Влияние налетов на выпуск военной продукции
(Стр. 86)
Военный кабинет приступил{87} к обсуждению вопроса о возможности совершения воздушного нападения на Германию. Было указано, что пресса в течение некоторого времени ведет сильную агитацию за репрессии и, по-видимому, население настроено в пользу немедленных контратак. Затем, хотя потери в людском составе и в материальной части в результате налетов в лунные ночи были невелики, но военные последствия их были достаточно внушительны. Уинстон Черчиль, министр вооружений, доложил «военному кабинету» результаты недавних налетов в отношении выпуска предметов вооружения с заводов Вуличского арсенала. Черчиль привел следующие цифры влияния ночного налета 24—25 (сентября 1917 г. на выпуск продукции.
Снаряды и патроны | % рабочих рук, оставшихся на заводах во время налета | Выпуск продукции | |
во время налета | нормальный | ||
0,303 дюйма | |||
7,62 мм | |||
Патроны ружейных гранат | 34 000 | 125000 [225] |
В следующую ночь, с 25 на 26 сентября, когда «бомбардировщики были над Англией только в течение полутора часов, заметно некоторое улучшение, а именно:
0,303 дюйма | |||
7,62-мм | |||
Патроны ружейных гранат |
Хотя налеты происходили ночью, они также повлияли и на выпуск продукции дневных смен, как это указывают цифры за 25 сентября:
Снаряды и патроны | Выпуск продукции | |
после налета | нормальный | |
0,303 дюйма | ||
7,62-мм | ||
Патроны ружейных гранат |
Паника. Проекты налетов-репрессий на города Германии
(Стр. 89)
Другим вопросом, рассмотренным кабинетом, была тенденция некоторой части населения, в особенности восточных кварталов Лондона (которые больше всего страдали от налетов), поддаваться панике. Когда был совершен первый налет из целой серии их, а именно 24 сентября, то, примерно, 100000 человек бросились в метрополитен в поисках убежища. В каждую последующую ночь, независимо от того, были ли налеты или нет, число людей, прятавшихся в метрополитене, росло, поднявшись до 300 000. Народ занимал свои места в метро, как только наступала темнота, а иногда даже до наступления темноты, и подготовлялся проводить там время до минования всякой опасности. Народ [226] загромождал все лестницы и платформы, и большинство не слушалось железнодорожных чиновников, старавшихся распределить ищущих убежищ более равномерно и дать возможность двигаться пассажирам метрополитена. Кабинету стало известно, что чувство паники в известной степени вызывается опубликованием в газетах иллюстрированных статей, описывающих потери от воздушных налетов. Было решено, что премьер-министр повидает редакторов ведущих газет и попросит их прекратить опубликование отчетов и иллюстраций разрушений после налетав. На этом же заседании был вновь рассмотрен вопрос о бомбардировке Германии. Кабинет собрался вторично, чтобы заслушать доклад ген.-майора Тренчарда, вызванного и прибывшего по воздуху из Франции. Начальник имперского генерального штаба заявил, что кроме восьми самолетов «Хендлей-Педж» имеется еще 20 самолетов «DH-4» в ящиках, подготовленных для отправки в Россию.
Эти самолеты предлагалось использовать для налетов на Германию. В ближайшие шесть недель 20 других самолетов «DH-4» из того источника должны были быть готовы и тоже могли бы быть использованы для налетов. Ген.-майор Тренчард сказал, что аэродрам для этих самолетов уже готов недалеко от Нанси, в Оше, и что налеты могут начаться через шесть дней после прибытия самолетов. Премьер-министр указал Тренчарду на крайнюю важность успеха операции, так как успех или неуспех бомбардировочных налетов окажет влияние на моральное состояние населения Англии. В результате распоряжений, последовавших после этого заседания кабинета, было сформировано бомбардировочное крыло № 41 для действий с аэродромов в Оше. Это крыло было предшественником «независимых воздушных сил»{88}.
Действие бомб
(Стр. 98)
19 октября сброшенная с цеппелина 300-кг бомба разрушила три магазина и повредила 200 домов, 10 человек было убито и 23 ранено. Другая бомба такого же веса взорвалась в Хизер Грив и убила 14 человек, ранив 7, причем было разрушено 26 домов. [227]
Бессилие обороны
(Стр. 101)
Каких-либо других потерь и разрушений, кроме упомянутых выше не было. Хотя германцы не могли нанести значительных потерь, сравнимых с их собственными потерями, но нужно понимать, что все дело могло обернуться совершенно иначе. Ведь сама оборонительная система ровно ничего не сделала для достижения катастрофического конца этого налета 19 октября. Прожекторы и пушки принесли малую пользу. Ни один из 73 летчиков, взлетевших в Англии, не летал на самолете, способном подняться на ту высоту, на которой летели цеппелины. Не будь необычайных метеорологических условий, то, повидимому, дирижабли могли бы бомбить по своему желанию, сколько им заблагорассудится. Было очевидно, что угроза цеппелиновских налетов вновь стала в порядок дня... С характерным для них упрямством германцы не оставляли идеи о налетах на Англию с помощью дирижаблей, но катастрофа 19—20 октября все же оказала на них влияние, и после нее Англия лишь в малой степени подвергалась атакам цеппелинов.