Проект 122-мм самоходной гаубицы на базе шасси тягача МТ-ЛБ (объект 6)

САУ проектировалась на базе шасси и корпуса легко бронированного плавающего артиллерийского тягача МТ-ЛБ с установкой на него вращающейся башни со 122-мм пушкой-гаубицей со спаренным пулеметом. Проектный запас плавучести составлял 20%.

Гаубица Д-30 с раздельно-гильзовым заряжанием и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором была создана ОКБ-9 и принята на вооружение в 1963 году. Ее предлагалось разместить на нескольких типах САУ. Высота линии огня по данному проекту составила 1760 мм.

В дальнейшем на базе тягача МТ-ЛБ была создана самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика".

122-мм самоходная артиллерийская установка на базе МТ-ЛБ

Состояние проект 1965 года

Разработчик. ВНИИ-100

Производство …. не изготавливалась

База… МТ-ЛБ

Боевая масса, т 15,842

Длина, мм… 7200

Ширина, мм 2850

Высота, мм. 2240

Клиренс, мм . 360

Ср. уд. давл. на грунт, кг/см2 0,5

Преодолеваемые препятствия:

- подъем, град 35

- крен, град 25

- брод, м. плавающая

Тип двигателя… дизель,

ЯМЭ-238В

Максимальная мощность, л.с 240

Удельная мощность, л.с/т 15,2

Максимальная скорость, км/ч … 50-55

Скорость на плаву, км/ч… 8

Запас хода, км. 500

Бронирование противопульное

Экипаж, чел. 4

Радиостанция… Р-123М

Артиллерийское вооружение:

Тип орудия одна 122-мм гаубица

типа Д-30

Разработчик КБ завода №9

Гл. конструктор… Ф.Ф.Петров

Калибр, мм… 122

Тип заряжания раздельно-гильзовое

Тип затвора…. клиновой

вертикальный Дальность стрельбы, м:

- минимальная 350

- максимальная ОФС 15400

- прямого выстрела 850

Начальная скорость снаряда, м/с ….740 Боев, скоростр., выстр./мин 6-8

Углы наведения, град.:

- вертикальный от -3-5 до +65

- горизонтальный 360

Длина ствола, мм(клб) 4875 (39,5)

Боекомплект, выстрелов 60

Прицел перископический

Дополнительное вооружение:

Тип пулеметов один 7,62-мм Е-2Г

Боекомплект, патронов 2000

Проект 120-мм самоходного миномета на базе шасси БМП "объект 765"

Разработан на базе шасси боевой машины пехоты БМП-1 (объект 765), как вариант размещения 120-мм миномета М-120 на самоходном шасси.

Миномет размещается на стандартном лафете внутри машины в кормовой части. Сверху боевое отделение предполагалось закрывать двухстворчатой крышкой, которая перед стрельбой открывалась.

В номенклатуру применяемых боеприпасов входят 120-мм мины типов: 0-843А, 3-843А, 0-843 и др.; масса мины 15,9-16 кг.

120-мм самоходный миномет на базе "объекта 765" (вариант 1)

Состояние проект 1965 года

Разработчик ВНИИ-100

Изготовитель не изготавливался

База БМП-1 (объект 765)

Боевой вес машины, т 12,248

Длина машины, мм … 6400

Ширина машины, мм… 2850

Высота машины

в походном полож., мм 1720

Опорная поверхность, мм 3450

Клиренс, мм 360

Удельная мощность, л.с./т 24,4

Тип двигателя дизель УТД-20

Мощность, л.с 300

Максимальная скорость, км/ч 65

Скорость на плаву, км/ч 7-8

Запас хода, км 300

Ср. удельное давление

на грунт, кг/см2 0,58

Преодолеваемые препятствия :

- подъем, град 35

- ров, м 2,5

- стенка, м 0,9

- брод, м плавает

Бронирование противопульное

Экипаж, чел 5

Артиллерийское вооружение:

Тип миномета М-120

Калибр, мм 120

Дальность стрельбы, м 460-7000

Углы наведения, град.:

- вертикального 45-80

- горизонтального +/-20

Боевая скоростр., выстр./мин… до 10

Кучность, м :

- Вд 28,4

-Вб 12,8

Масса, кг:

- ствола (в упаковке 74

- двуноги-лафета(в упак.) 55

- опорной плиты( в упак.) 80

Тип заряжания дульнозарядный

Длина, мм 1950

Высота, мм 1540

Ширина, мм 1040

Начальная скорость мины, м/с … 325

Тип прицела МПМ-44

Боезапас, мин 64

Дополнительное вооружение:

Пулемет 7,62-мм ПКТ

Боекомплект, патронов 2000

Проект 120-мм самоходного миномета с автоматическим заряжанием на базе шасси БМП "объект 765"

Проект самоходного миномета разработан на базе шасси боевой машины пехоты БМП-1, как вариант размещения минометной установки с револьверной подачей мин (емкость барабана - 6 мин) на "объекте 765".

