История возникновения и устройство

Тамплиеры

Орден Тамплиеров, называвшийся еще Орденом Бедных Рыцарей Христа и Святыни Соломона, основал в 1119 г. в Иерусалиме Хуго де Пайенс. Штаб-квартира ордена располагалась в крыле иерусалимско­го дворца князя Балдуина II, построенного на руинах Храма Соломо­на. От латинского слова "темплум" - святилище - орден получил свое обиходное название16. Задачей тамплиеров являлась охрана пилигри­мов на участке между Иерусалимом и Яффой. Подобная охрана тре­бовалась из-за того, что после I Крестового похода Святой город ока­зался отделенным от остальных территорий, контролируемых кресто­носцами, главным образом лежащих вокруг Антиохии, широким по­ясом земель, находящихся под властью мусульман. К ним принадле­жала и большая часть палестинского побережья. Путешествие из Ие­русалима - со стороны ли берега или из Малой Азии - было, таким об­разом, далеко не безопасным предприятием. Без пилигримов сильно сократилось бы число рекрутов в ордена и количество переселенцев. Тамплиеры должны были большую опасность превратить в меньшую.

Вначале братство состояло всего из нескольких рыцарей17. Позже оно, однако, очень быстро расширило свои ряды. Характерное отличие заключалось в том, что вступали в него главным образом, французы. Официальное превращение братства в орден произошло лишь через де­сять лет после его возникновения. Правила ордена были утверждены Римским Папой Гонорием II в 1128 г. (в следующем году они были одо­брены на Соборе в Труа, а покровителем ордена стал сам Бернар Клер-восский). Опознавательным знаком тамплиеров были белые одежды с красным крестом на левой стороне груди и на левом рукаве.

Тамплиеры приносили традиционные монашеские обеты: беднос­ти18 (его символ попал даже в герб ордена, изображающий двух бед­ных рыцарей, едущих верхом на одной лошади19), чистоты и послуша­ния. Однако частично они были освобождены от молитвенного послу шания из-за необходимости защищать достоинство и свободу святых мест и христиан-паломников. В орден принимали исключительно неженатых мужчин: холостяков, вдовцов и монахов. Это могли быть только свободные люди - князья, рыцари, свободные земле­пашцы (последние для поступления на нижние уровни - в братья-трудники). Принимали также и священников, которые исполняли в ордене обязанности капелланов. Поскольку этот священник не мог проливать кровь, большинство монастырских братии не принимала священнических обетов. Самой влиятельной группой в орденах были, конечно, рыцари. Из своей среды они выбирали Великого Магистра, который подчинялся только Римскому Папе. Братья-трудники хотя и были сильно ограничены в правах, численностью в несколько раз пре­вышали рыцарей.

Орден очень быстро получил крупные пожертвования как в Свя­той Земле, так и в Европе, главным образом, во Франции. Одновре­менно они изменили главный характер своей деятельности. Забота о паломниках уступила место поддержке иерусалимских войск и оборо­не города от нападений турок.

Иоанниты

Тамплиеры стали первым рыцарским орденом, который очень быстро доказал свою пригодность. Поэтому может только удивлять тот факт, что никто не старался развивать это направление. Никто не создавал из добровольцев новых орденов, но переоформлял в ордена уже суще­ствующие религиозные организации и братства.

В 1099 г. иерусалимским госпиталем св. Иоанна и зданиями ита­льянских купцов из Амальфи управлял провинциал Жерар де Торн из Прованса. Он сумел получить у Папы Пасхалия II в 1113 г. орденские правила, которые по сути дела являлись инструкцией по работе гос­питаля и его персонала. Примерно в 1136 г. новый руководитель орде­на Раймонд де Пюи ввел в него группу рыцарей. После принятия ор­денских обетов они должны были защищать от неверных госпитали и хосписы. Примерно в 1150 г. братство рыцарей-госпитальеров прак­тически превращается в военную организацию. Изменяется его ста­тус (в первом десятилетии XIII в.), а также название - с Госпиталье­ров на Орден святого Иоанна (сегодня Суверенный Орден Мальтий­ских рыцарей), а медицинско-благотворительная деятельность отсту­пает на второй план. О том, что это было нарушением желания па­пской курии свидетельствует письмо Папы Александра III Великому Магистру (ок. 1180), в котором он приказывает ордену отложить меч и вернуться к первоначальной заботе о больных и пилигримах20.

