность занятий:

- общее количество часов в год – 144 часа* 2 группы = 288 часов;

- количество часов занятий в неделю – 4* 2 группы= 8 часов.

- 1.9. Цели и задачи программы

Цели:

- формирование морально-психологических и физических качеств слушателей;

- воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;

- выработка навыков принятия решений и управления отделением (взводом).

Задачи.

1. Обучающие:

- дать знания об основах военной службы, о применении изученных разделов военной подготовки при решении различных задач;

- научить анализировать обстановку, составлять план действий, контролировать его реализацию;

- развить коммуникационные навыки, специфичные в условиях военной службы.

2. Развивающие:

- развивать познавательную активность обучающихся, умение самостоятельно планировать пути достижения целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение воспринимать и перерабатывать информацию;

- развивать умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач, при выполнении задач военной службы и правильность их решения;

- формировать навыки принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основы самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

- развивать чувство товарищества и взаимовыручки;

- совершенствовать физическую подготовку обучающихся.

3. Воспитательные:

- воспитание целеустремленности, активности в достижении намеченных целей, дисциплинированности, ответственности, стремление к лидерству;

- воспитание патриотизма, осознания неразрывной связи с Родиной, морально-нравственных качеств будущего защитника Отечества - честности, благородства, справедливости;

- воспитание уважения к ратному труду, к работе командира;

- мотивация к здоровому образу жизни;

- профессиональная ориентация старшеклассников.

