Иранский азербайджан. 1941-1947 гг.

Краткая историческая справка

С XVI в. территория Азербайджана входила в Сефевидское государство; образованное шахом Исмаилом I (правил в 1502-1524 гг.). При шахе Аббасе I (правил в 1587-1629 гг.) в результате "иранонизации" государство превращается в одну из окраин иранского государства. В течение веков территория Азербайджана являлась объектом завоевания Турции. В 1803-1805 гг. Карабахское, Шекинское и Ганджинское ханства были присоединены к России. В ходе русско-иранской войны 1804- 1813 гг. к России отошли ханства Кубинское и Бакинское (1806), а в 1809 г. – Талышское. Гюлистанский мирный договор 1813г., заключенный 24 октября (5 ноября) между Россией и Ираном, юридически закрепил это положение. Иран отказался от своих притязаний на Карабахское, Ганджинское, Ширванское, Шекинское, Бакинское, Дербентское, Кубинское и Талышское ханства, а также на Восточную Грузию и Дагестан. Согласно Гюлистанскому договору 1813 года под властью иранского шаха оставались все южные ханства Азербайджана. По окончании русско-иранской войны 1826- 1828 гг., согласно Туркманчайскому мирному договору, к России отошли Нахичеванское ханство, Ордубадский округ и другие территории. После Октябрьской революции и Гражданской войны (28 апреля 1920 г.) на территории Азербайджана, входившей в Российскую империю, была образована Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. С 12 марта 1922 г. она входила в состав Закавказской Федерации, а 5 декабря 1936 года вошла непосредственно в СССР. Южная часть исторической территории Азербайджана осталась в рамках Иранского государства.

Спустя 20 дней после вхождения частей Красной армии в Иран в Южный Азербайджан была отправлена первая группа работников из Азербайджанской ССР, насчитывавшая 500 человек. Они получили задачу детально разобраться в местной обстановке, параллельно распространять советское влияние, пропагандируя успехи Советского Азербайджана в литературе, искусстве, экономике и других областях. В то же время "помощь Южному Азербайджану, – говорил руководитель ЦК Компартии Азербайджана Багиров, выступая перед командируемыми, – должна быть такой, чтобы ни шахское правительство, ни англичане не могли обвинить нас во вмешательстве во внутренние дела Ирана" [720]. Число советских представителей, отправленных в 1941 – 1942 годах из АзССР в Южный Азербайджан, непревышало 600 человек, хотя планировалось отправить 2500-3000. После заключения 29 января 1942 года в Тегеране союзного договора между СССР, Великобританией и Ираном, гарантировавшего территориальную целостность последнего, большинство советских работников по указанию Москвы были отозваны назад. Это было связано с изменением "статуса" Ирана. В тяжелый для Советского Союза период Великой Отечественной войны он приобрел исключительно важное значение, как своего рода транзитный коридор для перевозки военных грузов, поставляемых по ленд-лизу. Проблема Южного Азербайджана отошла как бы на второй план.

В начале 1944 года в связи с коренными переменами, произошедшими на советско-германском фронте, укреплением международного положения СССР и обострением внутренней обстановки в Иране Москва вновь вернулась к южноазербайджанскому вопросу.

6 марта Совет народных комиссаров СССР по рекомендации Молотова, обсудив вопрос "Об усилении экономической и культурной помощи населению Южного Азербайджана", принял соответствующие решения. Важное внимание в них было уделено отправке в Иран политработников из Азербайджанской ССР.

6 июля 1945 года Политбюро ЦК ВКП(б) после длительных колебаний приняло секретное решение "О мерах по организации сепаратистского движения в Южном Азербайджане и в других северных областях Ирана". В этом документе обосновывалась целесообразность начать подготовку к предоставлению азербайджанским провинциям Ирана широкой национальной автономии. Для руководства национально-освободительным движением в Южном Азербайджане предлагалось создать Азербайджанскую демократическую партию (АДП). Исполнение решения возлагалось на ЦК КП(б) Азербайджана и СНК АзССР под контролем некоторых высших руководителей Советского Союза. Для финансирования этой деятельности Государственным банком СССР была выделена значительная сумма в иранской валюте, эквивалентная 1 млн. рублей [721].

