Определение понятий: национальная безопасность, национальные интересы России
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов среднего специального образования
лечебного, фармацевтического факультетов
по направлению подготовки «Сестринское дело», «Фармация»
по дисциплине:
«Безопасность жизнедеятельности».
ТЕМА № 2.1
«Национальная безопасность: Роль России в мировом сообществе»
Обсуждено на заседании
кафедры МПЗ НГМУ
« 30 » августа2016 г.
Протокол №_8
г. Новосибирск
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
| |||||||||||||||||||||
Введение.
За последние 20 лет система международных отношений претерпела значительные изменения. Причиной этому явилось крушение СССР в конце 20 века. Правящие круги Запада после победы в «холодной войне» устремились к установлению Нового мирового порядка, смыслом которого является глобализация под их началом.
В этой связи современный мир вошел в череду напряженных конфликтов и кровопролитных войн. Наряду с несомненным доминированием Запада и его оплота США в мире вызревают новые мощные силы, которые начинают составлять серьезную конкуренцию претенденту на мировое господство. Это не является случайным, так как реализуемая Западом концепция глобализации несет мировому сообществу невиданный тоталитаризм, характеризующийся захватом сырьевых ресурсов и собственности всех стран, стиранием этно-цивилизационных различий народов, осуществлением безраздельного контроля поведения, как отдельных людей, так и целых народов.
На этом пути претендентом на мировое господство попираются договоренности, принятые после второй мировой войны, активно используются изощренные способы подрывных действий, а также традиционные формы военной агрессии в отношении непокорных народов. Роль международных институтов, в том числе СБ ООН, призванных обеспечивать мир и стабильность в мировом сообществе, всячески принижается. При решении острых вопросов мировой политики действует система двойных стандартов.
Военные расходы Запада беспрецедентно растут, значительно превысив уровень периода холодной войны. На вооружение принимаются новые образцы на новых физических принципах, гонка вооружений распространяется на около космическое пространство, нарушается военный паритет между государствами.
Таким образом, запущен опасный процесс ликвидации существующей системы международной безопасности. На смену ей приходит система отношений, основанная на праве сильного.
Угрозы национальной безопасности РФ
В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности, с учетом состояния отечественной экономики, несовершенства системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политической поляризации российского общества и криминализации общественных отношений, роста организованной преступности и увеличения масштабов терроризма, обострения межнациональных и осложнения международных отношений в настоящее время выделяют широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасностиРоссийской Федерации.
Вопрос.
Основные направления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Генеральная Ассамблея
Все 193 государства — члены Организации Объединенных Наций представлены в Генеральной Ассамблее — своего рода всемирном парламенте, на заседаниях которого рассматриваются самые насущные проблемы человечества.
Совет Безопасности
Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и может быть созван в любое время дня или ночи при возникновении угрозы миру. Совет состоит из 15 членов. Пять из них — Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция — являются постоянными членами. Остальные 10 членов Совета избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок.
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматривается Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.
Военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет. Может быть блоком, противостоящем НАТО в случае третьей мировой войны.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет. Может быть блоком, противостоящем НАТО в случае третьей мировой войны.
История
15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.
Заключение.
Далеко не всем как внутри страны, так и за ее пределами приемлемо по разным причинам укрепление Российской государственности, становление гражданского общества и духовное развитие русских людей. Реализация концепции национальной безопасности идет сложно. В постоянно меняющемся мире возникают все новые угрозы требующие дополнений и изменений в существующую концепцию. Работа в этом направлении проводится. Неизменными будут оставаться интересы, меняться будут лишь способы их достижения. Для граждан в этом вопросе важно на основе своих выверенных глубоких знаний иметь убежденность, которая и позволяет занимать активную жизненную позицию по противодействию существующим угрозам и обеспечивать лучшее будущее для себя и своих потомков. Естественно процесс познания не может быть ограничен сегодняшним изучением данной темы. На это уходят многие годы сознательной жизни, глубокие размышления и титанический труд у самых способных сограждан. Знание особенностей современных войн и конфликтов, а также видов и поражающих факторов средств вооруженной борьбы, сможет помочь медицинским специалистам ряда специальностей лучше представлять себе особенности боевой травмы, механизм ее возникновения и указать дальнейшее направление развития медицинской науки, направленной на спасение жизни людей пострадавших в войнах и вооруженных конфликтах.
Контрольные вопросы.
1. Определения понятий «национальная безопасность Российской Федерации», «национальные интересы России».
2. Содержание понятия «национальные интересы России».
3. Основные внутренние угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
4. Основные внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
5. Основные задачи в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
6. Основные направления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
7. Военная доктрина Российской Федерации: определение и содержание понятия, нормативно-правовая база.
8. Основные внешние угрозы военной безопасности Российской Федерации.
9. Основные внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации.
10. Основные направления государственной политики в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
11. Основные значимые элементы современной системы
международных отношений.
12. ООН (Организация Объединенных Наций) – предназначение, количество стран входящих в ООН, штаб квартира.
