Полисный этап, Гомеровский период

О вой­нах, ко­то­рые вели в то время, мы можем го­во­рить бла­го­да­ря зна­ме­ни­тым по­э­мам Го­ме­ра. В «Илиа­де» опи­сы­ва­ет­ся один из по­след­них круп­ных во­ен­ных кон­флик­тов между го­ро­да­ми этой ци­ви­ли­за­ции. Из­вест­но, что было со­зда­но объ­еди­не­ние ми­кен­ских го­ро­дов под ру­ко­вод­ством царя Ага­мем­но­на (рис. 8),и имен­но это объ­еди­не­ние от­пра­ви­лось во­е­вать под стены Трои. Ис­то­ри­че­ский ха­рак­тер Тро­ян­ской войны у со­вре­мен­ных ис­то­ри­ков со­мне­ния не вы­зы­ва­ет. Од­на­ко ис­то­ри­ки до сих пор спо­рят о том, когда имела место Тро­ян­ская война. На­зы­ва­ют­ся самые раз­ные даты, но боль­шин­ство ис­то­ри­ков схо­дят­ся на том, что этот кон­фликт имел место во вто­рой по­ло­вине XIII века до н. э. (при­мер­но 1240–1200 годы до н. э.).

Полисный этап, Гомеровский период - student2.ru

Рис. 8. Маска Ага­мем­но­на (Ис­точ­ник)

По­че­му имен­но эта война вошла в ис­то­рию и так по­дроб­но рас­смат­ри­ва­лась Го­ме­ром? Это была по­след­няя круп­ная война в ис­то­рии Ми­кен­ской ци­ви­ли­за­ции. В ней при­ни­ма­ли уча­стие воины из самых раз­ных ми­кен­ских го­ро­дов.

При­мер­но в то же время, когда ахей­цы сра­жа­лись у стен Трои, на се­ве­ре воз­ник­ла новая угро­за. К гра­ни­цам гре­че­ских го­ро­дов при­дви­ну­лись новые пле­ме­на – до­рий­цы. Ис­то­ри­ки спо­рят о сте­пе­ни их род­ства с ахей­ца­ми. При­хо­дят к мне­нию, что и ахей­цы, и до­рий­цы были ин­до­ев­ро­пей­ца­ми и имели много сход­ных черт в языке и в куль­ту­ре. В XIII–XII вв. до н. э. до­рий­цы за­во­е­ва­ли прак­ти­че­ски всю тер­ри­то­рию Гре­ции, и это со­бы­тие вошло в ис­то­рию как «до­рий­ское на­ше­ствие».

Имен­но до­рий­ское втор­же­ние было тем со­бы­ти­ем, ко­то­рое от­де­ля­ло эпоху ран­них ци­ви­ли­за­ций от по­лис­но­го этапа ис­то­рии Гре­ции. Раз­рыв между до­рий­ца­ми и ахей­ца­ми был се­рьез­ным, ведь у до­рий­цев не было ни пись­мен­но­сти, ни зем­ле­де­лия, уро­вень раз­ви­тия ре­мес­ла был на более низ­ком уровне, чем у ахей­цев.

Греки, ко­то­рые имели до этого пись­мен­ность, в XII–XI вв. до н. э. ее по­те­ря­ли. Гре­кам вновь по­на­до­би­лась пись­мен­ность в VIII–VII вв. до н.э., и они стали ис­поль­зо­вать фи­ни­кий­ское пись­мо.Важно от­ме­тить, что пись­мо, ко­то­рым поль­зо­ва­лись древ­ние греки до XII века до н. э., было иеро­гли­фи­че­ским, а бла­го­да­ря до­рий­цам в Древ­ней Гре­ции по­явил­ся за­им­ство­ван­ный из Фи­ни­кии ал­фа­вит.

Что ка­са­ет­ся куль­тур­но­го раз­ры­ва, то он про­явил­ся в том, что Гре­ция пе­ре­жи­ва­ла пе­ри­од упад­ка. От­сут­ствие пись­мен­ных ис­точ­ни­ков про­яви­лось в на­зва­нии «Тем­ные века», ко­то­рое точно ха­рак­те­ри­зу­ет эту эпоху.

