Елецкий номер «Петровского моста»
Вышел в свет второй в этом году номер литературного журнала «Петровский мост» издательского дома «Липецкая газета». Его с полным правом можно назвать елецким: практически все его авторы — жители нашего древнего города и двух прилегающих к нему районов — Елецкого и Становлянского.
Как говорится в предисловии к номеру, «упомянутый в Никоновской летописи на год раньше Москвы, в 1146 году, Елец, конечно, прежде всего славен своей историей, ролью воина и оберега России, зримо проявлявшейся многажды раз. И в свою первоначальную пору, когда ельчане, по словам уроженца этих мест, нобелевского лауреата Ивана Бунина «первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над ней (Русью – ред.), первые давали знать Москве о грядущей беде и первыми ложились костьми за нее». И позже, в 1395 году, когда местные воины заставили повернуть в степь от сожженного, но не покорившегося Ельца завоевателя полмира Тамерлана, чем спасли не только Русь, но и сопредельные государства. И спустя пять с половиной веков, в декабре 1941, когда именно с Ельца началось освобождение наших земель, ненадолго захваченных немецко-фашистстской армией.
Заслуженно став городом воинской славы, Елец вполне проявил себя в разные периоды своей истории и как значимый центр отечественной промышленности (особо плодотворной в этом плане была советская эпоха) и культуры. Его Вознесенский собор, строившийся по проекту создателя храма Христа Спасителя в Москве академика Константина Тона и освященный в один год (1889) с ним — настоящая изюминка церковный архитектуры, приманка для туристов и верующих со всего мира. Как и другие сохранившиеся и восстановленные после «революционной» разрухи храмы, по количеству которых (было их в нем аж 33!) небольшой Елец почти не знал себе равных на родной земле.
Славная история и вековые традиции обережения отечественных и православных ценностей не могли не создать в городе особой духовной атмосферы. Она ощущается двояко. Зримо - в памятниках и музеях, посвященных знатным землякам, домах старой эпохи из каменного низа и рубленного деревянного верха. И невидимо для глаз: в воздухе, пропитанном стариной и гордостью за созидателей-предков. Недаром с таким восхищением писал о гуле колоколов с колокольни Михаила Архангела, «возвышавшейся над всем в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла меня поразить пирамида Хеопса», вспоминая свои отроческие впечатления, Бунин. Наверное, подобные же чувства испытывали и другие знаковые фигуры елецкой культуры, жившие и творившие в одну пору с ним, ранее и позже него. Назовем лишь самых видных из них: прозаика Михаила Пришвина, композитора Тихона Хренникова, философ Василия Розанов, художников Николая Жукова и Николая Климова, оставившие по себе добрый след не только на родной земле, но и в отечестве, мире.
Их дело духовного созидания продолжают потомки, на долю которых, как и всем россиянам, выпала доля жить в условиях смены общественно-политического уклада и реформирования государства. Весьма неблагоприятные экономически, финансовые реалии этого процесса усложнили жизнь в древнем городе, утратившем половину своей промышленной мощи, но не остановили ее. Наоборот, в культурном, духовном плане произошли добрые перемены. Захудалый педагогический институт превратился стараниями своего бывшего ректора Валерия Кузовлева, человека необъятной энергии и мудрости, в крупный университет классического типа, один из лучших в стране. После десятилетий забвения и даже гонения на церковь и священнослужителей в городе активно восстанавливаются храмы, усиливается интерес к религиозному, нравственному воспитанию. Возрожден и успешно действует драматический театр, ставший родным для актерской труппы, переехавшей из Казахстана.
Что особенно радует причастных к выпуску «Петровского моста», в Ельце развивается литературная, книгоиздательская деятельность, активно поддерживается интерес к чтению, на угасание которого сейчас жалуются многие в других местах. Признание читателей (причем, не только в Ельце и регионе, но и на более широком пространстве) прочно завоевали елецкие профессиональных писатели и публицисты Александр Новосельцев, Алексей Колядов, поэт Анатолий Нестеров, литературоведы, документалисты и прозаики из числа сотрудников ЕГУ Анатолий Коновалов, Надежда Комлик, Наталья Борисова. Свои ценители и у объединенных в литгруппы при университете и городских газетах многочисленных самодеятельных авторов.
Центральное место в елецком выпуске занимает повесть Алексея Колядова «У судьбы – свой срок и выбор». Она – прежде всего о любви и семейных отношениях, что характерно для прозы автора. Но не только об этом, но и об острейших социальных проблемах нынешней непростой жизни. Повальном стремлении к обогащению любыми средствами, вплоть до недозволенных, пренебрежении вечными духовными ценностями, за что оказывается в итоге жестоко наказан жизнью ряд основных персонажей – по-видимому, прототипов реальных ельчан и жителей региона.
Руси уходящей посвящены четыре рассказа Александра Новосельцева из цикла «Беседы с Иваном».
Тщательно отобранные стихотворные подборки выносят на суд читателей признанные елецкие поэты Снежана Андрианова, Юрий Ширяев, Михаил Трубицын, Василий Бутов, Ирина Семенюта, Татьяна Лапина. Здесь же стихи для детей становлянца Юрия Макарова.
О «Грамматике любви» в жизни и творчестве И. Бунина и М. Пришвина пишет Наталья Борисова, о творчестве М. Горького, которое остается для нас отнюдь не «уходящей натурой» — Надежда Комлик.
Несколько интересных житейских историй представляет в номере Роман Демин, записки туриста-водника – Владимир Фалин. О живописных произведениях «Елецкой Третьяковки» рассказывает заведующая художественным отделом городского краеведческого музея Наталья Старицына.
Практически все представленные в номере материалы отличает хороший стиль, образность, что свидетельствует о серьезном отношении к подготовке спецвыпуска как самих авторов, так и главного редактора журнала Игоря Безбородова.
Интересно, стал ли елецкий номер журнала «ПМ» знаковым событием в культурной жизни Ельца? Покупают ли его в киосках «Роспечати»?
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
Комментарий некоего «Елецкого» за то же число (он же А.И.Колядов):
«Авторы ожидаемые, типа Новосельцева, Колядова, Коновалова, Комлик, Борисовой, и почти неожиданные, вроде Андриановой и Трубицына. Знаю, дай кой-кому волю, духу их не было бы в журнале: уж очень они своеобразны по характеру! Надо отдать должное тем, кто составлял номер, что дал их стихотворные подборки. Их поэзия превосходна. Чего стоит хотя бы "Признание в любви" Михаила Трубицына. "Учу их" (женщин) как китайский язык!" Точнее не скажешь. Хороша проза, хороши статьи Комлик и Борисовой. В общем, молодцы, елецкие литераторы!».
25 июля.Подстригся, собрался, перехватил у Нины деньжат; завтра с утра –nah fest!
День вне времени 25 июля 2014 года станет не просто предвестником наступления нового года по майянскому календарю - года Желтого галактического семени. Этот День будет кардинально отличаться от всех прежних Дней тем, что предопределит будущее не только этого, но и всех последующих поколений человечества, вектор эволюции и будущую судьбу каждого человека в зависимости от его свободного выбора – судьбу человека-Бога или судьбу просто человека - не на год, не на века, а на многие-многие тысячелетия, поэтому и подготовки требует значительно более серьёзной и осознанной. Люди подошли к тому моменту ИСТИНЫ, который будет для них уже ПОСЛЕДНИМ шагом на границе Эпох, от которого теперь будет зависеть, какие задачи или цели люди выбрали на многие тысячелетия своего будущего.