Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека.

•В.Быков «Сотников».

. Лучшей из своих повестей В. Быков считал повесть «Сотников», где, по словам автора, его «интересовали два нравственных вопроса: Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» Испытание двух характеров в экстремальной ситуации и составляет сюжет книги.

Война – страшная необходимость» (Л.Н. Толстой)

•Л.Н.Толстой «Война и мир».

Для Л.Н. Толстого крайне важно не столько то, что совершил герой, но прежде всего, что он чувствует при этом. Вот один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов в первом бою. Раненый Николай, придавленный лошадью, увидит идущих к нему людей и почувствует облегчение (помогут), и лишь когда он понял, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, схватил пистолет и швырнул им в своего врага, как мальчишка камнем. Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая.

А потом мы увидим, как Николай в строю эскадрона заметит, как французы теснят наших, ещё миг… и начнется самое - страшное избиение окруженных, и Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да, и крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.

Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.

•В.Л.Кондратьев «Сашка»

Сашка не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал: коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.

•В. Быков «Одна ночь».

Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться поодиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну.

Дети и война

•Л.Н.Толстой Эпизод «Гибель Пети Ростова» («Война и мир»)

Мальчишка на войне – эта типичная для романа ситуация становится сильнейшим аргументом против войны как таковой. Гибель Пети Ростова – со всею его несостоявшейся, нераскрывшейся одарённостью, добротой и человеческой красотой – это, наверное, самый неоспоримый и страшный счёт из тех, которые Л.Н. Толстой предъявил в своём романе войне.

•А. Платонов «Маленький солдат»

Впечатлительная детская душа главного героя Сережи впитывает в себя все, что происходит вокруг. Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он уже стал солдатом. Сюжет рассказа станет в некотором роде «сквозным», самым распространённым сюжетом во всей литературе о детях на войне: речь идёт о маленьком разведчике, не желающем вернуться к мирной жизни. А. Платонов понял, какая страшная проблема скрыта за отчаянным героизмом маленького солдата: «Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну, и без войны ему не было терпения жить…»

Большой писатель и увидел, и назвал самую суть проблемы «дети на войне», хотя сделал это в своей своеобразной, очень непростой манере, и его точка зрения осталась в литературе 40-х скорее исключением, чем правилом. О том, что война калечит детскую психику, в те годы не писали.

•Т. Кудрявцева Детский дом. Лека»

О судьбе девочки, потерявшей родителей во время Великой Отечественной войны.

(этот же маленький, но очень впечатляющий рассказ можно взять и к теме памяти, и «сохранности» человека»).

Правда войны

•Л.Н. Толстой «Война и мир»

Л.Н. Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную точку зрения, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий.

Наши рекомендации