1.10.Содержание тем учебного плана

№ тем название темы примерное кол-во часов
Тео- рия прак-тика
Организационное занятие  
Модуль № 1. Гуманитарные дисциплины
1. Основы воинского обучения и воспитания
1.1. Вооружённые Силы Российской Федерации. Роль и задачи сержантов в обучении и воспитании военнослужащих
1.2. Сущность, принципы и методы обучения
1.3. Сущность, принципы и методы воспитания
1.4. Семинарское занятие по пройденным темам  
1.5. Основы военного законодательства
1.6. Направления работы сержантов по укреплению воинской дисциплины
1.7. Направления работы сержантов по укреплению по поддержанию уставного порядка
1.8 Семинарское занятие по пройденным темам  
Итого
2. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации
2.1. Общевоинские уставы ВС РФ. Состав и краткое содержание. Воинские звания.Устав Внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых Сил Российской Федерации, Дисциплинарный Устав Вооружённых Сил Российской Федерации, Строевой Устав Вооружённых Сил Российской Федерации. Воинские звания от рядового до Маршала РФ, погоны соответсвенно воинским званиям  
2.2. УВС ВС РФ Старшие и младшие, начальники и подчиненные. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Понятия «начальник, подчинённый, старший младший, прямой и непосрелдственный начальник». Порядок обращения к начальникам. Самостоятельное изучение
2.3 Семинар по пройденной теме  
2.4. УВС ВС РФ Приказ, понятие единоначалия Обязанности командира отделения.Принцип единоначалия. Ответсвенность и права командира. За что отвечает командир отделения и его обязанности.  
2.5. УВС ВС РФ Суточный наряд по роте.Для чего назначается суточный наряд по полку. Состав наряда полка. Состав суточного наряда по роте. Обязанности дежурного и дневального по роте  
2.6. Семинар по пройденным темам
2.7. СУ ВС РФ Общие положения.Статьи с 1-й по 24-ю СУ ВС РФ. Понятия «строй, шеренга, ряд, фланг, тыл» и т.п. Самостоятельное изучение
2.8. ДУ ВС РФ Воинская дисциплина. Понятие «Воинская дисциплина». На чём она основана, чем достигается. Обязанности командира отделения (заместителя командира взвода) по поддержанию крепкой воинской дисуциплины Самостоятельное изучение Самостоятельное изучение
2.9. УГиКС ВС РФ Караул. Обязанности часового. Порядок смены часовых.Что такое «несение караульной службы». Для чего назначаются караулы. Кто такой часовой. Обязанности часового. Что запрещается часовому. В чём заключается неприкосновенность часового. Порядок применения оружия часовым. Порядок выставления смены на пост, смены часового и снятие часового с поста
2.10 Семинар по пройденной теме  
2.11. Итоговая проверка знаний по предметуКонтрольные тесты по пройденным темам. 7 вариантов тестов (5 вопросов в каждом).  
Итого
3. Военная история России
3.1. Великие полководцы России. Александр Невский, Дмитри Донской, Иван III, Пётр I, А.В. Суворов, М.И.Кутузов и др.
3.2 Подготовка презентаций по теме Самостоятельная работа:
3.3 Представление и защита презентаций по теме  
3.4 Дни воинской славы России и памятные даты военной истории
3.5 Подготовка презентаций по теме Самостоятельная работа
3.6 Представление и защита презентаций по теме  
Итого
Модуль № 2. Основы военных дисциплины
4. Основы тактической подготовки
4.1. Общие положения. Цели и задачи тактической подготовки. Задачи командира отделения  
4.2. Отделение в обороне.Работа командира отделения при организации обороны в различных условиях. Боевой приказ командира отделения на организацию обороны
4.3. Семинар о пройденной теме  
4.4. Отделение в наступлении.Работа командира отделения при организации наступления в различных условиях. Боевой приказ командира отделения на организацию наступления.
4.5. Семинар о пройденной теме  
4.6. Отделение на марше и в походном охранении.
4.7. Семинар о пройденной теме  
Итого
5. Основы разведывательной подготовки
5.1. Общие положения. Способы ведения разведки отделением
5.2. Дозорное отделение. Задачи командира отделения, назначенного в дозор
5.3. Семинар о пройденным темам  
5.4. Отделение в разведывательной засаде.
5.5. Отделение в поиске
5.6 Семинар о пройденным темам  
5.7. Итоговое занятие по предмету  
Итого
6. Огневая подготовка
6.1. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Правила стрельбы. Техника безопасности при проведении стрельб. Понятия разведки целей и управления огнём.
6.2. Назначение, тактико-технические характеристики стрелкового оружия ВС РФ.
6.3 Изготовка для стрельбы лежа. Действия солдата и младшего командира на исходном и огневом рубежах. Получение боеприпасов. Снаряжение магазина. Команды командира на исходном и огневом рубежах
