Вопрос №2. Устройство баллонов, кран-редуктора, зарядного ниппеля, трубопроводов, пусковых клапанов и воздухораспределителя.

КомпрессорАК-150СВ поршневого типа, двухцилиндро­вый, трехступенчатый, воздушного охлаждения, служит для на­полнения баллона 20 сжатым воздухом. Рабочее давление, созда­ваемое компрессором, достигает 150 кгс/см2.

Компрессор установлен на нижней половине картера распре­делительной коробки со стороны коробки передач слева по ходу машины и приводится в действие от распределительной коробки торсионным валом.

Воздух для сжатия поступает по трубопроводу от воздухо­очистителя.

Смазка к компрессору подводится под давлением от системы смазки распределительной коробки.

Охлаждение компрессора осуществляется проточным возду­хом, идущим через кожух-дефлектор компрессора к воздухоочи­стителю.

К основным деталям и узлам компрессора относятся: картер 16, цилиндр 4 I и II ступеней, цилиндр 9 III ступени, диф­ференциальный поршень 18 цилиндра I и II ступеней с компрес­сионными и маслосбрасывающими кольцами, поршень 10 цилиндра III ступени с компрессионными и маслосбрасывающими коль­цами, эксцентриковый вал 15, главный шатун 17, прицепной ша­тун 14, впускные 2, 8, 19 и нагнетательные 1, 6, 12 клапаны.

Вопрос №2. Устройство баллонов, кран-редуктора, зарядного ниппеля, трубопроводов, пусковых клапанов и воздухораспределителя. - student2.ru

Схема работы компрессора / — нагнетательный клапан I ступени; 2 — впускной клапан I ступени; 3, 11 — гильзы цилиндров; 4— цилиндр I и II ступеней; 5, 13 — кольца; 6 — нагнетательный клапан II ступени; 7, 20— воздухопроводы; 8 — впуск­ной клапан III ступени; 9— цилиндр III ступени; 10 — поршень III сту­пени; 12 — нагнетательный клапан III ступени; 14— прицепной шатун; 15 — эксцентриковый вал; 16 — картер; 17— главный шатун; 18 — поршень I и II ступеней; 19— впускной клапан II ступени

Кар­тер отлит из алюминиевого сплава и состоит из двух половин, соединенных между собой болтами. В картере имеются два отвер­стия, расположенных под углом 90° друг к другу. Отверстия за­канчиваются фланцами, к которым шпильками крепятся ци­линдры. В цилиндры из алюминиевого сплава запрессованы стальные гильзы. По наружной поверхности цилиндров концентрично расположены охлаждающие ребра, выполненные заодно с цилиндрами. На боковых поверхностях рубашек цилиндров имеются по две бобышки с резьбовыми отверстиями для впускных и нагнетательных клапанов.

К верхнему фланцу цилиндра I и II ступеней крепится го­ловка. В головке цилиндра установлены впускной 2 и нагнета­тельный 1 клапаны. Поршни ступенчатые, изготовленные из алюминиевого сплава. Поршень 18 в верхней части имеет четыре ком­прессионных кольца, уплотняющих цилиндр I ступени, а в ниж­ней части — четыре компрессионных кольца, уплотняющих ци­линдр II ступени и одно самое нижнее маслосъемное кольцо.

Поршень 10 в верхней части имеет пять колец компрессион­ных и одно, самое верхнее, маслосъемное, а в нижней части — семь колец компрессионных и одно нижнее маслосъемное. Все поршневые кольца изготовлены из чугуна. В нижней части обоих поршней имеются отверстия с запрессованными бронзовыми втул­ками,

служащими опорами поршневых пальцев. В целях умень­шения веса оба поршня выполнены пустотелыми. Кривошипно-­шатунный механизм компрессора собран на эксцентриковом валу, который вращается на двух шарикоподшипниках, установленных в картере. На переднем конце вала имеются шлицы для соедине­ния с приводом от распределительной коробки.

Нижняя головка главного шатуна вместе со стальной обоймой вращается на игольчатом подшипнике. Нижняя головка прицеп­ного шатуна при вращении скользит по обойме игольчатого под­шипника. Верхними головками шатуны с помощью поршневых пальцев соединяются с поршнями.

В торцы поршневых пальцев вставляются заглушки из алю­миниевого сплава, предохраняющие зеркало цилиндров от задиров торцами пальцев.

Вращение эксцентрикового вала 15 заставляет поршни 10 и 18 совершать возвратно-поступательное движение.

При движении поршня 18 вниз в цилиндре I ступени происхо­дит увеличение объема полости цилиндра и над поршнем соз­дается разрежение. Под действием разрежения открывается впускной клапан 2 и I ступень компрессора заполняется зарядом очищенного воздуха, поступающего из воздухоочистителя по тру­бопроводу.

