О проведении смотра-конкурса на звание

«Лучший психолог внутренних войск МВД России»

1. Смотр-конкурс на звание «Лучший психолог внутренних войск МВД России»[26] проводится в целях совершенствования системы социально-психологической работы, а также повышения уровня профессиональной подготовки психологов внутренних войск.

В смотре-конкурсе принимают участие психологи объединений, соединений, воинских частей, ВООВО, воинских частей, непосредственно подчиненных ГКВВ МВД России, прослужившие в должности не менее 1 года, положительно характеризующиеся и не имеющие дисциплинарных взысканий.

2. Основными задачами смотра-конкурса являются:

совершенствование системы социально-психологической работы с личным составом;

повышение профессионального мастерства офицеров социально-психологической службы;

обобщение и распространение передового опыта организации и проведения социально-психологической работы;

подготовка к участию в конкурсе профессионального мастерства психологов МВД России и общероссийскому конкурсу психологов силовых структур.

3. Смотр-конкурс проводится по следующим направлениям:

соответствие социально-психологической работы требованиям руководящих документов;

качество планирующей и отчетной документации, материалов проведенных социально-психологических исследований;

эффективность психодиагностической деятельности (использование психодиагностических методик, соответствие психологических заключений, выводов и рекомендаций);

психологическое сопровождение СБД.

4. Руководство смотром-конкурсом осуществляет заместитель главнокомандующего внутренними войсками – начальник УРЛС ГКВВ МВД России (заместители по РЛС объединения, соединения).

5. Смотр-конкурс проводится в три этапа:

1 этап (июль) – среди психологов воинских частей соединений и психологов воинских частей непосредственно подчиненных командующим войсками региональных командований.

2 этап (август) – среди психологов – победителей 1 этапа, психологов ВООВО и воинских частей, непосредственно подчиненных ГКВВ МВД России;

3 этап (1 раз в 3 года, сентябрь) – проводится УРЛС ГКВВ МВД России среди победителей (лауреатов) 2 этапа.

Для проведения смотра-конкурса создаются конкурсные комиссии в состав которых включают: на 1 этапе – офицеров соединений и объединений, на 2 и 3 этапах – офицеров УРЛС ГКВВ МВД России и НИО по ИСПП.

6. До 30 августа органы по РЛС объединений представляют в УРЛС ГКВВ МВД России доклады об итогах проведения 2 этапа смотра-конкурса. К докладу прилагаются: копия протокола результатов смотра-конкурса, развернутая служебная характеристика победителя, творческая работа победителя.

7. В 3 (заключительном) этапе смотра-конкурса принимают участие победители (лауреаты) 2 этапа, которые должны представить в конкурсную комиссию:

заявку на участие, подписанную командиром (начальником) соединения (воинской части, ВООВО, учреждения);

краткую характеристику с указанием фамилии, имени, отчества, воинского звания, должности, места службы, образования, наличия поощрений, взысканий;

фотографию 4 см на 6 см в повседневной (парадной) форме одежды;

видеоролик с презентацией своей творческой работы по одному из основных направлений профессиональной деятельности продолжительностью не более 15 минут;

отчет о результатах деятельности за предыдущий год, утвержденный командиром (начальником) соединения (воинской части, ВООВО, учреждения);

аналитическую справку по проведенному в текущем году социально-психологическому исследованию в воинской части.

8. В ходе смотра-конкурса конкурсанты представляют и защищают свои творческие работы и выполняют конкурсные задания.

Представление и защита творческой работы, характеризующей профессиональную деятельность психолога, описывающей его практический опыт использования психотехнологий в работе с личным составом, может проводиться конкурсантами в любом формате (видео-, аудио-, слайд- или ином), с привлечением (без привлечения) других лиц, сил и средств, продолжительностью не более 15 минут.

В смотре-конкурсе могут использоваться следующие конкурсные задания:

«психологический ринг» – участники конкурса распределяются по парам, им предлагаются проблемные ситуации, которые они кратко описывают, исходя из опыта своей профессиональной деятельности и представляют вариант решения, конкурсная комиссия сравнивает варианты решения и определяет победителя в каждом раунде;

«мастер-класс» – участники конкурса представляют методику (метод) психологической работы с привлечением или без привлечения других лиц, сил и средств, продолжительностью не более 15 минут.

По решению конкурсной комиссии конкурсные задания могут быть дополнены разминочными испытаниями, также могут быть изменены последовательность и количество конкурсных заданий.

