Я неделя Великого поста

Во все недели Великого поста совершется бдение. На Святой Горе крестный ход и чин торжества Православия в 1-ю неделю Великого поста обычно не совершается.

--------

1 На великом повечерии в пяток 1 — 4-й седмиц Великого поста пос­ле «Верую...» читается одна статия акафиста Пресвятой Богородице, то есть три кондака и икоса по порядку.

2 Каждение совершается с места.

3 Евангелие от Иоанна, 50 зач. (Ин. 15, 1—8), то есть Евангелие пятка 1-й седмицы Святой четыредесятницы.

4 Богородичен 3-го гласа по 1-м стихословии на воскресной утрене.

Я седмица Великого поста

От Лазаревой субботы до Фоминой недели опускает­ся Минея. Поэтому, согласно Уставу святого Саввы и установившемуся святогорскому обычаю, на повечерии, начиная со 2-й седмицы Великого поста и далее, в по­рядке, определяемом уставщиком, поются каноны свя­тым, память которых приходится на вышеуказанный пе­риод.

На вечерне по «Ныне отпущаеши...» поется Богоро­дичный канон. На нем пономарь совершает каждение кацией, по обычаю. Если изволит уставщик, то Богоро­дичный канон может петься и на литургии Преждеосвященных Даров, перед причастном.

2-я неделя Великого поста Коливо святому Григорию Паламе.

Я неделя Великого поста

Богослужение совершается по чину, приводимому в Типиконе на Воздвижение (14 сентября). Поются аник­сантарии, полиелей и тропари по Непорочнах. Помаза­ние елеем не совершается. Священник воздвигает чест­ной крест и затем сразу уходит в алтарь. Диаконские прошения не произносятся [16].

Я седмица Великого поста

Честной крест полагается в проскинитарии. Перед ним возжигается свеча. На 9-м часе в пяток священник с диаконом уносят крест в алтарь.

На 1-м часе в понедельник и среду и на 1-м и 9-м ча­сах в пяток поется «Кресту Твоему...»1 и совершается по­клонение честному кресту.

---------

1 Вместо «Заутра услыши глас мой...» и «Иже в девятый час...».

5-я седмица Великого поста

На 3, 6 и 9-м часах с понедельника 5-й седмицы до Великой среды включительно священники прочитыва­ют все Четвероевангелие1 [17].

Звон на часы — на полчаса раньше обычного, а ес­ли есть литургия Преждеосвященных Даров, то на час раньше.

Четвероевангелие читается священниками монасты­ря в порядке старшинства. В конце кафизмы часа свя­щенник, который должен читать, в мантии и епитрахи­ли, кадит храм священнической кацией2. Для чтения Евангелия в центре храма под большим паникадилом устанавливается складной аналой лицом к западу. Свя­щенник выносит Евангелие из алтаря, перед ним идет пономарь с выносной свечой. Все присутствующие в храме монахи слушают чтение Евангелия, сняв куколи. По окончании чтения снова каждение храма3.

Возможно такое распределение уставщиком глав Четвероевангелия для чтения, чтобы оно читалось не на всех, а только на одном часе, как это принято в монасты­ре святого Павла. В таком случае чтение продолжается около получаса.

Среда 5-й седмицы

На 9-м часе в проскинитарии полагается икона пре­подобной Марии Египетской. В конце стихир на «Гос­поди, воззвах...», на «Слава, и ныне», совершается вход с кадилом. Великое повечерие — читком.

---------

1 Во многих обителях чтение Евангелия распределяется на всю Свя­тую четыредесятницу.

2 Каждение совершается с места. Священник кадит Евангелие с че­тырех сторон и всех предстоящих.

3 В некоторых обителях после Евангелия поется тропарь святому евангелисту, написавшему читанное Евангелие.

Четверток 5-й седмицы [18]

Ради Великого канона утреня начинается раньше. Полунощница опускается или, поскольку в действую­щих уставах нет особых указаний на этот счет, может быть прочитана по изволению уставщика (только не в средней части храма).

Читается житие преподобной Марии Египетской на две статии (после кафизмы и после 3-й песни канона).

С начала канона до конца 3-й песни и с 8-й песни до окончания стихир на стиховне горят масленки и свечи. Канон поют отцы, назначаемые уставщиком1. Оконча­ние утрени обычное.

1-й час (без кафизмы) соединяется с утреней. Звон на 3, 6, 9-й часы и литургию Преждеосвященных Даров — раньше, чем обычно. После литургии Преждеосвящен­ных Даров из проскинитария уносится икона преподоб­ной Марии Египетской.

Пяток 5-й седмицы

После 6-го часа великопостные пелены в храме заме­няются на светлые, а в проскинитарии полагается икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

На изобразительных — праздничное деревянное би­ло, железное било и одна статия колоколов.

Повечерие малое (без акафиста).

Суббота 5-й седмицы [19]

Ради акафиста утреня начинается раньше. Полунощ­ница опускается. Перед началом утрени, по обычаю, — будильный колокол, три раза ручное било (с промежут­ками в 15 минут), праздничное било, железное било и колокола на одну статию [20].

-----

1 Великий канон поется как обычно, правым и левым клиросами.

«Бог Господь...» — дважды медленно («древнего» распева) и дважды обиходно. Тропарь «Поведенное тай­но...» — дважды медленно («древнего» распева) [21] и единожды обиходно. Затем следует 16-я кафизма, на ко­торой пономарь ставит перед местной иконой Пресвя­той Богородицы складной аналой, а между ним и ико­ной две выносные свечи, как предписывается в последо­вании акафистного пения. После первой кафизмы при медленном пении «Взбранной Воеводе...» священник ка­дит храм, как на акафистах в предыдущие субботы. Пос­ле первой статии акафиста полагается чтение. Во время пения обиходного «Взбранной Воеводе...» пономарь воз­жигает светильник для чтения и ставит под ним склад­ной аналой1.

На 1-й песни канона каждения нет, поскольку Еван­гелие на утрене не читается. Во время пения 1 — 3-й пес­ней канона горят свечи (масленки) четырех подвесных крестов и остальные свечи и масленки. Затем они гасят­ся, а на 8-й песни возжигаются снова вместе с гентекия­ми и половиной хороса. Совершается помазание2. На по­следнем «Святый Боже...» в конце великого славословия все масленки, свечи, гентекии и хорос гасятся. Оконча­ние службы — как на малые Богородичные праздники.

Пяток 6-й седмицы

После 6-го часа собор украшается светлыми празд­ничными пеленами. На 9-м часе в проскинитарии пола­гается икона Воскрешения праведного Лазаря. На изоб­разительных — праздничные деревянное и железное била и одна статия больших колоколов.

--------

1 Акафист читается на 4 статии: 1-я — после первой кафизмы, 2-я — после второй кафизмы, 3-я — после 3-й песни и 4-я — после 6-й песни. Каждая статия читается одним из священников в порядке старшинства.

2 В большинстве обителей помазание не совершается.

Повечерие малое без акафиста. Звон к повечерию раньше, потому что на нем поется канон святому Лазарю.

С этого дня до субботы Светлой седмицы включи­тельно опускаются Минея, Октоих, молебны и Богоро­дичные каноны из Феотокариона. В этот период не бы­вает также заупокойного колива и колива в честь святых (кроме праздников святого великомученика Георгия и «Живоносного Источника»1). (См. ч. 3, гл. 1, «Апрель» и гл. 3, «Пяток Светлой седмицы»),

Лазарева суббота

На полунощнице (обычной) — праздничные дере­вянное и железное била и великие колокола на одну ста­тию. На утрене полагается чтение праздника. На 1-й песни канона не бывает каждения, поскольку Евангелие перед каноном не читается. На канон возжигаются свечи (масленки) всех подвесных крестов, остальные свечи и масленки.

Божественная литургия совершается в приделе или в усыпальнице (без колива).

С этого дня до 22 сентября на полунощнице не чита­ется молитва «Господи Вседержителю...»2.

Неделя ваий

Всенощное бдение. Впроскинитарии — икона Входа Господня в Иерусалим. Воскресные песнопения опуска­ются. Полагается чтение праздника. Перед чтением Евангелия на утрене пономарь выносит корзину с крес­тообразно связанными лавровыми ветвями [22] и ставит ее на столике перед местной Господской иконой.

-----

1 В обители святого Павла коливо в вышеуказанный период освяща­ется также 25 апреля, в честь святого апостола и евангелиста Марка.

2 Согласно указанию Часослова.

Когда священник, читающий Евангелие, доходит до слов резаху ветви от древ и постилахупо пути (Мф. 21,8), два пономаря, в мантиях (без куколей, в одних камилав­ках, ради чтения Евангелия), начинают разбрасывать по всему храму лавровые листья из корзин, начиная с гор­него места в алтаре.

После Евангелия пономарь ставит возжженную вы­носную свечу между местной Господской иконой и сто­ликом с лавровыми ветвями. Священник читает молитву «еже благословити вайя». По окончании молитвы поно­марь ставит столик с ветвями возле архиерейского места. Совершается вынос Евангелия (только под большое па­никадило) с преднесением выносной свечи и поклоне­ние Евангелию. Игумен стоит на ступеньках архиерей­ского места и дает каждому, приложившемуся к Еванге­лию, крест из лавровых ветвей со словами: «Доброго Воскресения!»1 Далее — обычное последование всенощ­ного бдения.

Пономари при совершении входов, священник при произнесении отпустов и раздаче антидора, диаконы на ектениях и все братия в течение всего бдения и литур­гии, а также во время святого причащения держат в ле­вой руке крест из лавровых ветвей как символ победы «Благословенного, грядущего во имя Господне».

На проскомидии священник заготавливает три Агн­ца для трех литургий Преждеосвященных Даров.

«Неделя ваий вечера». Отдание праздника со звоном и входом на вечерне. Возжигаются масленки (свечи) крес­та Царских врат, остальные масленки и свечи. Повече­рие, на котором поется трипеснец, читается в притворе.

После отдания праздника лавровые листья убирают­ся. Собор украшается великопостными епитрахилями, пеленами, лампадами темных цветов. Существует тради­ция завешивать подсвечники в соборе темным крепом на всю высоту подставки.

--------

1 Эти слова означают пожелание достойно встретить Пасху.

Наши рекомендации