Международные имплементационные процедуры Гаагской конвенции о защите КЦ 1954г.

Исполнительный регламент – принят в 1954г. совместно с Гаагской конвенцией 1954г. и рассматривается как неотъемлемая ее часть, по сути 1 Дополнительный протокол.

Все ценности делятся на:

- имеют большое значение,

- очень большое значение (всемирное наследие), обладают иммунитетом от нападения.

В отношении любых КЦ закреплено, что их должны уважать, а это значит, что их нельзя разрушать, совершать акты вандализма. Для контроля за соблюдением положений Гаагской конвенции создан сложный механизм контроля по исполнительному регламенту.

В состав контрольного механизма входят: представители государств по защите КЦ, Д-П, Генеральный комиссар по защите КЦ (назначаются государствами), инспекторы по защите КЦ (назначаются генеральными комиссарами).

Права Д-П:

- расследовать любой факт нарушения положений ГК 1954г.,

- сообщает о нарушения непосредственно Генеральному комиссару по защите КК.

Генеральный комиссар по защите КЦ обладает в этом смысле самыми большими полномочиями.

- Он имеет право сам расследовать те акты, которые связаны с нарушением норм МГП и он непосредственно формирует список КЦ, находящихся под специальной защитой (включены в международный реестр КЦ, он находится при Генеральном директоре ЮНЕСКО).

- Он может разрешить строить убежища для нахождения в них КЦ.

- Он имеет право дать разрешение на перевозку КЦ с одной части оккупированной территории на другую.

- Он следит, чтобы транспортировка КЦ была сопровождена и не покидала территорию государства.

Инспектора по защите КЦ имеют право сопровождать любую транспортировку КЦ, чтобы не было нарушений, касающихся, что они будут использоваться в военных целях.

Механизм к внутренним ВК не применяется, только к международным. Кроме того, он очень сложный и громоздкий, поэтому он оказался малоэффективным по защите КЦ.

Чтобы устранить недостатки в Исполнительном регламенте был принят 2 Дополнительный протокол в 1999г., который вступил в силу в 2003г. В нем разработан новый механизм контроля по защите КЦ.

Новации в защите КЦ по 2 Протоколу:

· Впервые дал понятие, что такое КЦ, имеющие очень большое значение (имеющие универсальную историческую значимость).Уделил внимание именно защите таких КЦ, которые имеют универсальную значимость.

· Введена усиленная защита КЦ (КЦ должны охраняться на самом высоком уровне, такие государства не должны назначаться вблизи военных объектов и государства должны сделать заявления, что не будет использовать КЦ в военных делах).

Созданы новые органы по защите КЦ:

· Совещание государств-участников (все государства, ратифицировавшие 2 Дополнительный протокол).

· Комитет по защите КЦ.

· Фонд по защите КЦ

Совещание государств участников:

- формирует Комитет по защите КЦ,

- утверждает список КЦ, которые подпадают под усиленную защиту,

- утверждает деятельность и расходование средств фонда по защите КЦ

Комитет по защите КЦформируется из кандидатур, представленных государствами участниками, избирается на совещании государств-участников сроков на 4 года.

Функции:

- формирование списка КЦ, которые подпадают под усиленную защиту: Комитет вырабатывает критерии для отнесения к списку + само заинтересованное государство должно подать заявление.

Большинство государств-участников 2 Дополнительного протокола должно проголосовать за то, чтобы ценность попала в список КЦ (обычно это делается в мирное время). Если уже начался ВК, заинтересованное государство может инициировать и все будет происходить по ускоренной процедуре.

Права Комитета по защите КЦ:

1) Проверка того, что действительно государство на национальном уровне обеспечивают защиту КЦ на самом высоком уровне.

2) Приостановление усиленной защиты либо исключения КЦ государства из Списка КЦ.

Приостановление защиты КЦ – если Комитет по защите КЦ считает, что не обеспечивается защита КЦ на самом высоком уровне, есть доказательства, ч то государство использует убежище, где укрываются КЦ в военных целях, может принять решение о приостановлении усиленной защиты КЦ. Это решение носит временный характер и как только государство прекращает нарушение, восстанавливается усиленная защита КЦ.

Исключение из списка КЦ – КЦ больше не будет подлежать усиленной защите. Крайняя мера, возможна тогда, когда государство системно и грубо нарушает положения Гаагской конвенции 1954г.

Согласно 2 Дополнительному протоколу: государство должно периодически представлять доклады Комитету по защите КЦ о том, какие меры данное государство предприняло для обеспечения защиты КЦ на самом высоком уровне.

Фонд по защите КЦ – орган, который имеет мандат по оказанию содействию материальной и финансовой поддержки государствам в мирное время, чтобы они могли обеспечить защиту КЦ. Такая помощь оказывается и в период ВК.

Фонд может предоставить заинтересованным государствам средства.

Фонд – на основе взносов государств участников, добровольных взносов.

Наши рекомендации