Бдение на великие Господские праздники

Проскинитарии собора украшаются праздничными пеленами, иконостас — праздничными епитрахилями, вешаются лампады с красивыми стаканчиками и т. д.

Знаменают в праздничное било, в железное било и в великие колокола на три статии. В субботу вечером вос­кресные песнопения опускаются.

На вечерне поются аниксантарии. «Блажен муж...» всегда опускается2. На «Вся премудростию...» два поно­маря возжигают масленки (свечи) четырех подвесных крестов, свечи на гентекиях, прочие свечи и масленки, весь хорос и малые паникадила.

На «Господи, воззвах...» пономари раскачивают хо­рос и паникадила.

«Богородице Дево, радуйся...» опускается, а поется тропарь праздника трижды. Во время пения тропаря в третий раз диакон исходит из алтаря для каждения. Паникадило на утрене возжигается полностью.

---------

1 Он произносится нараспев, как в будни.

2 В обители св. Павла при совпадении Господского праздника с вос­кресным днем поются аниксантарии и читается «Блажен муж...» (1-я ка­физма) полностью.

При совпадении великого Господского праздника с воскресным днем «Воскресение Христово...», воскресное Евангелие и поклонение Евангелию опускаются. Кано­ны праздника на 14. Начиная с 9-й песни до славословия (включительно) бывают возжженными хорос и гентекии.

Аллилуиарий на литургии поется. Возжжение свечей и лампад на литургии совершается таким же образом, как на вечерне [4].

Колива не бывает — ни заупокойного, ни святому дня.

На трапезе — две выносные свечи и две кации. Игу­мен — в праздничной мантии. По возвращении в храм — многолетие игумену.

Бдение на малые Господские праздники

Совершается так же, как бдение на малые Богороди­чные праздники, но без колива.

Попразднство, случившееся в неделю

Служба празднику соединяется с воскресной. Слав-ник на «Господи, воззвах...» — самого дня праздника. На стиховне вместо Богородична всегда поется соответству­ющая стихира праздника. На «Хвалитех» — воскресные стихиры. Тропари и кондаки на часах — как в Богоро­дичные праздники, приходящиеся на воскресный день. Если случится память великого святого, то служба ему соединяется со службами праздника и недели. Если празднуется память двух великих святых, то канон одно­му из них переносится на повечерие.

Отдание Господских и Богородичных праздников, случившееся в неделю

Служба празднику соединяется с воскресной. Поется «Честнейшую...». Апостол и Евангелие — воскресные (Типикон святого Саввы предписывает на отдание Бого-

родичных праздников в неделю читать Апостол и Еван­гелие недели и Пресвятой Богородице).

О соборном служении

Соборное служение, по древней патриаршей и свято-горской традиции, бывает только на праздники Рож­дества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий четверг и Великую субботу, в светоносный день Пасхи, на Успение Пресвятой Богородицы и на престольный праздник монастыря1. Совершается служ­ба соответствующего праздника по чину, указанному выше, но со следующими особенностями.

На великой вечерне игумен, в праздничной мантии и с архиерейским жезлом, стоит на архиерейском месте. После благословения хлебов он снимает мантию и вста­ет на свое обычное место. На 8-й песни канона на утрене он вновь облачается в мантию и поет 9-ю песнь на архи­ерейском месте. Божественную литургию игумен служит с наперсным крестом и палицей2.

При соборном служении на утрене, во время чтения кафизм, в алтаре читается правило ко святому причаще­нию для служащих (если оно не читается для всей братии монастыря). Игумен читает разрешительную молитву. Проскомидию совершает второй после игумена священ­ник. Если служат более двух диаконов, то третий (а если есть два апостольских чтения, то третий и четвертый) читает Апостол со ступенек архиерейского места.

При соборном служении и на всенощном бдении по чину Протата возжигается поликандилон (πολυκάνδηλον — дословно «многолампадница»), висящий перед Царскими вратами (см. схему нас. 218).

-----------------

1 В последнее время почти во всех обителях установился обычай со­вершения соборного служения также на все праздники, на которые быва­ет бдение, и в воскресные дни.

2 Следует иметь в виду, что на Святой Горе Афон наперсные кресты носят только игумены монастырей, причем надевают их только в празд­ники для служения божественной литургии и снимают после чина о Па­нагии.

Бдение на великие Господские праздники - student2.ru

Наши рекомендации