6.4. Особенности стрельбы в различных условиях  
6.5. Практическая стрельба из пневматической винтовки По отдельной программе
6.6 Зачёт  
Итого
7. Основы радиационной, химической и биологической защиты
7.1. Общие сведения о ядерном оружии. Его поражающие факторы и способы защиты от него  
7.2. Общие сведения о химическом оружии. Его поражающие факторы и способы защиты от него  
7.3. Общие сведения о биологическом оружии. Его поражающие факторы и способы защиты от него  
7.4. Зажигательное оружие и защита от него  
7.5. Семинарское занятие по пройденным темам  
7.6. Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения в подчинённом подразделении
7.7. Порядок, способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения. Требование безопасности
7.8 Семинарское занятие по пройденным темам  
7.9. Вооружение и средства радиационной, химической и биологической защиты . Приборы и комплекты специальной обработки. Приборы радиационной и химической разведки и контроля.
7.10 Организация и проведение тренировок по РХБ защите
7.11 Зачёт  
Итого
8. Основы инженерной подготовки
8.1. Фортификация. Окопы для стрельбы «лёжа», «с колена», «стоя».Оборудование позиции отделения. Размеры, последовательность оборудования, время на оборудование и затраты.
8.2 Фортификация.Шанцевый инструмент. БСЛ 110, МПЛ, топор, пила, лом
8.3. Контрольная работа по пройденным темам  
8.4. Инженерные заграждения. Противотанковые мины, противопехотные боеприпасы, специальные заряды. Общее устройство, ттх, способы установки и обезвреживания.
8.5. Средства разведки и разминирования
8.6. Контрольная работа по пройденным темам  
8.7 Невзывные заграждения
8.8 Преодоление водных преград  
8.9 Зачёт  
  Итого
9. Основы радиодела (подготовка по связи) По отдельной программе
10. Строевая подготовка
10.1 Обязанности командира перед построением и в строю.Ст.25 СУ ВС РФ. Самостоятельное изучение Самостоятельное изучение
10.2 Строевые приемы с оружием на месте    
10.2.з.1 Строевая стойка с оружием. Выполнение приёма «Ремень – от-пустить (подтянуть)». Методика проведения занятия.Разучи-вание приёма «Ремень – отпустить (подтянуть)» на семь счетов. Общий порядок проведения занятий по строевой подготовке по этой теме  
10.2.з.2 Выполнение приёмов «На грудь» из положения «на ремень», «На ремень» из положения «на грудь». Методика проведения занятия. Разучивание приёма «Автомат на ГРУДЬ» на три счета. Разучивание приёма «На ре - МЕНЬ»из положения «На грудь» на три счета. Общий порядок проведения занятий по строевой подго-товке по этой теме  
10.2.з.3 Выполнение приёмов «За спину» из положения «На ремень», «На ремень» из положения «За спину». Выполнение приёмов «Положить оружие», «К оружию» и «В ружьё». Методика проведения занятия. Разучивание приёма «За спину» из положе-ния «На ремень»на два счета. Разучивание приёма «На реМЕНЬ»из положения «За спину» на два счета. Разучивание приёма «Поло-жить оружие»на три счета. Выполнение команды «К оружию».Разучивание приёма «В ружьё»на три счета.Общий порядок проведения занятий по строевой подготовке по этой теме  
  Зачёт  
Итого  
11. Основы военной топографии
11.1 Ориентирование на местности. Сущность топографического и тактического ориентирования.Ориентирование по сторонам гори-зонта, по солнцу, звёздам, местным предметам. Ориентиро-вание на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы. Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий
11.2 Топографическая карта и работа с ней. Условные обозначения на карте. Понятие о тактических знаках. Топографические карты, их назначение и краткая характеристика. Основные элементы содер-жания карты. Измерение расстояний по карте. Изучение участка местности. Чтение карты по маршруту движения. Топографические и тактические знаки
11.3 Определение точки стояния.Способы ориентирования карты. Способы определения своего местонахождения: по ближайшим ориентирам на глаз; промером пройденного расстояния; засечкой по местному предмету; обратной засечкой
11.4 Зачёт  
Итого
12. Физическая подготовка
12.1 Комплекс вольных упражнений № 1. Методика проведения занятия.КВУ № 1 на 16 счётов. Общий порядок проведения заня-тий по физической подготовке  
12.2 Комплекс вольных упражнений № 2. Методика проведения занятия.КВУ № 2 на 16 счётов. Общий порядок проведения заня-тий по физической подготовке  
12.3 Комплекс вольных упражнений № 3. Методика проведения занятия.КВУ № 3 на 16 счётов. Общий порядок проведения заня-тий по физической подготовке  
12.4 Зачёт  
Итого  
  Итого по учебному плану
         

