Строевые приемы и движение без оружия.

Для успешного усвоения основных положе­ний Строевого устава и умелых действий в различных строях необходимо в первую оче­редь знать все элементы строя, порядок вы­полнения команд, обязанности солдат перед построением и в строю.

Обучение военнослужащих строевой подго­товке следует начинать с изучения в часы са­мостоятельной подготовки требований ст. 25 и 26 Строевого устава, которые военнослужа­щий должен знать наизусть и всегда четко и точно выполнять.

Построение, движение, изменение направ­ления и другие действия подразделений и ча­стей видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск в пешем строю без ма­териальной части производятся по командам, приказам и приказаниям. Поэтому изучение строевой подготовки командир должен начи­нать с разъяснения военнослужащим, что уп­равление строями осуществляется командами и приказаниями, которые подаются команди­ром голосом, сигналами, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.

Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений и назначенных наблюдателей.

Команды разделяются на предварительную и исполнительную, но могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде воен­нослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедлен­ное и точное ее выполнение.

Чтобы привлечь внимание отдельного воен­нослужащего или подразделения в предвари­тельной команде, при необходимости назы­вается звание и фамилия военнослужащего или наименование подразделения, например:

«Взвод -- СТОЙ»; «Второе отделение, шагом — МАРШ»; «Рядовой Иванов, кру-ГОМ» и т. д.

Голос при подаче команд должен соразме­ряться с протяженностью строя, а рапорт от­даваться четко, без резкого повышения го­лоса.

В заключение командир поясняет, что для отмены приема (действия) или для прекраще­ния его подается команда «Отставить»; рас­сказывает и показывает, что по этой команде принимается положение, в котором обучаемые находились до выполнения приема.

Строевой расчет.

При формировании сборных команд произ­водится их строевой расчет на подразделения.

Строевой расчет заключается в расчете военнослужащих на подразделения (батальо­ны, роты, взводы и отделения) и в определе­нии места каждого военнослужащего в строю.

Для расчета на батальоны, роты и взводы офицеры и сержанты выстраиваются отдель­но Солдаты выстраиваются в две шеренги и рассчитываются на батальоны. На каждый батальон назначается необходимое количество офицеров и сержантов После этого баталь­оны разводятся на интервалы (дистанции), позволяющие произвести расчет внутри ба­тальонов на роты и взводы, а также расчет внутри рот и взводов.

Расчет производится по команде «По поряд­ку— РАССЧИТАЙСЬ» По этой команде рас­чет начинается с правого фланга: каждый на­зывает свой номер, быстро поворачивая голову к стоящему слева от него, и быстро ставит ее прямо; левофланговый голову не поворачи­вает.

Строевой расчет во взводах производится в следующем порядке: командиры отделений выстраиваются в одной шеренге перед серединой строя лицом к нему. Остальной со­став взвода выравнивается, и производится расчет по общей нумерации, как указано вы­ше, после чего командир взвода производит расчет по отделениям, называя, например, пятый ряд — левый фланг первого отделения, десятый ряд — левый фланг второго отделе­ния, пятнадцатый ряд — левый фланг треть­его отделения и т. д. Левофланговые военно­служащие первых шеренг в отделениях при наименовании отделений вытягивают руку вперед. Затем по команде «Первое и второе отделения напра-ВО, первое — десять, второе — пять шагов вперед, шагом — МАРШ», «Нале-ВО». Так по команде командира взвода отделения принимают указанный ин­тервал (дистанцию).

По команде командира взвода «Командиры отделений, СТАТЬ В СТРОЙ» назначенные командиры отделений становятся на правых флангах своих отделений и поворачиваются кругом. Затем производится расчет взвода в отделениях на первый и второй. Командиры отделений в расчет не входят.

Строи.

На первом занятии по строевой подготовке надо показать элементы строя, дать уставные определения, рассказать о назначении элементов строя и основных команд по управлению строем.

строевые приемы и движение без оружия. - student2.ru

Строй — установленное Уставом разме­щение военнослужащих, подразделений и ча­стей для их совместных действий в пешем по­рядке и на машинах (рис. 1).

Шеренга — строп, в котором военнослу­жащие размещены один возле другого на од­ной линии.

Указав на строй, командир говорит: «Строй, в котором вы сейчас стоите, есть развернутый одно-шереножный строй», после чего объясня­ет, показывает и дает определения: флангу и фронту строя, тыльной стороне строя, интер­валу и ширине строя.

Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Фронт — сторона строя, в которую воен­нослужащие обращены лицом (машины — ло­бовой частью).

Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.

Интервал — расстояние по фронту меж­ду военнослужащими (машинами), подраз­делениями и частями.

Командиру необходимо подчеркнуть, что в сомкнутом строю, в котором сейчас находятся солдаты, интервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони.

Дистанция — расстояние в глубину меж­ду военнослужащими (машинами), подразде­лениями и частями.

Ширина строя — расстояние между флангами.

После объяснения и показа элементов одношереножного строя командир выстраивает от­деление в двухшереножный строй и дает его определение.

Неполный ряд

строевые приемы и движение без оружия. - student2.ru Первая шеренга

строевые приемы и движение без оружия. - student2.ru Полный ряд

Вторая шеренга

строевые приемы и движение без оружия. - student2.ru

Рис.2 Двухшереножный строй

Двухшереножный строй (рис.2) — военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, сложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего).

Командир предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые второй шеренги, вытянув руку (левую), кладут ладонь на плечо впереди стоящего.

В двухшереножном строю шеренги называются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется.

Ряд — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один дру­гому. Если за военнослужащим первой ше­ренги не стоит в затылок военнослужащий вто­рой шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным.

При повороте двухшереножного строя кру­гом военнослужащие неполного ряда перехо­дят во впереди стоящую шеренгу.

Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу. Чтобы показать разомкнутый строй, командир размыкает двухшереножный строй и поясняет, что в разомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фрон­ту один от другого на интервалах в один шаг или же на интервалах, указанных команди­ром.

Затем командир ставит перед обучаемыми вопросы, проверяя, как они усвоили пройден­ный материал. Если обучаемые усвоили поло­жения развернутого строя и его элементы, командир приступает к тренировке.

В ходе тренировки, убедившись, что отра­ботанные положения усвоены, командир при­ступает к показу и пояснению походного строя.

Походный строй (рис. 3) — подразде­ление построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дис­танциях, установленных Уставом или прика­зом командира.

Командир, построив обучаемых в колонну, объясняет, что колонна — это строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в походный или развернутый строй. Командир указывает, что отделение строится в колонну по одному, по два, взвод по одному, по два, по три, а взвод из четырех отделе­ний — в колонну по четыре.

строевые приемы и движение без оружия. - student2.ru Замякающий направляющий

строевые приемы и движение без оружия. - student2.ru

Глубина строя

Рис. 3. Строй — колонна по два.

Называя элементы походного строя, командир дает их определение.

Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направ­ляющему сообразуют свое движение осталь­ные военнослужащие (подразделения, маши­ны).

Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего во­еннослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впере­ди стоящей машины) до последней линии ма­шин (позади стоящей машины).

Для наглядности при показе элементов строя целесообразно построить одно из отде­лений перед строем взвода (роты) и пока­зать на нем все элементы строя.

После показа походных строев и их элемен­тов командир проверяет усвоение, задавая контрольные вопросы. Удостоверившись, что обучаемые усвоили данный раздел, командир переходит к изучению раздела «Команды и порядок их подачи».

Строевая стойка.

Для обучения солдат строевой стойке ко­мандир отделения (взвода) строит отделение (взвод) в одну шеренгу и, выйдя перед сере­диной строя, показывает, как нужно прини­мать строевую стойку.

Начиная занятие, командир знакомит воен­нослужащих с элементами строевой стойки пу­тем образцового ее показа. При этом солдаты должны видеть командира при показе спереди и сбоку. Затем командир отделения рассказы­вает и показывает, в каких случаях применяется строевая стойка, и обращает особое внимание на правильное принятие строевой стойки при отдачи, получении приказания, при, обращении военнослужащих друг к другу. За­кончив показ, командир размыкает отделение и дает возможность солдатам принять положе­ние строевой стойки, а сам проверяет каждо­го обучаемого, добиваясь устранения допущен­ных им ошибок. Затем командир приступает к разучиванию строевой стойки по элементам.

Если большинство солдат отделения допус­кает ошибки, командир приступает к прак­тическому изучению приема с помощью подго­товительных упражнений. Для этого солдаты отделения в разомкнутом одношереножном строю становятся на линию строевой площад­ки. Командир отделения показывает первое подготовительное упражнение — «Развертыва­ние носков по линии фронта на ширину ступ­ни». Дает солдатам возможность выполнить в течение двух-трех минут это подготовитель­ное упражнение, а сам следит за положением носков сапог. После этого командир присту­пает к тренировке.