Двигательная установка размещена в носовой части корпуса. Минометная установка и пулемет установлены в поворотной башне. Номенклатура применяемых боеприпасов -120-мм мины: 0-843А, 3-843А, 0-843 и др. Масса мины 15,9-16 кг.

Состояние проект 1965 года

Разработчик ВНИИ-100

Изготовитель не изготавливался

База БМП-1 (объект 765)

Боевой вес машины, т 12,337

Длина машины, мм … 6400

Ширина машины, мм 2850

Высота машины, мм:

- в походн. положении 2050

- в боев, положении… 2220

Клиренс, мм 360

Удельная мощность, л.с./т 24,4

Тип двигателя дизель УТД-20

Мощность, л.с 300

Максимальная скорость, км/ч 65

Скорость на плаву, км/ч 7-8

Запас хода, км 500

Среднее удельное давление

на грунт, кг/см2 0,58

Преодолеваемые препятствия:

- подъем, град 35

- ров, м 2,5

- стенка, м 0,7

- брод, м плавающий

Бронирование противопульное

Экипаж, чел 5

Артиллерийское вооружение:

Тип миномета гладкоствольный казнозарядный с револьверной подачей боеприпасов

Калибр, мм 120

Тип заряжания. казнозарядный

Дальность стрельбы, м 480-7000

Углы наведения, град.:

- вертикального 35-80

- горизонтального 360

Кучность, м:

- Вд 29

- Вб 13

Масса миномета в боевом

положении, кг 600

Начальная скорость, м/с 325

Боезапас, мин 80

Дополнительное вооружение:

Пулемет 7,62-мм ПКТ

Боекомплект, патронов 2000

Проект 122-мм самоходной гаубицы на базе шасси объектов "124", "118", "123"

Самоходная установка разработана на базе шасси объектов: "118", " 123" и" 124" Свердловского машиностроительного завода.

Орудие размещалось в поворотной бронированной башне. Высота линии огня - 1730 мм. Пулемет спарен с пушкой.

Состояние проект 1965 года

Разработчик ВНИИ-100

Производство не изготавливалась

База… объекты "118", "123", "124"

Боевая масса, т 22,2

Длина, мм 6760

Ширина, мм 3200

Высота, мм 2200

Клиренс, мм 400

Среднее удельное давление

на грунт, кг/кв.см 0,53

Преодолеваемые препятствия:

- подъем, град 303

- брод, м 1,0

Тип двигателя дизель В-459

Максимальная мощность, л.с 520

Удельная мощность, л.с/т 23,4

Максим, скорость , км/ч 63-70

Запас хода, км 500

Бронирование противопульное

Экипаж, чел 4

Радиостанция Р-113

Переговорное устройство Р-120

Артиллерийское вооружение:

Тип орудия одна 122-мм гаубица

типа Д-30

Разработчик КБ завода №9

Гл. конструктор Ф.Ф.Петров

Калибр, мм 122

Дальность стрельбы, м:

- минимальная 350

- максимальная ОФС 15400

- прямого выстрела 850

Начальная скорость снаряда, м/с 740

Боев, скоростр., выстр./мин 6-8

Углы наведения, град.:

- вертикальный от -5 до +65

- горизонтальный 360

Боекомплект, выстрелов 100

Прицел перескопический

Дополнительное вооружение:

Тип пулеметов один 7,62-мм ПКТ

Боекомплект, патронов 2000

120-мм самоходный миномет "Тунджа " ( "Тунджа Сани ")

Создан на базе шасси бронированного артиллерийского тягача МТ-ЛБ (объект 6) и 120-мм миномета М-120.

Разработка начата в 1965 году. Миномет размещается в корпусе машины в походном положении, а в боевом - он разворачивается таким образом, что опорная плита опирается о грунт, ствол при этом выходит за габариты машины. Номенклатура применяемых боеприпасов: 120-мм мины 0-843А, 3-843А, 0-843 и др. Масса мины 15,9-16 кг.

В установке "Тунджа Сани" может применяться 120-мм миномет 2Б11 "Сани", принятый на вооружение в 1979 году.

