Подпольное движение в евпатории в годы великой отечественной войны
В Евпатории и других городах и районах Крыма развернулось подпольное патриотическое движение. В годы оккупации в Евпатории действовало восемь подпольно-патриотических групп. Но они были малочисленны и не имели общего руководства, действовали на свой страх и риск. Официально утвержденный список подпольщиков – 45 человек. Подпольщики разоблачали гитлеровскую клевету, укрепляя веру советских людей в победу, собирали патриотические силы для активной борьбы с оккупантами.
С января по май 1942 г. активно действовала в городе подпольная патриотическая группа, которую возглавил участник Евпаторийского десанта чекист А. И. Галушкин.
Фото А.И. Галушкина
Бывший секретарь Симферопольского горкома партии А. И. Галушкин с помощью рабочего трамвайного депо И. Н. Гниденко организовал стойкий боевой актив молодежи пропагандистского направления, в который вошли двое работников кинотеатра Федор Бузин и Григорий Дроздов, работница А. Руденко, Антонина и Анатолий Галидзра и несколько других юношей и девушек. Подпольщики похитили у гитлеровцев пишущую машинку, из разрозненных деталей собрали и установили в квартире радиоприемник, с помощью которого они принимали сообщения Совинформбюро и размножали их в виде рукописных листовок и расклеивали их по городу среди населения, разоблачая ложь фашистской пропаганды и утверждая в сердцах советских людей веру в победу. Взбешенные гитлеровцы рыскали по городу, но смельчаки – комсомольцы, руководимые коммунистом Галушкиным, оставались неуловимыми. Полиция везде наводила порядок, был усилен патруль, при малейшем подозрении – обыски, аресты. Особенно усердствовала оперативная группа гестапо. Каждый день брали по 35 – 40 человек. Патриоты, узнав о приказе немецкого командования собирать и отправлять одежду для гитлеровской армии, сожгли склад зимних вещей, стали готовить налет на биржу труда, занимавшуюся отправкой людей в Германию. Но опасность, которая их тревожила, «стояла» уже на пороге.
В мае 1942 года руководитель подпольной группы А. И. Галушкин застрелился во время последней схватки с врагом. Член группы И. Гнеденко, не выдержав пыток и не выдав товарищей, погиб в застенках гестапо. Остальных членов группы расстреляли 13 мая 1942 года на Красной горке.
В конце лета несчастье постигло и другую группу подпольщиков, которой руководил участник десанта бывший сотрудник Черноморского райотдела милиции А. И. Кашунин. Особенно дерзко действовал во вражеском тылу член этой группы Василий Шумильный. Он угонял и взрывал автомашины оккупантов, совершал нападения на мелкие группы гитлеровцев, захватывая их оружие, боеприпасы и средства связи. Укрывшись однажды от погони на далекой чабанской стоянке, они были обнаружены карателями. Под обломками снесенного артиллерийским орудием чабанского домика были обнаружены изувеченные тела командира и бойца – А. И. Катунина и В. Шумильного.
Долгие месяцы оккупации в городе действовали также и другие группы подпольщиков и патриотов, в том числе на мотороремонтном заводе, на электростанции, а также группа патриотов, оказывавшая помощь военнопленным, укрывая их от расправы фашистов, которой руководил А. Хлебников.
Патриоты-подпольщики срывали мероприятия фашистского командования. На электростанции они сожгли трансформатор и повредили паровые машины. Рабочие ремонтного завода систематически срывали выпуск моторов, портили оборудование.
Весной 1942 г. был подожжен вокзал. При этом уничтожено много военного снаряжения, а также награбленного немцами добра, приготовленного к отправке в Германию.
С 1942 по 1943 гг. подпольщики выпустили более 3000 листовок и карикатур, направленных против оккупантов. В листовках отмечались ленинские дни, первомайские праздники, годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Население жадно читало листовки, они поддерживали в нем бодрость и уверенность в победе над врагом.
Подпольщики установили связь с наступающей Советской Армией. Были созданы боевые дружины, которые наносили удары по фашистам.
12 апреля 1944 года советские патриоты укрепили красные флаги на здании городского драматического театра, на водонапорной башне, на корпусе ремонтного завода, на школе № 5.
Работа подпольщиков проходила в чрезвычайно трудных условиях, требовала тщательной конспирации. Она была составной частью могучего сопротивления, оказываемого врагу советским народом, руководимым в правой борьбе Коммунистической партией.
Подпольные организации сыграли важную роль в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Они постоянно поддерживали в народе твердую уверенность в окончательной победе над врагом, поднимали патриотический дух и создавали условия для роста партизанского движения. Коммунисты-подпольщики с честью оправдали высокое доверие партии.