При движении поршня вверх впускной клапан закрывается и воздух в цилиндре I ступени сжимается. По достижении в ци­линдре I ступени давления, превышающего усилие пружины на­гнетательного клапана, нагнетательный клапан 1 открывается и воздух по воздухопроводу 20 через впускной клапан 19 II ступени поступает в полость цилиндра II ступени. При следующем движении поршня 18 вниз происходит процесс сжатия воздуха в цилиндре II ступени компрессора. Под давлением сжимаемого воздуха открывается нагнетательный клапан 6 и воздух по воз­духопроводу 7 через впускной клапан 8 поступает в полость ци­линдра 9 III ступени. Сжатие в этой ступени продолжается до тех пор, пока давление воздуха не преодолеет силу пружины на­гнетательного клапана 12. После открывания клапана 12 воздух по трубопроводу поступает во влагомаслоотделитель.

Влагомаслоотделитель служит для очистки сжатого воздуха от влаги, масла и механических примесей. Он установлен в кабине на агрегатном блоке за сиденьем командира и крепится к раме блока четырьмя болтами снизу. Влагомасло­отделитель состоит из корпуса 3, крышки 4 и фильтрующего па­кета. В цилиндрическую часть корпуса вварен штуцер 8 подвода сжатого воздуха. В днище, приваренном к корпусу, имеется от­верстие, которое с помощью штуцера 11 и трубопровода соеди­няется с краном 14 для удаления отстоя из влагомаслоотделителя. Кран установлен в кабине на задней стенке, слева над сиденьем командира.

Фильтрующий пакет состоит из проволочных луженых сеток 13 (рис. 58), фетровых дисков 14 и шелковой прокладки 6. Пакет укладывается в корпус между двумя решетками 12 из нержавеющей стали над штуцером под­вода воздуха и поджимается крышкой. В крышку вварен шту­цер 1 с дросселем 2, отводящий очищенный сжатый воздух в авто­мат давления.

Вопрос №2. Устройство баллонов, кран-редуктора, зарядного ниппеля, трубопроводов, пусковых клапанов и воздухораспределителя. - student2.ru

Влагомаслоотделитель

/, 8, 11 — штуцера; 2 — дроссель; 3 — корпус; 4 — крышка; 5 — ре­зиновая прокладка; 6 — шелковая прокладка; 7 — скоба; 9, 12— ре­шетки; 10 — днище; 13 — проволочная сетка; 14 — фетровый диск

Автомат давления АДУ-2С универсального типа обеспе­чивает автоматическое регулирование давления в системе:

- когда давление в баллоне достигнет 150 кгс/см2, переводит компрессор в режим холостого хода;

- когда давление в баллоне менее 140 кгс/см2, переводит ком­прессор в режим наполнения.

Автомат давления смонтирован вместе с влагомаслоотделителем, влагосборником, обратным клапаном и электропневмоклапанами на агрегатном блоке и установлен в кабине под си­деньем командира.

Автомат давления состоит из корпуса, клапанавключения, клапана выключения, мембраны, обратного кла­пана и редукционного клапана.

При работе компрессора на наполнение баллона воздух по­ступает во влагомаслоотделитель, после чего в АДУ-2С и через открытый обратный клапан дальше в магистраль. В это время клапан выключения находится в закрытом, а клапан вклю­чения в открытом положении.

По мере увеличения давления в баллоне и трубопроводе мем­брана, выгибаясь вверх, будет давить через штифт на клапан. При достижении давления в баллоне порядка 140 кгс/см2 мем­брана преодолеет сопротивление пружин клапана включения и закроет его. При повышении давления в баллоне до 155 кгс/см2 откроется кла­пан и воздух из магистрали от ком­прессора будет выходить в атмосферу через редукционный клапан и отвер­стие в патрубке корпуса автомата. Вы­ходу воздуха из баллона будет пре­пятствовать закрытый обратный кла­пан. При открытии клапана вы­ходящий воздух будет давить на его большую площадь, в силу чего клапан удерживается в открытом положении при давлении не более 15 кгс/см2, при котором компрессор работает на холо­стом ходу. Величина давления обеспе­чивается регулированием затяжки пру­жины клапана выключения. При снижении давления в баллоне до 140 кгс/см2 пружины прогнут мембрану, клапан откроется и сооб­щит канал А с атмосферой, вследствие этого давление в этом канале резко упа­дет. Под действием пружины клапан закроется и сжатый воздух из компрес­сора будет поступать через обратный клапан \в систему.