Состояние создан в 1970-х годах

Разработчик ЦНИИ "Буревестник" Изготовитель тягача ХТЗ

База артиллерийский тягач МТ-ЛБ

Боевой вес машины, т 12,045

Длина машины, мм 6260

Ширина машины, мм. 2850

Высота, мм:

- машины 1880

- по крышу боевого отделения 1600

Длина опорной поверхности, мм 3700

Удельная мощность, л.с./т 20

Тип двигателя. дизель ЯМЗ-238

Мощность, л.с 240

Максимальная скорость, км/ч 60

Скорость на плаву, км/ч… 6

Преодолеваемые препятствия:

- подъем, град 35

- крен, град 25

- брод, м плавающий

Запас хода, км 500

Среднее удельное давление

на фунт, кг/см2 0,455

Бронирование противопульное

Экипаж, чел 5

Артиллерийское вооружение:

Тип миномета М-120(2Б11)

Калибр, мм 120

Дальность стрельбы, м 480-7100

Углы наведения, град.:

- вертикального 45-80

- горизонтального ± 5 ^26)

Боевая скоростр., выстр./мин до 10

Кучность, м:

- Вд/Вб 28,4/12,8

Масса, кг:

- ствола (в упаковке). 74

- двуноги-лафета (в упак.) 55

- опорной плиты (в упак.) 80

- миномета в боев, положен., кг 182

Тип заряжания дульнозарядный

Длина, м 1,95

Высота, м 1,54

Ширина, м 1,04

Начальная скорость мины, м/с … 325

Тип прицела МПМ-44

Боезапас, мин 60

Дополнительное вооружение:

Пулемет 7,62 мм ПКТ

Боекомплект, патронов 2000

122-мм самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика"

Первое серийное самоходное орудие нового поколения создано на базе шасси бронированного тягача МТ-ЛБ (объект 6).

Самоходная гаубица 2С1 предназначена для борьбы с бронетехникой, артиллерией и пехотой противника, разрушения инженерных сооружений, пробивания проходов в минных полях и проволочных заграждениях. Установка состоит на вооружении артиллерийских дивизионов танковых и мотострелковых полков.

Разработка задана Постановлением СМ от 4 июля 1967 года. С 1967 по 1972 годы были созданы и проходили испытания две опытные 122-мм гаубицы Д-11 и Д-12 для самоходных артиллерийских орудий (САО). После их сравнительных испытаний для оснащения САО было выбрано орудие Д-12 (2А31).

Орудие 2А31 создано в ОКБ-9 на базе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30. Используются выстрелы раздельного заряжания из номенклатуры гаубицы Д-30. 122-мм гаубица 2А31 устанавливается в башне кругового вращения самоходного орудия 2С1. Для повышения скорострельности и облегчения работы заряжающего, гаубица снабжена электромеханическим механизмом досылания снаряда и заряда.

В 1969 году в ОКБ-9 прорабатывался вариант САО на базе шасси боевой машины пехоты БМП-1, который не получил дальнейшего развития.

Первая батарея их четырех опытных САО 2С1 на шасси тягача МТ-ЛБ проходила полигонные испытания с августа 1969 года. По завершении всех видов испытаний CAO 2С1 была принята на вооружение.

Самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика"

Самоходная гаубица 2С1 хорошо зарекомендовала себя в войсках и находится на вооружении до настоящего времени. САУ применялась в боевых действиях в Афганистане и Чечне.

В настоящее время с 2С1 можно использовать управлемый снаряд "Китолов-2" с лазерным наведением, созданный в тульском КБ приборостроения.

Состояние на вооружении

с 14 сентября 1970 года

Разработчик КБ ПО ХТЗ

Изготовитель ПО ХТЗ

Производство серия с 1971 года

База МТ-ЛБ

Боевая масса, т 15,7

Длина, мм 7260-7265

Ширина, мм 2850

Высота, мм 2285-2287

Клиренс, мм 400

Среднее удельное давление

на грунт, кг/см2 0,5

Тип двигателя дизель ЯМЗ-238Н

Максимальная мощность, л.с. … 285-300

Запас топлива, л 550

Удельная мощность, л.с./т 19,1

Максимальная скорость, км/ч . 60-61

Скорость на плаву, км/ч 4-5

Запас хода, км 500

Самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика"

Внешний вид 122-мм гаубицы 2А31

Разрез самоходной гаубицы 2С1 "Гвоздика"

Размещение самоходной гаубицы 2С1 при транспортировке по железной дороге

Модель самоходной гаубицы 2С1 "Гвоздика"

Внешний вид 122-мм гаубицы 2А31

Преодолеваемые препятствия:

- подъем, град 35

- ров, м 2,2

- стенка, м 0,8

- брод, м плавающая

Время на подготовку к преодолению водных преград, мин 20

Бронирование противопульное

Радиостанция Р-123М

Экипаж, чел 4

Артиллерийское вооружение:

Тип орудия 122-мм гаубица 2А31 (Д-32)

Разработчик ОКБ-9

Изготовитель завод №9 (Уралмаш)