Правила и устав иоаннитов в конечном счете утвердил Папа Александр IV в 1259 г. Великий Магистр пожизненно выбирался главными рыцарями (окончательно его кандидатуру утверждал Па­па). Среди рыцарей было множество могущественных из самых больших европейских семей, главным образом - итальянских. Свя­щенники исполняли типично религиозные услуги. В отличие от тамплиеров, у иоаннитов количество священников было гораздо большим из-за того, что они осуществляли медицинскую деятель­ность. Братья-послушники могли быть или солдатами (оруженосца­ми рыцарей, что открывало им возможность получения рыцарского звания) или работать в госпитале ордена. Члены ордена давали обе­ты бедности, чистоты и послушания. Они принимали также обет ры­царской чести.

Одежда членов ордена состояла из черной рясы и плаща такого же цвета, где на левом плече и левой части груди был нашит характер­ный восьмигранный крест белого цвета21. В сражениях рыцари наде­вали на доспехи красную тунику с белым орденским крестом, кото­рый сейчас называется мальтийским крестом. С XVI в. введена орден­ская награда в форме мальтийского креста.

Помимо сражений, основной формой деятельности ордена была за­бота о больных. Она, однако, была очень специфична. Она объединялась с исследовательской деятельностью. В своих больницах они тестировали новые лекарства. Для изучения человеческого тела они создавали анато­мические театры. Уже в XIII в. иоаннитами были созданы медицинские школы, при которых открылись кафедры анатомии. Каждый четверг ме­дики ордена должны были участвовать в ее работе. Иоаннитам приписы­вается создание первых школ: хирургии, фармакологии, математики, морского дела. Они первыми стали обращать внимание на связь между соблюдением правил гигиены и распространением заразных болезней. Иоанниты получили право инспектировать бойни, пекарни и другие про­довольственные объекты и закрывать их в том случае, если там не соблю­дались гигиенические нормы. Помимо медицинской деятельности иоан­ниты развивали на Востоке торговлю, садоводство, строили порты, раз­бивали виноградники и даже добывали соль из морской воды. Сущест­венным элементом деятельности ордена были морские перевозки (вклю­чая и пиратство), в которых иоанниты оказались большими мастерами. Вместе с тамплиерами они занимались перевозкой через море паломни­ков и крестоносцев. Огромные суда ордена, вооруженные метательными машинами и хорошо оснащенные, обеспечивали безопасное от пиратов путешествие.

Иоанниты не были единственным госпитальным монашеским орде­ном. Не меньшую по своей значимости роль играли в этом вопросе и крестоносцы.

В 1190 г., во время III Крестового похода, немецкие рыцари из Любека и Бремена, участвуя в осаде Аккры, открыли госпиталь для раненых земляков. Позднее, в ходе отступления из Палестины и возвращения на родину, госпиталь был ими передан капеллану Конраду и судебному исполнителю (коморнику) Бурхарду. Именно при них был учрежден Орден Госпиталя Пресвятой Девы Марии Немецкого Дома в Иерусалиме (позднее более известного в Польше и соседствующих странах под названием Крестоносцы). В деле его учреждения достаточно важную роль сыграл сын императора Фридриха Барбарос­сы - Фридрих II, принц Пруссии. Такова официальная версия возник­новения ордена.

Существуют, тем не менее, доказательства, что все могло проис­ходить совсем иначе. Родословие братства могло иметь более старые корни, ибо в первой половине XII в., оно имело в Европе свои имуще­ства. В 1143 г. Папа, решая имущественный спор меж иоаннитами и германскими крестоносцами решил его в пользу последних. Таким об­разом, можно предполагать, что немецкое сообщество появилось не позднее первой половины XII в. (наверное после 1130) в качестве при­юта длякнемецких странников и купцов. По уставу приют находился в подчинении иоаннитов. В этом нет ничего удивительного.

Немецкие земли - в особенности Пруссия, долина Рейна, Фран-кия - переживали период интенсивного развития. Экспансия населе­ния этих земель имела также как восточное, так и северное направле­ние. С одной стороны, это представляло собой пробы (в итоге доста­точно эффективные) приведения в подчинение саксам земель запад­ных славян, с другой, все более оживленные торговые отношения с Русью и Скандинавией, при посредничестве посещающих Готландию немецких купцов.

