Эффективность воспитания военнослужащих

Эффективность воспитания военнослужащихследует понимать как достижение планируемого уровня воспитанности военнослужащих в установленные воспитательным процессом сроки.

Уровень воспитанности военнослужащих и воинских коллективов определяется на основе объективных критериев и показателей путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о качествах военнослужащих, воинских коллективов, полученных в результате воспитательного воздействия.

При оценке эффективности воспитания военнослужащих учитываются:

•оценка воспитательной работы, проводимой должностными лицами;

•оценка морально-психологического состояния военнослужащих.

Основными критериями эффективности воспитания военнослужащих выступают следующие.

Степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса, представление воспитателя о системе и конечных целях воспитания; умение ставить конкретные воспитательные задачи на основе целей и добиваться желаемого результата; преемственность задач воспитания; направленность планирования и характер воспитательных мероприятий; умение анализировать и оценивать достижение целей.

Степень развития личностных качеств воспитателя, наличие и степень развития психолого-педагогической культуры, педагогического мастерства и педагогической этики; степень личной дисциплинированности; наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию.

Степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания, использования воспитательного воздействия занятий по боевой и общественно-государственной подготовке, правильной организации повседневной деятельности воинской части (подразделения).

Степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности , знание психофизиологических особенностей личности, знание национальных черт и традиций личного состава, учет условий и результатов воспитания до службы в армии и во время ее, оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи.

Степень развития коллективистских начал в воинских частях (подразделениях): наличие инициативы снизу; подготовленность младших командиров к проведению воспитательной работы с подчиненными; направленность актива, развитость самодеятельных начал у военнослужащих; контроль выполнения общественных заданий и поручений и др.

Степень сплочения воинских коллективов : отношение военнослужащего к коллективу и воинского коллектива к военнослужащему; коллективная оценка поступков и проступков военнослужащих; степень взаимопомощи в коллективе; степень сформированности общественного мнения, традиций, обычаев; место военнослужащего в коллективе.

Степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе : осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспитательной работы; использование воспитательного потенциала общественных организаций и родителей военнослужащих; взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации; личные контакты с самими военнослужащими и др.

Степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания : соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения; уважение к личному и коллективному мнению; степень педагогического сотрудничества и сотворчества; доминирующая тональность во взаимоотношениях; гуманизация военно-служебных взаимоотношений и др.

Степень воспитательного аспекта в организации различных видов воинской деятельности военнослужащих , обеспечивающих развитие активности и творчества субъектов воспитания; создание условий для формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской деятельности; степень вовлечения всех военнослужащих в совместную, коллективную деятельность; осуществление периодической сменяемости видов воинской деятельности; стимулирование инициативы и творчества и др.

Степень рационального использования времени , отводимого на воспитание: способность выделить главное в воспитательной работе; умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания; недопущение шаблонов; участие командиров (начальников), должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней в воспитательном процессе; достижение поставленных целей в установленные сроки.

Для оценки эффективности воспитательной работы, проводимой должностными лицами, необходимо проанализировать и установить следующие.

В информационно-воспитательной работе:

•оказываются ли занятия по общественно-государственной подготовке (гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в военно-учебных заведениях) основной формой информационно-воспитательной работы для военнослужащих;

•в какой степени удается формировать у обучаемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения;

•наличие системы взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным силам, готовности выполнить воинский долг, стремления в совершенстве овладеть военными знаниями и навыками;

•качество проведения конкретных мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета Вооруженных Сил, объективность информации о примерах мужества и героизма военнослужащих;

•проведение воинских ритуалов и мероприятий, посвященных дням воинской славы (победным дням) России, традициям вооруженной защиты Отечества, памятным датам в истории вида, рода войск Вооруженных Сил, военно-учебного заведения;

•соответствие тематики текущего информирования информационным потребностям военнослужащих;

•участие руководящего состава в информировании подчиненных;

•наличие в распорядке дня времени для ежедневного просмотра и прослушивания информационных программ российского радио и телевидения;

•организацию подписки на периодические печатные издания, регулярность их получения и распространение в воинской части (подразделении), военно-учебном заведении;

•отражение в наглядной агитации военной и государственной символики России, боевых традиций, отечественной военной истории, опыта обучения и воспитания военнослужащих.

Состояние информационно-воспитательной работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины:

•эффективность работы должностных лиц воинской части (подразделения), военно-учебного заведения по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, объективность в оценке состояния воинской дисциплины;

•деятельность командования по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, недопущению совершения правонарушений в отношении местного населения, по профилактике преступлений, связанных с хранением и сбытом наркотических средств, а также употреблением наркотиков и спиртных напитков;

•наличие практической помощи должностным лицам воинской части (подразделения), военно-учебного заведения в поддержании правопорядка, укреплении воинской дисциплины, проведении анализа состояния воинской дисциплины и правопорядка, вскрытии причин происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, подготовки выводов и предложений по их профилактике.

Состояние работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины оценивается в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации на «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В военно-социальной работе :

•выступает ли военно-социальная работа составной частью процесса воспитания и какова степень ее соответствия законодательству Российской Федерации, правовым актам Министерства обороны по социальным вопросам;

•деятельность командования воинской части (подразделения), военно-учебного заведения по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

•изучение социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), военно-учебного заведения, выработку предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участие должностных лиц воспитательной работы в их реализации;

•проведение работы по разъяснению правовых актов Министерства обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию военнослужащих;

•своевременность рассмотрения жалоб и предложений;

•проведение юридических консультаций и оказание адресной помощи в случае нарушения социальных прав военнослужащих.

