История возникновения и устройство
Тамплиеры
Орден Тамплиеров, называвшийся еще Орденом Бедных Рыцарей Христа и Святыни Соломона, основал в 1119 г. в Иерусалиме Хуго де Пайенс. Штаб-квартира ордена располагалась в крыле иерусалимского дворца князя Балдуина II, построенного на руинах Храма Соломона. От латинского слова "темплум" - святилище - орден получил свое обиходное название16. Задачей тамплиеров являлась охрана пилигримов на участке между Иерусалимом и Яффой. Подобная охрана требовалась из-за того, что после I Крестового похода Святой город оказался отделенным от остальных территорий, контролируемых крестоносцами, главным образом лежащих вокруг Антиохии, широким поясом земель, находящихся под властью мусульман. К ним принадлежала и большая часть палестинского побережья. Путешествие из Иерусалима - со стороны ли берега или из Малой Азии - было, таким образом, далеко не безопасным предприятием. Без пилигримов сильно сократилось бы число рекрутов в ордена и количество переселенцев. Тамплиеры должны были большую опасность превратить в меньшую.
Вначале братство состояло всего из нескольких рыцарей17. Позже оно, однако, очень быстро расширило свои ряды. Характерное отличие заключалось в том, что вступали в него главным образом, французы. Официальное превращение братства в орден произошло лишь через десять лет после его возникновения. Правила ордена были утверждены Римским Папой Гонорием II в 1128 г. (в следующем году они были одобрены на Соборе в Труа, а покровителем ордена стал сам Бернар Клер-восский). Опознавательным знаком тамплиеров были белые одежды с красным крестом на левой стороне груди и на левом рукаве.
Тамплиеры приносили традиционные монашеские обеты: бедности18 (его символ попал даже в герб ордена, изображающий двух бедных рыцарей, едущих верхом на одной лошади19), чистоты и послушания. Однако частично они были освобождены от молитвенного послу шания из-за необходимости защищать достоинство и свободу святых мест и христиан-паломников. В орден принимали исключительно неженатых мужчин: холостяков, вдовцов и монахов. Это могли быть только свободные люди - князья, рыцари, свободные землепашцы (последние для поступления на нижние уровни - в братья-трудники). Принимали также и священников, которые исполняли в ордене обязанности капелланов. Поскольку этот священник не мог проливать кровь, большинство монастырских братии не принимала священнических обетов. Самой влиятельной группой в орденах были, конечно, рыцари. Из своей среды они выбирали Великого Магистра, который подчинялся только Римскому Папе. Братья-трудники хотя и были сильно ограничены в правах, численностью в несколько раз превышали рыцарей.
Орден очень быстро получил крупные пожертвования как в Святой Земле, так и в Европе, главным образом, во Франции. Одновременно они изменили главный характер своей деятельности. Забота о паломниках уступила место поддержке иерусалимских войск и обороне города от нападений турок.
Иоанниты
Тамплиеры стали первым рыцарским орденом, который очень быстро доказал свою пригодность. Поэтому может только удивлять тот факт, что никто не старался развивать это направление. Никто не создавал из добровольцев новых орденов, но переоформлял в ордена уже существующие религиозные организации и братства.
В 1099 г. иерусалимским госпиталем св. Иоанна и зданиями итальянских купцов из Амальфи управлял провинциал Жерар де Торн из Прованса. Он сумел получить у Папы Пасхалия II в 1113 г. орденские правила, которые по сути дела являлись инструкцией по работе госпиталя и его персонала. Примерно в 1136 г. новый руководитель ордена Раймонд де Пюи ввел в него группу рыцарей. После принятия орденских обетов они должны были защищать от неверных госпитали и хосписы. Примерно в 1150 г. братство рыцарей-госпитальеров практически превращается в военную организацию. Изменяется его статус (в первом десятилетии XIII в.), а также название - с Госпитальеров на Орден святого Иоанна (сегодня Суверенный Орден Мальтийских рыцарей), а медицинско-благотворительная деятельность отступает на второй план. О том, что это было нарушением желания папской курии свидетельствует письмо Папы Александра III Великому Магистру (ок. 1180), в котором он приказывает ордену отложить меч и вернуться к первоначальной заботе о больных и пилигримах20.
Правила и устав иоаннитов в конечном счете утвердил Папа Александр IV в 1259 г. Великий Магистр пожизненно выбирался главными рыцарями (окончательно его кандидатуру утверждал Папа). Среди рыцарей было множество могущественных из самых больших европейских семей, главным образом - итальянских. Священники исполняли типично религиозные услуги. В отличие от тамплиеров, у иоаннитов количество священников было гораздо большим из-за того, что они осуществляли медицинскую деятельность. Братья-послушники могли быть или солдатами (оруженосцами рыцарей, что открывало им возможность получения рыцарского звания) или работать в госпитале ордена. Члены ордена давали обеты бедности, чистоты и послушания. Они принимали также обет рыцарской чести.
Одежда членов ордена состояла из черной рясы и плаща такого же цвета, где на левом плече и левой части груди был нашит характерный восьмигранный крест белого цвета21. В сражениях рыцари надевали на доспехи красную тунику с белым орденским крестом, который сейчас называется мальтийским крестом. С XVI в. введена орденская награда в форме мальтийского креста.
Помимо сражений, основной формой деятельности ордена была забота о больных. Она, однако, была очень специфична. Она объединялась с исследовательской деятельностью. В своих больницах они тестировали новые лекарства. Для изучения человеческого тела они создавали анатомические театры. Уже в XIII в. иоаннитами были созданы медицинские школы, при которых открылись кафедры анатомии. Каждый четверг медики ордена должны были участвовать в ее работе. Иоаннитам приписывается создание первых школ: хирургии, фармакологии, математики, морского дела. Они первыми стали обращать внимание на связь между соблюдением правил гигиены и распространением заразных болезней. Иоанниты получили право инспектировать бойни, пекарни и другие продовольственные объекты и закрывать их в том случае, если там не соблюдались гигиенические нормы. Помимо медицинской деятельности иоанниты развивали на Востоке торговлю, садоводство, строили порты, разбивали виноградники и даже добывали соль из морской воды. Существенным элементом деятельности ордена были морские перевозки (включая и пиратство), в которых иоанниты оказались большими мастерами. Вместе с тамплиерами они занимались перевозкой через море паломников и крестоносцев. Огромные суда ордена, вооруженные метательными машинами и хорошо оснащенные, обеспечивали безопасное от пиратов путешествие.
Иоанниты не были единственным госпитальным монашеским орденом. Не меньшую по своей значимости роль играли в этом вопросе и крестоносцы.
В 1190 г., во время III Крестового похода, немецкие рыцари из Любека и Бремена, участвуя в осаде Аккры, открыли госпиталь для раненых земляков. Позднее, в ходе отступления из Палестины и возвращения на родину, госпиталь был ими передан капеллану Конраду и судебному исполнителю (коморнику) Бурхарду. Именно при них был учрежден Орден Госпиталя Пресвятой Девы Марии Немецкого Дома в Иерусалиме (позднее более известного в Польше и соседствующих странах под названием Крестоносцы). В деле его учреждения достаточно важную роль сыграл сын императора Фридриха Барбароссы - Фридрих II, принц Пруссии. Такова официальная версия возникновения ордена.
Существуют, тем не менее, доказательства, что все могло происходить совсем иначе. Родословие братства могло иметь более старые корни, ибо в первой половине XII в., оно имело в Европе свои имущества. В 1143 г. Папа, решая имущественный спор меж иоаннитами и германскими крестоносцами решил его в пользу последних. Таким образом, можно предполагать, что немецкое сообщество появилось не позднее первой половины XII в. (наверное после 1130) в качестве приюта длякнемецких странников и купцов. По уставу приют находился в подчинении иоаннитов. В этом нет ничего удивительного.
Немецкие земли - в особенности Пруссия, долина Рейна, Фран-кия - переживали период интенсивного развития. Экспансия населения этих земель имела также как восточное, так и северное направление. С одной стороны, это представляло собой пробы (в итоге достаточно эффективные) приведения в подчинение саксам земель западных славян, с другой, все более оживленные торговые отношения с Русью и Скандинавией, при посредничестве посещающих Готландию немецких купцов.
Возникновение рыцарского ордена было в определенной мере естественным явлением в процессе немецкой экспансии. В орден принимались исключительно немцы, причем, прежде всего, выходцы из северной ее части (позднее - все немецкоязычные особы22). Территориально (уже в масштабах деятельности монашеских орденов в начале XVI в.) преобладали выходцы из Тюрингии, откуда происходил 121 рыцарь. В это время: из Франконии было 61 рыцаря, из долины Рейна - 53 и из Пруссии - 42. Важно добавить, что 452 известных чле на ордена происходили из 380 родов. Этот факт говорит о том, что среди родов крестоносцев повсеместно было принято "наследовать место в Ордене".
О более позднем периоде истории ордена - XII и XIII в. - нам известно гораздо больше. После капитуляции Аккры (1191) братство взяло на себя обязанность заботы о больных в городе и ведением дел в доме для немецких паломников. В этом году, благодаря поддержке принца Фридриха Прусского, немецкий госпитальный орден получил благословение Папы Римского Климента III и стал самостоятельным религиозно-благодетельным сообществом. Достаточно быстро оно получило поддержку и вызвало заинтересованность не только со стороны Папы, но и прежде всего со стороны немецких правителей во главе с Генрихом VI. Он со своей стороны пожертвовал ордену имение в Италии. Его примеру последовали и другие. Монастырское имущество было освобождено от каких-либо податей23. Папа Целестин III предоставляя привилегии крестоносцам (22.12.1196) закончил процесс преобразования их в рыцарский орден.
В нем царила суровая дисциплина. Рыцари ордена без разрешения настоятеля не могли даже писать и высылать личных писем (эти права имели только служащие ордена, имеющие печати). Полученные письма можно было прочесть только при согласии и в присутствии настоятеля. К принятию присяги ордену не допускалась молодежь младше 14 лет. Юношей можно было принять, не на правах членов ордена, а только как воспитанников. Вначале в рыцари ордена могла быть принята особа не имеющая дворянского происхождения. Однако достаточно быстро эта практика была исключена.
Исключительной чертой Ордена Крестоносцев была его тесная взаимосвязь с императором.
В 1197 г. скончался Иерусалимский король Генрих VII, планировавший следующий крестовый поход. Королем Иерусалима был избран Амори II, король Кипра. Результатом этих событий, повлекших за собой ожесточенную внутреннюю борьбу, стало возвращение крестоносцев в Европу.
5. СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ
Они частично были описаны в II и IV разделах
Борьба с язычниками
Борьба с язычниками послужила исходным моментом в учреждении рыцарских орденов, легла в основу их идеологии. Конечно, в начальной своей форме имела она не политично-исторический, оттенок, а религиозный. Великий покровитель тамплиеров, Бернар Клервосский, с целью пропаганды и вербовки написал знаменитую "Похвалу нового рыцарства" (De laude novae militiae). Бернар объясняет в ней необходимость борьбы с иноверцами и необходимость уничтожения их. Считает мусульман и язычников врагами Христа, значит злодеями, для которых нет места в Божием мире. По его утверждению: "Конечно, когда (христианский рыцарь) убивает злодея, он не является убийцею, а - как уже говорил, - уничтожает зло и, таким образом, справедливо почитается мстителем Христовым и защитником Его исповедников. Христианин гордится убийством язычника, поскольку тем самым он показывает свою любовь ко Христу". К похвалам Бернара присоединились и другие выдающиеся люди той эпохи. Аббат Клюни, Петр Досточтимый - известный инициатор первого в европейской литературе перевода Корана на латинский язык - считал тамплиеров избранным Богом войском: "чтобы разбить князей этой земли и победить врагов креста". За этой религиозной фразеологией скрывалась программа использования агрессивных устремлений в целях укрепления папских позиций и расширения сферы его влияния. Другая известная личность XII в., Иоанн Са-лисберийский, писал: "Тамплиеры являются по сути единственными людьми, которые ведут справедливую войну (legitima bella)"24. От этого последнего предложения оставался только один шаг до того, чтобы эти "справедливые войны" назвать "священными", или религиозной обязанностью каждого христианина, Божиим наставлением. Таким образом, можно ли удивляться тому, что "монахи в латах" с такой тщательностью выполнили этот "наказ справедливости и христианский долг". Они осуществляли его во многих местах.
Ближний Восток
Деятельность орденов на Ближнем Востоке относилась к ряду второстепенных явлений. Сначала тут появились крестоносцы, а лишь потом возникли рыцарские ордена. Таким образом, и поставленные перед ними задачи как бы относились ко второстепенным: защита паломников, обслуживание госпиталей и борьба с язычниками. Борьба за новые земли появляется тут значительно позже и относится скорее к землям недавно потерянным. С другой стороны в деятельности орденских монастырей практически не проглядывается стремление обращения в христианство иноверцев.
В зависимости от местоположения орденские монастыри обладали разной степенью свободы в вопросе ведения вооруженных действий. На Востоке была она больше, чем, например, в Испании. В 1168 г. правитель Антиохии Боэмунд III разрешил иоаннитам самостоятельно принимать решения о ведении военных действий, с правом подписания соглашений и перемирий с мусульманами включительно, которые он сам лично одобрит25. Ордена не только защищали, но строили здесь новые замки. В обязанности их входило участие рыцарей в совместных со светскими властителями битвах. Это дает нам возможность проследить активность их участия в борьбе с мусульманами. В очередной раз оказывается, что многочисленность орденов не была так уж велика. В 1187 г. тамплиеры в битве при Креси потеряли 60 братьев, а при Хиттине - 230, что составило практически всю их численность. Т. е., максимально орден мог выставить до 400 вооруженных братьев. Более 50 лет спустя в битве при Ла Форби (1244) Ордена тамплиеров и иоаннитов потеряли более 300 рыцарей каждый. В первом осталось 33, во втором 26 братьев26.
Еще большею была самостоятельность орденов на море. Сначала пользовались ею иоанниты, которые самостоятельно присоединялись к европейским морским союзам. В 1334 г. против хана Умуроя из Айдины, десять лет спустя - против Смирны (между 1374 и 1402 г. отвечали за ее оборону). В 1361-1367 гг. патрулировали и беспокоили турецкое побережье Анатолии. Четыре их галеры принимали участие в разграблении Александрии в 1365 г. Наряду с тем они вели и собственные военные кампании, и пиратские захваты, названые "корсо". Неоднократно пресекали поставку снабжения мусульман, поддерживая тем самым военные действия на суше и способствуя падению окруженных мусульманских крепостей. Вопреки всему такое поведение - пиратство - было повсеместно одобряемо и высоко ценилось. Наряду с орденами решались на это даже корабли королевской флотилии. Однако иоанниты были в этом непревзойденными мастерами. В XVIII в. из известных 483 пиратских акций 183 (38%) проводились иоаннитами27.
Начиная со второй половины XVI в. иоанниты были единственным рыцарским орденом, ведущим военные действия на Востоке. Несмотря на то, что они ограничивались только действиями на море, тем не менее, были достаточно оживленными. В 1611 г. иоанниты атаковали Коринф и Керкенне (Тунис). В 1645-1669 гг. при поддержке венецианской флотилии обороняли Крит. Принимали участие в турецкой войне 1718 г. Безусловно, случались в равной степени и великие поражения. В 1570 г. при Лепанто орден потерял три галеры. Закат военной деятельности иоаннитов наступил приблизительно в 1794 г. К тому моменту были завершены последние фортификационные работы на Мальте, и уже не велись крупные боевые действия (только мелкие стычки)28. Орденская флотилия насчитывала тогда 4 галеры, 2 линейных парусника и 2 фрегата.
На западе Европы
Территория Иберийского полуострова ранее была отмечена как кладезь рекрутов для войск крестоносцев. Начиная с похода тамплиеров в 1143 г. Испания сделалась ареной крестовых походов против язычников. В отличие от Святой Земли, где ордена защищали христианские поселения, тут ведут борьбу за захват новых территорий для христианства и, конечно же, для самих орденских монастырей. Наряду с тамплиерами здесь достаточно сильно обозначили свое присутствие иоанниты. Оба этих ордена были (если речь идет о численности рыцарей ордена) не так многочисленны, как в Святой Земле (и там, как помним, их силы не превышали 400 рыцарей). Во II половине XII в. около них возникают небольшие местные рыцарские ордена: Калатрава в Кастилии (1158), Св. Иакова в Лионе (1170), Монтегаудио в Арагоне (1173), Авиз в Португалии (1176), Св. Георгия из Альфамы (рубеж XII и XIII вв.), Пресвятой Марии Испанской (70-е гг. XIII в.).
Они брали за образец построение старших орденов.