Возникновение рыцарского ордена было в определенной мере ес­тественным явлением в процессе немецкой экспансии. В орден принимались исключительно немцы, причем, прежде всего, выходцы из северной ее части (позднее - все немецкоязычные особы22). Терри­ториально (уже в масштабах деятельности монашеских орденов в на­чале XVI в.) преобладали выходцы из Тюрингии, откуда происходил 121 рыцарь. В это время: из Франконии было 61 рыцаря, из долины Рейна - 53 и из Пруссии - 42. Важно добавить, что 452 известных чле на ордена происходили из 380 родов. Этот факт говорит о том, что среди родов крестоносцев повсеместно было принято "наследовать место в Ордене".

О более позднем периоде истории ордена - XII и XIII в. - нам изве­стно гораздо больше. После капитуляции Аккры (1191) братство взя­ло на себя обязанность заботы о больных в городе и ведением дел в доме для немецких паломников. В этом году, благодаря поддержке принца Фридриха Прусского, немецкий госпитальный орден получил благословение Папы Римского Климента III и стал самостоятельным религиозно-благодетельным сообществом. Достаточно быстро оно по­лучило поддержку и вызвало заинтересованность не только со сторо­ны Папы, но и прежде всего со стороны немецких правителей во гла­ве с Генрихом VI. Он со своей стороны пожертвовал ордену имение в Италии. Его примеру последовали и другие. Монастырское имущест­во было освобождено от каких-либо податей23. Папа Целестин III пре­доставляя привилегии крестоносцам (22.12.1196) закончил процесс преобразования их в рыцарский орден.

В нем царила суровая дисциплина. Рыцари ордена без разреше­ния настоятеля не могли даже писать и высылать личных писем (эти права имели только служащие ордена, имеющие печати). Получен­ные письма можно было прочесть только при согласии и в присутст­вии настоятеля. К принятию присяги ордену не допускалась моло­дежь младше 14 лет. Юношей можно было принять, не на правах чле­нов ордена, а только как воспитанников. Вначале в рыцари ордена могла быть принята особа не имеющая дворянского происхождения. Однако достаточно быстро эта практика была исключена.

Исключительной чертой Ордена Крестоносцев была его тесная взаимосвязь с императором.

В 1197 г. скончался Иерусалимский король Генрих VII, планиро­вавший следующий крестовый поход. Королем Иерусалима был из­бран Амори II, король Кипра. Результатом этих событий, повлекших за собой ожесточенную внутреннюю борьбу, стало возвращение кре­стоносцев в Европу.

5. СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ

Они частично были описаны в II и IV разделах

Борьба с язычниками

Борьба с язычниками послужила исходным моментом в учреждении рыцарских орденов, легла в основу их идеологии. Конечно, в начальной своей форме имела она не политично-исторический, оттенок, а религи­озный. Великий покровитель тамплиеров, Бернар Клервосский, с це­лью пропаганды и вербовки написал знаменитую "Похвалу нового ры­царства" (De laude novae militiae). Бернар объясняет в ней необходи­мость борьбы с иноверцами и необходимость уничтожения их. Считает мусульман и язычников врагами Христа, значит злодеями, для которых нет места в Божием мире. По его утверждению: "Конечно, когда (хрис­тианский рыцарь) убивает злодея, он не является убийцею, а - как уже говорил, - уничтожает зло и, таким образом, справедливо почитается мстителем Христовым и защитником Его исповедников. Христианин гордится убийством язычника, поскольку тем самым он показывает свою любовь ко Христу". К похвалам Бернара присоединились и другие выдающиеся люди той эпохи. Аббат Клюни, Петр Досточтимый - изве­стный инициатор первого в европейской литературе перевода Корана на латинский язык - считал тамплиеров избранным Богом войском: "чтобы разбить князей этой земли и победить врагов креста". За этой религиозной фразеологией скрывалась программа использования аг­рессивных устремлений в целях укрепления папских позиций и расши­рения сферы его влияния. Другая известная личность XII в., Иоанн Са-лисберийский, писал: "Тамплиеры являются по сути единственными людьми, которые ведут справедливую войну (legitima bella)"24. От этого последнего предложения оставался только один шаг до того, чтобы эти "справедливые войны" назвать "священными", или религиозной обя­занностью каждого христианина, Божиим наставлением. Таким обра­зом, можно ли удивляться тому, что "монахи в латах" с такой тщатель­ностью выполнили этот "наказ справедливости и христианский долг". Они осуществляли его во многих местах.

Ближний Восток

Деятельность орденов на Ближнем Востоке относилась к ряду второ­степенных явлений. Сначала тут появились крестоносцы, а лишь по­том возникли рыцарские ордена. Таким образом, и поставленные пе­ред ними задачи как бы относились ко второстепенным: защита па­ломников, обслуживание госпиталей и борьба с язычниками. Борьба за новые земли появляется тут значительно позже и относится скорее к землям недавно потерянным. С другой стороны в деятельности ор­денских монастырей практически не проглядывается стремление об­ращения в христианство иноверцев.