Выполнение этого подготовительного упраж­нения осуществляется по команде «Носки све­сти, делай—РАЗ, носки развести, делай — ДВА, носки свести, делай — РАЗ» и т. д.

Подавая команды, командир отделения сле­дит за шириной разведения носков и указы­вает на допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз выпол­няется под общую команду, затем командир отделения проверяет выполнение упражнения каждым солдатом. После этого он приказы­вает еще раз приступить к самостоятельной тренировке. Выполнять упражнение нужно по несколько раз и только после этого проверять, не отклонились ли носки от линии. Во время самостоятельной тренировки командир отде­ления и командир взвода проверяют поочеред­но каждого обучаемого и добиваются устране­ния допущенных ими ошибок.

После одиночной тренировки командир от­деления может перейти к по парной трениров­ке, для чего производит расчет в отделении на первый и второй и командует: «Первые номера налево, а вторые напра-ВО», затем «Первые номера проверяют, вторые выпол­няют — к по парной тренировке — ПРИСТУ­ПИТЬ», а сам следит за тренировкой, исправ­ляет ошибки, допускаемые обучаемыми, и пе­риодически меняет тренирующихся и контро­лирующих.

Затем командир отделения показывает вто­рое подготовительное упражнение — припод­нимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же после­довательности, как и предыдущее. Командир разъясняет солдатам, что, начиная это упраж­нение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с при­поднятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подо­брать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращен­ные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпу­са несколько вперед, необходимо припод­няться на носки (рис. 4, о), а затем, не изме­няя наклона корпуса, опуститься на всю ступ­ню (рис. 4, б).

строевые приемы и движение без оружия. - student2.ru

Рис. 4. Изучение строевой стойки по элементам:

а — проверка правильности положения корпуса; б — положение корпуса при строевой стойке; в — отличие строевой стойки от положения «вольно».

Разучивание этого подготовительного уп­ражнения производится по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развер­нуть, корпус тела подать вперед, делай — РАЗ, принять первоначальное положение, делай — ДВА». Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучаемый в отделении (рас­чете, экипаже) не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стой­ке от положения в свободном состоянии.

Для показа отличия этих положений необ­ходимо использовать зеркало или располо­жить одну шеренгу против другой, а затем подать команду «Первые номера — стоять вольно, вторые номера — грудь приподнять». Такая же команда повторяется для первых номеров, а вторые номера стоят в положении «вольно». Проделав несколько раз это упраж­нение, военнослужащие наглядно убедятся в отличии положения строевой стойки от поло­жения «вольно» (рис. 4, в).

При отработке второго подготовительного упражнения командир отделения показывает, как обучаемые должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правиль­ность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, по­смотреть вниз перед собой. При правильном положении головы военнослужащий должен видеть на плацу самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным. Ко­мандир обращает внимание солдат на то, что при правильной строевой стойке грудь всегда находится несколько впереди подбородка.

Отработав подготовительные упражнения, командир отделения (расчета, экипажа) при­ступает к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО» или другие ко­манды, например: «Два шага вперед (назад), шагом — МАРШ», «Рядовой Петров. Шаг вперед, шагом — МАРШ» и т. д.

Для проверки правильного выполнения строевой стойки необходимо в ходе трениров­ки приказать солдатам подняться на носки. Если строевая стойка была принята правиль­но, то все солдаты отделения легко, без на­клона вперед выполнят команду. Можно про­верить правильность строевой стойки подня­тием носков. Командир подает команду «Под­нять носки, делай — РАЗ». Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут.

Научив принимать строевую стойку по раз­делениям, командир тренирует солдат в вы­полнении приема в целом, для чего подает ко­манды, например: «Отделение, в одну шерен­гу— СТАНОВИСЬ» или «Отделение — СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а командир сле­дит за их действиями и добивается устране­ния допущенных ими ошибок.

После того как обучаемые научатся прини­мать строевую стойку, командир учит их вы­полнять команды «Вольно» и «Заправиться». Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно».

По команде «Вольно» следует стать свобод­но, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внима­ния и не разговаривать.

По команде «Заправиться» разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свобод­но, поправить оружие, обмундирование и сна­ряжение, негромко разговаривать.