В конце августа того же года подготовительные мероприятия по организации Азербайджанской демократической партии завершились, и 3 сентября было публично объявлено об ее учреждении. В состав АДП вошли представители всех слоев населения, а также местные организации Народной партии Ирана (партия "Туде" [722]). Последние, по словам участника событий лейтенанта Муртазы Зарбахта, присоединились к Демократической партии по указанию советских органов [723]. Москва активно поддержала новую партию (фактически ею созданную), программа которой наиболее полно отвечала ее нынешним интересам [724]. Было очевидно, что в случае получения автономии Иранским Азербайджаном, этнически связанным с Советским Азербайджаном, политическое влияние СССР в Иране и на всем Среднем Востоке могло бы значительно усилиться. "Эта партия, – сообщал своему начальству британский консул в Тебризе Уолл, – опаснее просоветской народной партии ("Туде". – А.О.). В новой партии нет богатых людей. Ее программа составлена грамотно… Если эта партия осуществит все идеи, ее будет защищать все азербайджанское население. С этими целями они пойдут далеко" [725].

В начале сентября АДП опубликовала обращение, в котором выдвинула требование предоставления Иранскому Азербайджану автономии в области культуры и местного управления в пределах Ирана, введения в официальное употребление азербайджанского языка, образования областных и провинциальных энджуменов и ряд других требований. В это же время в Иранский Азербайджан из г. Баку стали прибывать офицеры иранской армии, укрывшиеся в СССР после неудавшегося восстания в Хорсане [726]. Прибыв в Южный Азербайджан, они впоследствии возглавили операции по разоружению правительственных армейских частей и жандармерии [727].

8 октября 1945 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о дальнейших действиях в Южном Азербайджане: было дано задание о выделении оперативных работников для устранения противников движения за автономию северных иранских провинций. Сюда откомандировали 80 наиболее опытных "специалистов". Одновременно (в последней декаде октября) были проведены четыре совещания "на высоком уровне". В них приняли участие лидеры партии Пишавари, Шабустари, Падеган и прибывшие из Азербайджанской ССР Гасан Гасанов – секретарь ЦК Компартии Азербайджана, Агаселим Атакишиев – заместитель НКГБ Азербайджанской ССР и Мирза Ибрагимов – нарком просвещения АзССР [728].

16 ноября при поддержке советских войск вооруженные формирования Демократической партии подняли восстание, выдвинув в качестве основного требования предоставление Азербайджану автономии. На следующий день иранское правительство направило в очаг восстания войска, но они были остановлены советскими частями в Шарафабаде, выполнявшими приказ начальника Генерального штаба генерала армии Антонова "не допустить какую-либо попытку иранских властей отправить армию в советскую зону". 19 ноября шахские войска численностью около 1,5 тысячи солдат были фактически блокированы советским гарнизоном в Казвине. Одновременно при содействии советской стороны в Иранском Азербайджане стали создаваться отряды народного ополчения, а затем армия. Были предприняты шаги даже для создания военно-воздушных сил. Главнокомандующим ВВС Азербайджана был назначен полковник Агахи.

20 и 21 ноября 1945 года в Тебризе состоялись заседания Всенародного собрания, в которых участвовало 744 делегата из всех районов Иранского Азербайджана. Объявив себя учредительным съездом, всенародное собрание избрало Национальный комитет в составе 39 человек, поручив ему управление внутренними делами Азербайджана, организацию выборов в Национальный меджлис и ведение переговоров с правительством о предоставлении Азербайджану национальной автономии. После открытия 12 декабря 1945 года заседаний азербайджанского меджлиса было сформировано национальное правительство Иранского Азербайджана во главе с лидером АДП Саидом Джафаром Пишевари. В этот же день меджлис утвердил программу правительства, которая предусматривала укрепление автономии Азербайджана и проведение ряда демократических преобразований. Одновременно правительство заявило о сохранении частной собственности, а также о том, что оно стоит за сохранение целостности и независимости Ирана, признает центральное иранское правительство и будет осуществлять все его указания, не противоречащие автономии Азербайджана [729]. Затем Национальное правительство Иранского Азербайджана предложило иранским войскам, жандармерии и полиции, находившимся в Азербайджане, подчиниться его приказам. В Тебризе, Ардебиле, Хое, Мараге и других пунктах Азербайджана иранские войска, жандармерия и полиция сдали оружие или подчинились новому правительству. Однако в некоторых населенных пунктах разоружение сопровождалось кровопролитными столкновениями. В частности, в Резайе, где бригада иранских войск под командованием полковника Зенгене вступила в бой с отрядами самообороны (федаев).

