Вывод: Версальско-Вашингтонская система не обеспечила безопасность в мире и рухнула с началом Второй мировой войны.

2. Пятая республика во Франции.

Пятая республика (0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA"фр. Cinquième République) — период французской истории с0%B3%D0%BE%D0%B4"1958 года по настоящее время; определяется принятой в 1958 новой конституцией Франции.

В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями.

1 – 2 июня 1958 г. премьером правительства был поставлен де Голль, Собрание предоставило правительству чрезвычайные полномочия, включая право разработки нового проекта конституции. Общенациональный референдум 28 сентября 1958 г.большинством голосов (17,7 млн. : 4,6 млн.) утвердил новую конституцию – новойПятой (по общему счету) Республики во Франции.

Конституция 1958 г., сохраняя традиционные начала разделения государственных властей, кардинально менялаих соотношение. Основой нового государственного уклада сталапрезидентская власть. Президент признавался «гарантом национальной независимости и территориальной целостности» Республики. Он назначал правительство, не принимая во внимание расстановку политических сил в парламенте, сам председательствовал в Совете Министров, обладал непосредственной правительственной властью, был главой вооруженных сил.

Парламент Франции состоит из двух палат – Национального собрания, избираемого всеобщим голосованием, и Сената, заменившего Совет республики. Роль Национального собрания намного уменьшилась: повестка дня его сессий устанавливается правительством, их продолжительность сокращена, при обсуждении бюджета депутаты не могут вносить предложения, предусматривающие уменьшение доходов или увеличение расходов государства.

После того, как в декабре 1958 года члены парламента и специальная коллегия выборщиков избрали президентом Пятой республики генерала де Голля, процесс конституирования Пятой республики завершился.

Алжирская политика Пятой республики прошла несколько этапов. Сначала новое правительство пыталось добиться решения алжирской проблемы с позиции силы, но вскоре убедилось, что эти попытки ни к чему не ведут. Сопротивление алжирцев только усиливается, французские войска терпят поражение за поражением, в метрополии ширится кампания за предоставление Алжиру независимости, а на международной арене широкое движение солидарности с борьбой алжирского народа влечет за собой изоляцию Франции.

18 марта 1962 года в городе Эвиане было подписано соглашение о предоставлении независимости Алжиру. Французскому правительству во избежание новых войн пришлось предоставить независимость и ряду государств Экваториальной и Западной Африки.

Осенью 1962 года де Голль вынес на референдум предложение изменить порядок избрания президента республики. Согласно этому законопроекту президент должен был впредь избираться не коллегией выборщиков, а всеобщим голосованием.

В декабре 1965 года состоялись выборы президента республики, который впервые избирался всеобщим голосованием. Левым силам удалось договориться о выдвижении общего кандидата. Им стал лидер небольшой левобуржуазной партии Франсуа Миттеран, участник движения Сопротивления, один из немногих некоммунистов, выступавших против режима личной власти. Во втором туре голосования президентом республики на следующие семь лет большинством в 55% голосов был вновь избран 75-летний генерал де Голль, за Миттерана проголосовали 45% избирателей.

В области внешней политики генерал де Голль стремился обеспечить возрастание роли Франции в современном мире, ее превращения в независимую великую державу, способной выдержать конкуренцию других держав на мировых рынках. Для этого де Голль считал необходимым прежде всего освободиться от американской опеки и объединить континентальную Западную Европу под французской гегемонией, противопоставив ее США.

В феврале 1966 года де Голль принял решение о выходе Франции из военной организации Североатлантического блока. Это означало вывод французских войск из-под командования НАТО, эвакуацию с французской территории всех иностранных войск, штабов НАТО, складов, авиабаз и т.д., отказ от финансирования военных мероприятий НАТО. К 1 апреля 1967 года все эти меры были осуществлены, несмотря на протесты и давление со стороны США, Франция осталась лишь членом политического союза.

Во внутренней жизни страны в течение многих лет назревали противоречия, которые вылились в мае-июне 1968 г. в одно из самых массовых народных движений за всю историю страны.

Первыми выступили студенты, требовавшие коренной перестройки системы высшего образования. Дело в том, что в течение 50-60-х годов происходил бурный рост числа студентов, но высшая школа оказалась неподготовленной к такому росту. Не хватало преподавателей, учебных помещений, общежитий, библиотек, ассигнования на высшее образование были мизерными, стипендии получала только пятая часть студентов, поэтому около половины учащихся вузов были вынуждены работать.

