Если Рождество попало на воскресенье или Понедельник
· Царских часов нет
· Литургия Иоанна Златоуста — она не относится к Рождеству, на ней не будет ничего Рождественского, это будет просто Литургия Предпразнства Рождества,
· Вечерня, 1 половина
· всенощная
· Литургия Василия Великого.
Куда деваются Царские часы в этом случае, Царские часы тогда переносятся на ближайший день, когда литургию можно не служить. Что это будет за день? — Пятница, т.е. если у нас сочельник в с субботу и в воскресенье, то ближайшим днем будет Пятница. И в этом случае в пятницу поют Царские часы. Вот как меняется состав служб в зависимости от того, попадет Рождество на Понедельник, или воскресенье, или не попадет. Песнопения Рождества Христова гениальные.
Всенощная состоит из Великого Повечерия, на котором всякие покаянные тропари заменены тропарем и кондаком Рождества. Великое повечерие состоит из 3-х частей, после 3-ей части начинается лития, всенощная продолжается уже обычным порядком: лития стихира на стиховне, Ныне отпущаеши, Трисвятое, благословение хлебов, 33 псалом, утреня, обычная праздничная утреня: шестопсалмие, ектения, Бог Господь, тропарь, кафизмы, полиелей, все, как обычно, после 3-ей песни ипакои вместо седальна (потому что это очень большой праздник — есть ипакои), на 9-ой песне вместо библейских стихов поются припевы, так бывает в большие праздники — в двунадесятые и в некоторые другие. Отменяется 9 библейская песнь, т.е. отменяется песнь Богородицы и песнь Захарии — не поется Честнейшую, а вместо этого поются припевы Величай, душе моя, Честнейшую и славнейшую, Величай, душе моя, в вертепе рождшегося царя и т.д.
Кондак Рождества — считается, что это первый кондак Романа Сладкопевца. По преданию — это тот самый кондак, который Божья матерь ему во сне вложила в уста — Дева днесь Пресущественного раждает. Дева сегодня рождает Высшего всякой сущности.
· Литургия Рождества Христова. Изменяемые части…
Вместо изобразительных антифонов поются праздничные антифоны — Литургия имеет обычные особенности для господского двунадесятого праздника, — поётся задостойник, в некоторые большие праздники вместо Трисвятого поется “Елицы по Христа крестистеся”. Еще можно отметить, что Устав предписывает, во время Всенощной Рождества, на Царских часах Рождества читать слова святых Отцов, они опускаются, а зря, некоторые стоило бы прочесть, если даже и не на Всенощной, например, на Литургии перед причастием. Например, Устав предписывает читать слово Григория Богослова на Рождество и на Богоявление (сл. 38), которое начинается словами: — Христос рождается — славите, Христос с небес — срящите, очень красивое слово, одно из самых лучших самых глубоких слов святителя Григория.
После самого праздника начинается Попразднство Рождества Христова, которое длится до 31 декабря. В 1 день попразднства поется служба Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря). На многие большие праздники бывает Собор после праздника празднования в честь того, или иного святого, т.е. в честь того лица, которое сделало возможным празднуемое событие.
На Пятидесятницу, например, сходит на Апостолов Дух Святый, из-за этого на другой день — День Духа Святого. На Богоявление — на другой день — Собор Иоанна Предтечи, также на Рождество — на другой день Собор Пресвятой Богородицы, которая дала Господу Свою плоть. Как и в другие Господские Двунадесятые праздники служба следующего дня — Собора состоит из Великой Вечерни со входом и с великим прокимном. В такие дни бывает на вечерне не обычный прокимен, а великий прокимен. Если Рождество попадет на субботу, то эта вечерня получается в субботу вечером — а на ней и так есть, великий прокимен Господь воцарися. Вот в этом случае великий прокимен переносится на 1 день раньше — поется на вечерне, если Рождество попадает на субботу. А так поется великий прокимен — Кто Бог велий яко Бог наш, совершается Вход — вечерня великая, а вот утреня уже славословная — такой парадокс, когда вечерня больше, чем утреня, потому что накануне была великая продолжительная служба бдения и нужно дать передохнуть молящимся. Поэтому неполная утреня, а немножко сокращенная. На ней полностью повторяется служба Рождества, за исключением Евангелия, потому что нет полиелея, а также кондака — вместо кондака Рождества поется кондак Божьей матери — это единственное песнопение в службе Собор Пресвятой Богородицы, посвященное Божьей Матери — Иже прежде денницы от Отца без Матери родивыйся. Когда в богослужебных текстах говорится о Рождестве Богородицы — чаще всего имеется в виду Рождение Ею Христа — Рождество Твое — чаще всего имеется в виду Христос; католики в частной полемике с православными говорят: “Как же вы отрицаете непорочного зачатия, когда у вас самих часто говорится: “Непорочное Рождество Твое, Пречистое”. Имеется ввиду не непорочное рождество Самой Богороматери, а Христос.