В то же время действия Демократической партии Иранского Азербайджана, направленные фактически на раскол страны, восстановили против нее некоторые политические силы Ирана. Осложнились отношения и с ее "покровителем" – Советским Союзом. Правительство Ирана потребовало от советского командования разрешения на ввод в северные районы страны к уже находившимся там регулярным иранским воинским частям и жандармерии дополнительных правительственных войск, но получило отказ. В ноте иранскому министерству иностранных дел от 26 ноября, в письме Гарриману от 29 ноября и английскому послу Керру от 30 ноября Москва заявила, что введение новых правительственных подразделений в район конфликта лишь усилит беспорядки и "может привести к кровопролитию". Обострение же ситуации, в свою очередь, вынудит советское правительство ввести в Иран дополнительные силы для охраны порядка и обеспечения безопасности своих границ [730].

Однако до прямого вооруженного противостояния между советскими и иранскими войсками дело не дошло. В Москве прекрасно понимали, что сложившаяся ситуация могла перерасти в военное столкновение с США и Великобританией. Тем более что политико-дипломатическая ситуация уже складывалась не в пользу СССР. К 1 января 1946 года Иран покинули американские войска, а Лондон заявил о выводе своих частей до 2 марта. В этот же день истекал срок пребывания в Иране и советских войск.

Пытаясь оттянуть сроки вывода войск и получить максимум выгоды из сложившегося положения, Москва стала настаивать на своем предложении, выдвинутом еще в 1944 году, о предоставлении Советскому Союзу нефтяной концессии в Северном Иране. Причем в переговорах по этому вопросу подчеркивалось, что разработка иранских нефтяных месторождений кем-то другим, в первую очередь Англией или США, вблизи советской границы будет рассматриваться как угроза государственным интересам СССР. По утверждению Дж. П. Гасанлы, нефтяной вопрос "превратился в главный фактор политики СССР в Южном Азербайджане и, в целом, всей политики в отношении Ирана" [731].

Затягивание вывода советских войск имело и другие причины. В докладной записке Молотову от 25 мая 1945 года заместитель наркома иностранных дел СССР С.И. Кавтарадзе так объяснял его мотивы: "Вывод советских войск из Ирана поведет, несомненно, к усилению в стране реакции и неизбежному разгрому демократических организаций. Реакционные и проанглийские элементы приложат все усилия и пустят в ход все средства, чтобы ликвидировать наше влияние и результаты нашей работы в Иране" [732]. Положение усугублялось также наличием английских баз в Ираке и Индии, множества американских баз, расположенных по периметру границ Советского Союза, не говоря уже о военно-морских силах Великобритании в Персидском заливе.

Немаловажной составляющей советской политики в Северном Иране являлась деятельность фактически представителя советского руководства в области национального движения в Южном Азербайджане, первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Мир Джафара Багирова. Он проявлял личный интерес к происходящему по ту сторону границ вверенной ему республики и нередко выступал инициатором ряда шагов советского правительства, направленных на отделение иранской провинции и присоединение ее к Советскому Союзу. Именно ему, например, принадлежит справка, обосновывавшая необходимость привлечения свободной рабочей силы из Южного Азербайджана (до 80-85 тыс. человек) к работе на стройках в его республике. На заключительном этапе Багиров предлагал предпринять решительные меры по защите созданного с помощью СССР режима в Южном Азербайджане. В том числе путем отправки в Тебриз офицеров и курсантов, обучавшихся в Баку, вооружив их трофейными немецкими фаустпатронами, минометами и пушками [733].

Накануне истечения срока пребывания советских войск Кремль решился на последний шаг, чтобы удержать свои позиции в Северном Иране. Американский консул в Тебризе Россоу в секретном письме от 3 марта государственному секретарю Бирнсу отмечал, что имеющаяся здесь советская военная техника приведена в боевую готовность и начала движение в направлении Тегерана, Турции и Ирака. Россоу также докладывал, что начиная с 3 марта с границ СССР в Тебриз перебрасываются советские армейские подразделения. 6 марта консул в секретном рапорте госсекретарю писал: "Советские военные силы продолжают прибывать днем и ночью… генерал армии Баграмян приехал в Тебриз и принял командование над советскими войсками в Азербайджане. Говорят, что генерал Баграмян – специалист по танковой войне… Дорога Тебриз – Тегеран закрыта для невоенного транспорта. Советские войска движутся в направлении Тегерана. Части сравнительно многочисленной азербайджанской армии движутся таким же образом. Из Тебризской оккупационной армии и из России в направлении Махабад – Курдистан посылаются воинские части… Из всего этого становится ясным подготовка советских соединений к крупномасштабным военным операциям" [734].