Виды контроля

По времени проведения педагогический контроль делится на текущий, рубежный, итоговый.

Текущий контроль помогает дифференцировать знания обучающихся, мотивирует обучение – проводится по окончанию учебного занятия (может проводиться в самых разных формах – от простых опроса и беседы до викторины, игры, контрольной работы и пр.).

Рубежный контроль это проверка учебных достижений каждого обучающегося по усвоению учебного материала определенного блока или раздела программы перед тем, как педагог начнет обучение по следующему блоку, разделу программы.

Итоговый контроль – это подведение итогов освоения программы, выявление наличия знаний, практических умений и навыков обучающихся по окончании программы. В школе (вузе) это обычно экзамен, зачет, тестирование, в системе дополнительного образования эти формы используются крайне редко. Чаще всего они модифицируются в защиту проектов, большую игру (игра по станциям, Поле чудес, викторина, кроссворды и пр.), возможны и анкетирование, Незаконченное предложение, мини-сочинение, Верное-неверное утверждение и пр.

Методы контроля:

- методы устного контроля: опрос (индивидуальный, фронтальный, программированный), беседа, наблюдение, конкурс, соревнование, итоговое занятие, игра, зачет, экзамен, сдача контрольных нормативов, собеседования;

- методы письменного контроля: письменная контрольная работа, письменный зачет, письменный экзамен; анкетирование, диагностика, проектные работы, рефераты;

- методы лабораторно-практического контроля: контрольная лабораторная работа, зачетная практическая работа, сдача контрольных нормативов;

- методы самоконтроля.

Приведенные в Программе виды контроля являются ориентировочными (рекомендуемыми). Педагог сам определяет, какими формами контроля он будет пользоваться в работе с разными группами обучающихся. Выбранная форма должна соответствовать готовности обучающихся к ней, материально-технической базе Программы.

Планируемые результаты

Личностными результатами обучения по Программе являются:

· развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств: целеустремленности, активности в достижении цели, патриотизма, честности, благородства, справедливости, дисциплинированности, ответственности, физической выносливости;

· уважение к ратному труду, к работе командира;

· мотивация к здоровому образу жизни;

· профессиональный выбор, готовность к службе в рядах Российской армии, первые профессиональные пробы.

Метапредметными результатами обучения по Программе являются:

· умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач, при выполнении задач военной службы и правильность их решения;

· овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

· развитые чувства товарищества и взаимовыручки;

· физическая развитость и подготовленность к службе в рядах армии.

Предметными результатами обучения по Программе являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об основах военной службы.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть различные служебные ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В сфере физической культуры:

• установка на физическое совершенствование, занятия спортом;

• развитость необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки.

В результате реализации Программы обучающиеся получат профессиональные знания и умения:

- умение управлять отделением (взводом);

- умения применять основные способы управления личным составом, разрешения конфликтов;

- умение анализировать обстановку, составлять план действий, самостоятельно реализовывать его и делать выводы по результатам;

- знание методики обучения по изучаемым предметам, умения выполнять обязанности помощника руководителя занятия.

Формы подведения итогов реализации Программы:

- контрольные занятия по итогам обучения (зачёты и тесты);

- участие слушателей Программы в городских (областных) мероприятиях военно-патриотической направленности

Кадровое обеспечение.

По состоянию на 1 сентября 2017 года Программу в МАУ ДО ДМЦ «Алый парус» ведёт методист МАУ ДО ДМЦ «Алый парус» Перелыгин Сергей Анатольевич, полковник запаса.

Педагог имеет необходимое военное и педагогическое образование, опыт работы по данной Программе.

Формы аттестации

Итоговая аттестация обучающихся по Программе проводится в период их участия в оборонно-спортивном палаточном лагере «Тюменские ратники».

Обучающимся, успешно прошедшим курс обучения и обучение по программе ОСПЛ «Тюменские ратники», могут присваиваться внутренние звания «вице – ефрейтор», вице – младший сержант», «вице-сержант» в соответствии с «Положением о присвоении внутренних учебных званий».

2.2.1. Для определения уровня подготовленности выпускников Программы проводятся следующие мероприятия:

Методическое обеспечение

Основной формой организации образовательного процесса при реализации Программы является учебное занятие (теоретическое и практическое).

В образовательном процессе используются смешанные виды занятий: чередование теоретических и практических видов деятельности.

В процессе теоретических занятий проводятся физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые документы:

1. «О воинской обязанности и военной службе» (Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.06.2015).