Еще отметим, что Собор Пресвятой Богоматери — это первый праздник Рождества Пресвятой Богоматери, появился в V веке, с этого времени начинается развитие цикла богородичных праздников.
В воскресенье после Рождества празднуется день сродников Христовых по плоти Иосифа Обручника, Давида Царя и Иакова — брата Божия. 25 декабря — одно Рождество, 31 декабря — отдание Рождества — 6 дней попразднства. Если Рождество попадает на воскресенье, то воскресенье после Рождества оказывается в обрезании, и уже здесь не получится спеть службу этих святых. Вот в этом случае, когда Рождество — в воскресенье, служба Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова — Брата Божия поется не через неделю, а на другой день; если же Рождество в любой другой день, тогда эта служба поется, когда нужно, тогда эта служба попадает в попразднство. Вот такая служба сродников Христовых.
На другой день еще празднуется память архидьякона Стефана. Все эти дни выделены красным в календаре 25, 26, 27, потому что во всех старых богослужебных книгах указывается — день Рождества (Пасха?) — праздник тридневный — не семидневный — как сама пасха, а тридневный, вторая малая Пасха. Что может это означать — немножко загадочно, но после Рождества начинаются 2 недели святок, когда отменяется пост, сплошные две недели, а в Светлую седмицу, тоже отменяется пост, при этом предписывается 66 правило Трулльского собора причащаться каждодневно, раз нет поста — можно причащаться без поста.
29 декабря — празднуются Вифлеемские младенцы, тоже как непосредственные участники всего этого сюжета.
1 января — праздник Василия Великого, и Обрезание Господне — понятно, почему 1-го — 8 день по Рождеству. По закону принесли Христа обрезать на 8 день, как положено, это — великий праздник, +, но не двунадесятый. Служится Всенощное бдение. Интересно, что в службе больше, текстов в честь Василия Великого, чем в честь самого Обрезания, и литургия Василия Великого служится тоже в честь самого Василия, который ее написал. Здесь соединяются службы Василия Великого и самого Обрезания.
Со 20го января начало предпразнства Богоявления. Оно длится еще меньше, чем предпразнство Рождества. 2, 3, 4, 5-е всего 4 дня. Служба Богоявления в уставном плане в основном такая, как служба Рождества. Эти праздники были одним — единым праздником, по смыслу и сейчас это единый праздник — явление Бога на земле. Их уставные особенности совершенно одни и те же. Также на повечериях появляются трипеснцы по образцу трипеснцев Страстной седмицы. Такие же правила действуют — для Богоявления, как и для Рождества в плане перенесения Литургии: если на вечерне с понедельника по пятницу, то такое же порядок, как и для Рождества: утром 0 Царские часы, вечерня и Литургия Василия Великого. Если навечерие — в субботу с воскресеньем, то утром — только вечерня. Царские часы в пятницу, литургия Василия Великого — в сам день Богоявления. Это вам должно быть и так ясно.
Цикл рождественских праздников заканчивается Сретением 2-го февраля на 40 день после Рождества. Сретение замыкает собой вот этот цикл рождественский понятий, получается вот какой большой промежуток времени, охватывает собой события, связанные с Рождеством: с 15 ноября старого стиля до 2 февраля старого стиля. И кроме того, Рождество Христово влияет и на другие праздники: Благовещение связано с датой Рождества, соответственно и даты других Богородичных праздников связаны с датой Рождества Христова. Как оказывается, Рождество — центр праздников неподвижного цикла.
Лекция.
Напомню вам особенности праздничного богослужения.