9. Оценка уровня профессионального мастерства психологов, участвующих в смотре-конкурсе, проводится следующим образом:

членами конкурсной комиссии выставляются оценки за каждое конкурсное задание по 5-ти бальной системе;

вычисляется средний балл за каждое конкурсное задание;

средние баллы суммируются и выставляется итоговая оценка за все конкурсные задания;

победители смотра-конкурса определяется по наивысшей итоговой оценке.

На каждом этапе смотра-конкурса победителями признаются и допускаются к следующему этапу участники, набравшие наибольшее количество баллов. При равенстве количества баллов у двух и более участников смотра-конкурса председатель конкурсной комиссии, которому делегированы полномочия, принимает решение о выборе победителя либо о проведении дополнительных испытаний, отдавая преимущество участнику, набравшему наибольшее количество баллов по результатам конкурсных испытаний по направлению деятельности.

10. По итогам смотра-конкурса в соединениях определяются победители, а в объединениях, ВООВО – лауреаты.

Лауреаты и победители смотра-конкурса награждаются дипломами или грамотами, а также ценными подарками.

Конкурсная комиссия определяет трех победителей. Участнику, занявшему 1 место на заключительном этапе смотра-конкурса, присуждается звание «Лучший психолог внутренних войск МВД России».

Приложение № 4

к приказу главнокомандующего

внутренними войсками МВД России

от 2014 №

ОБРАЗЦЫ

оформления документов по организации социально-психологической работы во внутренних войсках МВД России

Образец 1

Раздел «Социально-психологическая работа»

плана морально-психологического обеспечения служебно-боевой

деятельности объединения, соединения (воинской части)

№ п/п Наименование мероприятия Дата Ответственный Отметка о выполн.
1. Занятие с администрацией учебного сбора по организации индивидуальной воспитательной работы и оказанию психологической помощи военнослужащим с признаками затрудненной адаптации и нервно-психической неустойчивости      
2. Проведение первичного психодиагностического обследования и изучения личного состава, прибывшего на пополнение      
3. Углубленное психодиагностическое обследование военнослужащих ГПДН, ГПППВ      
4. Составление психологических характеристик на военнослужащих, прибывшего на пополнение на основе результатов обследования и изучения      
5. Представление командиру воинской части списков военнослужащих, не рекомендованных для несения боевого дежурства и караульной службы (по итогам изучения пополнения)      
6. Участие в подготовке приказа командира воинской части о допуске личного состава к несению боевой службы (по результатам психодиагностического обследования личного состава)      
7. Подготовка предложений командованию воинской части по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих, прибывших на пополнение      
8. Выработка предложений командиру воинской части по распределению нового пополнения по подразделениям и воинским специальностям      
9. Консультация должностных лиц по психологическим особенностям военнослужащих нового пополнения      
10. Индивидуальные беседы и занятия по психокоррекции с военнослужащими ГПДН, ГПППВ      
11. Повторное психодиагностическое обследование военнослужащих, включенных в ГПДН, ГПППВ        
12. Занятия в системе командирской и профессионально-должностной подготовки по психологическому просвещению офицеров, прапорщиков, сержантов      
13. Психологическая экспертиза влияния бытовых условий расположения подразделения на эмоциональную сферу военнослужащих      
14. Совершенствование методического и материально-технического обеспечения, оборудование Ц(К)ППиР      
15. Составление психологических характеристик на военнослужащих, входящих в ГПДН, ГПППВ, с выводами и рекомендациями по проведению индивидуальной воспитательной работы      
16. Психоконсультационная работа с военнослужащими и членами их семей      
17. ППО кандидатов для прохождения военной службы по контракту (подготовка заключений о целесообразности приема на военную службу)      
18. Занятия с командирами взводов по формам и методам изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах, разрешению всех возникающих конфликтных ситуаций      
19. Занятия с офицерами управления, командирами подразделений, заместителями по РЛС по организации социально-психологической работы в воинской части, о месте и роли в ней должностных лиц      
20. Занятия с личным составом воинской части по обучению их приемам и методам психической саморегуляции и в процессе несения боевой службы      
21. Диагностика психического состояния личного состава, заступающего на боевую и караульную службу      
22. Занятия по психоэмоциональной регуляции с личным составом караулов      
23. Участие в отборе личного состава, убывающего для выполнения СБЗ в ПВД      
24. Организация психореабилитационных мероприятий с военнослужащими, прибывшими после выполнения СБЗ      
25. Занятия (в системе командирской и профессионально-должностной подготовки) с командирами подразделений их заместителями по РЛС по выявлению и предупреждению конфликтов в воинском коллективе      
26. Обучение командного состава выявлению признаков отклоняющего поведения и специфике работы с военнослужащими ГПДН, ГПППВ      
27. Работа с военнослужащими ГПДН, ГПППВ, лицами с отклоняющимся поведением.      
28. Анализ социально-психологических причин и условий, способствующих нарушению воинской дисциплины, выработка мер по их устранению      
29. Инструкторско-методические занятия с офицерами, прапорщиками, сержантами по формам и методам организаторской, воспитательной и психологической работы по предупреждению самовольного оставления части, нарушения уставных правил взаимоотношений, употребления спиртных напитков      
30. Занятие с офицерами: «Психологические основы предупреждения отклоняющегося поведения у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту на должностях солдат и сержантов»      
31. Профилактическая работа с военнослужащими, имеющими предрасположенность к суицидальным поступкам      
32. Анализ качественно-количественных показателей укомплектованности должностей психологов воинских частей (соединений)      
33. Анализ качественно-количественных показателей укомплектованности должностей ответственных исполнителей (по ППО) воинских частей      
34. Анализ результатов психодиагностического обследования военнослужащих, прибывших на пополнение в воинские части внутренних войск МВД России      
35. Анализ результатов повторного психодиагностического обследования военнослужащих, включенных в ГПДН И ГПППВ      
36. Подготовка обзора о социально-психологической работе (в объединении)      
37. Анализ причин и условий совершения суицидальных происшествий в объединении с выработкой предложений и рекомендаций      
38. Анализ работы Ц(К)ППиР, проведение смотра-конкурса Ц(К)ППиР воинских частей      
39. Организация работы подвижных групп психологов в ПВД воинской части (соединения)      