Влагосборник служит для окончательного сбора влаги и масла перед подачей сжатого воздуха в баллон. Установлен он на агрегатном блоке. Влагосборник состоит из трубы 8, дна 5 с пробкой-болтом 7 для слива отстоя, крышки 1 с угольником 2 и перегородкой, штуцера 3 с дросселем. К влагосборнику воздух из автомата давления подается к штуцеру 3 и че­рез дроссель под давлением 150 кгс/см2 поступает в полость трубы. На пути поток воздуха встречает перегородку с отверстием, уда­ряясь в нее и проходя через отверстие, увеличивается в объеме. Имеющиеся в воздухе остатки влаги и масла выпадают на дно 5 отстойника, откуда при техническом обслуживании сливаются че­рез отверстие, закрытое болтом 7.

Вопрос №2. Устройство баллонов, кран-редуктора, зарядного ниппеля, трубопроводов, пусковых клапанов и воздухораспределителя. - student2.ru

Влагосборник:

1 — крышка; 2 — угольник; 3 —• штуцер; 4 — кронштейн; 5 — дно; 6 — прокладка; 7 — проб­ка-болт; 8 — труба

Обратный клапан предназначен для предот­вращения понижения давления в баллоне при неработающем компрессоре в случае утечки воздуха в компрессоре, влагомаслоотделителе, влагосборнике и трубопроводах, соединяющих их.

Вопрос №2. Устройство баллонов, кран-редуктора, зарядного ниппеля, трубопроводов, пусковых клапанов и воздухораспределителя. - student2.ru

Обратный клапан:1 — выходной штуцер;2 —пружина:3 —корпус;4— клапан; 5 — входной штуцер

Обратный клапан расположен на агрегатном блоке. Клапан состоит из корпуса 3, пружины 2, клапана 4, входного штуцера 5 ц выходного штуцера 1, Обратный клапан работает следующим образом. Воздух из компрессора через влагомаслоотделитель, регулятор давления, влагосборник попадает через входной штуцер 5 на клапан 4. При перепаде давления более 1,5 кгс/см2 пружина 2 сжимается,

 
клапан открывает доступ воздуха в выходной штуцер и далее в баллон.

Если давление со сто­роны входного штуцера ста­новится меньше, клапан 4 закрывается и доступ воз­духа в сторону компрессора прекращается. Баллон служит для хранения за­паса воздуха, достаточного для нескольких запусков двигателя. Емкость баллона 10 л. Установлен он в кабине и кре­пится хомутами к кронштейнам, приваренным на наклонном листе днища.

Посредством запорного вентиля баллон соединяется с возду­хопроводом, идущим через редукторы к пневмоприводам тормозов и главного фрикциона и к воздухораспределителю си­стемы воздухопуска двигателя.

Войлочный фильтр предназначен для допол­нительной очистки воздуха от механических примесей. В системе установлены два фильтра: один — перед редуктором ИЛ611-150-70 и расположен на агрегатном блоке, другой — перед редуктором 669300М6 и расположен под сиденьем водителя.

Вопрос №2. Устройство баллонов, кран-редуктора, зарядного ниппеля, трубопроводов, пусковых клапанов и воздухораспределителя. - student2.ru

    Войлочный фильтр: 1 — палец фильтрующего элемента; 2 — гайка; 3 — штуцер; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — шайба; 6 — сетка; 7 — вой* лочная пластина; 8 — корпус фильтра

Фильтр состоит из корпуса 8, фильтрующего элемента, штуцера 3 и гайки 2.

Фильтрующий элемент состоит из войлочных пластин 7, латун­ных сеток 6 и шайб 5, собранных на пальце 1. Стык корпуса фильтра со штуцером 3 уплотняется кольцом 4.

Редуктор ИЛ611-150-70 служит для снижения давления воздуха со 150 до 70 кгс/см2, поступающего к воздухо­распределителю двигателя и бустеру гидропневмопривода управ­ления главным фрикционом. Он расположен на агрегатном блоке.

  Воздушный редуктор ИЛ611-150-70: / — корпус редуктора; 2 — предохранительный клапан; 3 — клапан высокого давле­ния; 4, 9 — пружины; 5 — сопло; 6 — толкатель; 7 — мембрана; 8 — поршень; 10 — корпус поршня

Вопрос №2. Устройство баллонов, кран-редуктора, зарядного ниппеля, трубопроводов, пусковых клапанов и воздухораспределителя. - student2.ru

Редуктор состоит из корпуса 7, клапана 3 высокого давления, толкателя 6, мембраны 7, поршня 8, пружины 9, размещенной в корпусе поршня, и предохранительного клапана 2. Давление вы­ходящего из редуктора воздуха регулируется автоматически за счет перекрытия сопла клапаном 3 высокого давления. Воздух из баллона через войлочный фильтр поступает в полость под кла­паном 3 и, пройдя через сопло и пазы толкателя 6, давит на мем­брану 7. Мембрана под давлением воздуха прогибается и через поршень 8 сжимает пружину 9. Клапан 3 вместе с толкателем 6 переместится вниз и уменьшит проходное сечение сопла, поддер­живая давление воздуха, выходящего из редуктора, около 70 кгс/см2. При уменьшении давления воздуха мембрана 7 под действием порш-ня 8 и пружины 9 прогибается в обратную сто­рону, толкатель 6 и клапан 3 перемещаются вверх, увеличивая проходное сечение сопла. Таким образом, вновь установится дав­ление выходящего воздуха из редуктора, равное 70 кгс/см2.