В зависимости от местоположения орденские монастыри обладали разной степенью свободы в вопросе ведения вооруженных действий. На Востоке была она больше, чем, например, в Испании. В 1168 г. правитель Антиохии Боэмунд III разрешил иоаннитам самостоятельно принимать решения о ведении военных действий, с правом подписа­ния соглашений и перемирий с мусульманами включительно, которые он сам лично одобрит25. Ордена не только защищали, но строили здесь новые замки. В обязанности их входило участие рыцарей в совмест­ных со светскими властителями битвах. Это дает нам возможность проследить активность их участия в борьбе с мусульманами. В оче­редной раз оказывается, что многочисленность орденов не была так уж велика. В 1187 г. тамплиеры в битве при Креси потеряли 60 брать­ев, а при Хиттине - 230, что составило практически всю их числен­ность. Т. е., максимально орден мог выставить до 400 вооруженных братьев. Более 50 лет спустя в битве при Ла Форби (1244) Ордена тамплиеров и иоаннитов потеряли более 300 рыцарей каждый. В пер­вом осталось 33, во втором 26 братьев26.

Еще большею была самостоятельность орденов на море. Сначала пользовались ею иоанниты, которые самостоятельно присоединялись к европейским морским союзам. В 1334 г. против хана Умуроя из Айдины, десять лет спустя - против Смирны (между 1374 и 1402 г. отвечали за ее оборону). В 1361-1367 гг. патрулировали и беспокоили турецкое побережье Анатолии. Четыре их галеры принимали участие в разграб­лении Александрии в 1365 г. Наряду с тем они вели и собственные во­енные кампании, и пиратские захваты, названые "корсо". Неоднократ­но пресекали поставку снабжения мусульман, поддерживая тем самым военные действия на суше и способствуя падению окруженных мусуль­манских крепостей. Вопреки всему такое поведение - пиратство - было повсеместно одобряемо и высоко ценилось. Наряду с орденами реша­лись на это даже корабли королевской флотилии. Однако иоанниты бы­ли в этом непревзойденными мастерами. В XVIII в. из известных 483 пиратских акций 183 (38%) проводились иоаннитами27.

Начиная со второй половины XVI в. иоанниты были единственным рыцарским орденом, ведущим военные действия на Востоке. Несмотря на то, что они ограничивались только действиями на море, тем не менее, были достаточно оживленными. В 1611 г. иоанниты атаковали Коринф и Керкенне (Тунис). В 1645-1669 гг. при поддержке венецианской флоти­лии обороняли Крит. Принимали участие в турецкой войне 1718 г. Безус­ловно, случались в равной степени и великие поражения. В 1570 г. при Лепанто орден потерял три галеры. Закат военной деятельности иоанни­тов наступил приблизительно в 1794 г. К тому моменту были завершены последние фортификационные работы на Мальте, и уже не велись круп­ные боевые действия (только мелкие стычки)28. Орденская флотилия на­считывала тогда 4 галеры, 2 линейных парусника и 2 фрегата.

На западе Европы

Территория Иберийского полуострова ранее была отмечена как кла­дезь рекрутов для войск крестоносцев. Начиная с похода тамплиеров в 1143 г. Испания сделалась ареной крестовых походов против языч­ников. В отличие от Святой Земли, где ордена защищали христиан­ские поселения, тут ведут борьбу за захват новых территорий для христианства и, конечно же, для самих орденских монастырей. Наря­ду с тамплиерами здесь достаточно сильно обозначили свое присутст­вие иоанниты. Оба этих ордена были (если речь идет о численности рыцарей ордена) не так многочисленны, как в Святой Земле (и там, как помним, их силы не превышали 400 рыцарей). Во II половине XII в. около них возникают небольшие местные рыцарские ордена: Калатрава в Кастилии (1158), Св. Иакова в Лионе (1170), Монтегаудио в Арагоне (1173), Авиз в Португалии (1176), Св. Георгия из Альфамы (рубеж XII и XIII вв.), Пресвятой Марии Испанской (70-е гг. XIII в.).


Они брали за образец построение старших орденов.

Характерной чертой исключительно испанских орденов была их частичная зависимость и подчинение местной королевской власти (неоднократно проявлявшейся участием светских лиц в выборах Ве­ликого Магистра и налогообложении монастыря). Подчинение вла­стям и раздробленность влияли на краткосрочность существования испанских рыцарских орденов. Монтегаудио, например, в начале со­единился с орденом Св. Спасителя в Теруель (который до тех пор не проводил военной деятельности, а только выкупал пленных и забо­тился о больных). В 1196 г. большинство братии было вынуждено соединиться с тамплиерами. Остатки осели в Монфраге у реки Тег в Кастилии, чтобы позднее быть включенными в Орден Калатрава. Орден Св. Иакова в свою очередь после разгрома при Моцлин в 1280

г. вынужден был воссоединиться с Орденом Пресвятой Марии Испанской. Прочие ордена, хотя и сохранились, не рисковали расши­рять поля своей деятельности. Попытки склонения их к интервен­ции на Святой Земле или на африканской стороне Гибралтарского полуострова не имели успеха.

Только на переломе XIV и XV вв. рыцарские ордена снова актив­но включились в борьбу на юге Испании. На этот раз, однако, очень часто исполняли руководящие функции в локальных и даже коро­левских войсках. В битве под Гренадой в 1491 г. из 10 000 воинов монахи составляли: 962 конных и 1915 пеших из Ордена Св. Иако­ва, 266 конных из Алькантара, 62 иоаннита, и несколько десятков из Калатрава29.

Борьба с еретиками

Рыцарские ордена использовали тоже в борьбе с еретиками. Если пер­воначальной их задачей была защита христианства, то еретики, бе­зусловно, являлись для него большой угрозой. Рано или позже крес­тоносцы должны были отправиться против тех, кто не разделял догма­тических взглядов Папы или не хотел признавать его власти.

Еретиков трудно было найти в Святой Земле. В Европе же их бы­ло более чем достаточно. Главная борьба велась во Франции с альби­гойцами32. Ранее известные как катары, в XII в. они прибыли на юг Франции, а потом в Испанию и Италию. По истечению неполных 100 лет активно выступило уже 16 альбигойских областей в Ломбардии, на юге Франции, и в Центральной Италии. Они остро критиковали христиан за отход от идеалов аскетизма, а высшее духовенство за ис­порченность и стремление к светской власти и стяжанию богатств. Папа Иннокентий III уже в 1209 г. организовывал против них кресто­вый поход, в котором приняло участие множество рыцарей Западной Европы, тамплиеры и иоанниты. Несмотря на захват владений альби­гойцев на юге Франции, эти победы не принесли ожидаемых резуль­татов, поскольку на стороне еретиков выступили даже крупные фео­далы, например, граф Тулузы Ромуальд VI. Сражения возобновились примерно в 1215 г. и непрерывно продолжались до 1229 г. Со време­нем они приняли форму не крестового похода, а феодальных войн. Ор­денские войска практически участвовали только в первом периоде альбигойских войн (до 1210).

Финансовая деятельность

Благодаря многочисленным пожертвованиям и управлению собствен­ностью ордена быстро сосредоточили в своих руках значительные бо­гатства. Очень часто это были наличные деньги. Их необходимо было умело инвестировать так, чтобы они приносили ордену дополнитель­ные прибыли. С другой стороны европейские владения орденов должны были большинство своих доходов обращать на поддержку рыцарства в Святой Земле. Это вынуждало ордена вырабатывать способы безопас­ной пересылки денег. Вскоре крестоносцы стали мастерами финансо­вых операций. И нет ничего удивительного в том, что их умением ста­ли пользоваться другие силы. Ордена превращались в банки, в которых можно было хранить деньги, драгоценности, святые мощи, ценные до­кументы. Неоднократно такое хранение связывалось с необходимос­тью доставки денег или ценностей в другое место, иногда даже на дру­гой континент. У орденов можно было провести заем денег, разумеет­ся, под проценты. Почти во всех орденах можно было иметь постоян­ные счета и поручать орденам собирать подати с собственной земель­ной собственности и вести все финансовые дела. Это касалось, как ча­стных лиц, так и местных правителей (в XIII в. Орден парижских Тамп­лиеров отвечал за текущие проблемы французской казны).

2. Колонизация новых земель Рыцарские ордена очень часто становились причинами политико-эко­номических перемен на территориях, где они действовали. На завое­ванных землях они создавали условия для государственной экспан­сии христианства. Они проводили политику экономического освое­ния еще незаселенных земель, осушали болота, строили города и де­ревни. Это было связано с акциями переселения людей и привлечения колонистов. К примеру, в Испании после 1312 г., когда границы с ма­врами передвинулись на юг, ордена имели небольшие возможности сражаться с неверными. Зато усилилась их колонизаторская деятель­ность. В оставленные мусульманами деревни они переселяли людей с севера страны. Строили дороги, церкви, пристани, мельницы и т.д. Орден Крестоносцев к середине XIV в. основал на территории Прус­сии около 1400 деревень с регулярной застройкой и более 90 городов. Большинство из них существуют до сегодняшнего дня. Современная сеть польских дорог проложена также по старым трактам крестонос­цев.

Эта колонизаторская деятельность началась еще в Святой Земле. Орденам часто передавались замки и земли на особо опасных участ­ках границ государств крестоносцев. Чтобы эффективно их оборо­нять, нужно было иметь людей, связывающих свои судьбы с замком. Поэтому вокруг цитаделей селили переселенцев из Западной Европы, у которых на родине практически ничего не осталось, и которым бы­ло некуда возвращаться.

Особенное место занимает колонизационная деятельность на так называемых "новых землях". В 1443 г. португальский Орден Христа получил от Папы привилегию получения в собственность всех зе­мель, которые он в будущем завоюет в Марокко, на островах Атлан­тического океана и в других заморских территориях. Этот документ свидетельствует о том, что и ордена, и властители (в том числе и Па­пы) были заинтересованы участием орденов в исследовательских экс­педициях. Подтверждением этого является признание за Орденом Христа в 1457 г. королем Генрихом двадцатой части всех доходов от южноамериканской Гвинеи.

6. ОКОНЧАНИЕ

Рыцарские ордена - это важный отрезок христианской истории. Их создание было отражением стремлений средневековых христиан к очень специфическому исполнению христианского долга любви к нуждающимся и готовности отдать жизнь за друзей. (Ин. 15,13).

Специфика заключалась в том, что любовь эту распространяли ме­чом. На крови врагов хотели построить святое и идеальное общест­во. Самое печальное в том, что каждый, кто не разделял идеи крес­товых походов, становился врагом крестоносцев. Это были по оче­редности мусульмане и язычники, затем евреи и христиане других Церквей.

Рыцари орденов были жертвами высших идей. В большинстве своем упоенные необходимостью служения Богу тем, что они умели лучше всего - борьбой и жертвенностью - они готовы были, жертвуя собой, защищать латинскую собственность в Святой Земле. Защита паломников и забота о больных все сильнее отходят на второй план. Ордена концентрируют свои интересы на создании своих государств, увеличение своих богатств и влияния. Из религиозных и благотвори­тельных организаций они перерождаются в политические организа­ции, которым не чужды войны с христианами, пытки, грабежи, пи­ратство. Орден крестоносцев в 1231 г. начал обращение пруссов в христианство с захвата трех городов, которые принадлежали шлях­тичу Пипину, уже ранее обращенному в христианство, но потом в знак протеста против несправедливостей вновь перешедшему в язы­чество.

Однако политическую деятельность орденов трудно целиком осуждать. Простые рыцари, желая верно служить Богу, приносили обеты абсолютного послушания и старались исполнить их, даже если речь шла о смерти невиновных людей. Политика орденов и их дейст­вия зависели не от них. С другой стороны, богатые ордена заботились о развитии подчиненных им земель. Они строили города и деревни, прокладывали дороги, возводили мельницы, колонизировали и засе­ляли болота и леса. Они оставили после себя прекрасные готические замки. Они использовали новинки технического прогресса. В воен­ном деле применяли арбалеты и артиллерию, в экономике - ветряные мельницы, корабли-паромы. Жаль только, что "новые земли" не стали домом и благом для всех, а семена развития были политы кровью.

Мы видим это сегодня, видели это также и те люди, которые не­посредственно соприкасались с деятельностью орденов. В XIII-XV вв. уже шла речь о реформе орденов. Предлагали объединить их все в один орден, систематизировать на национальном основании и подчи­нить Патриарху Иерусалима. Предлагали также перевести всех ор­денских рыцарей из Европы на Восток, чтобы вести войну с неверны­ми. На Западе же хотели оставить только светских управителей, от­ветственных за управление орденской собственностью, чтобы полу­чать средства для военной деятельности в Святой Земле. Во всех этих предложениях, однако, был один общий изъян - ордена по-прежнему должны были главным для себя считать ведение вооруженной борь­бы. Так что "де факто" такие реформы ничего бы не изменили. Поэто­му нет ничего удивительного в том, что большинство орденов в конце своего развития пережили периоды кризисов и даже подлежали упра­зднению. Лишь немногие сумели выжить, как, к примеру, рыцари Мальтийского ордена, обратившись к своим первоначальным обязан­ностям, не связанным с вооруженной борьбой.

