Виды вооруженных конфликтов. Субъекты и участники вооруженных конфликтов
Термин вооруженный конфликт появился поздно. В 1-м дополнительном протоколе и делается различие между вооруженными конфликтами (межгосударственный и негосударственного характера). До этого времени употреблялся термин «войн».
Формы международного вооруженного конфликта:
- агрессия — направлена на захват территории. Сопротивление/ состояние войны – не имеет значения.
- вооруженная интервенция — отличается от агрессии своей целенаправленностью,
- вооруженная акция — например, единовременная бомбардировка части государства/территории государства.
Участники:
1. Государство;
2. Национально-освободитеьлное движение;
3. МО — не всегда может рассматриваться как участник ВК. Если речь идет о миротворчестве, то мы не можем рассматривать те силы, которые принимают участие в миротворческой операции как участников ВК.
К межгосударственным конфликтам применяются все 4 ЖК 1949 г. Но наряду с межгосударственным ВК впервые в ст. 3 появился термин ВК немеждународного характера.
Упоминания о ВК немеждународного характера является второй дополнительных протокол — источник регулирования.
Ст. 19 (1954) Гаагской конвенции о защите культурных ценностей (объект регулирования) — также есть упоминание о ВК немеждународного характера.
Ст. 3 ЖК и ст.1. доп протокола 2 — ВК немеждународного характера — это ВК на территории определенного государства между правительственными силами и оппозиционными силами, либо иными организованными вооруженными группировками. Оппозиционные силы должны подчиняться определенным силам и контролировать определенную часть территории.
Чтобы попадать под понятие ВК НМХ согласно ст. 1 он должен отвечать критериям:
1. происходить на территории государства;
2. антиправительственные ВС должны находиться под единым командованием, а также должны регулировать определенную часть государства.
3. Согласно второму доп протоколу, беспорядки с применением насилия, бунты и мятежи исключаются из-под регулирования МГП. Это все протестные виды движений. Когда речь идет просто о беспорядках, властвует юрисдикция государства, где оно имеет право применять любые меры для подавления беспорядков, спарадические применения насилия, т. е. нормы МГП не действуют.
Когда беспорядки становятся ВК? Квалификация вооруженного конфликта немеждународного характера:
1. Государство само об этом знает;
2. Когда МККК ведет переговоры с государством о применении ст. 3 ЖК, а государство соглашается с этим;
3. Длительность и непрерывность конфликта;
4. Единое командование, минимальная организованность, чтобы можно было признать сторону ВК.
В современном МГП стирается грань между МВК и ВКНМХ.
Современные МО: преобладание внутренних ВК,
Субъекты МГП. Участники ВК
Основной субъект МГП — государства. Практически все конвенции МГП, принятые ранее и принимаемые сейчас ориентированы на современные государства.
Государства — творцы МГП, потому что принятие той/иной конвенции МГП и обеспечение ее соблюдения лежит на самих государствах. Они обязаны заставлять обеспечивать другие государства соблюдать нормы МГП.
В зависимости от статуса государства определяется его роль в международных отношениях:
1. Большую роль играют нейтральные государства. НГ не должны вмешиваться в ВК. Территория ВК не может быть объектом нападения, но может использоваться для тяжело раненых.
2. Держава-покровительница — не должна участвовать в ВК. Государства участники ВК выбирают державу-покровительницу. Требуется согласие государства на получение статуса. Д-П имеет право посещать лагеря во время ВК, соблюдать за соблюдением МГП. Выполняет мониторинговые функции. Их должны уведомлять о ведении переговоров и военных преступлениях.
3. Международная организация (МО). Неправительственная организация — МККК — обладает контролирующими функциями в силу своего устава; устанавливает санитарные зоны, зоны безопасности, обращает внимание государств на нарушения норм МГП. Если государства не могут договориться, кто будет Д-П, либо никто не хочет быть Д-П, в качестве заменителя выступает МККК. Также выполняет мониторинговые функции.
Индивиды как субъекты МГП.
Тут много общего с правосубъектностью индивида в общем МПП, т.к. он пользуется специальной ограниченной правосубъектнстью, имеет право обращаться в соответ органы м. юстиции.
Индивид в МГП – здесь их главная роль в том, что К. по МГП обязательны не только для воюющих, но для всех. См. решение МУТ в Нюрнберге (положения Гаагских К. обязательны и для частных лиц). Результат такой обязанности: существует персональная УО лиц, которые совершили серьезное нарушение норм МГП. Независимо от того, кто исполнитель (гражданское население, лица воор сил) – привлекаются к ответственности. Если индивид в личном качестве не м. ратифицировать К, он обязан ее выполнять.
30.09