Предохранительный клапан 2 служит для выпуска воздуха в атмосферу при неисправном редукторе.

Редуктор 669300М-6 служит для понижения дав­ления воздуха, поступающего в систему пневмопривода остано­вочными тормозами из баллона, со 150 до 6 кгс/см2 и поддер­жания его постоянства. Редуктор расположен справа под си­деньем механика-водителя.

Вопрос №2. Устройство баллонов, кран-редуктора, зарядного ниппеля, трубопроводов, пусковых клапанов и воздухораспределителя. - student2.ru

Редуктор 669300М-6 1, 12 — регулировочные винты; 2,9, // — контргайки; 3— тарель; 4 — крышка; 5,14,17 — пружины; 6,16 — металлические уплотнительные кольца; 7 — сильфон; 5 — предохранитель­ный клапан; 10—гайка; 13 — пята; 15 — крышка; 18 — запорный клапан: 19— толкатель;20 — корпус

Детали редуцирующего устройства и предохранительного кла­пана 8 расположены в одном корпусе 20.

Редуцирующее устройство состоит из следующих основных деталей: запорного клапана 18, толкателя 19, чувствительного элемента сильфона 7, регулировочного винта 1, пружин 5, 17 и крышек 4, 15.

Основными деталями предохранительного клапана являются клапан 8, пружина 14 и регулировочный винт 12.

Принцип действия редуктора следующий. До подвода воздуха высокого давления в отрегулированном редукторе запорный кла­пан 18 отжат от седла корпуса усилием пружины 5. Подводимый к редуктору в камеру В высокого давления воздух проходит че­рез редуцирующую щель между клапаном 18 и седлом корпуса. Вследствие резкого изменения сечения воздух приобретает в этом зазоре большую скорость, а давление при этом падает. Воздух пониженного давления поступает в камеру Н низкого давления, где скорость потока гасится благодаря значительному увеличе­нию сечения и устанавливается заданное выходное давление. При изменении давления на входе выходное давление поддерживается автоматически в заданных пределах чувствительным элементом (сильфоном) 7 с пружиной 5. В случае повышения давления в системе за редуктором больше заданной величины излишний воз­дух стравливается через предохранительный клапан.

При прекращении отбора воздуха от редуктора давление в ка­мере Н низкого давления повышается и чувствительный элемент (сильфон) 7 сжимает пружину 5, запорный клапан 18 шайбой са­дится на седло корпуса. Камера В разобщается с камерой Н.

В системе имеются два клапана ЭК-48. Оба они установлены на агрегатном блоке. Клапаны предназначены: один для подачи воздуха из баллона к воздухораспределителю двигателя при за­пуске двигателя, второй—-для подачи воздуха к бустеру привода управления главным фрикционом.

Электропневмоклапан ЭК-48 состоит из впускного клапана, выпускного клапана, поршня, тягового реле, сервоклапана и корпуса. К штуцеру присоеди­няется трубопровод воздушной системы, а к штуцеру 3 — трубо­провод, идущий к исполнительному органу. При нажатии на ры­чаг (если неисправна электрическая сеть) или при включении тягового реле сервоклапан перемещается вниз, открывая от­верстие впускного клапана 12, и закрывает своим шаровым кон­цом отверстие, соединяющее полость под клапаном с атмосферой. Воздух из полости штуцера 1 проходит через внутренние отвер­стия и отверстия в поршне 5 и попадает в полость под поршнем. Давлением воздуха поршень перемещается вверх, одновременно заставляя перемещаться впускной клапан 12 до его полного от­крытия, а выпускной клапан 9 до его закрытия.Таким образом, поступающий в полость штуцера воздух по­падает из него в полость штуцера 3 и далее к исполнительному органу. После прекращения воздействия на рычаг или выключе­ния тягового реле сервоклапан 10 под воздействием пружины 7 магнита возвратится в исходное положение. Отверстие впускного клапана 12 закрывается и воздух из полости под клапаном выхо­дит в атмосферу. При этом давление под поршнем 5 падает и он под действием пружины 2 клапана смещается вниз, увлекая за собой впускной клапан 12 до его закрытия, а выпускной клапан 9


до его открытия. Вследствие этого полость
 

корпуса соеди­нится с атмосферой и воздух от исполнительного органа (из воз­духораспределителя двигателя или бустера привода управления главным фрикнионом) выходит в атмосферу.


Наши рекомендации