Однако неблагоприятная для СССР международная обстановка вынудила Москву отказаться от силового решения проблемы.

Назначенный в те напряженные дни новым послом СССР в Иране Иван Садчиков 18 марта прибыл в Тегеран и привез с собой очередное предложение Кремля.

В рамках достигнутого компромисса Тегеран дал согласие на создание смешанного советско-иранского нефтяного общества. 24 марта Москва, фактически исчерпав реальные возможности давления на иранское правительство, сообщила, что договоренность с Тегераном достигнута и что советские войска будут выведены из Ирана в течение 5-6 недель. 9 мая 1946 года эвакуация советских войск и имущества с территории Ирана была полностью завершена.

В этой связи особый интерес представляет вопрос о так называемом "ультиматуме Г. Трумэна", якобы направленном 21 марта 1946 года через советского посла в США А.А. Громыко И.В. Сталину [735]. В этом ультиматуме американский президент потребовал от Москвы вывода частей Советской армии из Ирана в течение 48 часов. В противном случае Трумэн грозил применением против СССР атомного оружия [736].

Отметим, что переговоры о выводе советских войск проводились с премьер-министром Ахметом Кавама (Кавам-эс-Салтане), занявшим этот пост в январе 1946 года после отставки правительства Хакими. Вскоре Кавама были начаты переговоры и с руководителями Азербайджана, закончившиеся 13 июня 1946 года подписанием соглашения. Это соглашение предусматривало создание административного совета по управлению провинцией в составе генерал-губернатора, руководителей провинциальных учреждений и президиума провинциального энджумена. Иранское правительство согласилось до утверждения нового закона о провинциальных и областных энджуменах признать избранный в конце 1945 года Национальный меджлис Азербайджана в качестве азербайджанского провинциального эшгжумена. Были достигнуты соглашения о преобразовании добровольческих отрядов федаев в жандармерию, о том, что местные азербайджанские воинские части, созданные во время движения путем призыва военнообязанных, будут влиты в состав общеиранской армии, о преподавании в средних и высших школах на двух языках – персидском и азербайджанском и подругам вопросам [737]. Однако "эйфория демократизации" страны продолжалась недолго.

10 декабря 1946 года иранские войска по приказу Кавама были двинуты в Азербайджан. СССР ограничился только "дружеским предупреждением" и рекомендацией отказаться от намеченного плана. В то же время глава Иранского Азербайджана Пишевари и другие руководители Фронта по указанию советского консула в Табризе Галиева покинули город, перешли границу в Джульфе и укрылись в Советском Союзе [738].

Всем азербайджанским воинским соединениям было объявлено, чтобы они без оказания какого-либо сопротивления возвращались в свои гарнизоны [739].

После вступления шахских войск во всех районах Азербайджана было объявлено военное положение и начаты репрессии. По сведениям газеты "Мардом" от 5 июля 1947 года, за несколько месяцев в Азербайджане было расстреляно и повешено 760 человек. Несколько тысяч человек было убито в результате самочинных расправ [740].

Избранный же к середине 1947 года новый состав меджлиса отказался ратифицировать советско-иранское соглашение о совместном нефтяном обществе, тем самым "оборвав" последние ниточки "дружбы" со своим северным соседом.

ИРАК. 1958-2006 гг.

Краткая историко-географическая справка

Ирак(Иракская Республика – Аль-Джумхурия аль-Иракия) – государство в Западной Азии. Граничит на севере с Турцией, на западе с Сирией и Иорданией, на востоке с Ираном, на юге с Саудовской Аравией и Кувейтом. На юго-восточном участке в 50 км омывается водами Персидского залива. Столица – Багдад. В 1970-х годах 75% населения составляли арабы, 18% курды, остальные – туркмены, ассирийцы и др. Официальная религия – ислам. С XVI века входил в состав Османской империи, затем с 1917 года находился под контролем английской военной администрации. В 1921 году был провозглашен королевством во главе с саудовским тарифом (принцем) Абд Аллу Фейсалом. В 1932 году формально стал независимым государством, но фактически оставался в полной зависимости от Великобритании, имевшей на его территории свои войска, базы и занимавшей решающие позиции в экономике. В 1954 году заключил военное соглашение с США, а в 1955 году – с Англией, которое заменило англо-иракский союзный договор 1930 года. В 1955 году стал центром созданного Багдадского пакта. С 1945 года – член Лиги арабских стран. Дипломатические отношения с СССР установлены 25 августа – 9 сентября 1944 года.

