Субъекты МГП и участники вооруженных конфликтов.

Субъекты МГП – субъекты МПП в целом. Основной субъект – государство. МО, нации борбщиеся за освобождение, индивиды.

Гос-во.

Основной субъект. Доказательство: все МП соглашения, которые есть сегодня ориентированы на гос-во и нуждаются в их ратификации со стороны гос-ва. Но несмотря на основную роль гос-ва, они различаются по своим правам и обязанностям. Есть опред специфика в зав-ти от статуса гос-ва в опред ВК. Есть гос-ва как стороны ВК, нейтральные гос-ва, нейтральные, которые контролируют выполнение норм МГП со стороны воюющих сторон (но не д. вмешиваться и оказывать помощь. Поэтому в гааг К. – положение о статусе нейтральных гос-в). Держава покравительница (термин МГП) – это нейтральное гос-во, не участвут в конфликте, но в силу согласия сторон в конфликте оно имеет право контролировать соблюдение норм МГП в период вооруж конфликта. Речь о защите лиц они тоже. Без присутствия Державы покровительницы не мб вынесен смертный приговор.

ЖК хотя по числу ратификаций не имеют себе равных, если мы возьмем иные документы: первый доп протокол, К о способах и средствах ведения войны – они не так признаны. Должно ли государство соблюдать К. участником которой оно не является? Специфика ЖК-ий: если даже гос-во не участник, но оно применяет и использует нормы из нее, то она должна соблюдаться, это сравни ратификации + ко всему многие гаагские признаны обычными нормами. Имеет ли право гос-во делать оговорки к К. по МГП? Имеет. (Пример: США, Пакистан, оговорка к 4 ЖК, если на территории совершаются диверсфикационные грамоты…, короче они все равно б применять смертную казнь). Фр. – положения данного протокола не б применяться в отношении ядерного оружия.

МО.

Если брать К. по МГП, то в них (в К82 – возможность присоединения МО-ий) нет положений о возможности присоединения к МО. ? – можно ли считать МО субъектом МГП, если она не м выразить свое отношение к принятию или нет К. Несмотря на отсутствии положений о воз-ти присоединения МО, ООН и иные регионал МО, которые м использовать коллективные вооор силы, заявляют о приверженности к ЖК и протоколов к ним. ООН: типовое соглашение м-ду гос-м и ООН о возможности предоставления ВС – положение о том, что гос-во, которое предоставляет свои силы должно обеспечить, чтоб ВС государства соблюдали нормы конвенций. Есть соглашение, которое разрабатывается между ООН и гос-м-пользователем – там тоже о том, что контингенты ООН б. соблюдать ЖК и 1 доп протокол. И к. 1980 – положение о возможности уважения…1999 – впервые Генсек ООН – инструкцию о поведении персонала миротворческих операций. Этот акт правомерен, т.к. генсек возглавлят воор силы ООН и м. издавать инструкции. В 2008 г – новая инструкция о персонале миротвор операций. К. о защите персонала 1994 – о небходимости соблюдения персоналом духа и принципов МГП. Почему речь о духе и принципах? – не всегда ООН м. выполнить к-л нормы МГП, т.к. у нее просто нет таких полномочий, например - привлечение к уг ответственности. Обычно гос-ва, которые свои контингенты предоставляют, должны обеспечить, чтобы эти контингенты соблюдали нормы, и подлежат чуть что отв-ти гос-ва, которое предоставило.

Органы национально-освободительных движений.

Ст. 1 доп протокола 1 – это участники ВК. А сам конфликт – как МВК. В ст. 96 первого доп протокола: представители власти того народа, который подпадает под «национально-освободительного» имеет право заявить о признании 1 доп протокола и ЖК и сделать заявление об этом, направив депозитарию в швейцарскую федерацию.

+ в К. 1980 – «участники нод м. заявить о признании положений К-ии».

Даже если это нод или его органы не признаются иной воюющей стороной, то это не основание для неприменения К (ст. 2 ЖК).

Могут ли стороны ВВК считать себя субъектами МПП? Несмотря на то, что гос-во на территории которого ВВК – оно обязано обеспечить, чтобы все стороны ВВК. В самих ЖК – положение о возможности признания их любой вооруженной группировкой. В комментах к ЖК: в силу универсальности ЖК открыта для всех. + стороны в ВВК – признается их возможность на признание не только в ЖК, см. 1 доп протокол к К. о правах ребенка – возможность привлечения в вооруж силы не младше 18 лет. В то же время это положения ориентировано на любую вооруж группировку, следовательно, когда ВВК, все его группировки обязаны признавать положения из этих конвенций.

Индивиды как субъекты МГП.

Тут много общего с правосубъектностью индивида в общем МПП, т.к. он пользуется специальной ограниченной правосубъектнстью, имеет право обращаться в соответ органы м. юстиции.

Индивид в МГП – здесь их главная роль в том, что К. по МГП обязательны не только для воюющих, но для всех. См. решение МУТ в Нюрнберге (положения Гаагских К. обязательны и для частных лиц). Результат такой обязанности: существует персональная УО лиц, которые совершили серьезное нарушение норм МГП. Независимо от того, кто исполнитель (гражданское население, лица воор сил) – привлекаются к ответственности. Если индивид в личном качестве не м. ратифицировать К, он обязан ее выполнять.

УЧАСТНИКИ ВК. ИХ СТАТУС

Статус участников ВК разный в зависимости от его роли и участия в ВК.

Законные участники: комбатанты – это понятие не едино по содержанию, если рассмотреть К. Гаагские К – первые К., которые регламентируют вопрос об участниках ВК. Для ГК характерно: в качестве участников – только регулярные ВС сторон. Хотя при разработке было предложение, чтоб добровольческие отряды также входили в состав ВК. Все участники в них делятся на сражающиеся (непосредственно участвуют) и нет (сопровождают войска (маркитанты, рабочие группы)). После 2МВ понятие того, кто относится к комбатантам (ЖК) расширилось. Но при этом ЖК сохранили деление всех комбатантов на 2 категории: те, кто сражается и те, кто сопровождает. По ЖК комбатанты – не только состав персонала регулярных ВС, но также доп и вспомогательные отряды + они также имеют возможность быть отнесенным к комбатантам + появляется новое: население, которое относится к движению сопротивления на оккупированной территории – тоже комбатанты (т.е. партизаны) + население, при отсутствии властей оказывают организованное сопротивление тому, кто на них наступает. Экипажи торговых судов (капитыны, юнги) – участники ВК (но требование – д.б. организованы, находится под единым командованием и подч-ся законам войны).

Несражающиеся – снабженцы, члены различных раб групп, военные журналисты, если имеют спец удостоверение.

Первый доп протокол: ст. 43 – обобщенное понятие комбатанта – любые ВС, которые под единым командованием и связаны…Прямо указано, что они должен иметь знаки отличая от гражданского населения. Заслуги протокола по определению понятия: уделено внимание участникам нод. Условие – они должны открыто носить оружие.

Комбатанты – единственная категория, которая имеет законное право убивать и быть объектом нападения. Нельзя сказать, что они не защищаются МГП. Защищаются при ранении, сдачи в плен – становятся военопленными. Комбатанты имеют право быть отпущенными при тяжелом ранении, но под условием того. что больше не б принимать участие в конфликте. Комбатанты имеют обязанности: не использовать вероломные методы ведения вооруженной борьбы (обманные действия…). Комбатанты ответственны в любом случае, даже если выполняли приказ начальника. Тут принцип двойного вменения: не только комбатант, но и вышестоящее лицо, если знало и не предотвратило – ответственно.

Но в военных действиях м. участвовать незаконные комбатанты (доктринальное понятие):

· шпионы (в ГК – лазутчикJ) – мб различные ситуации, от этого м меняться их статус. Шпион, который принадлежит 1 стороне, находится на территории 2, там он должен тайно/обманом собирать сведения и инфу. 2 ситуация – шпион. который тайно собирает инфу, находясь на оккупированной территории и постоянно на ней проживал. Здесь, пока он не застигнут на месте преступления – его статус не меняется. Если же комбатант на территории 2 стороны – то при захвате ему не предоставляется статус военопленного и подлежит там где застигнут УО. Но если ему удалось бежать и присоединиться к своей стороне – то за ним статус военнопленного сохраняется. Если лицо относится к военным разведчикам (под халатом – форма), то он имеет право на получение статуса военнопленного. Т.е. военная разведка правомерна (ст. 45 1 доп протокол)

· наемники – сейчас приобрели большую популярность. 1 доп протокол закрепил «». Ст. 47. В 89 г – К по борьбе с финансированием и …наемников (не имеет большого признания). Наемники – иностранные граждане, которые вербуются для принятия участия в военных действиях на территории 1 из противоборствующих сторон. У них корыстные цели, получают больше. Наемник – не представитель 3-го гос-ва + хотя он и воюют на к-л стороне, он не входит в состав регулярных ВС, у них свое командование. Особенность статуса наемников – он не имеет статуса комбатанта и военнопленного. Т.е. будут привлечены к УО. Проблема с наемниками: их много было в Югославии. Сегодня грань с выгодой мб стерто (у 1 гос-ва мало, а в др гос-ве просто так больше получают). + своего командования м не быть, м. просто входить в состав ВС. Кроме наемников есть добровольцы – это законная фигура. Здесь нет коммерческой выгоды.

· террористы (применять ли к ним нормы МГП? и в целом комбатанты ли это?)

В МГП на доктринальном уровне – незаконный комбатант.

Исламское государство не признаётся государством – не межгосударственный ВК, в силу разнохарактерности состава и территории действия – не ВВК.

Развитие началось после 2001 года.

У США было право на самооборону. Острота вопроса по поводу статуса террористов очень сильно, вопрос возник после того, как США вошли в Афганистан. Боевики Аль-Каиды. На территории Ирака вторжение США 2003 г. – межгосударственный ВК. Острота была обусловлена не действиями США по введению войск, а последующими действиями – Гуантанама, Абуграй. Почему привлечено большое внимание? Речь шла о том, что лица, около тысячи, к ним допускались пытки и иные бесчеловечные виды обращения, они там находились без суда и следствия. США подверглись критике, должны были отреагировать. 2006 г. – закон о военных комиссиях, они могли привлекать лиц на базе Гуантанама и Абуграй к ответственности. Что неправомерного? Само появление комиссий в качестве чрезвычайных судов объяснялось таким образом, что террористы не регулируются ЖК или иным МП документом. Это развязывает руки государству против которого предпринимались террористические акты.

В этом законе впервые было закреплено «незаконные комбатанты» - участвовали в ТА против США.

Комбатант и гражданское население согласно 4-й ЖК. Комментарии МККК исходят из такого постулата, что если взять всех лиц, которые как-то затронуты ВК, то всех лиц согласно МГП, которые участвует или не участвуют, делят на комбатантов – активные участники, и гражданское население – но охраняются как возможные жертвы на основании 4 ЖК 49 года, которая посвящена гражданскому населению во время ВК.

Партизанское движение на оккупированной территории, участники национально-освободительного движения. Они должны открыто носить оружие, находится под единым командованием, соблюдать законы и обычаи войны. Они имеют статус военнопленного при их захвате. 3-я ЖК о статусе военнопленного: в случае если другая сторона не может определить сразу, комбатант это или нет, но лицо настаивает, что оно комбатант, то этот вопрос должен быть решён компетентным судом. Ст. 5 3-й ЖК. Но! Не указывается, сколько должен рассматриваться этот вопрос. А какие правовые последствия, если суд признает некомботантом. Если комбатант, то подподает под 4ю ЖК. На кого не распространяется: граждане государства, которое оккупирует, граждане неучастников конвенций, граждане нейтрального государства.

Ст. 45, 75 1 ДП (дополнительного протокола). Если лицо не подпадает под исключения 4й ЖК, не подпадает под понятие военнопленного 3й ЖК, то на него всё равно распространяются минимальные гарантии защиты ст. 75 1 ДП. Ст. 75 1ДП воспроизводит положения Пактов о гражданских и политических правах, ст. 3 общей для всех ЖК: в любом случае, независимо что представляет собой лицо, к нему применяются без всякой дискриминации все гуманитарные нормы (никаких пыток, коллективных наказаний, заложничества).

Ст. 75 даёт право на защиту, быть доставленным в суд, чтобы беспристрастный суд установил его виновность. Оговорка Мартенса 1899 г. 1 ДП закреплена – в случае пробелов любое лицо находится под защитой принципов, вытекающих из принципов человеколюбия, общественного сознания, совести. МГП не может защитить любое лицо.

Снова практика США. Атмосфера полного бесправия в Гуантанамо, Абуграби. Конфликт в Ираке. В Абуграби не граждане Ирака, подозреваются в связи с Аль-Каидой. конфликт в Афганистане. США считали, что Талибан нарушает ст. 44 1ДП – они не отличают себя от гражданского населения. В силу того, что по словам США Талибан не отличает себя от гражданского населения, поэтому вообще не понятно к кому они относятся, поэтому Талибан – не комбатанты. Но в силу организации, контроля населения они должны получить право на статус военнопленного. Но кто тогда содержится на базе Гуантанамо? США говорит, что там представители Аль-Каиды. Так как статус Аль-Каиды не связан с каким-то государством, не привязаны ни к какому государству. Это просто террористическая организация, угрожающая США, поэтому их изолировали, будут судить их военные комиссии. Но вмешался ВС США, который рассмотрел несколько дел по иску граждан в ВС о нарушении права обращения в суд из-за нахождении в Гуантанамо, Абуграби. Не могут реализовать право на доставку в суд. В самом законе о военных комиссиях (о применении силы) сказано, что они теряют это право, никакие положения ЖК не действуют в отношении таких лиц. 3 иска – им было отказано в обращении в суд – ВС придерживался позиции, что действия США неправомерны и эти лица – не граждане США – имеют право на доставку в суд, справедливое судебное разбирательство.

Применимость МГП к террористам. Ст. 75 1ДП любое лицо имеет право на судебную защиту и соблюдение процессуальных прав при осуществлении права на судебную защиту. Нет в МП актах террористов, ТА. Но когда не действуют нормы МГП, действуют нормы ППЧ! Бесправия не должно быть.

Участниками ВК и само участие может быть в разном качестве. ГК говорили о сражающихся и несражающихся комбатантах. В ЖК понятий нет, но разделение есть. Есть лица, которые непосредственно не участвуют, а следуют за комбатантами в качестве обслуживающего персонала в любой форме. Не сражаются, но заметные лица – медицинский персонал, духовенство, журналисты.

В чём специфика их статуса, которые присутствуют в зоне ВК. Наиболее разработан вопрос относительно статуса медицинского персонала. Содержатся в главе 3 1-й ЖК. Медперсонал – все лица, которые занимаются поискам раненых, помогают им, устанавливают диагноз, лечат, принимают все меры, чтобы раненые вышли из своей болезненной формы, обслуживают транспорт. Врачи, санитары, медсёстры, водители медицинского транспорта. Медицинский персонал: регулярный (в составе вооружённых сил) и гражданский. По конвенции постоянный и временный (специально только в период конкретного ВК). Когда привлекаются в участии обслуживания раненых гражданский персонал, они должны иметь специальные полномочия от своего правительства. Даже из регулярных вооружённых сил может часть лиц проходить специальную подготовку чтобы находить раненых, то есть как медперсонал для оказания помощи. Персонал МККК – как раз признаётся таковыми.

При захвате они не получают статус военнопленного, но они пользуются особыми привилегиями, которыми другие не пользуются. Все лица из медперсонала обязаны только заниматься своей профессиональной деятельностью. Другая сторона не может использовать их иначе, чем для оказания медпомощи. Если в период ВК медпомощь оказана, удерживаться медперсонал не может. Удерживается только для ситуаций, когда надо оказать медпомощь.

Если медперсонал принимает участие в конфликте – теряет свой статус. Имеет ли право на оружие – имеет, для самообороны, раненых, больных на территории госпиталя, клиники. 1 ЖК считает, что медперсонал не нарушает свой статус, если забирается это оружие у раненых и находится для таких целей самообороны и обороны раненых. Весь транспорт медперсонала не может быть захвачен, а если захвачен – то только в проф целях. Статус военнопленного может распространятся на тех, кто принадлежит к регулярных вооружённым силам, но прошедшим специальную подготовку. В целом они комбатанты, но временно в качестве медперсонала – при захвате статус военнопленных.

У них есть и специальные обязанности согласно мед кодексу неправительственной организации. Не имею право ни при каких обстоятельствах отказать в предоставлении медпомощи, проводить медицинские эксперименты, даже если это хирургическое вмешательство, но оно не надо. Принцип гуманности, принцип оказания помощи любому лицу.

Духовенство. В 1 ЖК имеется положение о духовенстве, но не столь детально разработано. Может быть в разном качестве. На регулярной основе, используется в лагере военнопленных для отправления культа. Что общего в медперсоналом. В случае захвата не имеют статуса военнопленного, могут использоваться только для религиозных функций. При возможности должны быть отпущены.

Журналисты. 2 категории: военные (в составе вооружённых сил. Отличие от комбатантов – не относятся к категории сражающихся комбатантов), журналисты, которые направляются в командировки в район ВК, у них должны быть специальные удостоверения от своего государства. В чём их отличия? Они рассматриваются как гражданские лица, в случае их задержания – пользуются защитой 4-й ЖК как и любое гражданское лицо. Он не может например заниматься сбором информации в пользу того государства, которое его послало в район ВК. Иначе подпадёт под категорию шпиона, попадёт под юрисдикцию государства, к которому он попал.

Наши рекомендации