Образец 2

УТВЕРЖДАЮ

заместитель командира

войсковой части 0000

по работе с личным составом

подполковник

С.В. Прошин

« » __________ 20____ г.

ПЛАН

работы центра (комнаты) психологической помощи и реабилитации

на ____________ 20__г.

№ п/п Наименование мероприятия Кто привлекается Дата Время Примечание
1. Психокоррекционная работа с военнослужащими, имеющими трудности в социальной адаптации в воинском коллективе ряд. Н.К. Иванов, ряд. С.С. Авдеев, ряд. Н.В. Пак
2. Психодиагностические беседы, диагностика психического состояния военнослужащих по методике Люшера в день заступления с л/с караула
3. ППО кандидатов для поступления на военную службу по контракту кандидаты при поступлении      
4. Консультация командиров подразделений по работе с военнослужащими, требующими дополнительного психолого-педагогического внимания майор А.А. Петров, майор Б.В. Захаров
5. Психологическое консультирование по проблемам нормализации семейных отношений гражданка С.И. Николаева
6. Занятия по освоению приемов психоэмоциональной саморегуляции л/с роты МТО
7. Видеосеанс снятия тревожности л/с узла связи
8. Прослушивание мобилизующего аудиосеанса л/с, заступающий в наряд
9. Диагностика суицидального риска по методике «Незаконченные предложения» л/с 1 роты

Психолог войсковой части 0000

капитан В.В. Петров

Примечание.

План работы Ц(К)ППиР составляется на месяц и должен включать следующие основные мероприятия:

индивидуальную работу с военнослужащими, нуждающимися в психологической помощи;

психодиагностические и психореабилитационные мероприятия;

профессиональный психологический отбор кандидатов на военную службу по контракту;

групповую работу с военнослужащими;

консультирование командиров военнослужащих, находящихся на психодинамическом наблюдении;

психологическое консультирование членов семей военнослужащих;

видео- аудисеансы психологической помощи и реабилитации;

контроль социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы;

контроль исполнения рекомендаций психолога по ограничениям в служебной деятельности (перемещение в другие подразделения, ограничения по несению боевой службы и управлению автотранспортными средствами).

Образец 3

ЖУРНАЛ

учета индивидуальной работы и психокоррекции ______________________

(воинская часть, соединение)

РАЗДЕЛ 1[27]

№ п/п Дата обращения С кем проведено Кто проводил Причина обращения, результаты психодиагностики, проведенные мероприятия, выводы и рекомендации
1. 01.11.2014 рядовой Иванов Сергей Иванович (1 рон, 1 бон) капитан Смирнов Андрей Вадимович 1. Высокий уровень тревожности, нарушение сна, психосоматические изменения. 2. Психологическое обследование по методике актуального-доминирующего состояния, беседа. 3. Психорелаксационная программа R-1 с использованием «Вояджер». 4. Обучение приемам психологической самопомощи и саморегуляции по методике «Ключ». 5. Контроль практического исполнения рекомендаций психолога (в т.ч. по ограничениям в служебной деятельности). 6. Повторное консультирование 08.11.2014г. 7. Даны рекомендации.
2.        
3.        