Подводя итог всему сказанному выше, надо сделать заключение, что большинство рыцарских орденов лишь короткое время соблюдала свои первоначальные задачи. Их вмешательство в политику привело к искажению их доброго имени и ко многим несправедливостям, омо­ченным человеческой кровью. Если бы они соблюдали верность идеа­лам своих основателей, сегодня о них обязательно вспоминали бы с таким же уважением, каким окружена ныне деятельность кавалеров Мальтийского ордена.

Примечания:

1. Турки отбили Иерусалим не у византийцев, а у арабов, которые захватили его в 637 г. Они, однако, проявляли такую религиозную терпимость, что у христиан не было никаких про­блем, связанных с посещением Святых мест и проведения богослужений.

2. Характерен тот факт, что Папы старались отбить охоту к крестовым походам у предста­ вителей беднейших социальных слоев (не имеющих собственной экипировки и военного опы­та), вводя оплату за морские перевозки и запрещая женщинам, полагавшимся на покровитель­ ство рыцарей, посещать Святую Землю, поскольку для экспедиций они были бы только обу­зой.

3. V-XV века в источниках / Под ред. М. Собаньска-Бондарук и Ст. Ленард. Варшава, 1997. С. 151.

4. Покровитель ордена Бернард Клервосский происходил из могущественной феодальной семьи. Хотя он принял монашеские обеты, но не переставал быть рыцарем. Проект созда­ния военной организации, имеющей характер религиозного ордена, был передан Бернарду представителями Братства Тамплиеров с просьбой заручиться поддержкой Папы. Бернард принял этот проект с воодушевлением и полностью его поддержал. Как пропагандист "свя­щенной войны против иноверцев", организатор II Крестового похода (1147-1149) и горячий сторонник крестового похода против полабских славян (1147) он видел в новом ордене ору­дие уничтожения ислама, назначенное самим Богом.

5. Министериал - это член свободной общности. Хотя он стоял выше крестьянина, из ма­териальных соображений он был вынужден принять службу при дворе, в городском правле­нии. Это сегодняшний чиновник.

6. На Соборе в Клермоне в 1095 г., поощряя рыцарство к участию в I Крестовом походе, Папа обещал отсрочку исполнения судебных приговоров против крестоносцев, а в случае их смерти - полное прекращение дел.

7. В состав Генеральной капитулы входили: Национальные Магистры (немецкий, прусский, инфлянцкий), а также руководители ордена - Великий Комтур, Великий Маршал, Великий Гос­питальер, Великий Ризничий, Великий Казначей, а с XIV в. еще и Великий Монетчик (отвечаю­ щий за монетный двор) и Великий Ключник (управляющий торговлей).

8. В более поздний период очень часто бывало так, что Капитула очень долго не собиралась. В XV в. у иоаннитов доходило до того, что между встречами были шестилетние пе­рерывы.

9. У тамплиеров выборы Магистра проводило собрание, состоящие из восьми рыцарей, четырех светских братьев и одного духовного.

10. Так было, однако, не всегда. Кандидат в орден крестоносцев в XV в. должен был принести в дар полное вооружение, трех коней и 60 флоринов.

11. Исключением являются ордена позднейшего времени, в особенности испанский орден св. Якова, который разрешал полноправное участие в своих рядах и руководящих органах же­натым рыцарям.

12. У тамплиеров и иоаннитов существовали требования, чтобы кандидаты в орденские рыцари не были незаконнорожденными.

13. Монахи на Святой Земле из-за высоких температур имели право вместо традиционных монашеских шерстяных одежд носить льняные

14. Существовали еще другие виды послушания приказам вышестоящих лиц. Одним из са­мых тяжелых был приказ плевать на крест во время церемонии принятия в орден, что в буду­щем послужило для обвинения тамплиеров в отходе от христианства.

15. Разведение хлопка на Родосе приносило иоаннитам большие доходы, чем сумма об­щего дохода, получаемая их Магистром от всех заграничных отделений ордена.

16. Также считается, что круглой формы храмы, ротонды, были характерны для тамплие­ров. Это было напоминание о мечети, построенной на месте Храма Соломона в Иерусалиме и также святыне над Гробом Господним.

