Современная педагогическая теория и практика (1991 г.
После распада СССР в 1990-е гг. в России открылись новые возможности педагогических поисков и развития системы образования. Однако в условиях социально-экономического кризиса ухудшились условия его получения. Но уже с середины 1990-х гг. отмечается новый всплеск интереса к образованию. Растут конкурсы в вузы, в обществе возродилось понимание важности образования для жизненного успеха, профессионального и личностного развития.
Общие принципы современной политики России в этой сфере были определены Законами РФ «Об образовании» (1992 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г., Федеральной программе развития образования на 2000–2005 гг., двух государственных программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001– 2005 и 2006–2010 гг.).
С начала ХХI в. значительно усилилось внимание российского государства и общества к развитию отечественного образования. Были приняты и реализуются важные документы, доктрины, программы, проекты, направленные на модернизацию образования, его развитие, включение в процессы международной интеграции, разработку и внедрение современных, инновационных технологий и средств обучения, усиление воспитательных и развивающих функций, воспитание патриотов, граждан демократического общества.
19 сентября 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации по высшему образованию, что состоялось на конференции министров образования европейских стран в Берлине. Это решение вошло в итоговое Коммюнике конференции министров высшего образования европейских стран и закрепило за Россией статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. Для нашей страны это означает, что она обязуется до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.
Цель модернизации российского образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия реалиям XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:
•обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
•достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
•формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
•повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
•развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Таким образом, отечественная педагогическая мысль прошла длительный исторический путь. Неразрывно связанная с развитием общества и государства, она вносила огромный вклад в общественный прогресс, служа обучению и воспитанию подрастающего поколения, обеспечивая будущее народов России.
Развивать педагогическую науку, решать вопросы обучения, воспитания, совершенствования личности невозможно без критического анализа опыта предыдущих поколений. Такое критическое изучение и принятие плодотворных педагогических идей повышают педагогическую культуру преподавателей.
Контрольные вопросы
1. Каковы были цели воспитания в первобытном обществе славян?
2. Каким образом была первоначально представлена педагогическая мысль на Руси?
3. С каким социальным институтом было связано развитие образования в средние века на Руси?
4. Каковы характерные черты отечественного воспитания и образования в период развития капитализма?
5. Каковы особенности воспитания и образования в советский период?
6. Каковы отличительные черты развития образования и педагогики в современной России?
Рекомендуемая литература
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. М., 1985.
Антология педагогической мысли России второй половины XIX– начала XX в. М., 1990.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2001.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (на 2006–2010 годы).
Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З. И. Васильевой. М., 2001.
Константинов Н. А., Мединский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М., 1982.
Моносзон Э. И. Становление и развитие советской педагогики. 1917–1987. М., 1987.
Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. М., 1983.
Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Оссовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.
Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1999.
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С. Ф. Егоров. М., 1986.
Общие основы педагогики
Слово «педагогика» (греч. paidagógiké) понимается по-разному. Во-первых, так называют педагогическую науку. Во-вторых, согласно иному мнению, им именуют искусство воспитания, тем самым как бы учитывая и практический опыт. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях.
Многозначный термин «педагогика» обозначает:
•различные идеи, представления, взгляды (народные, религиозные, общественные и др.) на цели, содержание и технологию воспитания, обучения, образования;
•область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием;
•специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию;
•учебный предмет;
•искусство, виртуозность, мастерство воспитания.
И все же, несмотря на различное толкование, педагогика – это прежде всего педагогическая наука, область научных дисциплин о воспитании, обучении, образовании человека.