Примечание.

Листы журнала нумеруются, прошиваются и опечатываются. Журнал регистрируется.

Учет всех лиц, ведется по мере обращения. При регистрации заполняется: номер по порядку, воинское звание, фамилия, имя, отчество, подразделение, (у членов семей военнослужащих - фамилия, имя, отчество) причина обращения к психологу (описывается проблема и его актуальное психологическое состояние), результаты психодиагностики ((если проводилась (полное название методики, результаты, психологический диагноз)), оказанная психологическая помощь (рекомендации обратившемуся за психологической помощью, психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия), указывается дата или срок повторной консультации (при необходимости).

РАЗДЕЛ 2[28]

№   Дата обращения С кем проведено Кто проводил Выводы и рекомендации для должностных лиц Отметка об ознакомлении (дата)
1. 01.11. 2014 рядовой Иванов Сергей Иванович (1 рон, 1 бон) капитан Смирнов Андрей Вадимович Состояние психоэмоционнального истощения, апатия. Необходимо наблюдение за поведением, при ухудшении эмоционального состояния обратиться к психологу. По возможности ежедневная индивидуальная беседа на тему настроения, положения дел дома и т.д. (в течение недели) Снижение служебной нагрузки (в течение недели). Организовать опрос близких родственников и сослуживцев на предмет конкретных, истинных причин состояния. Повторная консультация психолога (15-16.11.2014) 03.11.2014 г. командир 1 рон к-н (подпись) С.А. Иванов доведено по телефону до зк1бон по рлс м-ра Протасова И.А. 01.11.2014г.
5.          
9.          

Примечание.

1. Раздел 2 занимает вторую половину Журнала учета индивидуальной работы и психокоррекции.

2. Номер по порядку указывается такой же, как в Разделе 1.

3. Выдача рекомендаций должностным лицам обязательна с указанием в Разделе 1 о том, что рекомендации выданы.

4. Рекомендации должны формулироваться конкретно и адресно, без разглашения конфиденциальной информации с указанием периода их реализации.

5. О принятии рекомендаций к сведению должностные лица подтверждают собственноручной подписью. В случаях, когда нет возможности ознакомить должностных лиц лично, а ситуация не требует отлагательств, психолог доводит ее до должностного лица персонально по средствам связи с последующим ознакомлением под роспись.

Образец 4

ЖУРНАЛ

учета проводимых групповых мероприятий __________________________

(воинская часть, соединение)

№ п/п Дата проведения, время Подразделение, категория, количество Кто проводил Форма проведения, тема.  
 
1. 01.11.2014 - 2 часа 1вон, 1 рон, 1 бон, 12 чел. капитан Смирнов С.В. 1. Групповой тренинг, направленный на сплочение воинского коллектива. 2. Программа релаксационных технологий с использованием аудиовизуализации и аутотренингом.  
2. 02.11.2014 - 3 часа ГПДН, 15 чел. капитан Смирнов С.В. 1. Тест: «Анкета реабилитанта», «Волшебная страна чувств». 2. Входной контроль психоэмоционального состояния. 3. Тренинг общения и доверия. Тренинг с использованием упражнений: «Доверяющее падение», «Поднятие тела», «Свеча», «Спички», «Круг доверия», «Положительные – отрицательные комментарии», «Доверие это…». 4. Релаксационные мероприятия с использованием аудиовизуальной программы «Горные пейзажи».  
3.  

Примечание.

Листы журнала нумеруются, прошиваются и опечатываются. Журнал регистрируется.

При регистрации заполняется: номер по порядку, наименование части (подразделения), форма проведения группового мероприятия, тема проведения и должностное лицо (воинское звание, фамилия, инициалы) проводившее мероприятия.

