Заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза

Наша Армия и Военно-Морской Флот имеют долгую историю, а вот военная авиация в России существует только сто с небольшим лет. В 1910 году первая группа российских офицеров была делегирована во Францию, чтобы обучиться полётам. К тому времени самолёты у нас уже имелись, а вот квалифицированных кадров — не было. По возвращении они начали обучать других офицеров, подчёркиваю, офицеров, потому что гражданские лётчики летали у нас и до этого.

В 1910 году в Гатчине была открыта первая школа подготовки военных лётчиков. Тогда же в Севастополе открылась вторая лётная школа. В ноябре 1911 года при Сибирской авиационной роте был сформирован первый авиационный отряд. 12 августа 1912 года Николай II своим указом создал первую авиационную часть России при Главном управлении Генштаба. В стране начал формироваться новый вид войск.

Самолёты созданной тогда авиационной части, предназначенные для выполнения разведывательных и бомбардировочных задач в тылу противника, входили в состав резерва Главного командования действующей армией.

На начало Первой мировой войны российский военно-воздушный флот был самым большим в мире по численности и насчитывал 263, как тогда говорили, аэроплана и 14 дирижаблей. Самолёты не были вооружены, но такая же ситуация была во всех армиях мира.

В марте 1916 года в военном министерстве взамен ликвидируемого подразделения технического управления авиационных подразделений Генштаба было создано управление военно-воздушного флота. К февралю 1917 года в Российской империи насчитывалась 1 тысяча 39 самолётов, что, в общем-то, немало.

Накануне Октябрьской революции военно-воздушный флот России состоял более чем из 300 различных частей и подразделений, но если разделить их на количество самолётов, то на часть получалось по 2—3 самолёта.

Во время Гражданской войны военно-воздушные силы были задействованы с обеих сторон. После окончания войны правительством Советской России были приняты очень энергичные меры для восстановления отечественных авиационных предприятий.

Со временем наладился серийный выпуск самолётов для Военно-воздушных сил. И с 1924 по 1933 год на вооружении советских ВС были истребители — И-2, И-3, И-4, разведчики — Р-1, Р-3, бомбардировщики — ТБ-1, ТБ-3.

Наши Военно-воздушные силы меняли своё название неоднократно. С 1918 по 1924 год это был Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный флот. С 1924 по 1946 год — Военно-Воздушные силы РККА. С 1946 по 1991 год — Военно-Воздушные Силы СССР. В 1932 году ВС пополнились новым типом войск — Воздушно-десантными войсками. У ВДВ появилась и своя авиационная техника.

Во многом переломным стал 1931 год, когда на VI съезде комсомола было принято решение о взятии шефства над Военно-воздушными силами. Был брошен клич: «Комсомолец — на самолёт!» (прежде комсомол шефствовал над флотом). И это было своевременно, потому что стране не хватало лётчиков и обслуживающего персонала. Инициатива была поддержана и армией. На базе кружков, аэроклубов ОСОАВИАХИМа, ДОСААФа были подготовлены тысячи молодых лётчиков технического состава, которые потом сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне.

В 1933 году постановлением Совета Народных комиссаров СССР был учреждён День Воздушного флота СССР. В качестве этой даты было выбрано 18 августа. И сегодня, несмотря на то, что в ельцинские времена пытались перенести праздник на другой день, все друг друга поздравляют с советским Днём Военно-Воздушного Флота именно 18 августа.

Накануне Великой Отечественной войны в СССР были успехи в создании военной авиации. Уже существовали конструкторские бюро Туполева, Яковлева, Микояна, Ильюшина. Были разработаны самолёты, которые в годы войны вышли в серию и обеспечивали наши победы в воздухе. Накануне Великой Отечественной доля штурмовой и бомбардировочной авиации составляла 51%.

Наши военные лётчики смогли сполна опробовать свои силы на войне в Испании. Несмотря на то, что мы воевали на самолётах относительно старых модификаций, которые для войны с немцами уже не совсем подходили, полученный в Испании боевой опыт очень пригодился. В военных действиях на Халхин-Голе и в Финляндии наша авиация не играла решающей роли, но, тем не менее, это тоже была хорошая практика.

Начало Великой Отечественной войны в первое время обернулось тяжёлыми потерями для авиации. Много самолётов было уничтожено на аэродромах. По некоторым данным, уже в первые дни мы лишились более двух тысяч самолётов. Началась эвакуация авиационных заводов на восток. И это создало предпосылки для того, чтобы в кратчайшие сроки было налажено производство новых машин. Больше всего в военные годы было выпущено штурмовиков Ил-2 и истребителей Як-1, -2, -3, -7 и других. Конструкторы сделали всё, чтобы не отставать от «мессершмитов», «фокке-вульфов». И к середине войны советские самолёты уже превосходили по лётно-тактическим данным эти немецкие машины.

В середине 1942 года у нас уже было достигнуто превосходство в воздухе, и мы закончили войну фактически в полном превосходстве над люфтваффе.

После окончания войны, в 1946 году, появилось официальное название — Военно-Воздушные Силы ВС СССР, и первой их новинкой стала реактивная авиация. За ней в армию пришла сверхзвуковая. Очередная веха — 1950 год; МиГ-17 смог превысить скорость звука.

В конце 1960-х появился истребитель МиГ-25. На его базе в 1980-х годах был создан знаменитый МиГ-31. А сегодня речь уже идёт о том, чтобы на основе этой машины был создан самолёт завтрашнего дня МиГ-41.

Тяжелейшая ситуация сложилась после развала СССР. К концу 1990-го в России было более 6 тысяч самолётов, оставшихся от Советских ВВС. В течение десяти с лишним лет Военно-воздушные силы России деградировали. Налёт порой составлял 5—6 часов в год. Это для лётчиков считай ноль.

Держались мы лишь на старых кадрах, на прежнем советском заделе обороноспособности. И только в последние 6—7 лет оборонный заказ начал пополняться. Стали выделяться средства на учебные полёты и учения Военно-воздушных сил.

Операция в Сирии показывает, что Воздушно-космические силы РФ (все целеуказания для нанесения ударов поступают через спутники) эффективны. Нельзя забывать, что сейчас используется техника, которая фактически была создана ещё в советское время. Всё новое, что сегодня есть, — это модификация МиГов и Су — самолётов, которые были у нас на вооружении ещё в 1980-х годах. Хорошо, что они есть. И мы боремся за то, чтобы сейчас не только восстанавливались старые машины, но и чтобы строились новые самолёты. Недавно презентовали МиГ-35. Да, это новая машина, но собранная на базе советской. А МиГ-41 — это уникальная вещь. Я думаю, что мы добьёмся его внедрения, и тогда мы будем спокойны за наше воздушное будущее.

Дело всенародное

Владимир АРТАМОНОВ,

Наши рекомендации