Мирный договор антиоха iii с римом (188 г. до н. э.)

(Полибий, «Всеобщая история», XXI, 44-45)

В 192-188 гг. между Римской республикой и государством Селевкидов велась так называемая Сирийская война за влияние в Восточном Средиземноморье. В 190 г. до н. э. состоялось решающее сражение Сирийской войны – битва при Магнесии. В упорной битве войска Антиоха III были полностью разгромлены. В 188 г. до н. э. был подписан Апамейский мир.

По прибытии в Апамею, где были уже царь1 и десять легатов, Гней2 совещался с ними о положении дел. Решено было прежде всего утвердить мирный договор с Антиохом. В дальнейших разъяснениях договор не нуждается, ибо значение его ясно само собой. Что касается отдельных статер договора, то они были следующие: «Между Антиохом и римлянами дружба останется на вечные времена, если он будет блюсти договор. Царь Антиох и подвластные ему правители обязуются не пропускать через свои земли неприятеля, идущего на римлян или на союзников их, не доставлять ему какое бы то ни было продовольствие. То же самое обязаны наблюдать римляне и союзники их по отношению к Антиоху и подвластным ему правителям. Антиох обязуется не ходить войной ни на островитян, ни на жителей Европы. Обязуется очистить города и земли, селения и крепости по сю сторону горы Тавра до реки Галиса и от долины Тавра до хребта, поворачивающего в Ликаонию, и не забирать из них ничего, кроме вооружения, которые воины имеют на себе; буде же что-нибудь унесено уже, обязуется доставить обратно в те же города. Антиох обязуется не принимать ни воинов, ни иных людей из земель царя Эвмена. Если в войске Антиоха есть кто-либо из жителей тех городов, какие завоеваны римлянами, то он обязан доставить их в Апамею, и обратно: кто из царства Антиоха находится у римлян или их союзников, тому предоставить на выбор или оставаться на месте, если ему угодно, или удалиться. Рабы римлян и союзников их должны быть возвращены Антиохом и подвластными ему правителями, равно как военнопленные и перебежчики и иные люди, где бы кто ни был захвачен в плен. Антиох обязуется также выдать, если для него возможно, карфагенянина Ганнибала, сына Гамилькара, акарнана Мнасилоха, этолийца Фоанта3, халкидян Эвбулида и Филона, равно как и всех этолян, занимающих союзные должности; обязан выдать всех слонов и не содержать их впредь, выдать длинные корабли вместе со снастями и вооружением и впредь не иметь больше десяти палубных судов; обязуется не иметь ни единого большего судна, как тридцативесельное, для войны наступательной; суда не должны выплывать дальше мысов Каликадна и Сарпедонского4, разве судно будет везти дань, послов или заложников. Антиоху возбраняется набирать наемников в подчиненной римлянам земле и принимать у себя беглых. Все дома родосцев или союзников, какие были в подвластной Антиоху земле, должны принадлежать родосцам, как было и до начала войны. Если был какой-нибудь долг родосцам, то они вправе его взыскивать, а если что-нибудь было отнято у них, то отнятое, буде обнаружится, должно быть возвращено. Имущество родосцев должно быть свободно от пошлин так же, как было и до войны. Если бы Антиох отдал другим те города, которые обязан возвратить римлянам, то и из них он обязуется вывести гарнизоны и своих людей, и если бы кто пожелал впоследствии бежать к нему, он обязуется не принимать. Обязан уплатить римлянам чистейшего аттического серебра двенадцать тысяч талантов в течение двенадцати лет по тысяче талантов ежегодно, причем талант должен весить не меньше восьмидесяти римских фунтов, и хлебом девяносто тысяч медимнов. Царю Эвмену Антиох обязан уплатить триста пятьдесят талантов в течение ближайших пяти лет по семидесяти талантов ежегодно и в возмещение за хлеб, согласно оценке самого Антиоха, сто двадцать семь талантов и тысячу двести восемь драхм, получением каковой суммы Эвмен будет считать себя удовлетворенным. Заложников Антиох обязуется поставить двадцать человек, меняя их через каждые три года на четвертый, не моложе восемнадцати лет и не старше сорока пяти. Если в каком году окажется недочет при уплате денег, то его надлежит пополнить в следующем. Если какой город или народ из числа тех, с коими по договору возбраняется воевать Антиоху, начнет войну первым, то Антиоху воевать дозволяется, однако ни один из народов или городов не может поступить во власть Антиоха, не может быть принят им в дружбу. Ссоры между договаривающимися сторонами должны быть разрешаемы судом. Если бы обе стороны по обоюдному решению пожелали прибавить что-либо к условиям договора или изъять из них, да будет им дозволено».