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы (постановление Правительства РФ от 23 мая 2015г. № 497).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)

4. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844)

5. «О патриотическом воспитании граждан в Тюменской области» (Закон Тюменской области от 07.05.2015 № 41)

6. Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодёжной политики» до 2020 года ( Постановление Правительства Тюменской области от 22 декабря 2014г. № 667-п)

7. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации, военное издательство, 2015г.

Для педагога

8. Волович В.Г. С природой один на один. - М., 1989.

9. Волков А.П. Знай и умей. - М., 1990.

10. Выживание в экстремальных условиях. - М.: ИПЦ «Русский раритет», 1993.

11. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М.,1990.

12. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1990.

13. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. - М.,1986.

14. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. -М., 1996.

15. Менчуков А.Е. В мире ориентиров. - М.: Недра, 1986.

16. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях. Под ред. проф. В.А.Полякова. - М.: Медицина, 1990.

17. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.

18. Подготовка войскового разведчика. П.Я.Поповских, А.В.Кукушкин, В.Н. Астанин и др. - М.: Воениздат, 1991.

19. Топографическая подготовка командира. А.А. Псарев, А.Н.Коваленко. - М.: Военное издательство, 1989.

20. Учебник сержанта мотострелковых войск. – М: Воениздат, 2003.

21. П.М. Брысин, М.П. Калинин Проведение занятий по начальной военной подготовке, Москва «Высшая школа», 1990г.

22. А.Н. Вырщиков Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика, Москва «Педагогика», 1990г.

Для слушателей

1. Начальная военная подготовка. Ю.А. Науменко– М.:

Просвещение,1985г.

2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Военное издательство, 2015г.

3. Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке.

Штыкало Ф.Е. – М.: Просвещение, 1981г.

4. Н.В. Мазыкина, Н.В. Горкина Растим патриотов, часть 1, Москва, УЦ

«Перспектива», 2011г.

5. Н.В. Мазыкина, Н.В. Горкина Растим патриотов, часть 2, Москва, УЦ

«Перспектива», 2011г.

6. Е.Н. Литвинов и др. Как стать сильным и выносливым, Москва,

Просвещение, 1994г.

7. А.В. Суворов Наука побеждать.- Москва:Эксмо,2013г.

8. Р.М. Португальский, В.А. Рунов Военная элита Российской

империи.1700-1917.- Москва, Вече, 2009г.

9. Р.М. Португальский, В.А. Рунов Военная элита Советский период.1917-

1991, Москва, Вече, 2010г.

10. Р.М. Португальский, В.А. Рунов Военная элита России. Российская

Федерация.- Москва, Вече, 2010г.

11. Волков А.П. Знай и умей. - М., 1990.

12. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. - М.,1986.

13. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. - М., 1996.

14. Менчуков А.Е. В мире ориентиров. - М.: Недра, 1986.

15. Подготовка войскового разведчика. Под ред. П.Я.Поповских,

А.В.Кукушкин, В.Н. Астанин и др. - М.: Воениздат, 1991.

16. Топографическая подготовка командира. А.А. Псарев, А.Н.Коваленко. –

М.: Военное издательство, 1989.

17. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. - М., 1990.

Интернет – ресурсы

1.группа «Школа младших командиров» в социальной сети «В Контакте» http://vk.com/ club48082504

2. Сайт Министерства обороны РФ

mil.ru

3. Армия России

armrus.ru

4. Сержант

sergeant.ru

5. Флот России

flot.com

6. Инфоурок

infourok.ru

Приложения:

1. Выписка из «Сборника нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск¸ книга 1», на 9-ти листах.

социально – педагогической направленности

«Школа младших командиров»

Возраст обучающихся: 12 – 17 лет

Срок реализации: 144 часа

Автор-составитель:

Перелыгин Сергей Анатольевич, методист,

учитель ОБЖ первой категории,

полковник запаса.

г. Тюмень, 2017

Наши рекомендации