13. СНГ – предназначение, количество стран входящих в состав СНГ, штаб-квартира.
14. НАТО- предназначение, количество стран входящих в НАИО, штаб квартира.
15. ШОС – предназначение, количество стран, входящих в ШОС, штаб-квартира.
16. Главная цель развития военной организации государства.
17. Основные принципы развития военной организации государства.
18. Главные приоритеты развития военной организации государства.
19. Основные направления развития военной организации государства.
20. Структуру Вооружённых Сил РФ.
21. Основные принципы обеспечения военной безопасности РФ.
22. Цельприменения Вооруженных Сил РФ
23. Определение локальной войны.
24. Опрделение региональной войны.
25. Определение крупномасштабной войны.
26. Обычное оружие, виды обычного оружия.
27. Характеристика и предназначение кассетных и кумулятивных боеприпасов.
28. Характеристика и предназначение бетонобойных боеприпасов. 14.
29. Характеристика и предназначение боеприпасов объемного взрыва,
30. Характеристика и предназначение высокоточного оружия, виды высокоточного оружия.
31. Краткая характеристика ядерного оружия, его предназначение, разновидности ядерного оружия.
32. Поражающие факторы ядерного взрыва.
33. Биологическое (бактериологическое) оружие, его назначение, способы применения.
34. Рецептуры (возбудители) используемые в качестве биологического оружия.
35. Очаг бактериологического заражения. Противоэпидемические мероприятия проводимые в очаге бактериологического заражения.
36. Определение и понятие обсервации и карантина.
37. Нелетальное оружие, его виды.
38. Лучевого оружие, его виды.
39. Геофизическое оружие,
40. Метеорологическое и климатическое оружие.
Литература
1. Мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации. Учебник. Воробьев Ю.Л. – М. 1997.
2. Федеральный закон РФ № 31-ФЗ от 25 февраля 1997 года «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
3. Указ президента РОССИЙСКОЙ Федерации от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
4. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146
"О Военной доктрине Российской Федерации
5. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ века. Золотарев В.А. – М. 2000.
6. Мобилизационная подготовка здравоохранения. Учебное пособие. Под ред. Погодина Ю.И. – М. 2006.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов среднего специального образования
лечебного, фармацевтического факультетов
по направлению подготовки «Сестринское дело», «Фармация»
по дисциплине:
«Безопасность жизнедеятельности».
ТЕМА № 2.1
«Национальная безопасность: Роль России в мировом сообществе»
Обсуждено на заседании
кафедры МПЗ НГМУ
« 30 » августа2016 г.
Протокол №_8
г. Новосибирск
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
| |||||||||||||||||||||
Введение.
За последние 20 лет система международных отношений претерпела значительные изменения. Причиной этому явилось крушение СССР в конце 20 века. Правящие круги Запада после победы в «холодной войне» устремились к установлению Нового мирового порядка, смыслом которого является глобализация под их началом.
В этой связи современный мир вошел в череду напряженных конфликтов и кровопролитных войн. Наряду с несомненным доминированием Запада и его оплота США в мире вызревают новые мощные силы, которые начинают составлять серьезную конкуренцию претенденту на мировое господство. Это не является случайным, так как реализуемая Западом концепция глобализации несет мировому сообществу невиданный тоталитаризм, характеризующийся захватом сырьевых ресурсов и собственности всех стран, стиранием этно-цивилизационных различий народов, осуществлением безраздельного контроля поведения, как отдельных людей, так и целых народов.
На этом пути претендентом на мировое господство попираются договоренности, принятые после второй мировой войны, активно используются изощренные способы подрывных действий, а также традиционные формы военной агрессии в отношении непокорных народов. Роль международных институтов, в том числе СБ ООН, призванных обеспечивать мир и стабильность в мировом сообществе, всячески принижается. При решении острых вопросов мировой политики действует система двойных стандартов.
Военные расходы Запада беспрецедентно растут, значительно превысив уровень периода холодной войны. На вооружение принимаются новые образцы на новых физических принципах, гонка вооружений распространяется на около космическое пространство, нарушается военный паритет между государствами.
Таким образом, запущен опасный процесс ликвидации существующей системы международной безопасности. На смену ей приходит система отношений, основанная на праве сильного.
Определение понятий: национальная безопасность, национальные интересы России
Под национальной безопасностью Российской Федерации - понимают состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;
Национальные интересы Российской Федерации – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;
"угроза национальной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;
Интересы личностисостоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Национальные интересы России:
Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в экономической сфере являются ключевыми;
- во внутриполитической сфере–состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а, кроме того, в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма;
- в социальной сфере –заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа;
- в духовной сфере – состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;
- в международной сфере –заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России, как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами-участниками СНГ и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов;
- в информационной сфере – заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа;
- в военной сфере – заключаются в защите независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства;
- в пограничной сфере – заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации;
- в экологической сфере – заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды;
Важнейшей составляющейнациональных интересов Россииявляется защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.