Кроме того, проверяется наличие должностей и укомплектованность специалистами военно-социальной работы.

Цель оценки состояния в этой сфере – определение уровня реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей воинской части (подразделения), военно-учебного заведения.

Состояние военно-социальной работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В психологической работе:

•ее влияние на формирование морально-психологической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению задач в любых условиях обстановки, высокой мотивации к овладению воинской специальностью (профессией), на поддержание здорового морально-психологического климата в воинской части (подразделении), военно-учебном заведении;

•психологический анализ служебной деятельности, учебно-воспитательного процесса и выработку мер по повышению их эффективности;

•изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

•организацию психологической помощи и психологической реабилитации военнослужащих, получивших психическую травму;

•психологическую профилактику нарушений воинской дисциплины, девиантного поведения;

•организацию мероприятий психологического обеспечения караульной и внутренней служб;

•методическое обеспечение занятий по боевой подготовке в интересах формирования психологической устойчивости военнослужащих;

•наличие подразделений психологической помощи и реабилитации, укомплектованность специалистами психологической работы и эффективность их деятельности.

Психологическая работа оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В культурно-досуговой работе:

•организацию и эффективность работы по формированию эстетическими, художественными средствами нравственно-этических и культурных качеств, воспитанию военнослужащих в духе патриотизма, верности военной присяге, воинскому долгу, беззаветной преданности своему народу и Отечеству;

•наличие материально-технической базы культурно-досуговой работы (клуба, библиотеки, музея, читальных залов) и ее использование в культурном обслуживании военнослужащих;

•систему взаимодействия военных учреждений культуры со средствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах культурно-досугового обслуживания военнослужащих;

•уровень работы по приобщению военнослужащих и членов их семей к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству, организацию полноценного досуга курсантов и слушателей в целях поддержания на должном уровне их физического и морально-психологического состояния;

•периодичность демонстрации художественных фильмов, их репертуарно-тематическую направленность в интересах воспитания военнослужащих, посещение театров, музеев, концертных залов, стадионов, других культурно-зрелищных и спортивных учреждений;

•обеспеченность воинской части (подразделения), военно-учебного заведения техническими средствами воспитания, оборудованием по закрепленной номенклатуре, применение технических средств воспитания в воспитательном процессе;

•правильность расходования денежных средств, выделенных на проведение воспитательной работы по соответствующим статьям сметы Министерства обороны.

Состояние культурно-досуговой работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

По специальным методикам определяется и оценивается также морально-психологическое состояние военнослужащих.

Морально-психологическое состояние военнослужащих– это состояние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива (формирования) в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в боевой (служебной) активности военнослужащих, их готовности к боевым действиям.

Оно оценивается в соответствии с требованиями руководящих документов о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В целом для успешного проведения воспитательного процесса в Вооруженных Силах необходимы:

•систематическое изучение морально-психологического состояния личного состава;

•своевременное принятие соответствующего решения по комплексному воздействию на субъект воспитания и постановка задач по его реализации;

•осуществление мониторинга социально-экономического и бытового положения военнослужащих;

•оказание помощи субъектам воспитания всех уровней со стороны соответствующих командиров (начальников), вышестоящих органов военного управления;

•организация и осуществление непрерывного морально-психологического и информационного обеспечения мероприятий боевой подготовки и повседневной жизни;

•повседневное исследование, выявление и активное предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях военнослужащих;

•организация взаимодействия органов военного управления с органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах воспитания военнослужащих;

•эффективное научно-методическое сопровождение функционирования и развития системы воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения;

•совершенствование и внедрение в практику новых образцов и систем технических средств воспитания;

•организация эффективного контроля над воспитательным процессом и оценка состояния объекта воспитания согласно принятым критериям.

Таким образом, воспитание военнослужащих Вооруженных Сил в современных условиях реализуется в практической деятельности и представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитания и направленных на формирование у военнослужащих необходимых морально-боевых и психологических качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.

Необходимость совершенствования системы воспитания военнослужащих продиктована уроками и выводами из опыта проведения контртеррористических операций, выполнения миротворческих задач, анализа военно-политической обстановки в мире, характера современных войн и вооруженных конфликтов.

Одним из путей теоретических и практических обобщений, дальнейшего совершенствования воспитания военнослужащих в современных условиях является изучение богатого опыта развития теории и практики воспитания в различные периоды истории нашей страны.

Контрольные вопросы

1. Что включают научно-методические основы воспитания?

2. Назовите основные структурные элементы воспитательного процесса.

3. Что принято считать основной целью воспитания военнослужащих?

4. Кто выступает субъектом воспитания и почему?

5. Каково соотношение воспитания и самовоспитания?

6. Как определяется эффективность воспитания?

7. Каково ваше место в процессе воспитания?

Рекомендуемая литература

Военная педагогика. М.: ВУ, 1999.

Военная психология и педагогика. М: Совершенство, 1998.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: ВУ, 1995.

Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждена приказом министра обороны № 70 2004 г.

Краткий курс лекций по социальной педагогике. М.: ВУ, 1995.

Теория и практика воспитания военнослужащих. М., 2005.

Наши рекомендации