Глава 4. Основные направления психолого-педагогической деятельности по предупреждению самоубийств военнослужащих

Мероприятия и направления по профилактике суицидального поведения военнослужащих составлены на основании методических указаний[31; 36]. и обзора статей в журнале «Ориетир» [ 10; 18; 23].

Особое внимание при проведении профилактической работы необходимо обратить на самое трудное время для военнослужащих – период адаптации к новым условиям жизни, новым отношениям. Именно на первом году службы происходит 60% всех самоубийств и покушений на самоубийства. Характерно, что в последнее время увеличивается число юношей, не готовых к службе ни морально, ни физически.

Многие слабо представляют, что военная служба связана со значительными трудностями, требует большого напряжения сил и энергии. С самого начала военной службы им приходится сталкиваться с напряженным ритмом, строго регламентированным распорядком дня, высокой требовательностью командиров. Существенно сказывается неизвестность обстановки. На психологическое состояние молодых воинов сильное влияние оказывает их оторванность от семьи, родных, близких, друзей. Они часто получают письма и сами много пишут. Самым важным для них является мнение земляков. Большинство молодых воинов включается в ритм армейской и флотской жизни в конце первого периода службы, на это время приходятся наибольшие трудности.

Влияют и возрастные особенности молодых солдат: неуверенность, возбудимость, максимализм, инфантилизм, острое восприятие несправедливости. Столкнувшись с трудностями воинской службы, они переживают свои неудачи, болезненно реагируют на грубость и бестактности командиров и сослуживцев; в трудных, конфликтных ситуациях даже по незначительным поводам некоторые из них совершают суицидальные поступки. Во второй период возрастают как психологические, так и физические нагрузки, связанные с активизацией служебной деятельности. В то же время рвутся непрочные связи с друзьями, реже приходят письма. Новые же связи еще не окрепли. Все это влияет на настроение воинов, вызывает у некоторых из них неверие в свои силы, отдельные срывы в поведение. Молодое пополнение необходимо окружить в первые два месяца службы особым вниманием. Не допускать физических и психологических перегрузок, тем более ничем не оправданных. Главным для всех должностных лиц должно быть обеспечение строгого уставного порядка в подразделении.

Следует очень внимательно относиться к заявлениям и жалобам молодых воинов, своевременно реагировать на них, больше внимания обращать на психологические особенности своих подчиненных, глубоко разбираться в мотивах, которыми они руководствуются в своем поведении, не допускать унижения их достоинства и чести. Решительно пресекать факты глумлений и издевательств, искривления дисциплинарной практики. Желательно периодически изучать и постоянно интересоваться психологическим состоянием, эмоциональным настроением, семейными и другими жизненными, в том числе и личными, делами воинов. В работе с молодым пополнением нужно учитывать трудности овладения воинской специальностью. Важно глубже вникать в обстоятельства и условия внеслужебной деятельности и личной жизни подчиненных.

В деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы, медицинских работников следует выделить три основных направления по предотвращению суицидов и суицидальных попыток в подчиненных воинских частях:

1. Общая профилактическая работа;

2. Профилактическая работа с военнослужащими, склонными к суициду;

3. Работа по выявлению и устранению причин совершенного суицида или суицидальных попыток.

Основной целью этой работы по предупреждению суицидальных происшествий является недопущение и предотвращение самоубийств военнослужащих.