Образец 5

ПРОГРАММА (система)[29]

выявления и профилактики отклоняющегося поведения[30] военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов (на период обучения, мероприятия оформляются в Комплексном плане по укреплению воинской дисциплины и профилактики правонарушений, Плане МПО, Плане индивидуальной воспитательной работы воинской части (соединения))

№ п/п Мероприятия Время проведения Формы и методы
1. Проведение ИМЗ, направленных на обучение должностных лиц подразделений (офицеров, младших командиров) методам выявления лиц, склонных к различным видам отклоняющегося поведения, а также основам работы по профилактике отклоняющегося поведения в подразделении в ходе УМС перед началом периода обучения Рассказ, показ
2. Проведение психодиагностического исследования для выявления военнослужащих, склонных к различным видам отклоняющегося поведения, изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах и определение социометрического статуса личности январь, февраль Методики СОП, ДС Куликова, СР, социометрия, анкетирование и др.
3. Проведение всестороннего анализа причин и условий воспроизводства различных форм отклоняющегося поведения военнослужащих, с разработкой конкретных профилактических мер февраль, июль Анализ документов, опрос, обобщение независимых характеристик и др.
4. Организация взаимодействия с работниками военных судов, прокуратуры, следственного комитета, медицинскими работниками и выработка комплекса совместных мероприятий, направленных на профилактику отклоняющегося поведения военнослужащих февраль, июль Беседа, служебное совещание
5. Консультирование должностных лиц подразделений по проведению индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими, склонными к отклоняющемуся поведению, вопросам профилактики отклоняющегося поведения весь период по мере необходимости Беседа
6. Организация и проведение мероприятий психокоррекционной и психопрофилактической работы с военнослужащими, склонными к отклоняющемуся поведению весь период по мере необходимости Индивидуальная беседа, убеждение, упражнение
7. Организация и проведение консультаций членов семей военнослужащих, склонных к отклоняющемуся поведению весь период по мере необходимости Беседа
8. Анализ внеслужебной сферы социального взаимодействия и жизнедеятельности, социально-бытовых условий проживания военнослужащих, склонных к отклоняющемуся поведению весь период Беседа, посещение мест проживания
9. Социально-психологический анализ эффективности работы должностных лиц воинской части (соединения) по профилактике отклоняющегося поведения военнослужащих май, ноябрь Анализ результатов деятельности, документов

Образец 6

РЕЗУЛЬТАТЫ

психодиагностического обследования военнослужащих, прибывших на пополнение в воинские части внутренних войск МВД России

Характеризующие показатели в/ч 0000 в/ч 0000 в/ч 0000 в/ч 0000 в/ч 0000 За РК
Всего прибыло   %   %   %   %   %   %
ПО ОБРАЗОВАНИЮ:
высшее                        
среднее (среднее-профессиональн)                        
общее (начальное профессиональн)                        
начальное                        
РОД ЗАНЯТИЙ ДО ПРИЗЫВА:
работали на предприятиях:                        
а) государственные, муниципальные                        
б) других форм собственности                        
работали в сельском хозяйстве                        
учились                        
нигде не работали и не учились                        
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ:
воспитывались в неполных семьях                        
воспитывались без родителей                        
МЕДИЦИНСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
с III группой здоровья, из них:                        
с соматическими заболеваниями                        
с нервно-психическими заболеваниями                        
с пониженным питанием                        
госпитализировано                        
подлежит увольнению (уволено) по болезни                        
с гипотрофией                        
госпитализировано                        
подлежит увольнению (уволено) по болезни                        
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
с низкими адаптационными способностями                        
с низкой НПУ                        
признаки депрессивных состояний (суицидальный риск)                        
со сниженным психофизиологическим потенциалом                        
поставлено на психодинамическое наблюдение                        
ДРУГИЕ ДАННЫЕ:
женатые                        
имеющие судимых родственников                        
имевших приводы в полицию                        
имеющие опыт наркопотребления                        
совершившие СОЧ с учебного сбора                        
имеющие родственников суицидентов                        
имевшие попытку суицида до призыва                        
имевшие попытку суицида на уч сборе                        
имеющие погашенную судимость                        
дополнительные данные                        

Примечание.

Под видами образования понимается:

высшее – если лицо прошло полный курс обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования или ином учебном заведении и ему была присвоена квалификация (степень) «бакалавр», «специалист» или «магистр»;

среднее (среднее профессиональное) – если лицо прошло полный курс обучения в среднем общеобразовательном, специальном учебном заведении (колледже) или первую ступень обучения в высшем учебном заведении и ему был выдан диплом о среднем (полном) общем или профессиональном образовании;

общее (начальное профессиональное) – если лицо прошло обязательный курс обучения в среднем общеобразовательном учреждении, учебном заведении начального профессионального образования (ПТУ) по конкретной специальности;

начальное общее – если лицо прошло начальный курс обучения общеобразовательного учебного заведения.

Образец 7

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

на ________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

____________года рождения, образование ________________

___________________, призванного______________________

(должность) (название РВК)

______________________________________________________________

(область, край, республика) (дата призыва)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и рекомендации

_____________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации