Забота о раненых, больных и бедных
Как мы уже упоминали, во II разделе этого исследования, забота о раненых и больных являлась одной из основных обязанностей большинства рыцарских орденов. В большинстве крупных замков были организованы больницы и приюты. Когда рыцари переходили на новое место, они не бросали больных, а переносили их за собой, вместе с добычей. О том, как значительны были объемы этой деятельности, свидетельствуют записки пилигрима Иоанна из Вюрцбурга, посетившего больницу иоаннитов в Иерусалиме в 60-е гг. XII в.: "множество больных - как мужчин, так и женщин - собирается в разных зданиях и ежедневно возвращается к здоровью большой ценой. Когда я был там, я узнал от слуг, что численность больных доходила до 2 тыс. человек". В те времена это была очень большая цифра, почти равнявшаяся количеству орденских братьев. Даже тамплиеры, которые были призваны для заботы о паломниках, а не о больных, хоть и крайне редко, но строили собственные больницы, передавали бедным и больным одну десятую часть хлеба, который выпекался в орденских пекарнях.
Добавим, что такое же послушание ордена несли в других частях света. Правило испанского Ордена святого Якова гласило, что все захваченные трофеи должны употребляться на содержание больниц и выкуп пленных христиан. Орден Монтегаудио после объединения с другим испанским орденом - Госпиталем Святого Искупителя в 1188 г. принял его призвание защищать больных и раненых.
В более поздние времена забота о больных хоть и отошла на второй план, но не прекратилась. Еще в 1440 г. иоанниты открыли на Родосе больницу, поражавшую приезжих своими размерами и профессионализмом. Интересно то, что из всех орденов до наших дней дошел лишь орден иоаннитов, потому что отказался от военных действий ради помощи больным и нуждающимся.
Деятельность, не вытекающая из орденских правил
На этом пункте деятельности орденов, являющимся отступлением от их правил и призвания, мы не будем слишком долго задерживаться.
Финансовая деятельность
Благодаря многочисленным пожертвованиям и управлению собственностью ордена быстро сосредоточили в своих руках значительные богатства. Очень часто это были наличные деньги. Их необходимо было умело инвестировать так, чтобы они приносили ордену дополнительные прибыли. С другой стороны европейские владения орденов должны были большинство своих доходов обращать на поддержку рыцарства в Святой Земле. Это вынуждало ордена вырабатывать способы безопасной пересылки денег. Вскоре крестоносцы стали мастерами финансовых операций. И нет ничего удивительного в том, что их умением стали пользоваться другие силы. Ордена превращались в банки, в которых можно было хранить деньги, драгоценности, святые мощи, ценные документы. Неоднократно такое хранение связывалось с необходимостью доставки денег или ценностей в другое место, иногда даже на другой континент. У орденов можно было провести заем денег, разумеется, под проценты. Почти во всех орденах можно было иметь постоянные счета и поручать орденам собирать подати с собственной земельной собственности и вести все финансовые дела. Это касалось, как частных лиц, так и местных правителей (в XIII в. Орден парижских Тамплиеров отвечал за текущие проблемы французской казны).
2. Колонизация новых земель Рыцарские ордена очень часто становились причинами политико-экономических перемен на территориях, где они действовали. На завоеванных землях они создавали условия для государственной экспансии христианства. Они проводили политику экономического освоения еще незаселенных земель, осушали болота, строили города и деревни. Это было связано с акциями переселения людей и привлечения колонистов. К примеру, в Испании после 1312 г., когда границы с маврами передвинулись на юг, ордена имели небольшие возможности сражаться с неверными. Зато усилилась их колонизаторская деятельность. В оставленные мусульманами деревни они переселяли людей с севера страны. Строили дороги, церкви, пристани, мельницы и т.д. Орден Крестоносцев к середине XIV в. основал на территории Пруссии около 1400 деревень с регулярной застройкой и более 90 городов. Большинство из них существуют до сегодняшнего дня. Современная сеть польских дорог проложена также по старым трактам крестоносцев.
Эта колонизаторская деятельность началась еще в Святой Земле. Орденам часто передавались замки и земли на особо опасных участках границ государств крестоносцев. Чтобы эффективно их оборонять, нужно было иметь людей, связывающих свои судьбы с замком. Поэтому вокруг цитаделей селили переселенцев из Западной Европы, у которых на родине практически ничего не осталось, и которым было некуда возвращаться.
Особенное место занимает колонизационная деятельность на так называемых "новых землях". В 1443 г. португальский Орден Христа получил от Папы привилегию получения в собственность всех земель, которые он в будущем завоюет в Марокко, на островах Атлантического океана и в других заморских территориях. Этот документ свидетельствует о том, что и ордена, и властители (в том числе и Папы) были заинтересованы участием орденов в исследовательских экспедициях. Подтверждением этого является признание за Орденом Христа в 1457 г. королем Генрихом двадцатой части всех доходов от южноамериканской Гвинеи.
6. ОКОНЧАНИЕ
Рыцарские ордена - это важный отрезок христианской истории. Их создание было отражением стремлений средневековых христиан к очень специфическому исполнению христианского долга любви к нуждающимся и готовности отдать жизнь за друзей. (Ин. 15,13).
Специфика заключалась в том, что любовь эту распространяли мечом. На крови врагов хотели построить святое и идеальное общество. Самое печальное в том, что каждый, кто не разделял идеи крестовых походов, становился врагом крестоносцев. Это были по очередности мусульмане и язычники, затем евреи и христиане других Церквей.
Рыцари орденов были жертвами высших идей. В большинстве своем упоенные необходимостью служения Богу тем, что они умели лучше всего - борьбой и жертвенностью - они готовы были, жертвуя собой, защищать латинскую собственность в Святой Земле. Защита паломников и забота о больных все сильнее отходят на второй план. Ордена концентрируют свои интересы на создании своих государств, увеличение своих богатств и влияния. Из религиозных и благотворительных организаций они перерождаются в политические организации, которым не чужды войны с христианами, пытки, грабежи, пиратство. Орден крестоносцев в 1231 г. начал обращение пруссов в христианство с захвата трех городов, которые принадлежали шляхтичу Пипину, уже ранее обращенному в христианство, но потом в знак протеста против несправедливостей вновь перешедшему в язычество.
Однако политическую деятельность орденов трудно целиком осуждать. Простые рыцари, желая верно служить Богу, приносили обеты абсолютного послушания и старались исполнить их, даже если речь шла о смерти невиновных людей. Политика орденов и их действия зависели не от них. С другой стороны, богатые ордена заботились о развитии подчиненных им земель. Они строили города и деревни, прокладывали дороги, возводили мельницы, колонизировали и заселяли болота и леса. Они оставили после себя прекрасные готические замки. Они использовали новинки технического прогресса. В военном деле применяли арбалеты и артиллерию, в экономике - ветряные мельницы, корабли-паромы. Жаль только, что "новые земли" не стали домом и благом для всех, а семена развития были политы кровью.
Мы видим это сегодня, видели это также и те люди, которые непосредственно соприкасались с деятельностью орденов. В XIII-XV вв. уже шла речь о реформе орденов. Предлагали объединить их все в один орден, систематизировать на национальном основании и подчинить Патриарху Иерусалима. Предлагали также перевести всех орденских рыцарей из Европы на Восток, чтобы вести войну с неверными. На Западе же хотели оставить только светских управителей, ответственных за управление орденской собственностью, чтобы получать средства для военной деятельности в Святой Земле. Во всех этих предложениях, однако, был один общий изъян - ордена по-прежнему должны были главным для себя считать ведение вооруженной борьбы. Так что "де факто" такие реформы ничего бы не изменили. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство орденов в конце своего развития пережили периоды кризисов и даже подлежали упразднению. Лишь немногие сумели выжить, как, к примеру, рыцари Мальтийского ордена, обратившись к своим первоначальным обязанностям, не связанным с вооруженной борьбой.
Подводя итог всему сказанному выше, надо сделать заключение, что большинство рыцарских орденов лишь короткое время соблюдала свои первоначальные задачи. Их вмешательство в политику привело к искажению их доброго имени и ко многим несправедливостям, омоченным человеческой кровью. Если бы они соблюдали верность идеалам своих основателей, сегодня о них обязательно вспоминали бы с таким же уважением, каким окружена ныне деятельность кавалеров Мальтийского ордена.