В ночь с 13 на 14 июля 1958 года группа офицеров во главе с генералом Абдель Керим Каселем совершила государственный переворот. При штурме королевского дворца были убиты король Файсал II и бывший регент Абд аль-Илях. Возглавлявший правительство с 1941 года Нури Саид пытался бежать, но был пойман и растерзан толпой.

Страна была провозглашена республикой и приняла временную Конституцию. В мае того же года была создана Генеральная федерация крестьянских союзов Иракской Республики, к которой присоединилось 135 союзов с 350 тыс. членов, а 30 сентября принят закон об аграрной реформе. Согласно закону устанавливался лимит на владение землей – в 1000 дунамов (250 га) орошаемой и 2000 дунамов (500 га) неорошаемой земли. Излишки подлежали изъятию и распределению. Причем собственники получали компенсацию, которая выплачивалась в течение 20 лет. Предусматривалось также создание сельскохозяйственных кооперативов. В их функции входило обеспечение кредитом, семенами, удобрениями, скотом, хранение и перевозка продукции, предоставление социальных услуг [741].

Совершенный под руководством генерала Абдель Керим Каселя переворот и изменившийся политический курс республики резко отразились на военно-экономических интересах США и Великобритании. Был нанесен сильный удар и по престижу "первых держав". Так, например, во время переворота мятежниками были захвачены бюро (штаб) Багдадского пакта с его секретным архивом и англо-американский аэродром близ Багдада. Наземный персонал аэродрома численностью более 1100 человек, после того как он разрушил радарные установки и сжег секретные документы, был разоружен и пленен [742]. Более того, с потерей Ирака США лишились своих нефтяных центров в Масуле и Басре.

В ответ на события в Ираке американцы через два дня после переворота ввели значительный по численности военный контингент в Ливан, якобы по просьбе президента Шумана, для защиты государственного суверенитета. В то же время английские парашютисты высадились в Иордании по просьбе короля Хусейна, чтобы оказать поддержку режиму, против которого выступили панарабисты, поддерживаемые Насером. Однако эта демонстрация силы не возымела должного впечатления. По мнению западных обозревателей, "она оказалась неупотребимой и недействительной, как устрашающее начало, в малой войне или агрессии". Даже Советский Союз, по словам обозревателей, "ограничился многосоттысячной демонстрацией против американского посольства в Москве, с разбитыми стеклами до пятого этажа здания посольства, маневрами на границах Турции и Персии и… предложением переговоров на высоком уровне!" [743]. К середине октября американские войска покинули Ливан, а последние английские части были выведены из Иордании спустя несколько недель [744].

В марте 1959 года правительство Ирака заявило о выходе из Багдадского пакта и потребовало ликвидации английских военных баз на территории страны [745]. 30 мая 1959 года английские войска покинули Ирак. Одновременно республиканское правительство сблизилось со странами социалистического лагеря, которые оказали стране экономическую и военную помощь. Советский Союз в 1959-1960 годах предоставил Ираку значительную научно-техническую помощь и кредиты. На основании постановления Совета Министров СССР № 1088 от 25 сентября 1958 года в Багдад были направлены советские военные советники и специалисты, стало поступать вооружение, за которое иракцы расплачивались чистой валютой.

