Дополнительный протокол: введение юридических советников.

В Бельгии в рамках министерства безопасности было принято специальное решение о создании института подготовки юридических советников и определен их правовой статус.

В РБ Временным Уставом Вооруженных Сил РБ в рамках Министерства обороны РБ была создана должность юридических советников. Они обычно комплектуются из нескольких офицеров из юридического отдела Министерства обороны.

Юридические советники имеют компетенцию как в мирное время, так и в период ВК.

В мирное время: советники выполняют положения ЖК и 1 Протокола о том, что информация о ЖК и 1 Протоколе должна быть доведена до сведения вооруженных сил (занятия, разрабатываются программы, моделируются различные ситуации, где нужно применять ЖК).

Основная нагрузка лежит на юридических советниках в период ВК:

- все вопросы, связанные с переговорами воюющей стороны с нейтральным государством относительно интернирования;

- все соглашения об установлении санитарных, нейтральных зон, необороняемых местностей;

- решают вопросы заключения местного перемирия для сбора раненых, проведения захоронения;

- вопросы с заключением мирных договоров;

- на оккупированной территории могут консультировать оккупирующую сторону о том, кого и каким образом задерживают в случае совершения преступления в период ВК;

- ознакомление военнопленных с режимом их содержание;

- могут участвовать при переговоров воюющих сторон, с МККК или другой гуманитарной организацией.

У юридического советника очень большая сфера компетенции в период ВК.

Комиссия по имплементации МГП не предусмотрена 1 Дополнительным протоколом и 4 ЖК 1949г., но имеется в большинстве государств.

Комиссия была создана в 1997г. в РБ при СовМине РБ.

Комиссия включает: представителей ряда министерств, представителей национального общества Красного креста, представителей Администрации президента РБ. Возглавляется она министром юстиции РБ.

Комиссия по имплементации МГП:

1. Должна содействовать принятию соответствующих законов, направленных на реализацию положений 4-х ЖК и 1 Дополнительного протокола.

2. Может выступит с рекомендацией относительно того, чтобы РБ ратифицировала документы в области МГП.

3. Может провести экспертную оценку соответствия белорусского ЗД положениям 4-х ЖК и 1 Протокола.

4. Содействует распространению знаний о МГП (гражданские ВУЗы),

5. Отчитывается непосредственно перед Советом министров РБ и может заслушивать доклады представителей различных министерств о том, что сделано для реализации положений ЖК и 1 Протокола.

6. Может консультировать РБ по позиции РБ относительно вырабатываемых проектов, новых конвенций в области МГП.

Комиссия провела большую работу:

В 1998г. была проведена оценка ЗД РБ на соответствие положений 4 ЖК и 1 Дополнительного протокола.

В 1999г. в УК РБ появились новые составы преступлений соответствующих серьезным нарушениям МГП.

МГП стало преподаваться не только в военных, но и в гражданских ВУЗах.

Первый учебник по МГП в РБ – инициатива Комиссии.

Работа Комиссии – разработка учебных программ.

Заслуга Комиссии – сейчас изучаем МГП не 20, а 40 часов.

Сняты все оговорки РБ в 4-м ЖК и 1 Дополнительному протоколу (инициатива Комиссии).

ТЕМА 8: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МГП.

Классификация нарушений МГП.

Специфика ответственности государства в МГП за нарушение норм МГП.

Принципы индивидуальной уголовной ответственности ФЛ за нарушение норм МГП.

Деятельность международных уголовных судов и МУС по привлечению к ответственности лиц, нарушивших нормы МГП (правовой статус и структура трибунала по Югославии, по Руанде, смешанные или гибридные МУ трибуналы, структура и особенности деятельности МУС).

Наличие ответственности – основной компонент, который способствует выполнению норм МГП. Ответственность в МГП – не новый институт, т.к. уже в Гаагских конвенциях 1907г. рассматривались вопросы ответственности за нарушение их норм (4-я Гаагская конвенция).

Четыре ЖК 1949г. и 1 Протокол, Гаагская конвенция о защите КЦ 1954г. и 2 Протокол к ней – речь идет об установлении ответственности за нарушение норм МГП.

2 категории нарушений норм МГП:

1. Серьезные нарушения норм МГП (перечисляются и в 4 ЖК, и в 1 Протоколе, и т.д.),

2. Иные нарушения норм МГП (есть только упоминание о них, но точного перечисления нет, потому только доктрина МГП может установить что это такое).

Квалификационные критерии серьезных нарушений норм МГП:

1. Тяжкое нарушение, затрагивающее здоровье личности либо имущественный вред.

2. Могут быть не только нарушения, приносящие вред 1 из воюющих сторон, но и нарушения всему мировому сообществу (erga omnes).

Иные нарушения: нет тяжести нарушения.

По 3 ЖК 1949г. должны на территории лагеря военнопленных, интернированных лиц, создавать ларьки – это нарушение, но его нельзя отнести к серьезному, т.к. очень трудно вывести здесь степень тяжести.

Ст. 90 1 Протокола о Международной комиссии по установлению фактов: если несколько раз совершается даже мелкое нарушение норм МГП, оно может перейти в ранг серьезных нарушений, но определять это будет сама комиссия.

Серьезные нарушения МГП. Им придается огромное значение, т.к. ответственность относится только к серьезным нарушениям МГП.

Серьезные нарушения подлежат классификации:

1) та категория серьезных нарушений, которые квалифицируются в качестве таковых в 4 ЖК и 1 Протоколе.

2) те нарушения., которые не причисляются к серьезным ни в 4 ЖК, ни в 1 Протоколе, но их степень опасности позволяет их отнести к опасным.

3) Нарушения, закрепленные в отдельных конвенциях, касающихся способов ведения ВК: Гаагские конвенции 1907г.

Категория

Серьезные нарушения по 4 ЖК: пытки, убийства, нанесение тяжких телесных повреждений ГН или военнопленным, проведение медицинских экспериментов в отношении ГН или военнопленных, которые наносят тяжкий вред здоровью или могут влечь смерть, депортирование населения с оккупированной территории, разрушения, не вызванные военной необходимостью.

1 Протокол + Военные преступления:

- ГН является объектом нападения,

- бомбардировка устройств, содержащих опасные силы, которые могут вести к чрезмерному вреду,

- депортирование населения с оккупационной территории на территорию оккупированного государства,

- вербование лиц, не достигших 15-летнего возраста,

- задержка репатриации военнопленных.

2 категория: использование голода среди ГН как средство запугивания, использование ГН в качестве щита для защиты военного оборудования или вооруженных сил, незаконное использование эмблем красного креста или полумесяца, вероломное ведение воны, применение террористических актов против ГН.

3-я категория: нарушения, закрепленные в отдельных конвенциях, касающихся способов ведения ВК: Гаагские конвенции 1907г.

4-я Гаагская конвенция:

серьезные нарушения: приказы не оставлять в живых, конфискация общественного и государственного имущества, вероломное ведение ВК (использование флагов парламентариев, одежды неприятеля), уничтожение, не оправданное военной необходимостью.

Наши рекомендации