1 Антиох III.

2 Гней Маилий Вульсон – проконсул 188 г. до н. э.

3 Фоант – сторонник Антиоха, обвиненный в подстрекательстве этолян против римлян. По-видимому, те же обвинения предъявлялись Мнасилоху, Эвбулиду и Филону.

4 Сарпедонский мыс и мыс Каликади в Киликии.

Отпадение Бактрии и Парфии

По-видимому, к 250 г. до н. э. относится отпадение Бактрии и Парфии от Государства Селевкидов. В результате, возникли независмые государства.

(Юстин, «Эпитома Помпея Трога», «История Филиппа», LI, 4-5)

Когда после смерти Александра Великого его преемники делили между собой восточные царства, то никто из македонян не пожелал снизойти до управления парфянами, и парфянская держава была передана союзнику – иноземцу Стаганору1. После этого, когда между македонянами начались междоусобные войны, парфяне вместе с другими народами дальней Азии примкнули к Эвмену, а после его поражения они перешли на сторону Антигона. После Антигона ими владел Селевк Никатор, а вскоре после того – Антиох и его преемники. От его правнука Селевка2 они впервые отложились во время Первой Пунической войны в консульство Луция Манлия Вульсона и Марка Атилия Регула3. Это отпадение прошло для них безнаказанно, так как в то время происходили раздоры между двумя братьями-царями – Селевком и Антиохом, которые, сражаясь за власть, упустили возможность покарать отложившихся от них парфян. Тогда же отложился [от македонян] и Диодот4, правитель тысячи бактрийских городов, и приказал именовать себя царем; следуя этому примеру, от македонян отпали народы всего Востока. В это время жил Арсак, человек неизвестного происхождения, но испытанной доблести. Обычно он занимался разбоем и грабежом. Получив известие, что Селевк потерпел поражение в Азии, он, не боясь более царя, с шайкой разбойников напал на парфян, победил их правителя Андрагора и, убив его, захватил власть над [парфянским] народом. Спустя короткое время, Арсак завладел и Гирканским царством5. Став таким образом владыкой над двумя государствами, Арсак собрал огромное войско, опасаясь как Селевка, так и Диодота, царя бактрийского. Но вскоре, когда умер Диодот, Арсак, избавившись от страха [перед ним], заключил с его сыном, тоже Диодотом, мирный договор. Через короткое время Арсак сразился с царем Селевком, пришедшим наказать отложившихся [парфян], и остался победителем. Парфяне с тех пор торжественно празднуют этот день как положивший начало их свободе.

Затем, после того как Селевк из-за вновь вспыхнувших мятежей был вынужден возвратиться в Азию, Арсак, получив передышку, приводит в порядок Парфянское царство, набирает войско, закладывает крепости, укрепляет города и основывает на горе Апаортене город под названием Дара, местоположение которого таково, что нет другого города, более укрепленного [природой] и более очаровательного. Ибо Дара со всех сторон опоясана крутыми скалами, так что для охраны ее нет нужды в защитниках, а плодородие окружающей ее местности так велико, что город этот сам себя обеспечивает всем необходимым. И источников, и лесов столько, что воды в избытке хватает для орошения, да и охотой можно вдоволь наслаждаться. Таким образом, Арсак не только добился царской власти, но и устроил свое царство, отчего стал для парфян не менее достопамятным, чем Кир для персов, Александр для македонян, Ромул для римлян. Умер Арсак в глубокой старости. Память его парфяне чтили так, что с тех пор все парфянские цари нарекались именем Арсака. Сын и преемник Арсака, тоже Арсак по имени, с удивительной храбростью сражался против Антиоха, сына Селевка, у которого было сто тысяч пехотинцев и двадцать тысяч всадников.

