Историческая информатика в Кыргызстане: опыт внедрения и перспективы развития// Батырбаева Ш. Д., Щербакова С. А.
Историческая информатика: пути развития\ Владимиров В. Н.
Ежегодно в Омске в ОмГТУ проходит международная научно-практическая конференция «Россия и Казахстан: исторический опыт сотрудничества и перспективы интеграции». Помимо докладов о международном сотрудничестве, часть статей посвящены историческому развитию, а так же отражению этого развития в социальных сетях и интернет среде в целом: «Сайт «Одноклассники» как источник по истории российско-казахстанских отношений конца XX – начала XXI веков» Машкарин М.И. «Социальные сети как TERRA INCOGNITA национального дискурса (кейс мигрантов из центральной Азии)» Глухов А.П. г. Томск.
Авторы рассматривает соц. сеть как поле межэтнического коммуникативного воздействия. И прослеживают изменение этих отношений в виртуальной среде. Эти статьи интересны более как примеры анализа и изучения социальной сети.
Цель:Выявить способы влияния официальных Web-ресурсов исторических учреждений,на формирование корпоративной исторической памяти профессионального академического сообщества.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих ЗАДАЧ:
· определить содержание категории «историческая память»;
· выявить функции и структуру исторической памяти;
· определить место Веб-сайта в работе исторических организаций.
· обозначить основные тенденции развития сайтов как исторического источника.
· Определить влияние сайта на формирование исторической памяти академического сообщества.
Объектом исследования является официальный сайт исторических академических учреждений.
Предметом возможности влияния сайтов на формирование исторической памяти.
Методологические основы:Используются как общенаучные, так и специально исторические методы.
Теория информации, требует определения характера информации и критериев, по которым она будет отбираться основные качественные критерии (объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость). Будет отслеживаться характер информационных барьеров, который позволит установить причины непопулярности информации.
Информацию, представленную в формализованном виде, позволяющем осуществлять ее обработку с помощью технических средств, называют данными.
этапы обращения информации:
1) восприятие информации;
2) подготовка информации;
3) передача и хранение информации;
4) обработка информации;
5) отображение информации;
6)воздействие информации.
На этапе восприятия информации осуществляется целенаправленное извлечение и анализ информации о каком-либо объекте (процессе), в результате чего формируется образ объекта, проводится его опознание и оценка. При этом отделяют интересующую информацию от шумов.
Теория исторической памяти.
Историческая память трактуется по-разному, как способ сохранения и трансляции прошлого в эпоху утраты традиции, как индивидуальная память о прошлом, как «коллективная память» - группа, «социальная память» - общество, как синоним исторического сознания. Хранилище долговременное памяти - документы. В конце XX в. – начале XXI в. появляется особая форма хранения и распространения информации Web-среда. Стирается грань между достоверной информацией и мифом. Становятся необходимы изучения новых способов хранения и транслирования информации.
Изучение комплекса социально-экономических и общественно-политических аспектов работы привели к целесообразности использования структурно-системного метода, позволившего создать единую картину изучаемого явления.
К логическим методам, использованным в работе можно отнести статистический метод, давший возможность через совокупность количественных показателей выявить качественную сущность исторических процессов и событий. При рассмотрении отдельных аспектов проблемы использован проблемно-хронологический метод, а также историко-сравнительный.
По З. Харрису, анализ дискурса - метод анализа связной речи или письма. Метод этот формальный, ориентируется только на встречаемость морфем, взятых как различительные элементы. Этот метод не дает также никакой новой информации о значениях отдельных морфем, входящих в текст. Но это не значит, что в результате анализа дискурса мы ничего не узнаем о дискурсе и о том, как грамматика языка в нем проявлена. Ведь «хотя мы и пользуемся формальными процедурами, сходными с дескриптивно-лингвистическими, мы можем получить новую информацию о конкретном изучаемом тексте, информацию, выходящую за рамки дескриптивной лингвистики».