В начале 1960 года ситуация в стране обострилась. Несмотря на то, что в январе 1960 года вступил в силу закон о легализации политических партий, Коммунистическая партия не была признана властями и осталась на нелегальном положении. Произошел раскол и в рядах центральной партии страны – Национально-демократической партии (НДП). Часть ее членов во главе с Хадидом и Джавадом вышла из ее рядов и образовала Национально-прогрессивную партию, занявшую проправительственную позицию. Оставшиеся члены НДП во главе с Камелем Чадерчи с ноября 1960 года встали в оппозицию к правительству [746]. Однако внутригосударственные проблемы не повлияли в значительной степени на военное сотрудничество между двумя странами. В Ираке по-прежнему продолжали работать советские военные специалисты и советники. В их числе был и капитан С.В. Кожевников – специалист по средствам радиолокации ПВО, командированный в качестве преподавателя, советника преподавателя факультета ПВО в техническом колледже, находившемся недалеко от Багдада. Он прибыл в Ирак в феврале 1962 года в составе группы военных специалистов из восьми человек. В задачу капитана Кожевникова входило обучение иракских сержантов-техников работе на радиолокаторе советского производства П-20. Курс обучения был рассчитан на 1 год, исходя из 600-700 часов учебного времени. 50-60% от всего времени отводилось практическим занятиям на полигоне. Курсанты занимались изучением конструкции станции, ремонтом, настройками, регулировками, регламентными работами и ведением боевой работы на образцах техники в войсках (военной стажировкой). Курсы заканчивались государственным экзаменом с выдачей курсанту диплома техника по ремонту и эксплуатации радиолокатора П-20. Кроме преподавательской работы, советским специалистам приходилось проводить инспекцию работы и технического состояния локаторов (в это время на боевом дежурстве находилось около 10 станций), а также их ремонт, так как иракские специалисты зачастую не могли это выполнить самостоятельно [747].

8 февраля 1963 года части иракской армии подняли восстание против правительства. Возглавляемые активными членами партии БААС [748]полковниками Абдул Карим Мустафой и Ахмедом Хасаном-аль-Бакром военные захватили багдадский радиоцентр и ряд правительственных зданий. Иракские Военно-воздушные силы, находившиеся на базе Хаббания (80 км от Багдада), присоединились к повстанцам и приняли участие в боевых действиях. 9 февраля арестованные генерал Касем и два его адъютанта были расстреляны в телевизионной студии (по другим данным, в собственном кабинете). К 12 февраля, согласно сообщению Багдадского радио, были казнены еще четыре высших офицера в отставке, обвиненные в измене. Начались жестокие репрессии против коммунистов и курдов. Всего, по сведениям западных периодических изданий тех дней, за период с 9 по 12 февраля погибло около 1500 человек.

На второй день переворота новое правительство – Национальный революционный совет во главе с полковником А.К. Мустафой, ставшим вскоре президентом, и Ахмедом Хасаном-аль-Бакром, занявшим пост премьер-министра, было признано Саудовской Аравией, Иорданией, Алжиром и Кувейтом [749]. Советское правительство и КПСС открыто осудили действия баасистов.

18 ноября 1963 года армейская группировка во главе с Абдель Салямом Арефом совершила новый переворот, сместив баасистское правительство и запретив партию БААС [750]. Период 1964-1968 гг. характеризовался непрерывной борьбой за власть между различными политическими группировками, частыми сменами правительства.

17 июля 1968 года партия БААС совместно с группой офицеров – членов подпольной организации "Движение арабских революционеров" совершила очередной государственный переворот, в результате которого власть перешла к руководству этой партии и правительству во главе с генералом Ахмедом Хасаном-аль-Бакром (бывшим в 1963 г. премьер-министром первого баасистского правительства). Высшим органом власти стал Совет революционного командования (СРК). Правительство освободило из тюрем политических заключенных, в том числе членов ИКП, восстановило на прежних должностях лиц, уволенных ранее по политическим мотивам, освободило низкооплачиваемые категории трудящихся от "оборонного налога". В 1970 году был принят новый закон о труде, а также закон о пенсиях и социальном обеспечении рабочих, новый закон об аграрной реформе. 11 марта 1970 года принято Заявление о мирном демократическом урегулировании курдской проблемы: признавалось право курдов на национальную автономию в рамках Иракского государства; разрешалась деятельность курдских организаций, в том числе Демократической партии Курдистана; курдский язык объявлен вторым официальным языком; в правительство вошло 5 министров-курдов; начато осуществление программы экономического развития Курдистана.

Проводимая Ахмед Хасаном-аль-Бакром внутренняя и внешняя политика создала условия для сближения БААС с другими политическими организациями Ирака. В июле 1970 года вступила в силу новая временная конституция, провозглашавшая Ирак "народной демократической республикой", основная цель которой – "создание единого арабского государства и установление социалистического строя" [751].

