Выполнение комплекса сердечно-легочной реанимации

ЗАПОМНИ! Если реанимацию проводит один спасатель, то на каждые 15 надавливаний на грудину делают 2-3 вдоха ИВЛ.

Такое соотношение позволит предельно экономить собственные силы и в то же время - достаточно эффективно поддерживать жизнь в умирающем.

И тем не менее один человек вряд ли сможет проводить реанимацию более 10-15 минут, а по уже сложившимся нормам оживление следует продолжать по крайней мере 20-30 минут (даже при очевидных признаках неудачи).

ЧТО ДЕЛАТЬ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА, КОТОРЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОПАДАЕТ В ЖЕЛУДОК?

Через каждые пять вдохов ИВЛ надавливать на живот пострадавшего.

ЗАПОМНИ! Для эффективности реанимации нужны помощники.

Оптимальное число участников реанимации - три человека.

Именно в таком количестве они не будут мешать друг другу, и в то же время не возникнет проблемы нехватки рук.

Участники смогут подменять друг друга, а главное - быстро найдут взаимопонимание, которое так необходимо в подобной ситуации.

От того, насколько четко и правильно будут согласованы их действия, зависит успех реанимации.

ЗАПОМНИ! Именно ты должен первым приступить к непрямому массажу сердца.

Во-первых, это наиболее сложная и ответственная манипуляция, неправильное выполнение которой приведет к непоправимым осложнениям.

Во-вторых, хотя это и тяжелый физический труд, по человеку, выполняющему непрямой массаж сердца, удобнее согласовывать и контролировать действия всех остальных участников.

Если помощник, прижавшись к губам пострадавшего, начал проводить вдох ИВЛ, а ты в этот момент надавил на грудину, то мало того, что пациент не получит спаситель­ного объема воздуха, ты еще и потеряешь своего партнера. Не каждый сможет продолжать ИВЛ после того, как воздух из умирающего попа­дет к нему в рот.

ЗАПОМНИ! При непрямом массаже сердца после каждого пятого надавливания необходимо четко давать команду: "Вдох!". В момент вдоха следует сделать паузу на 3-4 секунды.

Во время паузы ты получаешь прекрасную возможность убедиться в эффективности сделанного вдоха по движению грудины.

ЗАПОМНИ! Если грудная клетка не приподнялась, нужно заставить помощника сделать повторный вдох.

В свою очередь, твой помощник, проводящий ИВЛ, в паузах между вдохами контролирует эффективность непрямого массажа сердца: следит за реакцией зрачков и пульсацией на сонной артерии.

ЗАПОМНИ! Третий участник реанимации должен постоянно надавливать кулаком на живот пострадавшего.

Сильное давление на околопупочную область значительно затруднит прохождение крови по брюшному отделу аорты, что практически исключит из кровообращения нижние конечности и органы малого таза.

Сократив круг кровообращения почти на треть, можно добиться более полноценного кровоснабжения головного мозга и жизненно важных органов.

ОПТИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ РЕАНИМАЦИИ -ТРИ ЧЕЛОВЕКА.Именно такой состав решает проблему нехватки рук, и в то же время они не будут мешать друг другу.

ЗАПОМНИ! Третий помощник должен стать твоим преемником в проведении непрямого массажа сердца.

Выполняя наиболее легкую часть работы и имея возможность наблюдать за твоими действиями, он быстро обучится технике непрямого массажа сердца и подменит тебя.

Участники реанимации должны перемещаться по схеме: непрямой массаж сердца - ИВЛ - давление на живот - непрямой массаж сердца.

Допустим, что действия твоей команды спасателей привели к успеху -при очередном надавливании на гру­дину ты ощутил под ладонью удары сердца.

Только одно это способно вызвать настоящий восторг. А если через несколько секунд у пострадавшего часто задрожали веки и он открыл глаза - вряд ли когда-либо еще ты испытаешь такие минуты счастья. Но, к сожалению, мы обязаны предупредить тебя, наш дорогой читатель, еще об одной опасности.

КТО И КАК ДОЛЖЕН КООРДИНИРОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ?

· Тот человек, который приступил к непрямому массажу сердца:

· Дает команду: "Вдох»

· Контролирует эффективность проведения вдоха ИВЛ.

· Руководит перемещением партнеров во время реанимации.

Кома и обморок

Зачастую несчастные случаи в результате происшествий заканчиваются смертью пострадавшего не столько из-за тяжести повреждений, сколько из-за безграмотности действий оказавшихся рядом людей.

Представим такую картину: юноша увидел свою Джульетту на противоположной стороне улицы в толпе на троллейбусной остановке.

Летящий на крыльях любви Ромео, само собой разумеется, не обратит внимания на приближающийся троллейбус.

В свою очередь, троллейбусы давно стали одним из самых опасных видов транспорта для рассеянных горожан.

Бесшумный ход и спокойная серо-голубая окраска позволяют им буквально подкрадываться к беспечному пешеходу.

Вот и нашего Ромео сбил троллейбус на глазах многих людей. Удар оказался таким сильным (силу удара в данном случае определяет не столько скорость, сколько колоссальная масса троллейбуса), что юноша, отлетев на несколько метров, упал лицом в дорожную грязь.