При необходимости выйти из строя надо получить разрешение своего непосредственного начальника; курить можно только с раз­решения старшего командира.

Закончив показ и объяснение, как выпол­няются эти команды, командир приступает к обучению. С этой целью производит различ­ные построения, подавая команды, например: «Отделение — РАЗОЙДИСЬ», «Отделение, в одну шеренгу — СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д.

Обучаемые по команде «Становись» зани­мают свое место в строю, принимают строевую стойку, а командир проходит перед строем и проверяет ее выполнение. Убедившись, что обучаемые приняли строевую стойку правиль­но, подает команду «ВОЛЬНО» и следит, как она выполняется.

Сделав замечания тем, кто неправильно вы­полнил команду «Вольно», и подав ее несколь­ко раз для тренировки, учит выполнять коман­ду «Заправиться». Так, подавая неоднократно команды «СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗА­ПРАВИТЬСЯ», командир добивается пра­вильного и четкого их выполнения. В даль­нейшем навыки в выполнении строевой стойки и действия по командам «Вольно» и «Запра­виться» совершенствуются на всех занятиях.

В конце занятия командиры подразделений должны дать оценку каждому военнослужа­щему за выполнение строевой стойки. С этой целью командир отделения проверяет и оце­нивает правильность строевой стойки у каж­дого солдата.

При обучении курсантов необходимо после отработки строевой стойки дать им практику в обучении подчиненных. Ошибки курсантов руководителей в методике проведения занятия и неправильной трактовке Строевого устава должны немедленно устраняться с показом им правильных приемов и действий.

Повороты на месте.

Командир отделения объясняет, что поворо­ты на месте выполняются одиночными воен­нослужащими на всех занятиях, при подходе к начальнику и отходе от него, а также при постановке в строй л подразделениями как на занятиях, так и во время построений и пере­движений.

Обучение поворотам на месте начинается после отработки строевой стойки, так как только на ее основе можно правильно освоить эти приемы. При этом вначале необходимо отработать повороты направо, налево (на 1/4 круга) и кругом (на 1/2 круга), а затем повороты пол-оборота направо и пол-оборота налево (3/8 круга).

Для обучения поворотам на месте коман­дир выстраивает отделение по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с ин­тервалом четыре шага) и, выйдя на середину строя, показывает поворот в целом в устав­ном темпе.

Показывая прием по разделениям, поясняет, что поворот кругом и налево производится в сторону левой руки на левом каблуке и пра­вом носке, а поворот направо — в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке. Все повороты выполняются на два счета. По первому счету надо повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счету крат­чайшим путем приставить другую ногу.

Для четкого и красивого поворота на месте необходимо перенести тяжесть тела на ту но­гу, в сторону которой делается поворот, с од­новременным рывком корпуса в сторону пово­рота и сильным упором на носок противопо­ложной ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. После этого командир показывает прием в медленном темпе с одновременным разъяснением порядка действий по предвари­тельной и исполнительной командам. Поворот направо разучивается по разделениям на два счета.

Показав прием по разделениям, командир отделения командует: «Направо, по разделени­ям, делай — РАЗ, делай — ДВА».

Командир отделения следит за тем, чтобы обучаемые по первому счету, резко повернув­шись в сторону правой руки на правом каблу­ке и на левом носке, сохраняли положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгиба­ли ног в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу (рис. 5, а). Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы пос­ле окончания поворота носки оказались раз­вернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке.

При неправильном или нечетком выполне­нии элемента по счету «раз» подается команда «ОТСТАВИТЬ».

По счету «делай — ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене.

Разучив с отделением поворот направо по разделениям, командир приступает к разучи­ванию его в целом. Для этого он подает коман­ду «Напра-ВО» и сопровождает ее подсчетом вслух: «РАЗ, ДВА».

строевые приемы и движение без оружия. - student2.ru

Рис. 5. Положение ног при повороте: а — направо; б — налево, в — кругом.

Изучение приема можно продолжать под счет вслух самих обучаемых или под барабан.

При изучении поворота необходимо обра­тить внимание на то, чтобы он выполнялся не только с помощью ног, но и с помощью рез­кого движения корпусом в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки.

Закончив тренировку в выполнении поворо­та направо, командир отделения сначала пока­зывает в целом, а затем по разделениям пово­рот налево. Поворот налево также выполня­ется на два счета.