17. Численность братства очень удивляет. В первые десять лет существования в нем было всего 9 рыцарей. Речь не идет при этом о том, что в орден не было кандидатов. Их попросту не принимали. Вместо того, чтобы помогать паломникам, они раскапывали участок на месте бывшего Храма Соломона. До сегодняшнего дня не известно, чего они там искали - сокрови­ща или реликвии (еврейских культовых предметов).

18. Каждый вступающий в орден должен был при вступлении в него передать ему все свое имущество.

19. Существуют и другие объяснения смысла этого герба. В соответствии с ним речь не мо­жет идти о бедности, ибо ведение сражения, для чего и был создан орден, сидя вдвоем на од­ном коне было бы неэффективно. Речь тут идет скорее о символе тесного братства и общей собственности выделяющей тамплиеров.

20. История христианства / Под ред. Й. Клочовского. Варшава, 2001. Т. 5. С. 262.

21. В XIV в. появилась прослойка "обычных кавалеров". В своих занятиях и служении они были равны рыцарям, хотя и не имели благородного происхождения. Их высокое положение и приравнивание к "кавалерам" происходило из-за исключительных достоинств на поле боя.

22. До XIII в. допускал принятие не немецких рыцарей в свои дома в Греции, Испании и Италии.

23. "Повелеваю, таким образом, что бы никто из людей не смел указанный госпиталь уп­рямо преследовать либо его имение захватывать, либо захваченное сохранять, уменьшать ли­бо какими-либо повинностями обременять", - право, предоставленное Папой Целестином. См.: V-XV века в источниках. Варшава, 1997. С. 167.

24. Три вышеуказанных текста взяты из Интернет-ресурса: Э. Потковский. Рыцари в мантиях // www.RYCERZE. Htm.

25. Подобное разрешение было выдано царем Армении Львом II в 1210 г. См.: Форей А. Рыцарские ордена 1120-1312 гг. // История Крестовых Походов. Варшава, 2000. С. 207.

26. Там же. С. 211-212.

27. Люттрелл А. Рыцарские Ордена 1312-1798 // История Крестовых Походов, Варшава, 2000. С. 375.

28. Это было связано с окончательным разгромом турецкой флотилии в войне с Россией в 1770 г.

29. Люттрелл А. Ук. соч. С. 349.

30. Уже в 1147 г. Папа Евгений III войну саксов с полабскими славянами назвал крестовым походом и уговаривал европейское рыцарство принять в ней участие.

В конце XII в. началась христианизация Пруссии. Вел ее Орден Цистерсов. Она было связана с созданием польских поселений на тех территориях. Когда местное население нача­ло оказывать сопротивление и организовывать разбойные нападения на территории Польши, нужно было ожидать ответной реакции. С 1217 г. приготавливался крестовый поход против языческой Пруссии, под лозунгом защиты обращенного в христианство прусским епископом Христианом и цистерскими миссионерами населения прусских земель. Краковский столичный князь, Лешек Белый, просил в 1221 г. Римского Папу об освобождении его войска от участия s крестовом походе, обосновывая просьбу отсутствием на Святой Земле пива, к которому он со всем своим рыцарством привычен. Взамен он обещал двинуться с походом на Пруссию. Ор­ганизовал он поход в 1222 г. Кроме князя Лешка в нем приняли участие пястовские князья Ге­нрих Бродаты (Бородатый) с Силезии и Конрад Мазовецкий, а также все современные поль­ские епископы и вспомогательные формирования из Германии. В следующем 1223 г. возоб­новлен крестовый поход на Пруссию, в котором кроме указанных польских князей и двух епи­скопов (вроцлавского и любукского) приняли участие два поморских князя, Святополк и Вартислав, сыновья скончавшегося уже Мстислава I.

32. Альбигойцы (катары) приняли свое название от французского города Альби. Появи­лись в XII в. во время голода. Проповедовали дуалистическое учение, признававшего сущест­вование наряду с благим Богом Его злого взбунтовавшегося сына, который и стал демиургом, сотворившим наш несправедливый физический мир. Христос - наисовершеннейший человек, либо наивысший средь ангелов - пришел, чтоб указать нам путь ко Господу. Но Его тело, а, следовательно, смерть и воскресение, были мнимые. Спасение достигается не посредством Его жертвы, а через знание. Не принимая мир как творение сил зла, альбигойцы с презрением относились к человеческому телу и практиковали суровый аскетизм, который неоднократно приводил к гибели от истощения. Они не признавали также христианские таинства и богослу­жения. Практиковали единственно богослужение, котор<

Наши рекомендации