(Страбон, «География», XI, 9, 11)

Парфия невелика; она платила подати вместе с гирканцами во время персидского владычества, равно как и в течение долгого времени македонского господства. Помимо малости Парфия лесиста, гориста и бедна, вследствие чего цари проводили свое войско через эту страну беглым маршем, потому что даже короткое время страна не могла прокормить войска...

Когда восстали жители той стороны Тавра вследствие взаимных враждебных отношений сирийских и мидийских царей6, владевших этими местами, то наместники7 взбунтовали прежде всего Бактриану, а друзья Эвтидема – всю окрестную область. Потом Арсак, родом скиф, владевший частью даев. называвшихся парнами и кочевавших вдоль Окса, ворвался в Парфию и подчинил ее себе. Сначала и он сам, и его наследники были слабы, потому что вели постоянные войны с народом, у которого отнята была эта страна. Впоследствии они до такой степени усилились завоеванием соседней области благодаря постоянным удачам в войнах, что наконец сделались обладателями всей страны по сю сторону Ефрата. Они присвоили себе часть Бактрианы, одолевши скифов, а еще прежде Эвкратида, и в настоящее время владеют таким количеством земли, столькими народами, что почти могут соперничать с римлянами по размерам своих владений. Причина этого кроется в их образе жизни и в нравах.., но в то же время и много благоприятных условий для преобладания над другими и для успехов в войне…

Некоторые части Бактрии на севере лежат подле Арии, большая же часть ее тянется дальше Арии к востоку. Бактрия обширна и производит все, кроме оливы. Эллины, отделившие эту страну, достигли такого могущества благодаря доброкачественности земли, что подчинили себе даже Ариану и индийцев, как утверждает Аполлодор Артемитен8 и покорили большее число народов, чем сам Александр. Отличился больше всех Менандр9, который на востоке перешел Гипанис и дошел до Имая; одни завоевания он совершил сам, другие же – сын бактрийского царя Эвтидема Деметрий10. Они овладели не только Паталеною11, но также так называемым царством Сараоста и Сигердиды на остальной части морского берега. Вообще Бактриана, по словам Аполлодора, служит украшением всей Арианы. Бактрийские цари простерли свои владения до серов и фринов12.

Города у них были: Бактра, которая называется также Зариаспою; через нее протекает река того же имени, вливающаяся в Оке; потом город Адрапса и многие другие. В числе городов была также Эвкратидия, названная так по имени царя. Эллины, овладевшие этой областью, разделили ее на сатрапии; две из них, Аспион и Туриву, парфы отняли у Эвкратида13. Они владели также Согдианой, лежащей выше Бактрианы к востоку, между рекой Оксом, отделяющим Бактриану от Согдианы, и Яксартом; последний служит границей между согдиями и номадами.

1 Это сообщение Юстина не подтверждается другими источниками.

2 Селевк II Каллиник (247-226/225 гг. до н. э.) был внуком, а не правнуком Никатора.

3 Консульство Л. Манлия Вульсона и Марка Атилия Регула относится к 256 г. до н. э. Отпадение Парфии, по мнению исследователей, произошло позже, около 250 г. до н. э.

4 Отпадение Бактрии предшествовало отпадению Парфии.

5 По мнению исследователей, Арсак умер вскоре после захвата власти. Гиркания была подчинена парфянами уже при Тиридате I (248-211 гг. до н. э.).

6 Речь идет, по-видимому, о событиях, связанных со смертью Антиоха II и Третьей Сирийской войной.

7 Т. е. Диодот, наместник Бактрии, и Эвтидем, наместник Согдианы или, по другим данным, Маргианы и Арейи.

8 Аполлодор из Артемиды – историк II-I вв. до н. э., автор истории Парфии, от которой дошли до нас лишь фрагменты.

9 Менандр – один из последних греко-бактрийских царей, правил во второй половине II в. до н. э.

10 Эвтидем и Деметрий – цари Бактрии конца III – первой половины II вв. до н. э.

11 Паталена – город в устье Инда.

12 Т. е. до китайцев и гуннов.

13 Эвкратид – царь Бактрии, узурпировавший власть у преемников Деметрия в 175 г. до н. э.

Наши рекомендации