Длина ствола, клб 35

Вес качающейся части, кг 1440

Дальность стрельбы, м: -максимальная 15200

- прямого выстрела 780

Начальная скорость ОФС, м/с 686

Боевая скорострельность, выстр./мин 5-6

Время подготовки к стрельбе, мин 2

Углы наведения, град.:

- горизонтального 360

- вертикального. от -3 до + 70

Управляемые снаряды "Китолов-2" - разработчик КБП

Боекомплект, выстрелов 40

Прицел ПГ-2, ОП5-37 (10П40)

Самоходная гаубица 2CI "Гвоздика"

Самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика"

Опытная 122-мм гаубица Д-12 на стенде

82-мм автоматический минометный перевозимый комплекс 2К21 "Василек "

Транспортная машина 2Ф54 с минометом "Василек "

82-мм автоматический миномет 2Б9 "Василек"

В 1946 году в КБ, возглавляемом В.К.Филиповым, был создан первый в мире автоматический миномет калибра 82 мм.

Вновь вернулись к разработке автоматического 82-мм миномета в конце 1960-х годов. В КБТ ХМ был создан возимый минометный комплекс 2К21 "Василек". В состав комплекса входят 82-мм миномет 2Б9 и транспортная машина 2Ф54 на базе автомобиля ГАЗ-66.

Гладкоствольное орудие 2Б9 имеет охлаждаемый минометный ствол, лафет на колесах с пневматическими шинами и автоматический спусковой механизм. Охлаждение ствола - воздушное. Первоначально применялась более эффективная система охлаждения с водяным теплообменником. Однако ввиду сложности и недостаточной живучести от нее отказались. При этом скорострельность снизилась почти в 3 раза (с 300 до 100-120 выстр./мин.). Стрельба из 2Б9 ведется стандартными 82-мм минами. Для заряжания миномета используются кассеты, содержащие по 4 мины.

Ходовая часть используется для перемещения миномета в боевой обстановке. Для транспортировки применяется автомобиль ГАЗ-66, в кузове которого размещается миномет, боекомплект мин, расчет и ЗИП. Время перехода из походного в боевое положение и из боевого в походное составляет 1,5 минуты.

Состояние серия с 1973 по 1980 год

Разработчик КБТ ХМ

Гл. конструктор В.Г.Градин

Изготовитель з-д "Большевик"

Изготовитель шасси ГАЗ

База ГАЗ-66

Боевая масса системы с ЗИП, кг 6060

Длина корпуса, мм 5655

Ширина, мм 2342

Высота, мм 2440

Клиренс, мм 315

Тип двигателя карбюраторный ЗМЗ-66

Максимальная мощность, л.с 115

Удельная мощность, л.с/т 11,7

Максим, скорость , км/ч . 60

Запас хода, км 875

Экипаж, чел 4

Артиллерийское вооружение:

Тип орудия один 82-мм автоматический миномет 2Б9

Разработчик КБТ ХМ

Гл. конструктор В.Г. Градин

Изготовитель з-д "Большевик"

Дальность стрельбы, м: - максимальная 4270

- минимальная 800

Углы наведения, град.:

- вертикального от -1,16 до +85

- горизонтального ±30

Боекомплект, выстрелов 4 х 24

Прицел ПАМ-1

82-мм самоходный автоматический миномет "Василек" на гусенечном транспортере МТ-ЛБ

Главный конструктор миномета В.Г.Градин.

Установить 82-мм миномет образца 1937 года (БМ-37) на самоходное шасси, в частности, на колесный бронетранспортер БТР-60П было предложено в конце 1960-х годов В.К.Филипповым. Тогда это решение не нашло понимания у министра обороны А.А.Гречко.

При ведении боевых действии в Афганистане в начале 1980-х годов, в боях в горных условиях, требовались большая мобильность применяемой артиллерийской техники и легкое средство поражения противника навесным огнем с большой скорост- ! рельностью. В связи с этим в войсковых условиях установили 82-мм автоматический миномет 2Б9 на бронированном тягаче МТ-ЛБ сверху I корпуса в кормовой части.

Стрельба из миномета велась с корпуса машины с коротких остановок.

Время перевода в боевое положение - 1,5 минуты.