Толпа тут же плотным кольцом об­ступила лежащего, многим даже приходится вставать на цыпочки, чтобы разглядеть тело. Но, как это очень часто бывает, никто не решается по­дойти к юноше первым.

Психология человека в толпе хорошо известна: все стоят и ждут -кто же осмелится выйти, и я жду. Чем это я лучше других? Почему именно я? Ведь есть же милиция и "Скорая помощь", которые обязаны этим заниматься. Это страшная пси­хология.

Те же люди, что побоялись или просто не захотели сделать хоть один шаг к пострадавшему, будут осуждать и оговаривать даже профессиональ­ные действия специалистов. Более того, их нелепые советы очень часто отвлекают и вносят полнейшую не­разбериху.

Первыми бросаются на помощь те, кто обладает большим личным муже­ством и человеколюбием. Но, к сожалению, у этих людей не всегда оказывается достаточно опыта и знаний, и их действия приносят больше вреда, чем пользы. Чаще всего это быва­ет сердобольная старушка. Уверенная в своем большом жизненном опыте, она перевернет несчастного на спину, оботрет ему лицо от дорожной грязи и обязательно подложит под голову либо свою авоську, либо свернутый валиком плащ или пальто.

При этом она сразу поспешит про­информировать толпу: "Сердешный, кажись, дышит, но вроде как без сознания. А кровь у него, похоже, из носу течет".

И все вздохнут с облегчением: "Раз дышит - значит, жив! Кровотечение? - Так вон бабулька платком нос утирает. А самое главное, теперь этот парень так удобно лежит на мостовой, что "скорую" можно ждать хоть целый час".

И у кого-то даже может возникнуть чувство умиления при виде того, как уютно покоится голова юноши на этой импровизированной подушке.

ЗАПОМНИ! Когда под голову пострадавшего подкладывают подушку, то происходит самое настоящее убийство.

Понятие о черепно-мозговой травме и коматозном состоянии

Чтобы понять этот чудовищный парадокс, вернемся к началу нашей истории: молодой человек сбит троллейбусом; он неподвижно лежит на дороге; его переворачивают на спину, выясняют, что он еще дышит, видят окровавленное лицо...

Такой информации достаточно для безошибочного вывода - пострадавший находится без сознания: он не пытается подняться из грязи и не реагирует на вопросы и реплики окружающих.

Это дает основание заподозрить черепно-мозговую травму - ушиб или сотрясение головного мозга, внутричерепное кровоизлияние из поврежденных мозговых сосудов или по­вреждение мозговой ткани обломками костей черепа.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВУЮ ТРАВМУ?

• Когда пострадавший без сознания.

• В случаях падения или нанесения удара по голове.

• При наличии ссадин или ран на голове.

• Даже при кратковременной потере сознания и жалобах на подташнивание или рвоту после получения травмы.

Как правило, черепно-мозговая травма сопровождается потерей сознания, или так называемой мозговой комой.

Внешне кома напоминает глубокий сон (греч. кота - глубокий сон).

Но вот беда - разбудить такого спящего практически невозможно: он не реагирует ни на сильные звуковые, ни на болевые раздражители.

Самое страшное заключается в том, что в зависимости от глубины комы резко снижается тонус подъязычных мышц и мягкого неба - вот главная опасность бессознательного состояния.

ЗАПОМНИ! В положении лежа на спине происходит западание языка, который настолько плотно прилипает к задней стенке глотки, что полностью блокирует доступ воздуха в легкие.

Наступает механическая асфиксия. В современной медицине этот термин означает удушение, хотя древние греки трактовали его как отсутствие пульса и признаков жизни (греч. а -отрицание, sphixis - пульс).

ЗАПОМНИ! В подавляющем большинстве случаев пострадавшие погибают от удушения собственным языком.

Обычно это удел людей с толстой короткой (бычьей) шеей. Обладателям длинной (лебединой) шеи может повезти несколько больше - корень языка не достанет задней стенки глотки и не прилипнет к ней.

В состоянии комы язык начнет играть роль подвижного инородного тела, которым пострадавший будет периодически давиться.

Резко сниженный тонус мягкого неба и небной занавески заставит их вибрировать при дыхании и издавать звуки знакомого всем храпа.

Вот почему коме так часто сопутствует так называемое захрапывающее дыхание с различными по тембру хрипами и сипом на вдохе.

При этом в акт вдоха вовлекаются вся мимическая мускулатура лица, мышцы шеи и большая часть мышц грудной клетки, которые обычно не участвуют в дыхании.

Во время каждого такого вдоха широко открывается рот и напрягается все тело. Человек становится похожим на большую рыбу, выброшенную на берег.

Подобный тип дыхания называют стридорозным (лат. stridor - сипение, свистение, шипение). Именно эти звуки чаще всего возникают при прохождении воздуха через резко суженный просвет дыхательных путей: будь то западание языка, ларингоспазм (спазм голосовой щели) или попадание инородных тел.

Наши рекомендации