С ар­хео­ло­ги­че­ской точки зре­ния в Гре­ции прак­ти­че­ски не оста­лось сви­де­тельств этой эпохи. Воз­мож­но, го­ро­да в это время про­па­ли, люди жили в неболь­ших де­ре­вуш­ках, а сле­дов от этих по­се­ле­ний не оста­лось.

Такая де­гра­да­ция ка­са­лась Гре­ции еще и в по­ли­ти­че­ском, а также в со­ци­аль­ном плане. Ис­чез­ла мощ­ная цар­ская власть, преж­ние цари стали не более чем во­ен­ны­ми во­ждя­ми. В поэме Го­ме­ра «Одис­сея» можно уви­деть, что об­ра­зы царей се­рьез­но от­ли­ча­ют­ся от тех, к ко­то­рым мы при­вык­ли.

Из до­сти­же­ний до­рий­цев можно вы­де­лить то, что они были эт­но­сом, ко­то­рый об­ла­дал тех­ни­кой вы­плав­ки же­ле­за.Этой тех­ни­ки у пред­ше­ствен­ни­ков до­рий­цев не было. До се­го­дняш­не­го дня яв­ля­ет­ся за­гад­кой то, от­ку­да же взя­лась такая со­вер­шен­ная тех­ни­ка у столь от­ста­лых пле­мен. Преж­няя вер­сия о том, что до­рий­цы, воз­мож­но, при­нес­ли эту тех­ни­ку из Альп, сей­час ис­то­ри­ка­ми пе­ре­смат­ри­ва­ет­ся. Мно­гие утвер­жда­ют то, что эта тех­ни­ка была за­им­ство­ва­на с тер­ри­то­рии Малой Азии.

Раз­ви­тие тех­ни­ки вы­плав­ки же­ле­за при­во­дит к тому, что в Гре­ции снова по­яв­ля­ет­ся вы­со­ко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ное ре­мес­ло. Это про­ис­хо­дит в конце го­ме­ров­ско­го пе­ри­о­да, а рас­цве­та ре­мес­ло до­сти­га­ет в ар­ха­и­че­скую и клас­си­че­скую эпоху. Ре­мес­лен­ни­ков в это время на­зы­ва­ли де­ми­ур­га­ми – ра­бо­та­ю­щи­ми на народ. Вновь воз­ник­ла со­вер­шен­ная тех­ни­ка ва­зо­пи­си, тех­ни­ка из­го­тов­ле­ния гон­чар­ных со­су­дов, а также тех­ни­ка из­го­тов­ле­ния ме­тал­ли­че­ских пред­ме­тов и стро­и­тель­ство ка­мен­ных зда­ний. Мно­гие виды ре­мес­ла в Гре­ции воз­рож­да­ют­ся на стыке го­ме­ров­ско­го и ар­ха­и­че­ско­го пе­ри­о­дов.

Раз­ви­тие ре­мес­ла при­во­дит к раз­ви­тию тор­гов­ли. Имен­но в Гре­ции впер­вые по­яв­ля­ет­ся такая форма рас­че­та, как день­ги (рис. 9). В се­ре­дине VII в. до н. э. пер­вые мо­не­ты были от­че­ка­не­ны в го­су­дар­стве Лидия, ко­то­рое на­хо­ди­лось на за­па­де по­лу­ост­ро­ва Малая Азия. Через несколь­ко лет мо­не­ты на­ча­ли че­ка­нить­ся на гре­че­ском ост­ро­ве Эгина. Имен­но от­сю­да тех­ни­ка че­кан­ки монет рас­про­стра­ня­ет­ся по всему миру.

Полисный этап, Гомеровский период - student2.ru

Рис. 9. Пер­вые гре­че­ские день­ги (Ис­точ­ник)

Про­яв­ле­ни­ем эко­но­ми­че­ско­го и по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции яв­ля­ет­ся рост на­се­ле­ния.Имен­но в это время ко­ли­че­ство жи­те­лей в Древ­ней Гре­ции рас­тет. Это при­во­дит к тому, что пе­ре­стра­и­ва­ют­ся гре­че­ские армии. Вме­сто армий, ко­то­рые со­сто­я­ли из всад­ни­ков и ко­лес­ни­чих, воз­ни­ка­ют мас­со­вые армии. Они со­сто­я­ли из тя­же­ло­во­ору­жен­ных во­и­нов – гопли­тов (рис. 10).То го­су­дар­ство, ко­то­рое об­ла­да­ло луч­шей ар­ми­ей, могло пре­тен­до­вать на вли­я­ние и по­ли­ти­ку дру­гих го­ро­дов.

Уже в самом на­ча­ле эпохи ар­ха­и­ки гре­че­ские го­ро­да на­чи­на­ют раз­де­лять­ся на те, ко­то­рые об­ла­да­ли таким вли­я­ни­ем, и на го­ро­да, ко­то­рые не имели ни­ка­ко­го вли­я­ния. Во­ен­ный мо­мент был да­ле­ко не един­ствен­ным. Мно­гие го­ро­да про­сла­ви­лись бла­го­да­ря хра­мо­вым цен­трам, ко­то­рые рас­по­ла­га­лись на их тер­ри­то­рии, или ис­точ­ни­ка­ми сырья. Два глав­ных гре­че­ских по­ли­са – это Афины и Спар­та, воз­ник­ли имен­но бла­го­да­ря той во­ен­ной силе, ко­то­рую они могли пред­став­лять собой. Афины и Спар­та воз­ник­ли при­мер­но од­но­вре­мен­но, в IX–VIII вв. до н. э. Ле­ген­ды го­во­рят о том, что их воз­ник­но­ве­ние от­но­сит­ся к еще более ран­не­му вре­ме­ни. Про­ти­во­сто­я­ние между Афи­на­ми и Спар­той про­дол­жа­лось почти всю ар­ха­и­че­скую и клас­си­че­скую эпоху. Они имели слиш­ком много раз­ли­чий в об­ще­ствен­ном, по­ли­ти­че­ском, эко­но­ми­че­ском и даже куль­тур­ном устрой­стве.

Полисный этап, Гомеровский период - student2.ru

Рис. 10. Гопли­ты (Ис­точ­ник)

Урок5. «По­хо­ды Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го. Эпоха эл­ли­низ­ма»

По­хо­ды Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го. Эпоха эл­ли­низ­ма

Эл­ли­низм–пе­ри­од с IV по I века до нашей эры в ис­то­рии Сре­ди­зем­но­мо­рья. Эта эпоха ха­рак­те­ри­зу­ет­ся син­те­зом гре­че­ской и во­сточ­ных куль­тур. В это время на оскол­ках им­пе­рии Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го вы­рос­ли новые го­су­дар­ства, вос­при­няв­шие гре­че­ские куль­ту­ру и язык.

Предыс­то­рия

В конце V века гре­че­ские по­ли­сы вхо­дят в глу­бо­кий кри­зис, раз­во­ра­чи­ва­ют­ся кон­флик­ты внут­ри об­ще­ства, по­яв­ля­ет­ся мно­же­ство со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чий. По­ли­сы не пе­ре­ста­вая ведут без­ре­зуль­тат­ные войны, тем самым толь­ко ослаб­ляя друг друга. Ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ет­ся на­ем­ни­че­ство. Дух граж­дан­ствен­но­сти и от­вет­ствен­но­сти по­ки­да­ет гре­ков. На этом фоне на­чи­на­ет­ся воз­вы­ше­ние со­сед­ней Ма­ке­до­нии.

Со­бы­тия

338 г. до н. э. – битва при Хе­ро­нее, в ко­то­рой ма­ке­дон­ское вой­ско под ру­ко­вод­ством царя Фи­лип­па раз­би­ва­ет армию гре­че­ских по­ли­сов. На­ча­ло под­чи­не­ния гре­че­ских по­ли­сов Ма­ке­до­нии.

336–323 гг. до н. э. – прав­ле­ние Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, сына Фи­лип­па.

335 г. до н. э. – за­хват Фив и окон­ча­тель­ное под­чи­не­ние Гре­ции.

334–327 гг. до н. э. – Во­сточ­ный поход Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, в ходе ко­то­ро­го были под­чи­не­ны Малая Азия, Сирия, Еги­пет и Пер­сия. При­ня­тие Алек­сан­дром ти­ту­ла царя Азии и по­пыт­ка осу­ществ­ле­ния син­те­за куль­тур внут­ри новой дер­жа­вы (сме­шан­ные браки, при­ня­тие пер­сид­ско­го куль­та пра­ви­те­ля).

326–325 гг. до н. э. – неудач­ный Ин­дий­ский поход Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го.

323 г. до н. э. – смерть Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го.

321 г. до н. э. – на­ча­ло войн между спо­движ­ни­ка­ми и род­ствен­ни­ка­ми Алек­сандра за его на­след­ство. Рас­пад им­пе­рии Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го.

За­клю­че­ние

Дер­жа­ва Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го рас­па­лась на мно­же­ство ча­стей, са­мы­ми круп­ны­ми из них были го­су­дар­ство Се­лев­ки­дов (быв­шая тер­ри­то­рии Пер­сии) и го­су­дар­ство Пто­ле­ме­ев (Еги­пет). В этих стра­нах ро­ди­лась со­вер­шен­но новая куль­ту­ра, со­еди­нив­шая в себе как гре­че­ское, так и во­сточ­ное на­ча­ло. Стро­и­лись новые боль­шие го­ро­да, со­зда­ва­лись пер­вые боль­шие учеб­ные за­ве­де­ния и биб­лио­те­ки, рож­да­лась новая фи­ло­со­фия. Общим язы­ком Во­сточ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья стал гре­че­ский. Имен­но по­это­му впо­след­ствии книги Но­во­го За­ве­та были на­пи­са­ны на гре­че­ском языке.

По­сте­пен­но эл­ли­ни­сти­че­ские го­су­дар­ства стали сла­беть, рас­по­ло­жен­ные в Во­сточ­ном Сре­ди­зем­но­мо­рье эл­ли­ни­сти­че­ские цен­тры вошли в со­став Рим­ско­го го­су­дар­ства, более от­да­лен­ные ази­ат­ские тер­ри­то­рии стали ча­стью Пар­фян­ско­го цар­ства.

Кризис греческого полиса

После Пе­ло­по­нес­ской войны Гре­ция ока­за­лась в глу­бо­ком кри­зи­се. Этот кри­зис, ко­то­рый еще на­зы­ва­ют кри­зи­сом по­ли­са, за­ни­ма­ет боль­шую часть IV века до н. э. Его про­яв­ле­ния были мно­го­чис­лен­ны, но глав­ное за­клю­ча­лось в том, что от­ныне ни зем­ле­де­лие, ни ре­мес­ло, ни тор­гов­ля не счи­та­лись по­чет­ны­ми за­ня­ти­я­ми. Опыт спар­тан­ской армии, ко­то­рая по­бе­ди­ла Афины, при­вел к тому, что мно­гие в Гре­ции по­же­ла­ли быть на­ем­ны­ми во­и­на­ми. На­ем­ни­че­ство в Гре­ции в это время по­лу­ча­ет боль­шое рас­про­стра­не­ние. Слу­жить воины шли не в армию соб­ствен­но­го по­ли­са, а в армию дру­го­го по­ли­са (же­ла­тель­но та­ко­го, где боль­ше пла­тят за служ­бу).

От­но­ше­ние из­ме­ни­лось даже к ре­ме­с­лу. Счи­та­лось, что ре­мес­ло остав­ля­ет че­ло­ве­ку мало вре­ме­ни для того, чтобы об­щать­ся с дру­зья­ми и за­ни­мать­ся по­ли­ти­кой. Таким об­ра­зом, от­но­ше­ние к труду кар­ди­наль­но из­ме­ни­лось.

Наши рекомендации