Структура памятей Великопостного цикла
Система памятей Великий пост цикла имеет разнородное происхождение, что отражается в текстах Постной Триоди. Сама структура памятей вытекала из той системы чтений Евангелия, какая использовалась в церкви (как и воскресение подготовительное тоже связано с чтениями: неделя о мытаре и фарисее – это неделя, когда читается Евангелие о мытаре и фарисее).
Древнейший пласт в Триоди таков:
1-ое воскресенье ВП понятно что читалось
2-ое воскресенье ВП о блудном сыне,
3-ое воскресенье ВП о мытаре и фарисее,
4-ое воскресенье ВП о милосердном самарянине,
5-ое воскресенье ВП о богатом и Лазаре,
6-ое воскресенье ВП неделя Ваяй.
Мы видим здесь, что некоторые чтения, а именно о блудном сыне и о мытаре и фарисее сейчас читаются перед постом Другие чтения с постом могут быть не связаны. В какой-то момент произошла смена системы чтений. В VI-VII веках в Константинополе старая система чтений, с которой связан этот набор памятей ВП цикла, сменяется на новой системой чтений. Эти темы прослеживаются в Триодных песнопениях соответствующих седмиц.
В церкви разные системы чтений существовали, в разных местностях, в разное время. Мы их все не можем осветить, естественно. Я их выписал лишь только потому, что они до сих пор прослеживаются в Триодных песнопениях, а не потому, что это были чтения ВП во всей церкви. Нет, это были чтения в иерусалимской традиции до VI века и они повлияли на некоторые триодные песнопения. Наша система современная уже существовала в Константинополе в IX веке с некоторыми отличиями, а именно не было памяти Григория Паламы, он еще не жил в это время.
Памяти ВП воскресений по Типикону Великой церкви IX века:
1 – святых пророков + Торжества православия
2 – святитель Григорий Палама
3 – Креста (т.к. крещение – в Великую субботу)
4 – преподобный Иоанн Лествичник
5 – преподобной Марии Египетской
2. 4 и 5 – не имеют специальных памятей. С чем связано появление памяти святым пророкам в Первую неделю ВП я, простите, не могу вам сейчас сказать, а почему память Креста появилась в третье воскресенье? В Константинополе к IX веку и раньше гораздо была традиция крестить в Великую субботу. Соответственно за некоторое время до Великой субботы начиналась усиленная подготовка крещаемых. Эта подготовка начиналась как раз с третьего воскресенья ВП и к этой подготовке приурочивали события. Износили из сосудохранительницы частицу истинного Древа Креста Господня, предлагали для поклонения всем, кто собирается принять крещение, как бы укрепить их на этом отрезке их пути. В то же время и для поклонения всех молящихся. Так возникла память Крестопоклонного воскресения, с которого начиналась усиленная подготовка крещаемых. Недаром со среды Крестопоклонной седмицы (половина поста) даже до сих пор Типикон предписывает добавлять на Литургии Преждеосвященных Даров ектинью о просвещаемых.
С IX века к памяти святых пророков присоединяется праздник Торжества православия (память восстановления иконопочитания не на VII Вселенском соборе, а позже. После VII Вселенского собора, напомню вам из церковной истории, еще продолжалось иконоборчество некоторое время, а затем только было восстановлено иконопочитание окончательно. После этого события, второго установления иконорпочитания, установлен праздник Торжества православия.). Так что в современном календаре о пророках не говорится, хотя песнопения пророкам никуда не делись. В первое воскресенье поста святым пророкам посвящены: стихиры на Господи воззвах, некоторые седальны, канон святым пророкам (правда, он сейчас перемещен на Повечерии, а самое главное, чтение на Литургии: прокимен, Апостол, аллилуйя — посвящены пророкам в первую неделю ВП. Торжеству православия посвящены другие песнопения и особый чин. Песнопения пророков остались:
Второе воскресенье ВП по аналогии с Торжеством православия посвящено памяти Григория Паламы (хотя память святого по календарю – совсем в другой день года, осенью). Здесь, во второе воскресение поста оно поется не ради святителя, а по аналогии с Торжеством православия. Как в IX веке отстояли иконопочитание, так в XIV веке отстояли богословие паламитское о нетварных энергиях.
Совершенно иное происхождение имеют памяти IV и V воскресения ВП. На Великий пост выпадают памяти двух очень почитаемых в Палестине святых: Иоанна Лествичника и Марии Египетской. Кроме того, что это великие образцы монашеской жизни, Иоанн Лествичник написал самый авторитетный сборник монашеских поучений «Лествицу», а Мария Египетская — образ самого яркого покаяния в церковной истории, просто их память выпадает на период ВП. А древние правила запрещают Великим Постом петь службы святым (сейчас у нас каждый день ВП, кроме Страстной седмицы, поются службы какому-то святому, а раньше так не было. Даже по Студийскому Уставу, уже сравнительно позднему по сравнению с этим каноном, памяти святым отменялись в будние дни). Поскольку памяти преподобной Марии и преподобного Иоанна придется тогда каждый раз отменять, поскольку они попадают на ВП, их перенесли сразу на воскресенья, чтобы не отменять их никогда. И тогда у нас возникли эти памяти Иоанна Лествичника и Марии Египетской. Поскольку мы сейчас службу святым поем в будние дни поста (соответственно службы Иоанну Лествичнику и Марии Египетской поются в какой-то день календаря, когда они попадают, то здесь их петь совсем необязательно). Получается, что мы фактически их дублируем (поем в будние дни, когда она случится и в соответствующее воскресенье). Типикон так и пишет, что вот эти службы можно отменить, если есть желание. Вместо этих служб можно петь службы другим святым, если они случились. Здесь никакой идеологической нагрузки нет ( в отличии от других памятей), поэтому можно переносить их и упразднить безболезненно. Можно также отметить, что старообрядческий Типикон отмечает, что если, например, память Марии Египетской попадает на это воскресенье (лектор показывает на рисунок), то они меняются местами. Тоже логично – зачем два раза подряд петь Марию Египетскую.
Все памяти воскресений Великого поста имеют разное происхождение (крещальная традиция, древняя традиция, догматика и др.). Итак вот песнопения Постной Триоди объединяют тематику соответствующей седмицы Великого Поста. Песнопения первой седмицы поста до первого воскресенья речь идет, в основном, о посте и покаянии, а в песнопениях последующих седмиц к тематике поста и покаяния (которая присутствует во всех песнопениях) добавляются соответствующие темы. Появляются, например, во время третьей седмицы поста песнопения о блудном сыне. В VI седмице кроме притчи о богатом и Лазаре идет тема о Лазаре четверодневном.