15 ноября 1971 года президент Ирака обнародовал проект Хартии национального действия. В нем подчеркивалась неприемлемость для страны капиталистического пути: необходимость создания единого фронта прогрессивных партий и патриотических сил Ирака на основе усиления борьбы против империализма, сионизма и реакции; необходимость укрепления отношений с социалистическими странами и др. В мае 1972 года в состав правительства были включены два представителя Иракской коммунистической партии. 1 июня 1972 года правительство приняло закон о национализации собственности "Ирак петролеум компани", что нанесло сильный удар по американским монополиям на Ближнем Востоке [752].

В 1972 году между Ираком и Советским Союзом был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, а вскоре соглашение между советскими спецслужбами и иракской разведкой.

31 мая 1976 года в Ирак с официальным визитом прибыл Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Этот шаг стал важной вехой в отношениях между двумя странами. После обсуждения с заместителем председателя Совета революционного командования Саддамом Хусейном, ставшим вскоре во главе государства, вопроса об укреплении сотрудничества между обеими странами советский гость посетил президента Сирии Эль-Асада. По мнению западной печати, поездки А. Косыгина были связаны со стремлением СССР к объединению Ирака, Ливии и Сирии в борьбе против Египта, односторонне аннулировавшего советско-египетский договор дружбы и сотрудничества [753]. Следует отметить, что к этому времени сотрудничество между советскими и иракскими разведслужбами стало настолько тесным, что Ирак превратился в единственную некоммунистическую страну, где советские разведывательные операции были прекращены. Все связи с иракскими агентами стали официальными контактами. Такое особое положение сохранялось до тех пор, пока иракское руководство не начало репрессии против коммунистов [754].

11 декабря 1978 года Саддам Хусейн еще в качестве второго человека в стране прибыл в Москву. Несмотря на то, что незадолго до этого в Ираке была обезглавлена коммунистическая партия – 21 руководитель казнен и многие арестованы, он был принят А.Н. Косыгиным и накоротке Л.И. Брежневым. Хусейн произвел благоприятное впечатление. Советским руководителям пришлись по душе его грандиозные планы сплотить арабский мир в борьбе против кэмп-дэвидской сделки. В результате он получил солидный контракт на поставку советского оружия [755]. До 1980 г., начала войны с Ираном, в страну из Советского Союза были направлены: ракетные (типа "Оса-1", "Оса-2"), торпедные и сторожевые катера, истребители (МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25), истребители-бомбардировщики (Су-7, Су-20, Су-22) и бомбардировщики (Ту-16, Ту-22), транспортные самолеты (Ан-12, Ан-24, Ан-26) и вертолеты (Ми-25, Ми-6), БМП, БТРы, танки (Т-62, Т-72), зенитные установки, пушки и орудия, инженерное оборудование, стационарные и переносные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК С-75, С-125), ракетные системы залпового огня, оперативно-тактические и тактические ракеты и т. д.

Годы правления Ахмеда Хасана Аль-Бакра характеризуются активизацией советско-иракских отношений в военной области. В 1972 году доля импорта вооружений из СССР составляла 95%. Однако к концу 1970-х годов она стала снижаться и в 1979 году сократилась до 63%. Ирак стал все больше обращать свой взор к Франции, Италии, Югославии, Португалии, Бразилии и даже Соединенным Штатам. Только за два года – 1978-й и 1979-й – Франция продала Ираку оружия на 2,2 млрд. долларов, поставив стране различное вооружение, в том числе истребители "Мираж", танки АМХ-30, вертолеты SA 330 "Пума", SE-3160 "Алуэтт". Эта помощь, по сведениям западной печати, была связана с деятельностью французского концерна, получившего в ноябре 1967 года крупные нефтяные концессии и занявшего руководящее положение в эксплуатации и развитии иракской нефти. К слову сказать, действия Франции вызвали протесты Израиля, рассматривавшего их как нарушение эмбарго, установленного после арабо-израильской войны. Оно распространялось на Израиль, Сирию, Иорданию и АОР. Франция, в свою очередь, мотивировала свои поставки тем, что Ирак не являлсявоюющей стороной, хотя его самолеты и принимали участие в боевых действиях.

В ответ на действия Парижа Тель-Авив 24 декабря 1969 года вывел из Шербурга, опять-таки в нарушение эмбарго, пять канонерских лодок, построенных ранее французами для ВМФ Израиля [756].

