Забота о раненых, больных и бедных

Как мы уже упоминали, во II разделе этого исследования, забота о раненых и больных являлась одной из основных обязанностей боль­шинства рыцарских орденов. В большинстве крупных замков были организованы больницы и приюты. Когда рыцари переходили на но­вое место, они не бросали больных, а переносили их за собой, вме­сте с добычей. О том, как значительны были объемы этой деятель­ности, свидетельствуют записки пилигрима Иоанна из Вюрцбурга, посетившего больницу иоаннитов в Иерусалиме в 60-е гг. XII в.: "множество больных - как мужчин, так и женщин - собирается в разных зданиях и ежедневно возвращается к здоровью большой це­ной. Когда я был там, я узнал от слуг, что численность больных до­ходила до 2 тыс. человек". В те времена это была очень большая ци­фра, почти равнявшаяся количеству орденских братьев. Даже тамплиеры, которые были призваны для заботы о паломниках, а не о больных, хоть и крайне редко, но строили собственные больницы, передавали бедным и больным одну десятую часть хлеба, который выпекался в орденских пекарнях.

Добавим, что такое же послушание ордена несли в других частях света. Правило испанского Ордена святого Якова гласило, что все за­хваченные трофеи должны употребляться на содержание больниц и выкуп пленных христиан. Орден Монтегаудио после объединения с другим испанским орденом - Госпиталем Святого Искупителя в 1188 г. принял его призвание защищать больных и раненых.

В более поздние времена забота о больных хоть и отошла на вто­рой план, но не прекратилась. Еще в 1440 г. иоанниты открыли на Ро­досе больницу, поражавшую приезжих своими размерами и профес­сионализмом. Интересно то, что из всех орденов до наших дней дошел лишь орден иоаннитов, потому что отказался от военных действий ра­ди помощи больным и нуждающимся.

Деятельность, не вытекающая из орденских правил

На этом пункте деятельности орденов, являющимся отступлением от их правил и призвания, мы не будем слишком долго задерживаться.

Финансовая деятельность

Благодаря многочисленным пожертвованиям и управлению собствен­ностью ордена быстро сосредоточили в своих руках значительные бо­гатства. Очень часто это были наличные деньги. Их необходимо было умело инвестировать так, чтобы они приносили ордену дополнитель­ные прибыли. С другой стороны европейские владения орденов должны были большинство своих доходов обращать на поддержку рыцарства в Святой Земле. Это вынуждало ордена вырабатывать способы безопас­ной пересылки денег. Вскоре крестоносцы стали мастерами финансо­вых операций. И нет ничего удивительного в том, что их умением ста­ли пользоваться другие силы. Ордена превращались в банки, в которых можно было хранить деньги, драгоценности, святые мощи, ценные до­кументы. Неоднократно такое хранение связывалось с необходимос­тью доставки денег или ценностей в другое место, иногда даже на дру­гой континент. У орденов можно было провести заем денег, разумеет­ся, под проценты. Почти во всех орденах можно было иметь постоян­ные счета и поручать орденам собирать подати с собственной земель­ной собственности и вести все финансовые дела. Это касалось, как ча­стных лиц, так и местных правителей (в XIII в. Орден парижских Тамп­лиеров отвечал за текущие проблемы французской казны).

2. Колонизация новых земель Рыцарские ордена очень часто становились причинами политико-эко­номических перемен на территориях, где они действовали. На завое­ванных землях они создавали условия для государственной экспан­сии христианства. Они проводили политику экономического освое­ния еще незаселенных земель, осушали болота, строили города и де­ревни. Это было связано с акциями переселения людей и привлечения колонистов. К примеру, в Испании после 1312 г., когда границы с ма­врами передвинулись на юг, ордена имели небольшие возможности сражаться с неверными. Зато усилилась их колонизаторская деятель­ность. В оставленные мусульманами деревни они переселяли людей с севера страны. Строили дороги, церкви, пристани, мельницы и т.д. Орден Крестоносцев к середине XIV в. основал на территории Прус­сии около 1400 деревень с регулярной застройкой и более 90 городов. Большинство из них существуют до сегодняшнего дня. Современная сеть польских дорог проложена также по старым трактам крестонос­цев.

Эта колонизаторская деятельность началась еще в Святой Земле. Орденам часто передавались замки и земли на особо опасных участ­ках границ государств крестоносцев. Чтобы эффективно их оборо­нять, нужно было иметь людей, связывающих свои судьбы с замком. Поэтому вокруг цитаделей селили переселенцев из Западной Европы, у которых на родине практически ничего не осталось, и которым бы­ло некуда возвращаться.

Особенное место занимает колонизационная деятельность на так называемых "новых землях". В 1443 г. португальский Орден Христа получил от Папы привилегию получения в собственность всех зе­мель, которые он в будущем завоюет в Марокко, на островах Атлан­тического океана и в других заморских территориях. Этот документ свидетельствует о том, что и ордена, и властители (в том числе и Па­пы) были заинтересованы участием орденов в исследовательских экс­педициях. Подтверждением этого является признание за Орденом Христа в 1457 г. королем Генрихом двадцатой части всех доходов от южноамериканской Гвинеи.

6. ОКОНЧАНИЕ

Рыцарские ордена - это важный отрезок христианской истории. Их создание было отражением стремлений средневековых христиан к очень специфическому исполнению христианского долга любви к нуждающимся и готовности отдать жизнь за друзей. (Ин. 15,13).

Специфика заключалась в том, что любовь эту распространяли ме­чом. На крови врагов хотели построить святое и идеальное общест­во. Самое печальное в том, что каждый, кто не разделял идеи крес­товых походов, становился врагом крестоносцев. Это были по оче­редности мусульмане и язычники, затем евреи и христиане других Церквей.

Рыцари орденов были жертвами высших идей. В большинстве своем упоенные необходимостью служения Богу тем, что они умели лучше всего - борьбой и жертвенностью - они готовы были, жертвуя собой, защищать латинскую собственность в Святой Земле. Защита паломников и забота о больных все сильнее отходят на второй план. Ордена концентрируют свои интересы на создании своих государств, увеличение своих богатств и влияния. Из религиозных и благотвори­тельных организаций они перерождаются в политические организа­ции, которым не чужды войны с христианами, пытки, грабежи, пи­ратство. Орден крестоносцев в 1231 г. начал обращение пруссов в христианство с захвата трех городов, которые принадлежали шлях­тичу Пипину, уже ранее обращенному в христианство, но потом в знак протеста против несправедливостей вновь перешедшему в язы­чество.

Однако политическую деятельность орденов трудно целиком осуждать. Простые рыцари, желая верно служить Богу, приносили обеты абсолютного послушания и старались исполнить их, даже если речь шла о смерти невиновных людей. Политика орденов и их дейст­вия зависели не от них. С другой стороны, богатые ордена заботились о развитии подчиненных им земель. Они строили города и деревни, прокладывали дороги, возводили мельницы, колонизировали и засе­ляли болота и леса. Они оставили после себя прекрасные готические замки. Они использовали новинки технического прогресса. В воен­ном деле применяли арбалеты и артиллерию, в экономике - ветряные мельницы, корабли-паромы. Жаль только, что "новые земли" не стали домом и благом для всех, а семена развития были политы кровью.

Мы видим это сегодня, видели это также и те люди, которые не­посредственно соприкасались с деятельностью орденов. В XIII-XV вв. уже шла речь о реформе орденов. Предлагали объединить их все в один орден, систематизировать на национальном основании и подчи­нить Патриарху Иерусалима. Предлагали также перевести всех ор­денских рыцарей из Европы на Восток, чтобы вести войну с неверны­ми. На Западе же хотели оставить только светских управителей, от­ветственных за управление орденской собственностью, чтобы полу­чать средства для военной деятельности в Святой Земле. Во всех этих предложениях, однако, был один общий изъян - ордена по-прежнему должны были главным для себя считать ведение вооруженной борь­бы. Так что "де факто" такие реформы ничего бы не изменили. Поэто­му нет ничего удивительного в том, что большинство орденов в конце своего развития пережили периоды кризисов и даже подлежали упра­зднению. Лишь немногие сумели выжить, как, к примеру, рыцари Мальтийского ордена, обратившись к своим первоначальным обязан­ностям, не связанным с вооруженной борьбой.

Подводя итог всему сказанному выше, надо сделать заключение, что большинство рыцарских орденов лишь короткое время соблюдала свои первоначальные задачи. Их вмешательство в политику привело к искажению их доброго имени и ко многим несправедливостям, омо­ченным человеческой кровью. Если бы они соблюдали верность идеа­лам своих основателей, сегодня о них обязательно вспоминали бы с таким же уважением, каким окружена ныне деятельность кавалеров Мальтийского ордена.

Примечания:

1. Турки отбили Иерусалим не у византийцев, а у арабов, которые захватили его в 637 г. Они, однако, проявляли такую религиозную терпимость, что у христиан не было никаких про­блем, связанных с посещением Святых мест и проведения богослужений.

2. Характерен тот факт, что Папы старались отбить охоту к крестовым походам у предста­ вителей беднейших социальных слоев (не имеющих собственной экипировки и военного опы­та), вводя оплату за морские перевозки и запрещая женщинам, полагавшимся на покровитель­ ство рыцарей, посещать Святую Землю, поскольку для экспедиций они были бы только обу­зой.

3. V-XV века в источниках / Под ред. М. Собаньска-Бондарук и Ст. Ленард. Варшава, 1997. С. 151.

4. Покровитель ордена Бернард Клервосский происходил из могущественной феодальной семьи. Хотя он принял монашеские обеты, но не переставал быть рыцарем. Проект созда­ния военной организации, имеющей характер религиозного ордена, был передан Бернарду представителями Братства Тамплиеров с просьбой заручиться поддержкой Папы. Бернард принял этот проект с воодушевлением и полностью его поддержал. Как пропагандист "свя­щенной войны против иноверцев", организатор II Крестового похода (1147-1149) и горячий сторонник крестового похода против полабских славян (1147) он видел в новом ордене ору­дие уничтожения ислама, назначенное самим Богом.

5. Министериал - это член свободной общности. Хотя он стоял выше крестьянина, из ма­териальных соображений он был вынужден принять службу при дворе, в городском правле­нии. Это сегодняшний чиновник.

6. На Соборе в Клермоне в 1095 г., поощряя рыцарство к участию в I Крестовом походе, Папа обещал отсрочку исполнения судебных приговоров против крестоносцев, а в случае их смерти - полное прекращение дел.

7. В состав Генеральной капитулы входили: Национальные Магистры (немецкий, прусский, инфлянцкий), а также руководители ордена - Великий Комтур, Великий Маршал, Великий Гос­питальер, Великий Ризничий, Великий Казначей, а с XIV в. еще и Великий Монетчик (отвечаю­ щий за монетный двор) и Великий Ключник (управляющий торговлей).

8. В более поздний период очень часто бывало так, что Капитула очень долго не собиралась. В XV в. у иоаннитов доходило до того, что между встречами были шестилетние пе­рерывы.

9. У тамплиеров выборы Магистра проводило собрание, состоящие из восьми рыцарей, четырех светских братьев и одного духовного.

10. Так было, однако, не всегда. Кандидат в орден крестоносцев в XV в. должен был принести в дар полное вооружение, трех коней и 60 флоринов.

11. Исключением являются ордена позднейшего времени, в особенности испанский орден св. Якова, который разрешал полноправное участие в своих рядах и руководящих органах же­натым рыцарям.

12. У тамплиеров и иоаннитов существовали требования, чтобы кандидаты в орденские рыцари не были незаконнорожденными.

13. Монахи на Святой Земле из-за высоких температур имели право вместо традиционных монашеских шерстяных одежд носить льняные

14. Существовали еще другие виды послушания приказам вышестоящих лиц. Одним из са­мых тяжелых был приказ плевать на крест во время церемонии принятия в орден, что в буду­щем послужило для обвинения тамплиеров в отходе от христианства.

15. Разведение хлопка на Родосе приносило иоаннитам большие доходы, чем сумма об­щего дохода, получаемая их Магистром от всех заграничных отделений ордена.

16. Также считается, что круглой формы храмы, ротонды, были характерны для тамплие­ров. Это было напоминание о мечети, построенной на месте Храма Соломона в Иерусалиме и также святыне над Гробом Господним.

17. Численность братства очень удивляет. В первые десять лет существования в нем было всего 9 рыцарей. Речь не идет при этом о том, что в орден не было кандидатов. Их попросту не принимали. Вместо того, чтобы помогать паломникам, они раскапывали участок на месте бывшего Храма Соломона. До сегодняшнего дня не известно, чего они там искали - сокрови­ща или реликвии (еврейских культовых предметов).

18. Каждый вступающий в орден должен был при вступлении в него передать ему все свое имущество.

19. Существуют и другие объяснения смысла этого герба. В соответствии с ним речь не мо­жет идти о бедности, ибо ведение сражения, для чего и был создан орден, сидя вдвоем на од­ном коне было бы неэффективно. Речь тут идет скорее о символе тесного братства и общей собственности выделяющей тамплиеров.

20. История христианства / Под ред. Й. Клочовского. Варшава, 2001. Т. 5. С. 262.

21. В XIV в. появилась прослойка "обычных кавалеров". В своих занятиях и служении они были равны рыцарям, хотя и не имели благородного происхождения. Их высокое положение и приравнивание к "кавалерам" происходило из-за исключительных достоинств на поле боя.

22. До XIII в. допускал принятие не немецких рыцарей в свои дома в Греции, Испании и Италии.

23. "Повелеваю, таким образом, что бы никто из людей не смел указанный госпиталь уп­рямо преследовать либо его имение захватывать, либо захваченное сохранять, уменьшать ли­бо какими-либо повинностями обременять", - право, предоставленное Папой Целестином. См.: V-XV века в источниках. Варшава, 1997. С. 167.

24. Три вышеуказанных текста взяты из Интернет-ресурса: Э. Потковский. Рыцари в мантиях // www.RYCERZE. Htm.

25. Подобное разрешение было выдано царем Армении Львом II в 1210 г. См.: Форей А. Рыцарские ордена 1120-1312 гг. // История Крестовых Походов. Варшава, 2000. С. 207.

26. Там же. С. 211-212.

27. Люттрелл А. Рыцарские Ордена 1312-1798 // История Крестовых Походов, Варшава, 2000. С. 375.

28. Это было связано с окончательным разгромом турецкой флотилии в войне с Россией в 1770 г.

29. Люттрелл А. Ук. соч. С. 349.

30. Уже в 1147 г. Папа Евгений III войну саксов с полабскими славянами назвал крестовым походом и уговаривал европейское рыцарство принять в ней участие.

В конце XII в. началась христианизация Пруссии. Вел ее Орден Цистерсов. Она было связана с созданием польских поселений на тех территориях. Когда местное население нача­ло оказывать сопротивление и организовывать разбойные нападения на территории Польши, нужно было ожидать ответной реакции. С 1217 г. приготавливался крестовый поход против языческой Пруссии, под лозунгом защиты обращенного в христианство прусским епископом Христианом и цистерскими миссионерами населения прусских земель. Краковский столичный князь, Лешек Белый, просил в 1221 г. Римского Папу об освобождении его войска от участия s крестовом походе, обосновывая просьбу отсутствием на Святой Земле пива, к которому он со всем своим рыцарством привычен. Взамен он обещал двинуться с походом на Пруссию. Ор­ганизовал он поход в 1222 г. Кроме князя Лешка в нем приняли участие пястовские князья Ге­нрих Бродаты (Бородатый) с Силезии и Конрад Мазовецкий, а также все современные поль­ские епископы и вспомогательные формирования из Германии. В следующем 1223 г. возоб­новлен крестовый поход на Пруссию, в котором кроме указанных польских князей и двух епи­скопов (вроцлавского и любукского) приняли участие два поморских князя, Святополк и Вартислав, сыновья скончавшегося уже Мстислава I.

32. Альбигойцы (катары) приняли свое название от французского города Альби. Появи­лись в XII в. во время голода. Проповедовали дуалистическое учение, признававшего сущест­вование наряду с благим Богом Его злого взбунтовавшегося сына, который и стал демиургом, сотворившим наш несправедливый физический мир. Христос - наисовершеннейший человек, либо наивысший средь ангелов - пришел, чтоб указать нам путь ко Господу. Но Его тело, а, следовательно, смерть и воскресение, были мнимые. Спасение достигается не посредством Его жертвы, а через знание. Не принимая мир как творение сил зла, альбигойцы с презрением относились к человеческому телу и практиковали суровый аскетизм, который неоднократно приводил к гибели от истощения. Они не признавали также христианские таинства и богослу­жения. Практиковали единственно богослужение, которое базировалось на повторении По­следней Вечери Христа и произношению молитвы "Отче наш".

Наши рекомендации