По команде «Налево, по разделениям, де­лай— РАЗ» обучаемые должны повернуться на левом каблуке и на правом носке, перенес­ти тяжесть тела на левую ногу, сохраняя пра­вильное положение корпуса, не сгибая ног в коленях и не размахивая во время поворота руками (рис. 5, б). По счету «делай — ДВА» правую ногу надо кратчайшим путем приста­вить к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.

После показа и пояснения поворота налево в такой же последовательности проводится тренировка в выполнении этого поворота.

Изучив с отделением поворот налево, ко­мандир отделения переходит к изучению по­ворота кругом. Он показывает прием в це­лом, затем по разделениям на два счета. Да­лее командир отделения поясняет, что поворот кругом выполняется по команде «Кру-ГОМ» так же, как поворот налево, с той лишь раз­ницей, что разворот корпуса делается на 180° (рис. 5, в).

По команде «Кругом, по разделениям, де­лай — РАЗ» надо резко повернуться на левом каблуке и на правом носке, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед. При повороте кругом также не допускается размахивание руками вокруг корпуса. По счету «делай — ДВА» надо кратчайшим путем приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развер­нуты на ширину ступни.

Добившись правильного выполнения прие­ма по разделениям, следует перейти к трени­ровке обучаемых в выполнении поворота кру­гом в целом.

При обучении повороту кругом командир отделения должен внимательно следить за тем, чтобы солдат не срывал преждевременно с места сзади стоящую ногу, а при повороте не допускал колебания корпусом и размахи­вания руками.

Тренировка в поворотах направо, налево, кругом проводится самостоятельно, попарно и в составе отделения до полного усвоения.

Если солдат выполняет поворот или его эле­мент неправильно, командир отделения подает команду «ОТСТАВИТЬ», указывает на ошиб­ку и подает команду на повторение.

Если солдат повторяет ошибку, то коман­дир отделения выводит его из строя, показы­вает ему ошибку, подает команды, обучает его, устраняя в процессе выполнения команды все неправильные действия.

Находящиеся в это время в строю выпол­няют прием по командам командира вместе с обучаемым. По окончании обучения солдата, допустившего ошибку, командир отделения приказывает ему встать в строй и вызывает для обучения очередного солдата из строя.

При выполнении поворотов на месте ха­рактерны следующие ошибки: преждевременный поворот корпуса по предварительной ко­манде, сгибание ног в коленях, размахивание руками при повороте, наклонение головы вниз, опускание груди или выпячивание живота, от­клонение корпуса назад, поворот не на каблу­ке, а на всей ступне, при повороте кругом не­полный разворот, приставление ноги не крат­чайшим путем и при этом качание корпуса.

В ходе обучения командир совершенствует свою строевую выучку, поэтому он, подавая команды личному составу, сам образцово вы­полняет приемы.

Во время занятий с курсантами учебных частей (училищ) в целях развития у них ко­мандирских и методических навыков целесо­образно поочередно ставить их в роль обу­чающего.

Движение строевым шагом.

Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемов, выполнение которого требует от обу­чаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног.

Строевой шаг применяется при прохожде­нии подразделений торжественным маршем, при отдании ими чести в движении, при подходе военнослужащего к начальнику и отходе от него, при выходе из строя и возвращении в строй, а также на строевых занятиях.

Последовательность обучения движению строевым шагом рекомендуется следующая:

— тренировка в движении руками;

— тренировка в обозначении шага на месте;

— тренировка в движении строевым шагом на четыре счета;

— тренировка в движении строевым шагом на два счета;

— тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (со скоростью 50—60 ша­гов в минуту);

строевые приемы и движение без оружия. - student2.ru

Рис. 6. Показ положения рук при движении строевым шагом.

— тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе по разметке строевой пло­щадки;

— общая тренировка в движении строевым шагом по плацу без разметки;

— прием зачетов.

Рассказав о применении строевого шага, командир приступает к его разучиванию с от­делением. Обучение движению строевым ша­гом, как и каждый новый прием, следует на­чинать с образцового показа и пояснения.

Разучивать строевой шаг рекомендуется по элементам, применяя для этого подготови­тельные упражнения.

