Особенности борьбы, с воинской преступностью

С древних времен борьбе с воинской преступностью власть предержащие всегда уделяли особое внимание. И это не случайно. Если от преступности в гражданском обществе страдали главным образом простые люди, а сильные мира сего, защищенные многочисленной стражей, взирали на это весьма спокойно и имитировали борьбу с криминалом лишь для того, чтобы не разжигать народного недовольства, то воинская преступность вела к дезорганизации армии, а без армии очень легко было утратить власть. Кроме того, исторический опыт показывает, что разрушение государственности, как правило, начинается с развала армии (падения дисциплины, роста уклонений от военной службы, снижения уровня управляемости воинских частей, подразделений и отдельных военнослужащих). Боеготовность войск важна не только как фактор защиты от внешнего врага, она оказывается очень значимым показателем национального здоровья и внутренней устойчивости государства – при разложении армии начинается процесс государственного саморазрушения. Примерами подобной взаимосвязи изобилует и мировая,, и отечественная история (Древний Рим, Византия, царская Россия, СССР).

Анализируя причины крушения государств, Аристотель формулирует один из фундаментальных принципов профилактики негативных социальных процессов: "Если нам известны причины, ведущие к гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины, обусловливающие их сохранение: противоположные меры производят противоположные действия". Это справедливо и относительно преступности.

Прежде всего заслуживают внимания общепредупредительные меры. Общество нуждается в четком формулировании национальных идеалов и концепции национальной безопасности, отраженной в законе. Идеологическое обеспечение престижности военной службы – необходимое условие оздоровления армии. Патриотизм, любовь к Родине, земле предков – чувство, присущее любой здоровой нации. Факты унижения государственного и национального достоинства необходимо решительно пресекать. Следует выработать четкую почвенническую концепцию российского патриотизма и активно утверждать ее в качестве важнейшего элемента государственной идеологии. Никому еще не удавалось воспитать защитников родной страны на образцах зарубежной культуры. Лишь люди, которые глубоко и до самоотверженности любят свою Родину, захотят стать воинами, и захотят научиться защищать ее.

Обеспечение высокой боевой готовности войск должно стать главной составляющей государственной политики. Ссылки на недостаточность материальных средств неоправданны – актуален старинный афоризм: "Тому, кто не хочет содержать свою армию, придется содержать чужую". Сэкономив на боевой подготовке войск, наше общество потеряло тысячи солдат в Чечне. По данным Министерства обороны, только 10 января 1995 года при штурме Грозного погибло 1300 российских солдат.

Недостаток горючего ведет к утрате летных навыков у пилотов, а это чревато воздушными авариями в мирное время и колоссальными потерями в боевых условиях.

Существует вполне определенный уровень удовлетворительного обеспечения Вооруженных Сил (материального, кадрового, идеологического). Если обществу нужна дееспособная армия, оно должно обеспечить этот уровень (только при таком условии от войск может быть польза).

Демократическое государственное устройство предполагает действенный контроль гражданского общества над армией. Для нас это серьезная научная и политическая проблема. Лучшие силы общества должны быть направлены на ее решение. В свое время создание президентской комиссии, представители которой на постоянной основе начали свою деятельность в каждой воинской части, позволило в короткий срок избавить американскую армию от неуставных взаимоотношений. К сожалению, в России зачатки аналогичной комиссии, независимой от военного ведомства, были ликвидированы несколько лет назад.

Наше государство должно возродить и укрепить социальную систему воспитания и обучения подрастающего поколения (ту систему, которая не так давно была лучшей в мире). Физическое и нравственное здоровье в структуре социальных ценностей должны занять одно из первых мест. Определенный интерес в этой области представляет зарубежный опыт. Во многих западных государствах весьма эффективно функционируют службы молодежи, включающие департаменты организации досуга и отдыха, социальной помощи, медико-педагогическую службу и службу опекунства. В некоторых европейских странах возникли оригинальные педагогические службы, состоящие из уличных воспитателей, которые работают по ночам в общественных местах. Немало трудных подростков удалось им удержать от скатывания на криминальный путь. Вооруженные Силы также должны активно участвовать в этом процессе. Формы подготовки будущих призывников к военной службе могут быть различными: от начальной военной подготовки на уроках в школе до спортивных секций для подростков в войсковых частях и привлечения школьников к военным играм на воинских полигонах.



Наши рекомендации