Извлечение раненных из боевых машин
Раненого из боевой машины извлекают 2–3 человека, оснащенные табельными средствами (лямки специальные, лямки санитарные, имеющиеся на снабжении) или подручными средствами (веревки, поясные ремни и др.).
Рис. 99. Лямка специальная: 1 – металлическое кольцо; 2 – металлическая пряжка; 3 – стальной карабин; 4 – собственно лямка; 5 – брезентовая накладная полоска; 6 – пряжка-пятистенка | Обычно в извлечении участвуют санитарный инструктор (санитар) и члены экипажа, если позволяет состояние их здоровья. Из-за ограниченности свободного пространства в боевой машине помощь раненым, как правило, должна оказываться после извлечения их из боевой машины, за исключением случаев, при которых требуется немедленная помощь (угрожающее жизни кровотечение, тушение горящей одежды и т. д.). При извлечении раненого один человек спускается в боевую машину, оказывает в случае необходимости там первую медицинскую помощь и накладывает на раненого санитарные лямки или специальную лямку (рис. 99). В зависимости от условий лямку можно накладывать несколькими способами. При отсутствии лямки или подручных средств раненого извлекают вручную. |
Если ранен один из членов экипажа, то его товарищи приподнимают раненого и подают через люк командира боевой машины или десантный люк. Товарищи, находящиеся около люка снаружи, подхватывают раненого и осторожно извлекают его из боевой машины.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
ПО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Плановые занятия по военно-медицинской подготовке проводятся врачом части (фельдшером). Тренировки по отработке приемов оказания первой медицинской помощи – командирами отделений (взводов) под контролем медицинских работников.
Главное внимание на занятиях обращается на усвоение военнослужащими практических навыков. Теоретический материал должен излагаться только в том объеме, в каком это необходимо для сознательного выполнения практических приемов.
В результате занятий каждый военнослужащий должен уверенно владеть приемами остановки кровотечений, иммобилизации, наложения повязок, искусственного дыхания и непрямого ручного массажа сердца.
Отработку приемов на занятиях целесообразно проводить в такой последовательности: показ приема руководителем, выполнение обучаемыми приема по элементам, тренировка в выполнении приема в установленные нормативами время. На показ приема рекомендуется отводить 20-30 % учебного времени, на выполнение - 40-50 % и на тренировку - 20-30 % . Для лучшего усвоения практических приемов целесообразно делить подразделение на группы, в которых поочередно одни солдаты обозначают раненых, другие отрабатывают прием. Переходить к отработке очередного приема можно только после усвоения предыдущего.
Глава третья
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО
И ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ
И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Эксплуатация бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) – комплекс мероприятий по использованию боевых машин, их техническому обслуживанию, хранению и транспортированию.
Эксплуатация организуется командиром воинской части, заместителем командира воинской части по вооружению и осуществляется личным составом экипажей, расчетов, эксплуатирующих машины, с привлечением сил и средств технического обеспечения. Основной целью эксплуатации БТВТ в мирное и военное время является поддержание машин в постоянной готовности к боевому применению, обеспечение мероприятий боевой подготовки. С целью поддержания БТВТ в исправном состоянии в воинской части выполняются организационные и технические мероприятия.
К организационным мероприятиям относятся: освежение машин; освежение шлемофонов, укрывочных брезентов, тентов, гусеничных лент, автошин, горючего, масел, смазок и специальных жидкостей в системах и агрегатах машин по истечении их гарантийных сроков службы; проведение парковых недель (дней) и парково-хозяйственных дней; организация и проведение смотров БТВТ и осмотров учебно-боевых машин; принятие мер к устранению выявленных недостатков; проведение занятий по выполнению личным составом работ и тренировок по приведению машин в готовность к использованию по назначению (боевому применению); отработка нормативов по технической подготовке; проведение военно-технических конференций и сборов.
К техническим мероприятиям относятся: своевременное, полное и качественное проведение технического обслуживания и качественная постановка машин на хранение; обеспечение работоспособности машин путем своевременного проведения на объектах боевой и строевой групп регламентированного технического обслуживания и текущего ремонта; ведение рекламационной работы; поддержание в работоспособном состоянии паркового оборудования и средств, обеспечивающих сокращение сроков приведения машин в готовность к использованию по назначению (боевому применению).
Эксплуатация БТВТ в мирное время организуется и проводится в соответствии с планами эксплуатации и выхода в ремонт БТВТ, которые согласовываются с планами боевой подготовки воинской части. В военное время порядок эксплуатации машин определяется командиром воинской части в соответствии с выполняемой боевой задачей, условиями боевой обстановки и указаниями старших начальников.
Все штатные машины воинских частей должны иметь присвоенные им номера согласно строевому расчету, номерные и опознавательные знаки. Эксплуатация машин, не имеющих номеров, номерных и опознавательных знаков, запрещается. Опознавательные знаки и закрепленные номера на боевые машины пехоты и бронетранспортеры наносятся в соответствии с требованиями Боевого устава Сухопутных войск.
Эксплуатация БТВТ в мирное и военное время организуется с учетом следующих основных принципов: применение (использование по назначению) машин осуществляется исходя из их предназначения, выполняемых войсками задач и условий ведения боевых действий; техническое обслуживание машин проводится непосредственно в боевых порядках войск без вывода в тыл, с выполнением в первую очередь работ, восстанавливающих их боеготовность; обслуживание вооружения и техники проводится в полном объеме, предусмотренном соответствующими техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации (ТО и ИЭ) без сокращения перечня работ; работы по техническому обслуживанию машин проводятся силами экипажей (расчетов, водителей) с привлечением сил и средств технического обеспечения части и подразделения; в мирное время обслуживаемые машины, как правило, подаются к средствам обслуживания, в военное время средства обслуживания - к обслуживаемым машинам; все мероприятия по поддержанию БТВТ в исправном состоянии и обеспечению надежной работы машин проводятся с учетом сохранения требуемой боеготовности (две трети машин подразделения должны быть готовы в процессе выполнения работ технического обслуживания к немедленному боевому применению) и соблюдения требований безопасности.
ОБЯЗАННОСТИ ЭКИПАЖА ПО СОДЕРЖАНИЮ МАШИНЫ
В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
Все члены экипажа машины обязаны выполнять указания старших начальников и требования нормативно-технической документации.
Командир отделения (машины) несет полную ответственность за техническое состояние и боевую готовность закрепленной за ним машины.
Он обязан: постоянно поддерживать боевую готовность машины; в совершенстве знать материальную часть закрепленной за ним машины, правила ее использования, технического обслуживания, хранения, и транспортирования, уметь использовать в соответствии с нормативно-технической документацией и техническими возможностями; уметь водить машину в различных условиях; знать обязанности всех членов экипажа и требовать беспрекословного их выполнения; принимать меры к пополнению боекомплекта, дозаправке эксплуатационными материалами и проведению необходимого технического обслуживания и ремонта; систематически проверять исправность вооружения, прицела, стабилизатора вооружения (приводов наведения), приборов наблюдения и средств связи; следить за содержанием в исправности и комплектности ЗИП машины и возимого табельного имущества; руководить экипажем (отделением) при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту машины; добиваться безаварийной эксплуатации машины, экономии горючего и смазочных материалов (при повреждении машины принимать меры к быстрейшему возвращению ее в строй); докладывать командиру взвода о состоянии машины, израсходованных моторесурсах, боеприпасах, горючем и смазочных материалах, а также предметах ЗИП; следить за соблюдением членами экипажа требований безопасности при проведении занятий на машине, выполнении работ по ее обслуживанию и ремонту; вести положенную индивидуальную документацию машины.
Механик-водитель (водитель)отвечает за техническое состояние и постоянную готовность машины к движению.Он обязан:в совершенстве знать устройство, технические возможности и правила использования машины; содержать машину в полной технической исправности и постоянной готовности к движению; уметь устранять неисправности в соответствии с нормативно-технической документацией; уметь водить машину в различных условиях, в том числе с использованием навесного оборудования и буксировании; применять различные способы самовытаскивания при застрявании машины; знать сроки и объем работ по техническому обслуживанию, уметь практически выполнять в установленные нормативы времени все виды технического обслуживания, текущий ремонт, дезактивацию и дегазацию машины; содержать в исправности и комплектности ЗИП; знать нормы расхода и порядка применения горючего и смазочных материалов, добиваться их экономии; перед каждым выходом проверять техническое состояние машины, заправку эксплуатационными материалами, знать их наличие.
Наводчик - оператор (наводчик пулемета)отвечает за состояние и постоянную готовность к использованию всего вооружения машины. Он обязан: в совершенстве знать вооружение машины, содержать его в боевой готовности; проверять исправность вооружения, прицела, стабилизатора вооружения, приборов наблюдения и средств связи; уметь устранять неисправности в соответствии с нормативно-технической документацией; уметь вести меткий огонь из вооружения машины с полным использованием технических возможностей машины, производить выверку прицельных приспособлений и приведение вооружения к нормальному бою; знать сроки и объем работ по техническому обслуживанию системы управления огнем, уметь практически выполнять в установленные нормативы времени все виды технического обслуживания и текущий ремонт; знать количество имеющихся боеприпасов, уметь осматривать их, готовить к стрельбе и укладывать их; перед каждым выходом проверять техническое состояние вооружения, заправку эксплуатационными материалами, знать их наличие.
Остальной личный состав отделения (десант БМП, БТР) обязан участвовать в проведении технического обслуживания машины. Как правило, он производит чистку и мойку ходовой части и корпуса машины, выполняет работы по обслуживанию десантного отделения. Весь личный состав отделения должен соблюдать требования безопасности при использовании, ремонте, эвакуации и транспортировании машины.
ВВОД БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
Ввод в эксплуатацию включает приемку воинской частью (подразделением) объектов бронетанкового вооружения и техники, поступивших после изготовления или ремонта (передачи другой воинской частью), в соответствии с установленными требованиями и в закреплении каждой машины за подразделениями и экипажами (расчетами), механиками-водителями (водителями).
О вводе вооружения и техники в эксплуатацию объявляется в приказе командира воинской части, в котором указываются: марки машин, заводской номер, подразделение, в которое они предназначаются; присваиваемый номер согласно строевому расчету; фамилии членов экипажа (расчета), водителей (механиков-водителей) или других лиц, за которыми закрепляются образцы, группа эксплуатации, остаток годового лимита расхода ресурса на календарный год, запас ресурса до очередного среднего или капитального ремонта на день ввода в строй. Номер и дата приказа, фамилии членов экипажа (расчета), водителя (механика-водителя) или других лиц, за которыми закреплены машины, заносятся в формуляры (паспорта) машин.
При поступлении в часть новых образцов БТВТ или образцов других марок с личным составом подразделений проводятся сборы, в конце которых у личного состава принимаются зачеты. Водители (механики-водители) при получении новых (других марок) машин проходят переподготовку. Машины к вводу в строй готовятся экипажами (расчетами) под руководством командиров взводов и заместителей командиров рот по вооружению. При этом проверяется техническое состояние, укомплектованность машины и устраняются все обнаруженные отказы и повреждения.
Торжественное вручение машин личному составу осуществляется, лично командиром части перед строем части с выносом Боевого знамени. При торжественном вручении зачитывается приказ о вводе машин в строй. Командир части принимает доклады командиров экипажей (водителей) о принятии машин и вручает им формуляры. Личный состав расписывается в формулярах и с этого момента несет личную ответственность за закрепленные машины. В случае невозможности проведения торжественного вручения или при вводе в эксплуатацию небольшого количества вооружения и техники их вручение может производиться командиром батальона (дивизиона) или роты (батареи) перед строем подразделения Использование машин до ввода их в строй запрещается.
К самостоятельной работе на машине допускаются военнослужащие, прошедшие установленный курс подготовки (доподготовки, переподготовки), имеющие удостоверение установленной формы и закрепленные за образцами приказом по части.
При перемещении механиков-водителей на машины других марок с ними проводятся переподготовка и прием экзаменов по особенностям устройства, технического обслуживания, вождения машин этих марок, о чем делается отметка в удостоверении механика-водителя и в военном билете.
Экипаж, как правило, должен весь срок службы проходить на одной машине. Необоснованные и не вызванные крайней необходимостью перемещения экипажа с одной машины на другую запрещаются. Смена экипажа машины, а также замена отдельных членов экипажа отдается приказом по части. Экипажу нового состава машина вручается командиром роты перед строем подразделения. Передача машины производится под руководством командира взвода. Принимающий командир экипажа докладывает командиру взвода о приеме машины, экипаж расписывается в формуляре.
Бронетанковое вооружение подразделяется на группы боевых и учебно-боевых машин, а бронетанковая техника - на группы строевых и учебно-строевых машин.
ПОДГОТОВКА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Приведение БТВТ в готовность к использованию по назначению (боевому применению) это этап их эксплуатации, включающий комплекс установленных в нормативно-технической документации работ по приведению машины в работоспособное (исправное) состояние.
Машины учебно-боевой, учебно-строевой групп эксплуатации содержатся в таком состоянии, которое обеспечивает их приведение в готовность к использованию по назначению (боевому применению) силами экипажей (расчетов, водителей) с привлечением ремонтных подразделений и частей в срок, установленный планами боевой готовности части. Как правило, объем работ по приведению БТВТ в готовность к использованию по назначению (боевому применению) выполняется в парке.
Содержание работ по приведению БТВТ в готовность к использованию по назначению (боевому применению) включает: расконсервацию машины, проведение контрольного осмотра; подготовку к запуску, запуск и прогрев двигателя и агрегатов трансмиссии до температур, обеспечивающих возможность ее движения, проверка работоспособности (исправности) вооружения, средств связи, систем противопожарного оборудования, коллективной защиты и других конструктивных групп.
При подготовке к использованию машин учебно-боевой группы эксплуатации, как правило, проводятся дополнительные работы по увеличению запаса ресурса.
Работы по подготовке машин к использованию по назначению в частях постоянной готовности выполняются экипажами (расчетами) с привлечением специалистов ремонтно-восстановительных органов с использованием оборудования подвижных средств технического обслуживания и ремонта. В частях сокращенного состава и на базах хранения подготовительные работы выполняются бригадами механиков-водителей, с участием офицерского состава, с привлечением специалистов ремонтно-восстановительных органов и использованием оборудования подвижных средств технического обслуживания и ремонта.