Качественный контент-анализ предполагает анализ характера предоставляемой информации и учитывает способы ее представления, в том числе и физическую форму информации (текст, фото, видео). Основным вопросом здесь является факт наличия или отсутствия материала по теме, степень его выделенности, его размеры, а не нюансы его содержания.
Сравнительный анализ использовался для выявления проблемной ситуации в развитии сайтов и способах их формирования. Мониторинг веб-среды проводился для установления современного состояния и уровня ее развития, выявления точек роста.
Источниковой базой являются документы и Web-страницы академических учреждений отражающие развитие исторической памяти о Великой Отечественной Войне, а так же оказывающие влияние на формирование исторической памяти (сайты).
Основную группу исследуемых источников представляют сайты академических учреждений России и Казахстана.
Сайты предоставляют информацию о работе институтов. Основные аспекты изучения это разделы сайтов, в которых чаще всего упоминаются новости по теме. Сайт библиотеки предоставляет возможность ознакомления с литературой, предоставленной в каталоги и полнотекстовых базах данных.
Нормативно правовые акты предоставляют информацию о регулировании информационной и интернет среды.
Казахстан:
Сайт Института истории государства. Целью Института является - научно-аналитическое и экспертное обеспечение процесса формирования в стране государственного и исторического самосознания, системное и теоретическое обоснование современной истории Казахстана. На сайте расположены исторические рубрики посвященные, в том числе и вкладу страны в ВОВ. Так же институтом разработан проект История Казахстана, в общедоступной форме информирующий население о прошлом Казахстана. Возможность прочтения сайта на 3 языках.
Национальная академическая библиотека Республики Казахстан.
Для доступа на сайт и работы с каталогами необходима регистрация. Предоставляется возможность работы с каталогом библиотеки, часть литературы представлена в оцифрованном виде. Возможность прочтения сайта на 3 языках.
Национальная академия наук Республики Казахстан. Официальный ресурс Академии наук, информации конкретно-исторической направленности не содержит, выполняет имиджевые функции, создает образ научного учреждения, предоставляет основную информацию. Возможность прочтения сайта на 3 языках.
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева.
Сайт учебного учреждения, несет представительскую функцию, содержит информацию о структуре, работе университета. Знакомит посетителя с новостями организации. Есть возможность посетить сайты всех факультетов университета. Возможность прочтения сайта на 6 языках.
Россия:
ИВИ РАН. Сайт предоставляет полную информацию о работе института. Дает возможность работать с изданиями сотрудников, информирует о мероприятиях. Предоставляет он-лайн доступ к интернет-ресурсам организации. Возможность обращения к официальным представителям института.
ИРИ РАН.Сайт представляет информацию о работе института. Освещается главная деятельность института, главная страница представляет основные новости.
СО РАН. Предоставляет исчерпывающую информацию о работе отделения, возможность доступа научным изданиям. Представлены последние новости академии. Информирует об отдельных личностях внесших вклад в развитие отделения. С сайта возможна обратная связь.
РАН. Общий сайт академии, предоставляет информацию о работе: Новости, труды, объявления о готовящихся к проведению и проведенных конференциях. Предоставляется информация о добавленных данных на сайте. Возможна регистрация.
Сайт | Электронный адрес |
Сайты Казахстана | |
Сайт Института истории государства. | http://www.history-state.kz/ru/. |
История Казахстана | http://e-history.kz/ru/about. |
Национальная академическая библиотека Республики Казахстан. | http://www.nabrk.kz/wps/myportal. |
Национальная академия наук Республики Казахстан. | http://nauka-nanrk.kz/ru/. |
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева | https://www.enu.kz/ru/. |
Сайты РФ | |
ИВИ РАН | http://www.igh.ru/. |
ИРИ РАН | http://iriran.ru/. |
СО РАН | http://www.nsc.ru/. |
РАН | http://www.ras.ru/. |
Нормативно правовые документы: