Бдение на великие Господские праздники
Проскинитарии собора украшаются праздничными пеленами, иконостас — праздничными епитрахилями, вешаются лампады с красивыми стаканчиками и т. д.
Знаменают в праздничное било, в железное било и в великие колокола на три статии. В субботу вечером воскресные песнопения опускаются.
На вечерне поются аниксантарии. «Блажен муж...» всегда опускается2. На «Вся премудростию...» два пономаря возжигают масленки (свечи) четырех подвесных крестов, свечи на гентекиях, прочие свечи и масленки, весь хорос и малые паникадила.
На «Господи, воззвах...» пономари раскачивают хорос и паникадила.
«Богородице Дево, радуйся...» опускается, а поется тропарь праздника трижды. Во время пения тропаря в третий раз диакон исходит из алтаря для каждения. Паникадило на утрене возжигается полностью.
---------
1 Он произносится нараспев, как в будни.
2 В обители св. Павла при совпадении Господского праздника с воскресным днем поются аниксантарии и читается «Блажен муж...» (1-я кафизма) полностью.
При совпадении великого Господского праздника с воскресным днем «Воскресение Христово...», воскресное Евангелие и поклонение Евангелию опускаются. Каноны праздника на 14. Начиная с 9-й песни до славословия (включительно) бывают возжженными хорос и гентекии.
Аллилуиарий на литургии поется. Возжжение свечей и лампад на литургии совершается таким же образом, как на вечерне [4].
Колива не бывает — ни заупокойного, ни святому дня.
На трапезе — две выносные свечи и две кации. Игумен — в праздничной мантии. По возвращении в храм — многолетие игумену.
Бдение на малые Господские праздники
Совершается так же, как бдение на малые Богородичные праздники, но без колива.
Попразднство, случившееся в неделю
Служба празднику соединяется с воскресной. Слав-ник на «Господи, воззвах...» — самого дня праздника. На стиховне вместо Богородична всегда поется соответствующая стихира праздника. На «Хвалитех» — воскресные стихиры. Тропари и кондаки на часах — как в Богородичные праздники, приходящиеся на воскресный день. Если случится память великого святого, то служба ему соединяется со службами праздника и недели. Если празднуется память двух великих святых, то канон одному из них переносится на повечерие.
Отдание Господских и Богородичных праздников, случившееся в неделю
Служба празднику соединяется с воскресной. Поется «Честнейшую...». Апостол и Евангелие — воскресные (Типикон святого Саввы предписывает на отдание Бого-
родичных праздников в неделю читать Апостол и Евангелие недели и Пресвятой Богородице).
О соборном служении
Соборное служение, по древней патриаршей и свято-горской традиции, бывает только на праздники Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий четверг и Великую субботу, в светоносный день Пасхи, на Успение Пресвятой Богородицы и на престольный праздник монастыря1. Совершается служба соответствующего праздника по чину, указанному выше, но со следующими особенностями.
На великой вечерне игумен, в праздничной мантии и с архиерейским жезлом, стоит на архиерейском месте. После благословения хлебов он снимает мантию и встает на свое обычное место. На 8-й песни канона на утрене он вновь облачается в мантию и поет 9-ю песнь на архиерейском месте. Божественную литургию игумен служит с наперсным крестом и палицей2.
При соборном служении на утрене, во время чтения кафизм, в алтаре читается правило ко святому причащению для служащих (если оно не читается для всей братии монастыря). Игумен читает разрешительную молитву. Проскомидию совершает второй после игумена священник. Если служат более двух диаконов, то третий (а если есть два апостольских чтения, то третий и четвертый) читает Апостол со ступенек архиерейского места.
При соборном служении и на всенощном бдении по чину Протата возжигается поликандилон (πολυκάνδηλον — дословно «многолампадница»), висящий перед Царскими вратами (см. схему нас. 218).
-----------------
1 В последнее время почти во всех обителях установился обычай совершения соборного служения также на все праздники, на которые бывает бдение, и в воскресные дни.
2 Следует иметь в виду, что на Святой Горе Афон наперсные кресты носят только игумены монастырей, причем надевают их только в праздники для служения божественной литургии и снимают после чина о Панагии.