Профилактическая работа по недопущению суицидальных происшествий осуществляется по следующим направлениям:

- Необходимо обсуждать, какими способами можно разрешить сложные жизненные проблемы и конфликты;

- При принятии решений необходимо учитывать выводы и рекомендации военных психологов. Лиц с кризисными состояниями, а также с признаками заболеваний направлять на медицинское обследование;

- При планировании боевой и специальной подготовки предусматривать комплекс мер по повышению психологической устойчивости личного состава, мероприятия по психологическому тренингу военнослужащих, обучению их приемам психологической само – и взаимопомощи в ходе занятий по боевой и специальной подготовке;

- При проведении начальной военной подготовки вновь прибывшего пополнения обеспечить всесторонний учет уровня профессиональной и физической подготовки качеств, состояния здоровья каждого военнослужащего, руководствуясь при этом рекомендациями специалистов медицинской службы и военных психологов;

- Установить индивидуальный контроль должностных лиц за подчиненными военнослужащими с неустойчивой психикой, отстающими в освоении военной специальности и физическом развитии, из неблагоприятных семей, склонными к употреблению спиртных напитков, а также привлекавшимися ранее к уголовной ответственности;

- Привести в строгое соответствие с требованиями общевоинских уставов и других нормативных актов, в пределах своей компетенции, объекты учебно-материальной базы, казарменного фонда;

- Обеспечить строгое выполнение требований статьи 130 Устава гарнизонной и караульной службы: не допускать к несению боевого дежурства и караульной службы лиц, замеченных в употреблении наркотических веществ, совершивших попытки самоубийства;

- Представлять военнослужащим возможность установления телефонной и почтовой связи с родными и близкими;

- Считать работу по сохранению и укреплению психологического здоровья подчиненных военнослужащих важной составляющей в деле профилактики суицидальных проявлений;

- Необходимо правильно организовывать и проводить индивидуально – воспитательную работу с подчиненным личным составом;

При помывке личного состава в бане и во время медицинского обследования необходимо, соблюдая деликатность, обратить внимание на особенности строения тела и внешнего вида военнослужащего.

Решающее значение в предупреждении суицидальных происшествий имеет общая профилактика суицидального поведения военнослужащих, которая составляет комплекс мероприятий организационного и содержательного характера, направленный на ослабление и устранение социальных и социально – психологических детерминант суицида. Он включает:

- правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизни, учебы и службы военнослужащих, их быта и досуга;

- организацию мероприятий психологического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья военнослужащих;

- обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих, соблюдение их конституционных прав;

- предупреждение неуставных взаимоотношений в воинских коллективах.

Прежде чем перейти к оказанию конкретной помощи, руководителю любого ранга необходимо иметь ввиду то, что в своей работе он должен опираться на основные принципы отношений с суицидоопасной личностью:

- не отталкивать человека, если он решил разделить с вами свои проблемы;

- не предлагайте того, что не в состоянии гарантировать;

- сохраняйте спокойствие и не осуждайте;

- говорите искренно. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза;

- постарайтесь узнать, есть ли у него план действия;

- убедите его в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью;

- не предлагайте упрощенных решений;

- покажите, что хотите поговорить о чувствах, но не осуждайте человека;

- навязчиво посоветуйте найти решение.

Наряду с принципами существуют и стратегии, направленные на снижение риска суицида при общении.

1.Поправка на вентиляцию чувств. Позвольте человеку полностью высказаться, не перебивая его.

2.Гарантия. Заверьте человека, что вы можете быть полезны, и заинтересованы в разговоре с ним.

3.Подкрепление позитивных настроений. Усильте позитивный момент, скажите, что вы рады, что он поступил именно так.

4.Представьте альтернативный способ выражения чувств. Эта стратегия предполагает помощь в идентификации поступков, которые он мог бы совершить вместо попытки самоубийства.

5.Признание страданий. Серьезно отнеситесь к его заботам в сложившейся ситуации.

6.Исследование летальности. Беседуя, попытайтесь получить информацию, относящуюся к факторам летальности.

Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения военнослужащих требует от военных психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российское общество переживает в настоящий момент один из самых сложных этапов своего исторического развития. Трансформация существовавших ранее общественных отношений, ценностей, изменение приоритетов привело к «размытости» жизненных ориентиров. А строительство новой экономической, социальной и политической модели нашего государства не дали ожидавшегося скоротечного эффекта, и страна оказалась в затяжном кризисном состоянии. Сложившаяся ситуация негативно повлияла практически на все сферы жизни общества, что в свою очередь способствовало повышению суицидальной мотивации и увеличению суицидальных поступков.

