Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Конституция — основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
В Конституции РФ изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).
Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства».
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6, п. 2).
Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции РФ. Все положения главы составляют основы правового статуса личности в стране и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмотрим некоторые статьи этой главы.
Конституция РФ
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (отрывки)
Статья 17
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 43
Каждый имеет право на образование,
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 59
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Статья 60
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»(принят в 1994 г.).
Данный Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В главе IV закона определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (см. с. 23) и социальная защита пострадавших.
В главе V определен порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Закон Российской Федерации «О безопасности»(принят в 1992 г.).
В законе закреплена правовая основа обеспечения безопасности личности, общества и государства. Определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.
В законе определены основные элементы системы безопасности, основные функции системы безопасности, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности.
Определен статус Совета Безопасности РФ, его состав и основные задачи и другие вопросы.
Федеральный закон «О пожарной безопасности»(принят в 1994 г.).
В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Определен порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.
Федеральный закон «Об обороне»(принят в 1996 г.).
Закон определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Законом определены права и обязанности граждан РФ в области обороны (ст. 9):
«Граждане Российской Федерации: 1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом; 2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; 3) могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны; 4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, установленном Правительством РФ».
Определены права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны (ст. 10):
«Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:
проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны».
==============================================================
ЛЕКЦИЯ№ 29
Тема 3.3.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). (6 часов)
- Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. (1час)
- Определение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. (1 час)
Полномочия органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают, в соответствии с федеральными законами, нормативно- правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучают население способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;
осуществляют сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
Органы местного самоуправления имеют полномочия самостоятельно: осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучать население способам защиты и действиям в этих ситуациях;
принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий и организовывать их проведение;
осуществлять сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживать общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств - обращаться за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
создавать постоянно действующие органы управления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организации отвечают за:
планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях;
обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставление информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оповещение работников об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.