Й этап. Самоорганизация и самоуправление группы военнослужащих
Полученные результаты проведенного исследования данные говорят о том, что до 72% лидеров отрицательной направленности являются представителями последнего периода службы. Устранение лидера со стороны командиров не давали желаемого результата. Негативное воздействие в отношении, в первую очередь, младшего призыва сохранялись со стороны лидирующих групп. Это положение стремились исправить в экспериментальных условиях путем формирования подразделений однопризывного состава. Однако, положительного эффекта достигнуто не было. Отрицательное воздействие в межличностных отношениях начиналось с самоорганизацией и самоуправлением групп негативной направленности. Группы, занимающие в таком направлении лидирующие позиции, формировались чаще по национальным, региональным, социальным признакам. В таких группах в роли отрицательного лидера выступают наиболее авторитетные военнослужащие, имеющие организаторские способности, опыт физического и морального подавления окружающих. Складывается впечатление, что устранение лидера даст положительных эффект. Реально же негативная направленность группы сохраняется при отсутствии лидера. Это объясняется сформированными традициями, обычаями, ритуалами, устоявшимися мнениями в подобных группах.
Предупреждение отрицательного лидера в первичных воинских коллективах заключается в целенаправленном воздействии на каждом из его этапов развития.
На этапе самоопределения воинов важно выявить лидера-практика, отличающегося организаторскими способностями. Отрицательная направленность на этом этапе со стороны лидера не находит поддержки и со стороны воинов со своего призыва, и со стороны военнослужащих старших призывов. Командирам важно знать, кто этот лидер и стремиться включить его в официальную, организационно-штатную структуру подразделения в составе актива, младших командиров и т.п.
На этапе дифференциации определяются воины обладающие наибольшими социально-ролевым статусом, высокой референтностью. Усилия командиров по сближению лидера-организатора и лидера-эмоционального способствует сплочению коллектива. Часто об типа лидеров совмещают в одном лице.
На этапе самоорганизации групп военнослужащих необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы это сближение осуществлялось на основе совместного выполнения воинской деятельности, но по экипажам, расчетам, отделениям. Здесь особенно важно не допустить национальной, региональной социальной розни.
Старшинство и лидирующее положение воинов возмещается через единство официальной и неофициальной структуры воинского подразделения. В таком случае предупреждение отрицательного лидерства осуществляется внутриколлективным взаимодействием, сближением официальных (регламентированных) отношений и неофициальных отношений между военнослужащими. Формирование уставных отношений должно подкрепляться психологическими, экономическими, идеологическими, бытовыми и др. факторами.
Рекомендации по применению метода социометрического анкетирования.
Применение социометрического анкетирования предназначено для выявления социально-ролевого положения военнослужащих в первичных воинских коллективах (экипаж, расчет, отделение, взвод).
Для этого членам контактной группы предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Чьи знания и умения в вопросах боевой подготовки, овладении специальностью для Вас наиболее авторитетны из военнослужащих Вашего отделения, взвода?
1-й выбор ______________ 2-й выбор _____________ 3-й выбор _______
2. С кем бы Вы хотели продолжить дружбу после увольнения в запас?
1-й выбор ___________ 2-й выбор ____________ 3-й выбор _________
3. Кто из Ваших военнослужащих вносит наибольших вклад в развитие дружеских отношений в отделении, взводе?
1-й выбор __________ 2-й выбор ____________ 3-й выбор __________
4. С кем бы Вы хотели выполнять ответственные боевые задачи, участвовать в сложных, экстремальных ситуациях?
1-й выбор _________ 2-й выбор _____________ 3-й выбор ___________
5. С поведением и взглядами каких военнослужащих Вы бы могли не согласиться?
1-й выбор __________ 2-й выбор ___________ 3-й выбор ________
6. Как Вы думаете, кто из Ваших сослуживцев мог бы возглавить группу для выполнения ответственной задачи поставленной командиром?
1-й выбор _________ 2-й выбор __________ 3-й выбор _________
Задача, проводящего социометрического анкетирования, состоит в достижении взаимного доверия, обеспечении гарантии, что полученные сведения не станут достоянием гласности. В таком случае подпись анкетируемого на опросном листе позволяет успешно получить соответствующие результаты.
Опросный лист № 1 направлен на выполнение лидеров и лидирующих групп в первичных воинских коллективах. Вопросы составлены так, что позволяют выявить военнослужащих наиболее отличающихся в трех сферах межличностного взаимодействия: эмоциональный, интеллектуальный, организаторской.
По каждому критерию отдельно составляются социоматрицы и социограммы.
Исходя из данной таблицы можно вычислить персональные социометрические индексы каждого из пяти членов расчета, учитывая, что:
"+» - это односторонний выбор;
« — « - одностороннее отвержение;
"+» - взаимный выбор;
"=« - взаимное отвержение;
"0» - отсутствие выбора или отвержения.
1. Индекс социометрического статуса:
где: R - полученные i-членом выборы:
E - алгебраическое суммирование полученных выборов i-члена (сумма по столбцам);
N - число членов группы (расчета).
Социометрический статус по 1 критерию свидетельствует об отношении коллектива к своему члену, об уровне его потенциального лидерства в межличностном взаимодействии.
2. Индекс эмоциональной экспансивности:
где: R - сделанные j - членом выборы;
E - алгебраическое суммирование сделанных выборов j-членом (сумма по строке);
N - число членов группы.
Индекс эмоциональной экспансивности по 1-му критерию показывает меру отношения личности к коллективу, ее потребность в общении.
3. Социометрический индекс адаптированности:
где: R+ - сделанные j-членом положительные выборы;
wj - число взаимных положительных выборов, полученных членом;
E - алгебраическое суммирование выборов.
Индекс характеризует меру удовлетворенности потребности в положительных эмоциях контактов в процессе общения.