Вооруженные Силы, являясь неотъемлемой частью социальной системы общества, также оказались подвержены этому негативному явлению.

В настоящее время суицидальное поведение является одним из наиболее дестабилизирующих факторов, негативно воздействующих на результаты служебной деятельности. Самоубийство, особенно в закрытом воинском коллективе, где военнослужащие постоянно находятся на виду друг у друга, объединены решением совместных задач, вызывает ухудшение морального состояния в коллективе, потерю уверенности в своих силах, снижает уровень оптимизма, что в целом негативно отражается на боеспособности и боеготовности подразделений.

В связи с этим руководители органов управления, как государственных, так и военных считают снижение уровня суицидов одним из приоритетных направлений в работе всех специалистов системы «человек-человек».

Список литературы

1.Амбрумова, А.Г. Психология самоубийства [Текст] / А.Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. – М., 1997. – № 4.

2.Амбрумова, А.Г., Тихоненко, В.А. Диагностика суицидального поведения. [Текст] / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко //Методические рекомендации. – М., 1980. – 55 с.

3.Амбрумова, А. Г., Тихоненко, В. А. Суицид как феномен социально – психологической дезадаптации личности [Текст] / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологии. – М., 1978. – С. 6-8

4.Амбрумова, А.Г., Тихоненко, В.А., Бергельсон Л.Л. Социально-психологическая адаптация личности и профилактика суицида.http://www.voppsy.ru

5.Анцупов, А. Я., Федотов, В. В. Психология взаимоотношений в воинском коллективе [Текст] / А.Я. Анцупов, В.В. Федотов. – М.: ГАВС, 1992.

6.Берг, Т.Н. Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота. Дис. на соискание уч. степени канд.псих. наук [Текст]

/ Т.Н.Берг. – Москва-2003г. – 202 с.

7.Берг, Т. Н. Нервно – психическая неустойчивость и способы ее выявления. [Текст] / Т.Н. Берг. – Владивосток: МГУ, 2005. – 63 с.

8.Боенко, А.В. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика [Текст] / А.В.Боенко // Военная психология: теория, методология, практика. – М., 1998.

9.Бондаренко, А. С. Личностные доминанты у лиц с суицидальными тенденциями: Автореф. дис. канд. псих. Наук [Текст] / А.С. Бондаренко.

– Красноярск: СибГТУ., 2004. – 40 с.

10. Буранов, С. Методика работы сержантов по профилактике отклоняющегося поведения у подчиненных [Текст] / С. Буранов //Ориентир. – 2005. – № 2.

11. Бухановский, А.О. и др. Общая психопатология: Пособие для врачей [Текст] / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин., М. Е. Литвак. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003. – 416 с.

12. Военная психология [Текст] / Под ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

13. Военная психология: методология, теория, практика [Текст]

/ Под ред. П.А. Корчемного. Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. – М.: ВУ, 1998.

14. Войцех, В. В. Факторы риска повторных суицидальных попыток [Текст] / В.В. Войцех // Социальная и клиническая психиатрия. – 2002. – № 3. – С. 14 – 21.

15. Вроно, Е. М. Суицидология в России – немного истории [Текст] / Е.В. Вроно //Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – №1-2.

16. Гроллман, Э. Суицид: первенция, интервенция, поственция [Текст] / Э. Гроллман // Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах/ Составитель А. Н. Моховиков. – М.: Когито – Центр, 2001.

17. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации [Текст] – М., 1980. – С. 12–14.

18. Дмитриков, С. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика [Текст] / С. Дмитриков

// Ориентир. – 2005. – № 9.

19. Дюркгейм, Эмиль. Самоубийство. Социологический этюд. [Текст] / Э. Дюркгейм. – СПб., 1998.

20. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности [Текст] / О.П. Елисеев; под ред. В.Н.Панферова. – Псков: Издательство Псковского института усовершенствования учителей, 1994. –280с.

21. Зиновьев, С. В. Суицид. Попытка системного анализа [Текст] / С.В. Зиновьев. – СПб.: СОТИС, 2002. – 144 с.

22. Калита, А.Н. Профилактика самоубийств среди военнослужащих [Текст] / А.Н. Калита. – М.: ГАВС, 1992. – 28 с.

23. Карамзин, Т. Психология отклоняющего поведения. Суициды и их предупреждение [Текст] / Т. Карамзин //Ориентир. – 1998. – № 4.

24. Караяни, А.Г., Сыромятников, И.В. Прикладная военная психология [Текст] / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.

25. Корчемный, П.А. Военная психология : методология, теория, практика [Текст] / П.А. Корчемный. – М.: ВУ, 1998.

26. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [Текст] / В.Т. Кондрашенко. – М., 1988.

27. Кудрявцев, И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза [Текст] / И.А. Кудрявцев. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. – С. 416 – 441.

28. Кузнецов, В.Е.Истоки междисциплинарного подхода в отечественной суицидологи [Текст] / В.Е. Кузнецов // Комплексные исследования в суицидологии. Сб. науч. тр. – М., 1996.

29. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. [Текст] / А.Е. Личко. – Л.: Медицина. 1977. – 208 с.

30. Малкина – Пых, И. Г. Экстремальные ситуации [Текст] / И.Г. Малкина – Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

31. Методика работы командиров по профилактике суицидальных происшествий среди военнослужащих: Пособие для офицеров ВСРФ. [Текст] – М., 2000. – 15 с.

32. Моховиков, А.Н. Введение к клинико-психологическому разделу [Текст] / А.Н. Моховиков // Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и художественных текстах. – М.: Когито-центр, 2001.

33. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств [Текст] / Ред. Д. Вассерман/ Пер. Е. Ройне. – М.: Смысл, 2005. – 310 с.

34. Острогорский, А.Н. Самоубийства и их причины [Текст] / А.Н. Острогорский //Северный вестник. – 1998. - № 5. – С. 23 – 56.

35. Паперно, И. Самоубийство как культурный институт [Текст] / И. Паперно. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. -256 с.

36. Работа должностных лиц управления округа, объединений, соединений и частей по профилактике суицидальных происшествий: Методическое пособие [Текст]. – Ростов н/Д, 1999.

37. Соловьева, С. Л. Психология экстремальных состояний [Текст] / С.Л. Соловьева. – СПб.: ЭЛБИ – СПб, 2003. – 128 с.

38. Суицидология. Прошлое и настоящее [Текст] / Составитель А. Н. Моховиков. – М., 2001.

39. Сыромятников, И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск: Дис…канд. психол. наук [Текст] / И.В. Сыромятников. – М., 1997.

40. Сыромятников, И.В., Чайка, В.Г. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика [Текст] / И.В. Сыромятников, В.Г. Чайка. – М., 2001, С. 75–76.

41. Тихоненко, В.А. Классификация суицидальных проявлений [Текст] / В.А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологи. – М., 1978.

42. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. [Текст] / К. Хорни. – М., Мысль, 1994.

43. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл,

Д. Зиглер. – 3 – е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 607 с.

44. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл // Сб. /Пер. с англ. – М., 1990

45. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы [Текст] / Э. Шнейдман. –Человек. – М., 1992. – № 6.

Позиция № 83

в плане издания
учебной литературы МГУ на 2012 г.

Берг Т.Н.

Суицидальное поведение военнослужащих (теоретические аспекты)

Учебное пособие

4,4 уч.-изд. л. Формат 60ґ841/16

Тираж 100 экз. Заказ №

Отпечатано в типографии МГУ им. адм. Г. И. Невельского

Владивосток, 59, ул. Верхнепортовая, 50а

Наши рекомендации