Система преподавания почти не изменилась с XIX века – нередко профессора читали не то, что требовала жизнь и уровень науки, а то, что они знали.

3 мая 1968 г. вызванная ректором Сорбонны полиция разогнала студенческий митинг и арестовала большую группу его участников. В ответ студенты объявили забастовку. 7 мая массовая демонстрация с требованием немедленно освободить арестованных , убрать полицию из университета и возобновить занятия была атакована крупными полицейскими силами – в этот день было ранено более 800 человек и арестовано около 500. Сорбонну закрыли, в знак протеста студенты стали сооружать баррикады в Латинском квартале. 11 мая произошла новая схватка с полицией. Студенты забаррикадировались в здании университета.

Расправа со студентами вызвала возмущение во всей стране. 13 мая началась всеобщая забастовка солидарности со студенческим движением. С этого дня, хотя студенческие волнения продолжались еще долго, инициатива движения перешла в руки рабочих. Однодневная забастовка переросла в длительную, продолжавшуюся почти четыре недели стачку, распространившуюся на всю страну. Солидарность со студентами была лишь поводом для выступления рабочих, имевших давние и гораздо более серьезные претензии к режиму. В забастовочное движение включились инженеры, техники, служащие; бастовали работники радио и телевидения, служащие некоторых министерств, продавцы универмагов, работники связи, банковские чиновники. Общее число бастующих достигло 10 млн.

В результате к середине июня бастующие добились удовлетворения почти всех своих требований: размер минимальной заработной платы был увеличен вдвое, была сокращена продолжительность рабочей недели, увеличены пособия и пенсии, пересмотрены в интересах трудящихся коллективные договоры с предпринимателями, признаны права профсоюзов на предприятиях, введено студенческое самоуправление в высших учебных заведениях и т.д.

В этой обстановке Шаль де Голль назначил на 27 апреля референдум по двум законопроектам – о реформе административного устройства Франции и реорганизации Сената. Правительство имело возможность ввести их в действие без референдума, через покорное его воле парламентское большинство, но де Голль решил испытать силу своей власти, пригрозив, что в случае отрицательного исхода референдума подаст в отставку.

В итоге 52,4% участников референдума высказались против законопроектов. В тот же день генерал Шарль де Голль ушел в отставку, никакого участия в политической жизни больше не принимал, а 9 ноября 1970 года скончался в возрасте 80 лет.

Генерал де Голль был, несомненно, выдающимся политическим деятелем и имел перед Францией немало заслуг. Он сыграл большую роль в борьбе с фашизмом в годы второй мировой войны, способствовал возрождению Франции в первые послевоенные годы, а после своего вторичного прихода к власти в 1958 г. добился укрепления независимости страны, повышения ее международного престижа.

Но с годами число поддерживающих его французов неуклонно падало, примириться с этим де Голль не мог. Он понимал, что результаты апрельского референдума 1969 года были прямым следствием майско-июньских событий 1968 года, и у него хватило мужества уйти с поста президента Французской республики, на котором он имел право оставаться до декабря 1972 года.

Выборы нового президента были назначены на 1 июля. В ходе второго тура победу одержал Жорж Помпиду, кандидат от партий правительственной коалиции.

Новый президент республики в основном сохранил курс де Голля. Внешняя политика почти не изменилась. Помпиду отверг попытки СЩА вернуть Францию в НАТО, активно выступал против многих аспектов американской политики. Однако Помпиду снял возражения против принятия Англии в «Общий рынок».

В апреле 1974 года внезапно скончался президент республики Жорж Помпиду, а в мае состоялись досрочные президентские выборы. Победу во втором туре одержал лидер правительственной партии «Федерация независимых республиканцев» Валери Жискар д’Эстен. Это был первый президент Пятой республики не голлист, но поскольку большинство в Национальном собрании принадлежало голлистам, ему пришлось назначить премьер-министром представителя этой партии Жака Ширака.

Среди реформ Валери Жискар д’Эстена можно назвать: снижение избирательного возрастного ценза до 18 лет, децентрализация управления радио и телевидения, повышение пенсий престарелым, облегчение процедуры развода.

По отношению к США президент настойчиво подчеркивал, что Франция является надежным союзником США. Франция перестала выступать против перспективы политического объединения Западной Европы, согласилась участвовать в выборах Европейского парламента 1978 года, предоставив ему наднациональные прерогативы. Ради сближения с ФРГ было решено отказаться от празднования Дня Победы над фашистской Германией, что вызвало бурные протесты общественности. Однако это решение не ослабило франко-германских противоречий.

Наши рекомендации