Характерной чертой исключительно испанских орденов была их частичная зависимость и подчинение местной королевской власти (неоднократно проявлявшейся участием светских лиц в выборах Великого Магистра и налогообложении монастыря). Подчинение властям и раздробленность влияли на краткосрочность существования испанских рыцарских орденов. Монтегаудио, например, в начале соединился с орденом Св. Спасителя в Теруель (который до тех пор не проводил военной деятельности, а только выкупал пленных и заботился о больных). В 1196 г. большинство братии было вынуждено соединиться с тамплиерами. Остатки осели в Монфраге у реки Тег в Кастилии, чтобы позднее быть включенными в Орден Калатрава. Орден Св. Иакова в свою очередь после разгрома при Моцлин в 1280
г. вынужден был воссоединиться с Орденом Пресвятой Марии Испанской. Прочие ордена, хотя и сохранились, не рисковали расширять поля своей деятельности. Попытки склонения их к интервенции на Святой Земле или на африканской стороне Гибралтарского полуострова не имели успеха.
Только на переломе XIV и XV вв. рыцарские ордена снова активно включились в борьбу на юге Испании. На этот раз, однако, очень часто исполняли руководящие функции в локальных и даже королевских войсках. В битве под Гренадой в 1491 г. из 10 000 воинов монахи составляли: 962 конных и 1915 пеших из Ордена Св. Иакова, 266 конных из Алькантара, 62 иоаннита, и несколько десятков из Калатрава29.
Борьба с еретиками
Рыцарские ордена использовали тоже в борьбе с еретиками. Если первоначальной их задачей была защита христианства, то еретики, безусловно, являлись для него большой угрозой. Рано или позже крестоносцы должны были отправиться против тех, кто не разделял догматических взглядов Папы или не хотел признавать его власти.
Еретиков трудно было найти в Святой Земле. В Европе же их было более чем достаточно. Главная борьба велась во Франции с альбигойцами32. Ранее известные как катары, в XII в. они прибыли на юг Франции, а потом в Испанию и Италию. По истечению неполных 100 лет активно выступило уже 16 альбигойских областей в Ломбардии, на юге Франции, и в Центральной Италии. Они остро критиковали христиан за отход от идеалов аскетизма, а высшее духовенство за испорченность и стремление к светской власти и стяжанию богатств. Папа Иннокентий III уже в 1209 г. организовывал против них крестовый поход, в котором приняло участие множество рыцарей Западной Европы, тамплиеры и иоанниты. Несмотря на захват владений альбигойцев на юге Франции, эти победы не принесли ожидаемых результатов, поскольку на стороне еретиков выступили даже крупные феодалы, например, граф Тулузы Ромуальд VI. Сражения возобновились примерно в 1215 г. и непрерывно продолжались до 1229 г. Со временем они приняли форму не крестового похода, а феодальных войн. Орденские войска практически участвовали только в первом периоде альбигойских войн (до 1210).
Финансовая деятельность
Благодаря многочисленным пожертвованиям и управлению собственностью ордена быстро сосредоточили в своих руках значительные богатства. Очень часто это были наличные деньги. Их необходимо было умело инвестировать так, чтобы они приносили ордену дополнительные прибыли. С другой стороны европейские владения орденов должны были большинство своих доходов обращать на поддержку рыцарства в Святой Земле. Это вынуждало ордена вырабатывать способы безопасной пересылки денег. Вскоре крестоносцы стали мастерами финансовых операций. И нет ничего удивительного в том, что их умением стали пользоваться другие силы. Ордена превращались в банки, в которых можно было хранить деньги, драгоценности, святые мощи, ценные документы. Неоднократно такое хранение связывалось с необходимостью доставки денег или ценностей в другое место, иногда даже на другой континент. У орденов можно было провести заем денег, разумеется, под проценты. Почти во всех орденах можно было иметь постоянные счета и поручать орденам собирать подати с собственной земельной собственности и вести все финансовые дела. Это касалось, как частных лиц, так и местных правителей (в XIII в. Орден парижских Тамплиеров отвечал за текущие проблемы французской казны).
2. Колонизация новых земель Рыцарские ордена очень часто становились причинами политико-экономических перемен на территориях, где они действовали. На завоеванных землях они создавали условия для государственной экспансии христианства. Они проводили политику экономического освоения еще незаселенных земель, осушали болота, строили города и деревни. Это было связано с акциями переселения людей и привлечения колонистов. К примеру, в Испании после 1312 г., когда границы с маврами передвинулись на юг, ордена имели небольшие возможности сражаться с неверными. Зато усилилась их колонизаторская деятельность. В оставленные мусульманами деревни они переселяли людей с севера страны. Строили дороги, церкви, пристани, мельницы и т.д. Орден Крестоносцев к середине XIV в. основал на территории Пруссии около 1400 деревень с регулярной застройкой и более 90 городов. Большинство из них существуют до сегодняшнего дня. Современная сеть польских дорог проложена также по старым трактам крестоносцев.
Эта колонизаторская деятельность началась еще в Святой Земле. Орденам часто передавались замки и земли на особо опасных участках границ государств крестоносцев. Чтобы эффективно их оборонять, нужно было иметь людей, связывающих свои судьбы с замком. Поэтому вокруг цитаделей селили переселенцев из Западной Европы, у которых на родине практически ничего не осталось, и которым было некуда возвращаться.
Особенное место занимает колонизационная деятельность на так называемых "новых землях". В 1443 г. португальский Орден Христа получил от Папы привилегию получения в собственность всех земель, которые он в будущем завоюет в Марокко, на островах Атлантического океана и в других заморских территориях. Этот документ свидетельствует о том, что и ордена, и властители (в том числе и Папы) были заинтересованы участием орденов в исследовательских экспедициях. Подтверждением этого является признание за Орденом Христа в 1457 г. королем Генрихом двадцатой части всех доходов от южноамериканской Гвинеи.
6. ОКОНЧАНИЕ
Рыцарские ордена - это важный отрезок христианской истории. Их создание было отражением стремлений средневековых христиан к очень специфическому исполнению христианского долга любви к нуждающимся и готовности отдать жизнь за друзей. (Ин. 15,13).
Специфика заключалась в том, что любовь эту распространяли мечом. На крови врагов хотели построить святое и идеальное общество. Самое печальное в том, что каждый, кто не разделял идеи крестовых походов, становился врагом крестоносцев. Это были по очередности мусульмане и язычники, затем евреи и христиане других Церквей.
Рыцари орденов были жертвами высших идей. В большинстве своем упоенные необходимостью служения Богу тем, что они умели лучше всего - борьбой и жертвенностью - они готовы были, жертвуя собой, защищать латинскую собственность в Святой Земле. Защита паломников и забота о больных все сильнее отходят на второй план. Ордена концентрируют свои интересы на создании своих государств, увеличение своих богатств и влияния. Из религиозных и благотворительных организаций они перерождаются в политические организации, которым не чужды войны с христианами, пытки, грабежи, пиратство. Орден крестоносцев в 1231 г. начал обращение пруссов в христианство с захвата трех городов, которые принадлежали шляхтичу Пипину, уже ранее обращенному в христианство, но потом в знак протеста против несправедливостей вновь перешедшему в язычество.
Однако политическую деятельность орденов трудно целиком осуждать. Простые рыцари, желая верно служить Богу, приносили обеты абсолютного послушания и старались исполнить их, даже если речь шла о смерти невиновных людей. Политика орденов и их действия зависели не от них. С другой стороны, богатые ордена заботились о развитии подчиненных им земель. Они строили города и деревни, прокладывали дороги, возводили мельницы, колонизировали и заселяли болота и леса. Они оставили после себя прекрасные готические замки. Они использовали новинки технического прогресса. В военном деле применяли арбалеты и артиллерию, в экономике - ветряные мельницы, корабли-паромы. Жаль только, что "новые земли" не стали домом и благом для всех, а семена развития были политы кровью.
Мы видим это сегодня, видели это также и те люди, которые непосредственно соприкасались с деятельностью орденов. В XIII-XV вв. уже шла речь о реформе орденов. Предлагали объединить их все в один орден, систематизировать на национальном основании и подчинить Патриарху Иерусалима. Предлагали также перевести всех орденских рыцарей из Европы на Восток, чтобы вести войну с неверными. На Западе же хотели оставить только светских управителей, ответственных за управление орденской собственностью, чтобы получать средства для военной деятельности в Святой Земле. Во всех этих предложениях, однако, был один общий изъян - ордена по-прежнему должны были главным для себя считать ведение вооруженной борьбы. Так что "де факто" такие реформы ничего бы не изменили. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство орденов в конце своего развития пережили периоды кризисов и даже подлежали упразднению. Лишь немногие сумели выжить, как, к примеру, рыцари Мальтийского ордена, обратившись к своим первоначальным обязанностям, не связанным с вооруженной борьбой.
Подводя итог всему сказанному выше, надо сделать заключение, что большинство рыцарских орденов лишь короткое время соблюдала свои первоначальные задачи. Их вмешательство в политику привело к искажению их доброго имени и ко многим несправедливостям, омоченным человеческой кровью. Если бы они соблюдали верность идеалам своих основателей, сегодня о них обязательно вспоминали бы с таким же уважением, каким окружена ныне деятельность кавалеров Мальтийского ордена.
Примечания:
1. Турки отбили Иерусалим не у византийцев, а у арабов, которые захватили его в 637 г. Они, однако, проявляли такую религиозную терпимость, что у христиан не было никаких проблем, связанных с посещением Святых мест и проведения богослужений.
2. Характерен тот факт, что Папы старались отбить охоту к крестовым походам у предста вителей беднейших социальных слоев (не имеющих собственной экипировки и военного опыта), вводя оплату за морские перевозки и запрещая женщинам, полагавшимся на покровитель ство рыцарей, посещать Святую Землю, поскольку для экспедиций они были бы только обузой.
3. V-XV века в источниках / Под ред. М. Собаньска-Бондарук и Ст. Ленард. Варшава, 1997. С. 151.
4. Покровитель ордена Бернард Клервосский происходил из могущественной феодальной семьи. Хотя он принял монашеские обеты, но не переставал быть рыцарем. Проект создания военной организации, имеющей характер религиозного ордена, был передан Бернарду представителями Братства Тамплиеров с просьбой заручиться поддержкой Папы. Бернард принял этот проект с воодушевлением и полностью его поддержал. Как пропагандист "священной войны против иноверцев", организатор II Крестового похода (1147-1149) и горячий сторонник крестового похода против полабских славян (1147) он видел в новом ордене орудие уничтожения ислама, назначенное самим Богом.
5. Министериал - это член свободной общности. Хотя он стоял выше крестьянина, из материальных соображений он был вынужден принять службу при дворе, в городском правлении. Это сегодняшний чиновник.
6. На Соборе в Клермоне в 1095 г., поощряя рыцарство к участию в I Крестовом походе, Папа обещал отсрочку исполнения судебных приговоров против крестоносцев, а в случае их смерти - полное прекращение дел.
7. В состав Генеральной капитулы входили: Национальные Магистры (немецкий, прусский, инфлянцкий), а также руководители ордена - Великий Комтур, Великий Маршал, Великий Госпитальер, Великий Ризничий, Великий Казначей, а с XIV в. еще и Великий Монетчик (отвечаю щий за монетный двор) и Великий Ключник (управляющий торговлей).
8. В более поздний период очень часто бывало так, что Капитула очень долго не собиралась. В XV в. у иоаннитов доходило до того, что между встречами были шестилетние перерывы.
9. У тамплиеров выборы Магистра проводило собрание, состоящие из восьми рыцарей, четырех светских братьев и одного духовного.
10. Так было, однако, не всегда. Кандидат в орден крестоносцев в XV в. должен был принести в дар полное вооружение, трех коней и 60 флоринов.
11. Исключением являются ордена позднейшего времени, в особенности испанский орден св. Якова, который разрешал полноправное участие в своих рядах и руководящих органах женатым рыцарям.
12. У тамплиеров и иоаннитов существовали требования, чтобы кандидаты в орденские рыцари не были незаконнорожденными.
13. Монахи на Святой Земле из-за высоких температур имели право вместо традиционных монашеских шерстяных одежд носить льняные
14. Существовали еще другие виды послушания приказам вышестоящих лиц. Одним из самых тяжелых был приказ плевать на крест во время церемонии принятия в орден, что в будущем послужило для обвинения тамплиеров в отходе от христианства.
15. Разведение хлопка на Родосе приносило иоаннитам большие доходы, чем сумма общего дохода, получаемая их Магистром от всех заграничных отделений ордена.
16. Также считается, что круглой формы храмы, ротонды, были характерны для тамплиеров. Это было напоминание о мечети, построенной на месте Храма Соломона в Иерусалиме и также святыне над Гробом Господним.