82-мм автоматический миномет 2Б9 на тягаче МТ-ЛБ

Состояние . миномет на вооружении с 1970 года, самоходная установка создана в начале 1980-х годов

Разработчик миномета КБТ ХМ

Изготовитель тягача ХТЗ

База МТ-ЛБ

Масса тягача, т 12,2

Длина, мм 6454

Ширина, мм 2850

Высота, мм 1920

Клиренс, мм 400

Ср. уд. давл. на грунт, кг/смг 0,46

Преодолеваемые препятствия:

- подъем, град 35

- крен, град 25

- брод, м плавающий

Тип двигателя. дизель ЯМЭ-238

Максимальная мощность, л.с 240

Удельная мощность, л.с/т 19,6

Максим, скорость , км/ч 60

Скорость на плаву, км/ч… 6

Бронирование противопульное

Экипаж, чел 6

Радиостанция Р-123М

Артиллерийское вооружение:

Тип орудия 82-мм автоматический миномет 2Б9 образца 1970 года

Разработчик КБТ ХМ

Гл. конструктор В.Г. Градин

Изготовитель з-д "Большевик"

Заряжание кассетное с казны

Дальность стрельбы, м:

- максимальная 4270

- минимальная 800

Масса миномета, кг 635

Боевая скорострельность, выстр./мин 100-200

Начальная скорость мины, м/с … 262 Углы наведения, град.:

- вертикального от -1,16 до +85

- горизонтального ± 30

Боекомплект, выстрелов 96

Прицел ПАМ-1

Дополнительное вооружение:

Пулемет один 7,62-мм ПКТ

Боекомплект, патронов 1000

30-мм автоматический гранатомет АГС-17 "Пламя" на плавающем автомобиле ЛуАЗ-967М (ЛуАЗ-967)

Станковый гранатомет АГС-17 разработан в КБ точного машиностроения и выпускается серийно Вятско-Полян- ским машиностроительным заводом.

30-мм автоматический гранатомет АГС-17 предназначен для вооружения мотострелковых подразделений и усиления их огневых возможностей в борьбе с живой силой противника, расчетами пулеметов, противотанковых и безоткатных орудий.

Для боевого применения гранатомет АГ-17 устанавливается на треножном станке САГ-17, к гранатомету присоединяется патронная коробка с патронами и прицел ПАГ-17. На гранатомете дополнительно имеется открытый механический прицел.

Использование гранатомета возможно как с грунта, так и с машины. Гранатомет АГС-17 может устанавливаться на легкой плавающей машине ЛуАЗ-967 (колесная формула 4 х 4), на БТР-80 (сверху сзади на башне). Максимальный темп стрельбы - 350-400 выстрелов в минуту. Стрельба ведется по настильной или навесной траекториям короткими (до 5 выстрелов), длинными (до 10 выстрелов) очередями, непрерывно или одиночными выстрелами. Работа автоматики гранатомета основана на принципе использования энергии отдачи свободного затвора. Для увеличения поверхности охлаждения ствола он имеет оребрение, размещенное ближе к казенной части. В процессе серийного производства на гранатометах поздних годов выпуска применили утолщенный ствол с кольцевыми проточками.

Автоматический гранатомет АГС-17 на автомобиле ЛуАЗ

Автоматический гранатомет АГС-17

В походном положении гранатомет переносится в сумке, а станок при помощи специальных ремней.

Для стрельбы из гранатомета применяется выстрел ВОГ-17 с осколочной гранатой, снабженной головным взрывателем мгновенного действия, срабатывающим при встрече гранаты с преградой.

Улучшением гранатомета АГС-17 занималось ЦКИБ СОО под руководством В.Н.Телеша, было выполнено две модернизации.

Модернизированный вариант гранатомета получил обозначение "Алтаит" (6Г25), его масса со станком была снижена с 30 до 22 кг, а трудоемкость уменьшилась на 30%. В серийное поизводство модернизированный гранатомет не пошел.

Состояние на вооружении с 1970-х годов

Разработчик базы КБ ЛуАЗ

Изготовитель базы ЛуАЗ

Производство серия с середины

1970-х годов

База ЛуАЗ-967, ЛуАЗ-967М

Боевая масса, т 1,35

Масса автомобиля, т 0,93-0,96

Длина, мм 3682

Ширина, мм 1712

Высота, мм 1550-1580

Дорожный просвет, мм. 285

Преодолеваемые препятствия:

- подъем, град 58%

- брод, м плавающий

Тип двигателя. карбюраторный МеМЗ

Максимальная мощность, л.с 37

Удельная мощность, л.с/т 27,4

Максим, скорость, км/ч 75

Скорость на плаву, км/ч 3-6

Бронирование, мм нет

Экипаж, чел 3

Радиостанция Р-126

Вооружение:

Тип гранатомета один 30-мм автоматический станковый АГС-17

Разработчик ОКБ-16 (КБТочмаш)

Изготовитель Вятско-Полянский МЗ

Калибр, мм 30

Масса гранатомета, кг:

- со станком и прицелом 31

- без станка 18

Масса станка, кг 12

Тип ствола нарезной

Тип станка САГ-17

Масса патронной коробки с патронами, кг 14,5

Вместимость патронной коробки, выстрелов 29

Основной прицел: -тип оптический ПАГ-17

- масса, кг 1,0

- увеличение , крат 2,7

Дальность стрельбы, м:

- прицельная 800

- предельная 1700

Темп стрельбы, выс. /мин.:

- при автоматическом огне 350-450

- при стрельбе одиночными выстрелами 50-100

Предельная дальность стрельбы с открытым прицелом, м 800

Тип боеприпасов ВОГ-17,

ВОГ-17А, ВОГ-17М Начальная скорость

гранаты, м/с 185

Масса выстрела, кг 0,35

Масса гранаты, кг 0,28

Тип БЧ осколочная

Тип взрывателя головной

Масса ВВ, кг 0,036

Радиус сплошного поражения убойными осколками при вероятности 0,9, м не менее 7

Автоматический гранатомет АГС-17 в сумке для переноски

85-мм опытная самоходная пушка 2С14 "Жало-С"

Создана на базе бронетранспортера БТР-70 с установкой на него бронированной башни с 85-мм пушкой. Машина прошла испытания, но на вооружение не была принята. Паралельно создавалась буксируемая противотанковая пушка "Жало-Б".

Самоходная артиллерийская установка 2С14

Состояние проходила испытания в 1975-1980 годах

Разработчик ЦНИИ точмаш.

Производство опытный образец

База БТР-70

Боевая масса, т 12,5

Длина, мм

- с пушкой вперед 9950

- корпуса 7510

Ширина, мм 2790

Высота, мм 2490

Клиренс, мм 475

Среднее удельное давление

на грунт, кг/см2 1,05-2,21

Тип двигателя карбюраторный

Максимальная мощность, л.с 2x115

Удельная мощность, л.с./т 19,2

Максимальная скорость, км/ч i 80

Скорость на плаву, км/ч 9-10

Запас хода, км 400-600

Преодолеваемые препятствия: - подъем, град 30

- ров, м 2,0

- брод, м плавающая

Бронирование, мм:

- лоб корпуса 8-10

- лоб башни 6

Экипаж, чел 3-4

Радиостанция Р-173

Артиллерийское вооружение:

Тип орудия одна 85-мм пушка 2А62

Скорострельность, выстр./мин 20-25

Боекомплект, выстрелов 30-40

Прицел перископический

Самоходная артиллерийская установка 2С14

122-мм опытная авиадесантная самоходная гаубица 2С2 "Фиалка " (объект "924")

Главный конструктор самоходной установки - Гавалов.

САУ разрабатывалась для воздушно-десантных войск по Постановлению СМ СССР от 4 июля 1967 года. Гаубица 2А32 создавалась в ОКБ-9 и имела пневматический досылатель, новый одноцилиндровый пневматический накатник. Орудие размещалось в закрытой рубке на шасси боевой машины десанта БМД-1.

Первые три опытные САУ были изготовлены в феврале 1968 года и поступили на испытания. Испытания артсистемы прекращены в декабре 1968 года из-за слабости шасси, которое не выдерживало перегрузок при стрельбе.

Параллельно прорабатывался башенный вариант установки орудия на САУ.

Для ВДВ на базе шасси БМД-1 разрабатывался также 120-мм казнозарядный миномет 2С8 "Ландыш".

Состояние разрабатывалась и проходила испытания в 1967-1968 годах

Разработчик Волгоградский ТЗ

Изготовитель УЗТМ

Производство опытные образцы

База БМД-1

Боевая масса, т 10

Длина корпуса, мм 5765

Ширина, мм 2650

Высота, мм 2180

Клиренс, мм 100-400

Ср. уд. давл. на грунт, кг/см2 0,55

Преодолеваемые препятствия:

- подъем, град 32-35

- крен, град 18

- ров, м 2,0

- стенка, м 0,7

- брод, м плавающая

Тип двигателя дизель 5Д20

Максимальная мощность, л.с 240

Удельная мощность, л.с/т 24

Максим, скорость, км/ч… 62

Скорость на плаву, км/ч 10

Запас хода, км 500

Бронирование противопульное

Экипаж, чел 4

Радиостанция Р-123

Артиллерийское вооружение:

Тип орудия 122-мм гаубица 2А32

Разработчик ОКБ-9

Максимальная дальность стрельбы, м 15200

Длина ствола, клб 35

Углы наведения, град.:

- вертикального. от -3 до +70

- горизонтального ± 15

Вес качающейся части, кг 1380

Боевая скорострельность, выстр./мин 4-6

Боекомплект, выстрелов 40

Прицел ПТ-2, ОП5-37

120-мм авиадесантное самоходное орудие 2С9 "Нона-С"

Главный конструктор самоходного орудия - А.Г.Новожилов.

Самоходное орудие разработано на базе шасси десантного бронетранспортера БТР-Д. На машине используется универсальное тонкостенное орудие, которое может стрелять унитарными артиллерийскими боеприпасами: кумулятивными и осколочно- фугасными снарядами и минометными 120-мм минами, в том числе зарубежного производства.