Показав движение строевым шагом в це­лом, командир отделения показывает по разделениям первое подготовительное упражне­ние— движение руками (рис. 6), а затем по­дает команду «Движение руками, делай — РАЗ, делай — ДВА». По счету «делай— РАЗ» солдаты должны согнуть правую руку в лок­те, производя движение ею от плеча около те­ла так, чтобы кисть руки поднялась на шири­ну ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в пле­чевом суставе. Пальцы рук должны быть по­лусогнуты, а локоть правой руки слегка при­поднят. По счету «делай — ДВА» обучаемые должны произвести движение левой рукой вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа.

После каждого счета командир задержи­вает положение рук обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки. При неправильном выполнении приема большинством солдат от­деления он подает команду «ОТСТАВИТЬ», а если ошибки допускает лишь один солдат, подает команду, например, «Рядовой Ива­нов — ОТСТАВИТЬ».

После разучивания подготовительного уп­ражнения для рук по разделениям по коман­дам командира можно перейти к обучению под счет самих солдат или под барабан. Для усложнения этого упражнения к нему в последующем добавляется обозначение шага на месте (рис. 7).

Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, шагом — МАРШ». По этой команде солдаты поднимают ногу на 15 — 20 см от земли и ставят ее на землю на всю ступню.

строевые приемы и движение без оружия. - student2.ru

Рис. 7. Разучивание движения рук с одновременным обозначением шага на месте.

Для отработки подготовительного упражне­ния для рук с шагом на месте командир от­деления подает команду «Движение руками с шагом на месте, делай — РАЗ, делай — ДВА». В период тренировки особое внимание обращается на правильное движение и поло­жение рук.

После усвоения правильного положения рук при шаге на месте командир отделения при­ступает к изучению следующего подготовительного упражнения — движения строевым шагом по разделениям на четыре и на два счета.

Показав подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, командир раз­мыкает отделение на четыре шага и, повернув его направо, командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом — МАРШ». После команды «Марш» считает: «РАЗ, два, три, четыре; РАЗ, два, три, четыре» и т. д. Счет «раз» произносится громко.

По предварительной команде «Шагом» сол­даты отделения подают корпус несколько впе­ред, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивость (рис. 8, а). По исполнительной команде «Марш» и по счету «раз» они начинают движение с левой ноги, полным шагом, вынося ногу вперед с оттяну­тым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 15—20 см от земли (рис. 8, б), и ставят ее твердо на всю ступню, отрывая в то же время от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пят­ке левой ноги (рис. 8, б). Одновременно с ша­гом обучаемые делают движение правой ру­кой вперед, а левой назад до отказа (как бы­ло указано в первом подготовительном упраж­нении) и стоят на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли. По счету «два, три, четыре» де­лают выдержку, устраняя в это время допу­щенные ошибки.

По следующему счету «раз» повторяется движение с правой ноги, а по счету «два, три, четыре» снова выдержка и т. д.

После отработки подготовительного упражнения на четыре счета командир отделения повторяет это же движение на два счета для чего подает команду «Строевым шагом, по разделениям на два счета, шагом —МАРШ» и считает: «раз, два; раз, два» и т. д. Под счет «раз» выполняется шаг вперед, под счет «два» — выдержка.

строевые приемы и движение без оружия. - student2.ru

Рис. 8. Движение строевым шагом:

а — положение перед началом движения; б — начало движения (первый шаг); в — положение по окончании первого шага.

Если солдаты отделения допускают ошибки, следует повторить еще раз упражнение на че­тыре счета. Затем командир отделения при­ступает к обучению движения строевым ша­гом с темпом 50—60 шагов в минуту с по­следующим наращиванием темпа движения до 110—120 шагов в минуту. Для исправления ошибок рекомендуется с полного темпа дви­жения строевым шагом снова перейти к дви­жению по разделениям на четыре или два счета. В ходе тренировки отделения в выпол­нении приема в целом необходимо строго вы­держивать темп движения 110—120 шагов в минуту.

Командир отделения, находясь в середине строевой площадки, подает необходимые ко­манды. Если он замечает общую ошибку, то останавливает отделение, поворачивает его налево и, показав, как надо делать, продол­жает тренировку. Если допускает грубую ошибку лишь один солдат, командир отделе­ния отводит его на шаг в сторону, становится с ним рядом и на ходу исправляет ошибку.

Обучение по разделениям и в целом может проводиться по командам и под счет команди­ра, самостоятельно под счет обучаемых, а также под барабан.