17. Численность братства очень удивляет. В первые десять лет существования в нем было всего 9 рыцарей. Речь не идет при этом о том, что в орден не было кандидатов. Их попросту не принимали. Вместо того, чтобы помогать паломникам, они раскапывали участок на месте бывшего Храма Соломона. До сегодняшнего дня не известно, чего они там искали - сокровища или реликвии (еврейских культовых предметов).
18. Каждый вступающий в орден должен был при вступлении в него передать ему все свое имущество.
19. Существуют и другие объяснения смысла этого герба. В соответствии с ним речь не может идти о бедности, ибо ведение сражения, для чего и был создан орден, сидя вдвоем на одном коне было бы неэффективно. Речь тут идет скорее о символе тесного братства и общей собственности выделяющей тамплиеров.
20. История христианства / Под ред. Й. Клочовского. Варшава, 2001. Т. 5. С. 262.
21. В XIV в. появилась прослойка "обычных кавалеров". В своих занятиях и служении они были равны рыцарям, хотя и не имели благородного происхождения. Их высокое положение и приравнивание к "кавалерам" происходило из-за исключительных достоинств на поле боя.
22. До XIII в. допускал принятие не немецких рыцарей в свои дома в Греции, Испании и Италии.
23. "Повелеваю, таким образом, что бы никто из людей не смел указанный госпиталь упрямо преследовать либо его имение захватывать, либо захваченное сохранять, уменьшать либо какими-либо повинностями обременять", - право, предоставленное Папой Целестином. См.: V-XV века в источниках. Варшава, 1997. С. 167.
24. Три вышеуказанных текста взяты из Интернет-ресурса: Э. Потковский. Рыцари в мантиях // www.RYCERZE. Htm.
25. Подобное разрешение было выдано царем Армении Львом II в 1210 г. См.: Форей А. Рыцарские ордена 1120-1312 гг. // История Крестовых Походов. Варшава, 2000. С. 207.
26. Там же. С. 211-212.
27. Люттрелл А. Рыцарские Ордена 1312-1798 // История Крестовых Походов, Варшава, 2000. С. 375.
28. Это было связано с окончательным разгромом турецкой флотилии в войне с Россией в 1770 г.
29. Люттрелл А. Ук. соч. С. 349.
30. Уже в 1147 г. Папа Евгений III войну саксов с полабскими славянами назвал крестовым походом и уговаривал европейское рыцарство принять в ней участие.
В конце XII в. началась христианизация Пруссии. Вел ее Орден Цистерсов. Она было связана с созданием польских поселений на тех территориях. Когда местное население начало оказывать сопротивление и организовывать разбойные нападения на территории Польши, нужно было ожидать ответной реакции. С 1217 г. приготавливался крестовый поход против языческой Пруссии, под лозунгом защиты обращенного в христианство прусским епископом Христианом и цистерскими миссионерами населения прусских земель. Краковский столичный князь, Лешек Белый, просил в 1221 г. Римского Папу об освобождении его войска от участия s крестовом походе, обосновывая просьбу отсутствием на Святой Земле пива, к которому он со всем своим рыцарством привычен. Взамен он обещал двинуться с походом на Пруссию. Организовал он поход в 1222 г. Кроме князя Лешка в нем приняли участие пястовские князья Генрих Бродаты (Бородатый) с Силезии и Конрад Мазовецкий, а также все современные польские епископы и вспомогательные формирования из Германии. В следующем 1223 г. возобновлен крестовый поход на Пруссию, в котором кроме указанных польских князей и двух епископов (вроцлавского и любукского) приняли участие два поморских князя, Святополк и Вартислав, сыновья скончавшегося уже Мстислава I.
32. Альбигойцы (катары) приняли свое название от французского города Альби. Появились в XII в. во время голода. Проповедовали дуалистическое учение, признававшего существование наряду с благим Богом Его злого взбунтовавшегося сына, который и стал демиургом, сотворившим наш несправедливый физический мир. Христос - наисовершеннейший человек, либо наивысший средь ангелов - пришел, чтоб указать нам путь ко Господу. Но Его тело, а, следовательно, смерть и воскресение, были мнимые. Спасение достигается не посредством Его жертвы, а через знание. Не принимая мир как творение сил зла, альбигойцы с презрением относились к человеческому телу и практиковали суровый аскетизм, который неоднократно приводил к гибели от истощения. Они не признавали также христианские таинства и богослужения. Практиковали единственно богослужение, котор<