САО может десантироваться парашютно-реактивным способом с самолетов: Ан-12 (одно САО), Ил-76 (до трех САО), Ан-22 (до пяти САО) в диапазоне высот от 300 до 1500 м. При преодолении водных препятствий угол входа в воду составляет до 30°, а выход на берег-до 25°. Время перевода из походного положения в боевое 30 секунд. 120-мм орудие 2А51 (2А60) изготавливается на Пермском машиностроительном заводе (ныне ОАО "Мотовилихинские заводы").

Установка широко применялась в боевых действиях в Афганистане, где были выявлены некоторые недостатки системы, в частности, гусеничный движитель забивался мелкими камнями и часто выходил из строя. Для применения в подобных условиях были разработаны вариант самоходного орудия на базе колесного бронетранспортера БТР-80 - "Нона-СВК" и буксируемое орудие 2Б16. На выставке "ВТТВ-Омск-99" был продемонстрирован модернизированный вариант САО 2C9-I "Свиристелка"'.

Самоходное орудие 2С9

120-мм орудие 2А51

I - затвор: 2 - тормоз отката; 3 - пневмооборудование; 4 - накатник; 5 - ствол; 6 - кожух; 7 - люлька; 8,9- ограждение; 10 - электрооборудование; 1 1 - подъемный механизм

Состояние на вооружении с 1981 года

Разработчик ЦНИИ точного машиностроения и Пермский машиностроительный завод

Изготовитель Пермский МЗ

Боевая масса, т 8,7

Длина с пушкой вперед, мм 6020

Ширина, мм 2630

Высота, мм 2300

Клиренс, мм переменный 100-450

Ср. уд. давл. на грунт, кг/см 2 0,5

Тип двигателя дизель 5Д20

Максимальная мощность, л.с 240 (300)

Максимальная скорость, км/ч 60

Скорость на плаву, км/ч… 9

Запас хода, км 500

Преодолеваемые препятствия:

- подъем, град 32

- крен, град 18

- брод, м плавающее

Бронирование, мм

- лоб корпуса 16

- лоб башни 6

Экипаж, чел

Приборы наблюдения ТНПО-170А, МК-4, ТПК-2

Радиостанция -173

Переговорное устройство Р-174

Артиллерийское вооружение:

Тип орудия. одно 120-мм орудие 2А60 (2А51)

Разработчик. КБ ПермскогоМЗ

Изготовитель Пермский МЗ

Длина ствола, клб 4,2

Самоходное орудие 2С9

Боевое отделение САО 2С9:

1 - ручка стопора; 2 - прибор наблюдения ТНПО-170А; 3 -штырь; 4 - стопор; 5 - прицел 1П8; 6 - сектор; 7 - поворотный механизм; 8 - указатель; 9 - орудие 2А51; 10 - стопор; II - электрооборудование; 12 - защитное стекло; 1 3 - клапанная коробка; 14 - прибор наблюдения МК-4; 15 - погон; 16, 17 - сиденье; 18 - боеукладки; 19 - полики

Длина отката, мм 400

Максимальная дальность стрельбы, м 8850

Углы наведения, град.:

- вертикального. от +4 до +80

- горизонтального /-35

Скорострельность, выстр./мин 4-10

Боекомплект, выстрелов 25

Прицел елескопический 1П8

120-мм опытное самоходное орудие "Нона-СВ"

Опытное САО создано на базе плавающего бронетранспортера БТР-70 с установкой башни со 120-мм орудием от самоходной установки воздушно-десантных войск 2С9 "Нона-С".

Самоходное орудие прошло полигонные испытания.

После доработки использовано шасси бронетранспортера БТР-80. САО было принято на вооружение и получило обозначение 2С23 "Нона- СВК". Полуавтоматическое 120-мм орудие выпускается Пермским МЗ.

Состояние проходила испытания

Разработчик НИИ точного машиностроения

Изготовитель ГАЗ

Производство опытные образцы

База ТР-70

Боевая масса, т 3,5

Длина, мм 535

Ширина, мм 2800

Высота, мм 2495

Клиренс, мм 475

Среднее удельное давление

на грунт, кг/см2 1,77-3,09

Преодолеваемые препятствия:

- подъем, град 0°

- стенка, м 06

- брод, м плавающее

Тип двигателя карбюраторный,ГАЗ-66 (ЗМЗ)

Максимальная мощность, л.с 2 х 115

Удельная мощность, л.с/т 17

Запас топлива, л 290

Скорость движения, км/ч:

- максимальная 80

- на плаву 9-10

Запас хода, км 400

Бронирование противопульное

Экипаж, чел 4

Радиостанция Р-123

Артиллерийское вооружение:

Тип орудия 120-мм орудие 2А60

Разработчик. КБ ПермскогоМЗ

Изготовитель Пермский МЗ

Длина ствола, клб 24,2

Число нарезов 40

Длина отката, мм 400

Дальность стрельбы, м:

- максимальная ОФС 8700

- макс, минометной миной 7100

Начальная скорость снаряда, м/с:

- осколочно-фугасного 367

- кумулятивного 560

Углы наведения, град.:

- вертикального. от +4 до +80

- горизонтального ±35

Скорострельность, выстр./мин 8-10

Боекомплект, выстрелов 30

Прицел телескопический

Дополнительное вооружение:

Пулемет один 7,62-мм ПКТ

Боекомплект, патронов 500

Самоходное орудие "Нона-СВ"

120-мм самоходное орудие 2С23 "Нона-СВК"

Создано на базе шасси БТР-80 под руководством Ю.Н.Калачникова. Первые опытные образцы были выпущены на шасси БТР-70.

Машина оснащена полуавтоматическим орудием, которое может вести огонь артиллерийскими выстрелами и 120-мм минометными минами, в том числе иностраннного производства.

2С23 оборудована ночными приборами. Орудие производится Пермским МЗ. На машине предусмотрено место для размещения ПЗРК "Игла-1".

Самоходное орудие 2С23 "Нона-СВК"

Состояние на вооружении с 1990 года

Разработчик ЦНИИ точн.машиностр. и Пермский машиностроительный завод

Изготовитель Пермский МЗ

Производство серия с 1990 года

База БТР-80

Боевая масса, т 14,5

Длина, мм 7400

Ширина, мм 2495

Высота, мм 2900

Клиренс, мм 475

Тип двигателя дизель КамАЗ-7403

Максимальная мощность, л.с 260

Максимальная скорость, км/ч 80

Скорость на плаву, км/ч 9-10

Запас хода, км 500-600

Ср. постановки дымзавес 6 х 902В Преодолеваемые препятствия:

- подъем, % 70

- ров, м 2,8

- стенка, м 0,5

- брод, м плавает

Бронирование. противопульное

Экипаж, чел 4

Радиостанция Р-173

Переговорное устройство Р-174

Артиллерийское вооружение:

Тип орудия. 120-мм орудие 2А60

Разработчик КБ ПермскогоМЗ

Изготовитель Пермский МЗ

Длина ствола, клб 24,2

Число нарезов 40

Длина отката, мм 400

Дальность стрельбы, м:

- ОФС 1720-8700

- минометной миной 400-7100

Углы наведения, град.:

- вертикального. от +4 до +80

- горизонтального 1 35

Скорострельность, выстр./мин 8-10

Боекомплект, выстрелов 30

Прицел телескопический

Дополнительное вооружение:

Пулемет один 7,62-мм ПКТ

Боекомплект, патронов 500

ПЗРК два "Игла-1"

120-мм авиадесантное самоходное орудие 2С31 "Вена"

Опытный образец самоходного орудия был разработан на базе узлов и агрегатов боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2.

Впервые такой вариант шасси использовался на опытном легком танке "объект 934". В дальнейшем в качестве базы для установки 2С31 было выбрано шасси боевой машины десанта БМД-3, в таком виде самоходное орудие пошло в серию.

Машина имеет бронированный корпус и бронированную вращающуюся башню закрытого типа из стальных катаных листов. 2С31 вооружена комбинированной артиллерийско-минометной установкой, которая может вести огонь всеми типами 120-мм мин отечественного и зарубежного производства, в том числе с лазерным наведением, а также специальными 120-мм снарядами различного назначения.

На машине 2С31 установлены следующие системы и средства: автоматизированная система управления наведением в ВПиГП с ЭВМ для расчета установок стрельбы; система автоматической топопривязки и ориентирования; система дневной/ночной оптико-электронной разведки и целеуказания; средства обнаружения лазерного излучения и постановки аэрозольной завесы.

Опытный образец самоходной установки "Вена " на базе шасси легкого танка "объект 934"

Серийная самоходная установка 2С31 "Вена " на базе шасси БМД-3

Состояние на вооружении с 1993-1994 годов

Разработчик ЦНИИ "Буревестник"

Изготовитель Волгоградский ТЗ

Производство серия с 1993-

1994 годов

База БМД-3

Боевая масса, т ок. 18

Длина, мм 6750

Ширина, мм 3150

Высота, мм 2600

Клиренс, мм 420

Ср. уд. давл. на грунт, кг/см 2 0,3

Тип двигателя дизель

Максимальная мощность, л.с 400

Удельная мощность, л.с./т 22,2

Максимальная скорость, км/ч 70

Запас хода, км 600

Преодолеваемые препятствия:

- п<

Наши рекомендации