При обучении движению строевым шагом необходимо добиться, чтобы солдаты при дви­жении не раскачивались из стороны в сторо­ну. Причина раскачивания — неправильная постановка ног при движении: вместо того, чтобы ставить ноги внутренней частью стопы по оси движения, ставят их в стороны, при этом центр тяжести тела с каждым шагом смещается то вправо, то влево.

Если солдат при движении строевым шагом как бы подпрыгивает, ему надо указать на его ошибку и потребовать, чтобы он переносил тяжесть тела с ноги на ногу равномерно а не рывками. Нельзя допускать при движении, заноса одной ноги за другую.

Впоследствии перейти к тренировке движения строевым шагом в строю отделений (взвода).

По окончании обучения движению строевым шагом командир отделения принимает зачет от каждого обучаемого.

Курсантам может быть рекомендована тре­нировка под свой счет. Назначение курсантов поочередно командирами отделений будет способствовать выработке командного языка и методических навыков.

Перед изучением поворотов в движении це­лесообразно отработать движение шагом и бегом, изменение скорости движения, прекращение движения.

Нормальная скорость движения шагом 110 — 120 шагов в минуту. Размер шага 70—80 см. Нормальная скорость движения бегом 165— 180 шагов в минуту. Размер шага 85—90 см. Движение бегом начинается по команде «Бегом — МАРШ».

При начале движения бегом с места обу­чаемый по предварительной команде должен слегка подать корпус вперед, руки полусогнуть, отвести локти несколько назад, а по исполнительной команде начать бег с левой ноги, производя руками свободные движения вперед и назад в такт бега.

Обучение бегу начинается с показа и освое­ния его техники в медленном темпе. Показывая технику бега, командир обра­щает внимание на положение корпуса и движение рук, толчок ногой, вынос ее вперед и постановку на землю. После показа обучае­мые по команде командира бегут в колонне по одному вокруг строевой площадки, со­блюдая дистанцию четыре-шесть шагов. Ко­мандир, находясь в центре, наблюдает за их бегом, следя за правильностью выполнения отдельных элементов техники бега, указы­вая на ошибки и требуя их устранения.

Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки надо полу­согнуть, отведя локти несколько назад. Ис­полнительная команда подается командиром одновременно с постановкой солдатом левой ноги на землю. По этой команде он делает правой ногой очередной шаг и с левой начи­нает движение бегом с нормальной скоростью.

Для перехода с бега на шаг подается ко­манда «Шагом — МАРШ». Исполнительная команда подается одновременно с постанов­кой правой ноги на землю. По этой команде надо сделать еще два шага бегом и с поста­новкой левой ноги на землю начать движение шагом.

При необходимости перейти с движения ша­гом (бегом) к шагу (бегу) на месте подается отрывисто и четко команда «НА МЕСТЕ». Командир перед строем показывает шаг на месте в целом и по разделениям с объясне­нием: шаг на месте обозначается поднима­нием и опусканием ног; ногу надо поднимать на 15—20 см от земли и ставить ее на землю с передней части ступни на весь след; руками производить движение в такт шага. После этого он приступает к обучению.

Обучение шагу на месте производится по разделениям на два счета. «Делай — РАЗ»— поднять левую ногу на 15—20 см от земли, правой рукой при этом произвести движение так, чтобы кисть ее поднялась выше пряжки пояса (поясного ремня) на ширину ладони и на расстояние ширины ладони от тела; левой рукой — назад до отказа в плечевом суставе. По счету «Делай — ДВА» — левую ногу по­ставить на землю с передней части ступни на весь след. Руки опустить, кисти сбоку и посредине бедер.

Повторяя команду, отрабатываются попе­ременно описанные положения правой и ле­вой ноги (руки). При этом особое внимание обращается на положение рук и соблюдение строевой стойки. Если обучаемый при выпол­нении приемов допускает ошибки, то обучение следует продолжать до устранения отме­ченных недостатков.

Тренировка проводится по команде «На ме­сте шагом — МАРШ». При переходе с шага на месте к движению шагом одновременно с постановкой левой ноги на землю (при шаге на месте) подается команда «ПРЯМО». По этой команде обучаемый делает еще один шаг на месте и с левой ноги начинает движение полным шагом.

По команде «На месте бегом — МАРШ» обучаемый выполняет бег на месте, ставя но­ги на переднюю часть ступни и производя движение руками в такт бега.

По команде «ПРЯМО», подаваемой одно­временно с постановкой в

Наши рекомендации