Особенности праздничной вечерни. Праздничная вечерня отличается от будничной:
· во-первых, тем, что вместо рядовой кафизмы поется “Блажен муж”, почему так — это сделано по образцу вечерни Субботы вечером, с которой начинается всенощное бдение. Начинается круг чтения псалтири, псалтирь прочитывается по уставу за неделю, поэтому поется в субботу “Блажен муж” (1 псалом), и по образцу воскресной службы “Блажен муж” поется на праздничной вечерне, на любой;
· во-вторых, на праздничной вечерне совершается Вход, поэтому иначе называется вечерня со входом праздничная;
· в-третьих, на праздничной вечерне особая сугубая ектения, произносится не в конце службы, а в середине, раньше просительной ектении — “Рцем”.
· в-четвертых, отпуст на праздничной вечерне произносится в открытых Царских вратах, не так как на будничной священник выходит и говорит Отпуст, но открываются Царские врата, более торжественно произносится отпуст.
Это отличия праздничной вечерни от будничной.
Но если вечерня входит в состав бдения, то к этим 4 отличия прибавляются еще несколько отличий.
Особенности вечерни в составе бдения:
· во-первых, перед собственно Всенощной должна совершаться малая вечерня и, наоборот, отменяют службы повечерия и полунощницы, одна служба появляется — две службы отменяются
· во-вторых, Всенощная начинается с возгласа утрени — Слава Святей, вместо возгласа вечерни произносится возглас Утрени.
· в-третьих, предначинательный псалом не читается, а поется и сопровождается каждением храма
· в-четвертых, появляется чин литии после просительной ектении, появляется шествие по храму или лития, сопровождается пением стихир, произнесением молитв дьякона, в конце вечерни совершается благословение хлеба и вина, пшеницы и елея, соответственно, вместо тропаря отпустительного поется тропарь на благословение хлебов трижды, читается молитва, поется 33 псалом.
Отличия Праздничной утрени от будничной:
1. На праздничной утрене после кафизм произносятся ектении, тогда как на будничной их как правило нет.
2. После кафизм и седальнов поется специальное праздничное последование — не имеет специального наимевования — оно состоит из полиелея и Евангелия, так же и некоторых других песнопений. Между кафизмой и каноном на будничной утрене только 50 псалом, а на праздничной утрене — целая большая вставка.
3. Канон поется с катавасией, более торжественно, после каждой песни катавасия, что придает службе торжественность.
4. Утреня имеет праздничное окончание: нет стиховных стихир, славословие употребляется в праздничной редакции, ектении переставлены, т.е. сугубая раньше просительной. Ну, и отпуст, естественно, в открытых Царских вратах, также, как и на вечерне.
Утреня в составе бдения, кроме того, не имеет Двупсалмия и начинается без возгласа, потому что возглас “Слава Святей” — произнесен уже перед вечерней — это в составе бдения.
Воскресная утреня и праздничная утреня — не совсем одно и то же. Из чего состоит праздничная, но не воскресная утреня? Включаются Хвалитные псалмы 134, 135: “Хвалите имя Господне” — и избранный псалом, стихи которого выбраны из всей псалтири, который содержит пророчества о праздничном событии, малая ектения, седален по полиелею, дальше поется антифон “От юности моея” 4-го гласа. на праздничной утрени, прокимен, возглас священника, Всякое дыхание, Евангелие, псалом 50 с припевами в конце: Слава, припев, и ныне, припев, Помилуй мя, Боже, и, наконец, стихиры по 50 псалме. И, наконец, молитвы дьякона “Спаси Боже” и возглас “Милостию и щедротами”. Это праздничная утреня.
На воскресной утрени все немножко не так. Вместо полиелея могут петься Непорочны.
Лекция № 11.
Продолжаем изучать тему праздников — праздников Месяцеслова.
Вспомним знаки праздников Месяцеслова:
+ | Великие праздники |
+, совершается бдение +, совершается праздничная служба, но Вечерня и Утреня не объединены | Средние праздники |
, , , без знака | Малые праздники |
В каждый день есть какой-нибудь праздник Месяцеслова. За исключением дней, когда поется служба с Аллилуйя, и некоторых особых дней Триоди Постной и Цветной, поется служба с Бог Господь (по знакам праздников Месяцеслова).