Примечания:
1. Турки отбили Иерусалим не у византийцев, а у арабов, которые захватили его в 637 г. Они, однако, проявляли такую религиозную терпимость, что у христиан не было никаких проблем, связанных с посещением Святых мест и проведения богослужений.
2. Характерен тот факт, что Папы старались отбить охоту к крестовым походам у предста вителей беднейших социальных слоев (не имеющих собственной экипировки и военного опыта), вводя оплату за морские перевозки и запрещая женщинам, полагавшимся на покровитель ство рыцарей, посещать Святую Землю, поскольку для экспедиций они были бы только обузой.
3. V-XV века в источниках / Под ред. М. Собаньска-Бондарук и Ст. Ленард. Варшава, 1997. С. 151.
4. Покровитель ордена Бернард Клервосский происходил из могущественной феодальной семьи. Хотя он принял монашеские обеты, но не переставал быть рыцарем. Проект создания военной организации, имеющей характер религиозного ордена, был передан Бернарду представителями Братства Тамплиеров с просьбой заручиться поддержкой Папы. Бернард принял этот проект с воодушевлением и полностью его поддержал. Как пропагандист "священной войны против иноверцев", организатор II Крестового похода (1147-1149) и горячий сторонник крестового похода против полабских славян (1147) он видел в новом ордене орудие уничтожения ислама, назначенное самим Богом.
5. Министериал - это член свободной общности. Хотя он стоял выше крестьянина, из материальных соображений он был вынужден принять службу при дворе, в городском правлении. Это сегодняшний чиновник.
6. На Соборе в Клермоне в 1095 г., поощряя рыцарство к участию в I Крестовом походе, Папа обещал отсрочку исполнения судебных приговоров против крестоносцев, а в случае их смерти - полное прекращение дел.
7. В состав Генеральной капитулы входили: Национальные Магистры (немецкий, прусский, инфлянцкий), а также руководители ордена - Великий Комтур, Великий Маршал, Великий Госпитальер, Великий Ризничий, Великий Казначей, а с XIV в. еще и Великий Монетчик (отвечаю щий за монетный двор) и Великий Ключник (управляющий торговлей).
8. В более поздний период очень часто бывало так, что Капитула очень долго не собиралась. В XV в. у иоаннитов доходило до того, что между встречами были шестилетние перерывы.
9. У тамплиеров выборы Магистра проводило собрание, состоящие из восьми рыцарей, четырех светских братьев и одного духовного.
10. Так было, однако, не всегда. Кандидат в орден крестоносцев в XV в. должен был принести в дар полное вооружение, трех коней и 60 флоринов.
11. Исключением являются ордена позднейшего времени, в особенности испанский орден св. Якова, который разрешал полноправное участие в своих рядах и руководящих органах женатым рыцарям.
12. У тамплиеров и иоаннитов существовали требования, чтобы кандидаты в орденские рыцари не были незаконнорожденными.
13. Монахи на Святой Земле из-за высоких температур имели право вместо традиционных монашеских шерстяных одежд носить льняные
14. Существовали еще другие виды послушания приказам вышестоящих лиц. Одним из самых тяжелых был приказ плевать на крест во время церемонии принятия в орден, что в будущем послужило для обвинения тамплиеров в отходе от христианства.
15. Разведение хлопка на Родосе приносило иоаннитам большие доходы, чем сумма общего дохода, получаемая их Магистром от всех заграничных отделений ордена.
16. Также считается, что круглой формы храмы, ротонды, были характерны для тамплиеров. Это было напоминание о мечети, построенной на месте Храма Соломона в Иерусалиме и также святыне над Гробом Господним.
17. Численность братства очень удивляет. В первые десять лет существования в нем было всего 9 рыцарей. Речь не идет при этом о том, что в орден не было кандидатов. Их попросту не принимали. Вместо того, чтобы помогать паломникам, они раскапывали участок на месте бывшего Храма Соломона. До сегодняшнего дня не известно, чего они там искали - сокровища или реликвии (еврейских культовых предметов).
18. Каждый вступающий в орден должен был при вступлении в него передать ему все свое имущество.
19. Существуют и другие объяснения смысла этого герба. В соответствии с ним речь не может идти о бедности, ибо ведение сражения, для чего и был создан орден, сидя вдвоем на одном коне было бы неэффективно. Речь тут идет скорее о символе тесного братства и общей собственности выделяющей тамплиеров.
20. История христианства / Под ред. Й. Клочовского. Варшава, 2001. Т. 5. С. 262.
21. В XIV в. появилась прослойка "обычных кавалеров". В своих занятиях и служении они были равны рыцарям, хотя и не имели благородного происхождения. Их высокое положение и приравнивание к "кавалерам" происходило из-за исключительных достоинств на поле боя.
22. До XIII в. допускал принятие не немецких рыцарей в свои дома в Греции, Испании и Италии.
23. "Повелеваю, таким образом, что бы никто из людей не смел указанный госпиталь упрямо преследовать либо его имение захватывать, либо захваченное сохранять, уменьшать либо какими-либо повинностями обременять", - право, предоставленное Папой Целестином. См.: V-XV века в источниках. Варшава, 1997. С. 167.
24. Три вышеуказанных текста взяты из Интернет-ресурса: Э. Потковский. Рыцари в мантиях // www.RYCERZE. Htm.
25. Подобное разрешение было выдано царем Армении Львом II в 1210 г. См.: Форей А. Рыцарские ордена 1120-1312 гг. // История Крестовых Походов. Варшава, 2000. С. 207.
26. Там же. С. 211-212.
27. Люттрелл А. Рыцарские Ордена 1312-1798 // История Крестовых Походов, Варшава, 2000. С. 375.
28. Это было связано с окончательным разгромом турецкой флотилии в войне с Россией в 1770 г.
29. Люттрелл А. Ук. соч. С. 349.
30. Уже в 1147 г. Папа Евгений III войну саксов с полабскими славянами назвал крестовым походом и уговаривал европейское рыцарство принять в ней участие.
В конце XII в. началась христианизация Пруссии. Вел ее Орден Цистерсов. Она было связана с созданием польских поселений на тех территориях. Когда местное население начало оказывать сопротивление и организовывать разбойные нападения на территории Польши, нужно было ожидать ответной реакции. С 1217 г. приготавливался крестовый поход против языческой Пруссии, под лозунгом защиты обращенного в христианство прусским епископом Христианом и цистерскими миссионерами населения прусских земель. Краковский столичный князь, Лешек Белый, просил в 1221 г. Римского Папу об освобождении его войска от участия s крестовом походе, обосновывая просьбу отсутствием на Святой Земле пива, к которому он со всем своим рыцарством привычен. Взамен он обещал двинуться с походом на Пруссию. Организовал он поход в 1222 г. Кроме князя Лешка в нем приняли участие пястовские князья Генрих Бродаты (Бородатый) с Силезии и Конрад Мазовецкий, а также все современные польские епископы и вспомогательные формирования из Германии. В следующем 1223 г. возобновлен крестовый поход на Пруссию, в котором кроме указанных польских князей и двух епископов (вроцлавского и любукского) приняли участие два поморских князя, Святополк и Вартислав, сыновья скончавшегося уже Мстислава I.
32. Альбигойцы (катары) приняли свое название от французского города Альби. Появились в XII в. во время голода. Проповедовали дуалистическое учение, признававшего существование наряду с благим Богом Его злого взбунтовавшегося сына, который и стал демиургом, сотворившим наш несправедливый физический мир. Христос - наисовершеннейший человек, либо наивысший средь ангелов - пришел, чтоб указать нам путь ко Господу. Но Его тело, а, следовательно, смерть и воскресение, были мнимые. Спасение достигается не посредством Его жертвы, а через знание. Не принимая мир как творение сил зла, альбигойцы с презрением относились к человеческому телу и практиковали суровый аскетизм, который неоднократно приводил к гибели от истощения. Они не признавали также христианские таинства и богослужения. Практиковали единственно богослужение, которое базировалось на повторении Последней Вечери Христа и произношению молитвы "Отче наш".