Урок14. «Европейская культура нового времени»
Предыстория
В переходное время между Средневековьем и Новым временем в искусстве Европы настало время Ренессанса, для которого характерны светскость, гуманистическое мировоззрение, обращение к идеалам античности. Античность по-новому интерпретировалась и развивалась в руках мастеров Возрождения.
Реформация и Контрреформация породили новое обращение к божественному в искусстве.
События
Основные тенденции в культуре Нового времени:
· секуляризация,
· новые течения, их множественность,
· появление множества образовательных и просветительских учреждений,
· рост общественной доступности к культуре,
· диалог культур Старого и Нового Света.
XVI–XVII вв. – позднее Возрождение. Переход от Возрождения к искусству Нового времени.
Маньеризм – течение в европейском искусстве XVI в. Для него характерна манерность, изощрённость художественных форм. Сформировалось в результате разочарования художников в идеалах Возрождения.
Для литературы переходного периода характерны обращения к теме конфликта добра и зла, противостояния вызовам судьбы.
Выдающиеся литераторы: Шекспир, Сервантес, Лопе де Вега.
В театре позднего Возрождения появляется комедия дель арте – жанр поучительных пьес с традиционными персонажами: Арлекин, Пьеро, Коломбина.
На рубеже XVI–XVII вв. в Италии появилась опера.
XVII–XVIII вв.: новые течения – барокко и классицизм
Коснулись архитектуры, живописи, музыки, театра. Существовали параллельно.
XVII–начало XVIII в. – барокко (от итал. barocco – «странный», «причудливый»).
Пышные дворцы и соборы. Персонажи изображаются во время борьбы или триумфа.
Живописцы: Рубенс, Рембрандт, Веласкес.
Рококо – стиль, завершивший эпоху барокко. Характерны особая изысканность и изящество форм, идиллические сцены на мифологические сюжеты.
Живописцы: Ватто, Буше, Фрагонар.
XVII – первая половина XIX в. – классицизм (от лат. «образец»), связан с утверждением абсолютизма. Для классицизма характерны величие и гармония, приоритет разума и справедливости, патриотические сюжеты.
Архитектура: Лувр, Версаль.
Живописцы: Огюст Энгр, Жак Луи Давид.
Драматурги: Корнель, Расин, Мольер, Бомарше.
Композиторы: Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Ампир – стиль, возникший в годы наполеоновской империи.
Конец XVIII – начало XIX в. – романтизм. Для этого стиля характерны приоритет чувств над разумом, высокие страсти.
Литераторы: Гофман, Гейне, Байрон.
Живописцы: Жерико, Делакруа, Констебль, Фридрих, Гойя.
Композиторы: Шуберт, Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Вагнер, Верди.
Вторая половина XIX в. – реализм. Для этого стиля характерно изображение неприукрашенной действительности. Важные жанры: романы, жанровые картины.
Литераторы: Диккенс, Бальзак.
Живописцы: Домье, Милле, Корбе.
1874 г. – зарождение стиля импрессионизм. Цель импрессионистов – запечатлеть изменчивый, подвижный мир, создать эффект мимолётного впечатления. Для живописцев характерна работа на пленэре.
Живописцы: Мане, Писсарро, Моне, Ренуар, Сислей, Моризо.
Композиторы: Дебюсси, Равель.
Участники
Эль Греко – испанский художник.
Уильям Шекспир – английский писатель и поэт.
Мигель де Сервантес – испанский писатель.
Лопе де Вега – испанский писатель.
Питер Пауль Рубенс – фламандский художник.
Рембрандт ван Рейн – голландский художник.
Диего Веласкес – испанский художник.
Антуан Ватто – художник в стиле рококо.
Франсуа Буше – художник в стиле рококо.
Жан Оноре Фрагонар – художник в стиле рококо.
Пьер Корнель – французский драматург.
Жан Расин – французский драматург.
Жан Батист Мольер – французский драматург.
Пьер Бомарше – французский драматург.
Гендель – немецкий композитор.
Гайдн – австрийский композитор.
Моцарт – австрийский композитор.
Феликс Мендельсон – немецкий композитор.
Ференц Лист – венгерский композитор.
Заключение
В Новое время появились многочисленные новые течения в искусстве, многие из которых развивались параллельно. Новое время подарило большое количество уникальных творцов, творения которых бессмертны. Классицизм стал основой академизма в искусстве. Когда говорят, например, об академической живописи, подразумевают живопись в стиле классицизм, об академической музыке – подразумевают классическую музыку.
Параллели
Технологический рывок XIX века открыл и новые технологии в искусстве. Например, такое простое изобретение, как тюбик для краски, позволил художникам писать картины на пленэре. Развитие искусства связано с развитием технологий не только потому, что люди искусства пытаются переосмыслить происходящее и выразить свои чувства в музыке, живописи, литературе, но и потому что новые материалы, новые инструменты позволяют открыть новые способы самовыражения.
Модуль 5.Индустриальная цивилизация в начале 20 века.