В 1979 году президентом страны стал один из лидеров Арабского социалистического возрождения Саддам Хусейн [757], взявший курс на индустриализацию страны и повышение уровня жизни населения. Проведению политики способствовали огромные прибыли от национализированной нефтедобычи (около 3 млн. баррелей в день). Одновременно стали реорганизовываться и укрепляться вооруженные силы страны. Центральное место в этом процессе было отведено военному сотрудничеству с СССР. В связи с этим Ирак еще на протяжении ряда лет продолжал оставаться главным покупателем (вторым после Индии) советского оружия. И это несмотря на осуждение Саддамом Хусейном действий СССР в Афганистане, поставившее Советский Союз на одну доску с США [758]. Согласно западным источникам, в 1980-е годы на долю СССР приходилось 53% всех военных закупок страны, 33% военного импорта Ирака приходилось на западноевропейские страны, включая Францию и Великобританию. В 1980-х годах СССР получил от Ирака за свой военный экспорт 13 млрд. долларов [759]. Всего же, по оценкам российских военных экспертов, с 1970 по 1990 год Ираку были поставлены 2,5 тыс. единиц артиллерийских систем разных калибров; 5 тыс. единиц бронетехники (танки Т-55 и Т-62), 300 боевых самолетов МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25; 300 боевых вертолетов Ми-24; 6 стратегических бомбардировщиков Ту-22; 20 катеров береговой охраны и десятки тысяч единиц стрелкового вооружения, средств ПВО, боеприпасов и военного снаряжения [760]. Всю эту технику помогал обслуживать большой отряд советских военных специалистов. По сведениям бывшего старшего инженера уполномоченного ГИУ ГКЭС (1973-1977 гг.) полковника в отставке И. Литовкина, до начала 1990 г. в стране побывало почти 8 тыс. 200 советских военных специалистов, в вузах Минобороны СССР прошли обучение более 6 тыс. иракских военнослужащих от всех видов вооруженных сил [761]. В 1979- 1982 гг. главным военным советником в Ираке был генерал А. Мокроус, уполномоченными ГИУ ГКЭС – капитан 1-го ранга Г. Харитонов, полковник И. Литовкин. С началом войны в 1980 г. в качестве уполномоченных в Багдаде последовательно работали Б. Чубарь, Г. Попов и В. Балоян.

После нападения Ирака на Иран в сентябре 1980 года поставки военных материалов из Советского Союза были временно прекращены. Это было связано с "обидой" на С. Хусейна, не согласовавшего свои действия с Москвой. Тем не менее в стране продолжали работать советские военные специалисты, в частности, летчики, ставившие на крыло "соколов Саддама" на Тикритской авиабазе [762].

В июне 1981 года эмбарго на ввоз оружия в Ирак было снято, а после визита С. Хусейна в Москву в декабре 1985 года получило новое развитие, вплоть до середины 1990 года, когда иракские войска напали на Кувейт. Только за пять лег, с 1982 по 1987 год, по зарубежным данным, СССР поставил Ираку оружия на сумму в 10 млрд, долларов [763].

Заметим, что в годы ирано-иракской войны на стороне Ирака выступали также США и ФРГ [764]. Помощь Соединенных Штатов была продиктована двумя основными мотивами. Первое – стремлением "наказать" Иран за убытки, понесенные в ходе исламской революции, а второе – экономическими интересами непосредственно в Ираке.

2 августа 1990 года иракские войска захватили Кувейт и президент Саддам Хусейн объявил его 19-й провинцией Ирака, намереваясь взять под контроль богатые кувейтские месторождения нефти. Следует заметить, что по иронии "холодной войны" обе враждующие стороны были вооружены в основном советским оружием. По данным западной печати, первая партия советского вооружения поступила в Кувейт в 1977 году, вторая – в апреле 1978 года. В нее входили ракетные установки ФРОГ-7, легкие переносные ракетные пусковые приспособления ПВО СА-7, катюши ФМ-21 (по американской классификации) и др. Все это вооружение и дальнейшая его транспортировка поступали в рамках советско-кувейтского договора 1977 года и составляли сумму в 400 млн. долларов [765].

Действия иракского лидера, заявившего о стремлении "сделать нефть аравийских монархов достоянием всех арабов", наносили серьезный удар по экономическим (главным образом нефтяным) и политическим интересам Соединенных Штатов. В

Наши рекомендации