ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Об управлении монастырем
20 общежительных монастырей Святой Афонской Горы находятся в церковной юрисдикции Святейшего Вселенского Патриарха. Имя Вселенского Патриарха возносится за богослужением. Статья вторая первой главы внутреннего устава Великой Лавры «Права Вселенского Патриарха» говорит следующее: «Священная обитель Великой Лавры в отношении духовном находится в канонической юрисдикции Вселенской Патриархии Константинополя, Нового Рима, имя Вселенского Патриарха поминается на всех священных службах по чину Православной Церкви как в обители, так и во всех зависимых от нее подворьях, где бы они ни находились, на Святой Горе и вне ее»1. Под «духовным отношением» подразумеваются права Вселенского Патриарха в том, что касается чистоты церковного вероучения и канонической дисциплины. Прочие стороны жизни святогорских монастырей и их управления независимы от Вселенской Патриархии и любой другой епископской власти.
Статья пятая первой главы («Управление общежитием») второй части внутреннего устава монастыря святого Павла говорит следующее: «Монастырь управляется игуменом, эпи-тропами и духовным собором старцев... Ни одна из сих властей не может сосредоточить управление в своих руках, а также пе-
---------
1 ‘Εσωτερικός κανονισμός τή ‘Ιεράς καί Σεβασμίας Βασιλικής καί Πατριαρχικής Μονής τής Μεγίστης λαύρας τού Άγίου ‘Αθανασίου ‘Αγίου "Ορους "Αθω, "Αγιον "Ορος 1980, σ. 3, 4.· (Далее — устав Лавры).
реложить его на другую власть»1. Шестая статья того же устава говорит, что «чисто духовная власть над всей братией принадлежит игумену, как общему духовному отцу»2. В подавляющем большинстве святогорских монастырей игумен является духовником братии.
К кандидату в игумены, согласно статье седьмой внутреннего устава монастыря святого Павла, предъявляются следующие требования:
«а) он должен отличаться строгим благочестием, достойной подражания нравственной жизнью и быть способным своим нравственным влиянием и качествами соблюсти дисциплину и чин монастыря;
б) он должен прожить в монастыре или на послушаниях вне его по меньшей мере 15 лет со времени своего пострига;
в) ему должно быть не меньше 40 лет;
г) он должен быть из числа соборных старцев монастыря.
В игумены избираются братия нашей священной обители. Только при совершенном недостатке пригодных для игуменства возможно, по решению большинства братии, призвание игумена извне, но в любом случае постриженника Святой Горы».
Во всех афонских монастырях игумен избирается на общем собрании братии. Право на участие в избрании игумена имеют все насельники монастыря, прожившие в нем или на послушаниях вне его не менее 6 лет со дня своего пострига3. В игумены может избираться иеромонах, иеродиакон или простой монах, не имеющий канонических препятствий для священства. Об избрании игумена уведомляются Священный Кинот Святой Афонской Горы и Вселенская Патриархия4. Участие представителей Вселенской Патриархии или других архиереев в чине интронизации игумена не обязательно.
Духовный собор старцев состоит обычно из 6—12 членов. Ежегодно из членов духовного собора избираются 2—3 эпитропа, на которых возлагается участие в повседневном управлении монастырем вместе с игуменом. Более серьезные вопро-
-------
1 ‘Εσωτερικός κανονισμός τής έν Άγίω "Орει ‘Ιεράς Κοινοβιακής Μονής τού Άγίου Παύλου, ‘΄Αγιον ‘΄Ορος 1997. σ. 3. (Далее — устав монастыря св.Павла).
2 Там же. С. 3.
3 Устав Лавры, с. 10; устав монастыря св.Павла, с. 4.
4 Устав монастыря св.Павла, с. 5.
сы управления монастырем обсуждаются на духовном соборе, заседания которого проходят не реже одного раза в неделю. Полномочия и взаимоотношения игумена, эпитропов и духовного собора определяются внутренним уставом.
По определениям первой и второй глав второй части устава Русского монастыря святого великомученика Пантелеймона 1803 года «О должностях игумена» и «О соборе монастырском»1, «собор монастырский есть как бы некая священная дума, в которой по предложению игумена обще с ним рассматриваются все главнейшие дела управления монастырского»2, а его члены — «советники, избираемые игуменом по его усмотрению». По этому уставу «в случае несогласия игумена с собором в важных случаях игумен имеет относиться за решениями к высшему церковному начальству. В малых делах игумен удерживает за собою свободу своего действия, по правилу Василия Великого (ответ 48). Именно: принятие в монастырь мирян, желающих быть монахами, пострижение их и удаление из обители, избрание для хиротонии»3. В большинстве внутренних уставов греческих святогорских монастырей эпитропии и духовному собору предоставляются чрезвычайно широкие права, в явный ущерб игумену и его власти и полномочиям. Отчасти это объясняется тем, что данные уставы принимались в новейшее время (1920 — 1980 гг.) и под определенным влиянием извне. Русский же устав 1803 года свободен от этих влияний, и поэтому в нем более полно отразились предания древнего святогорского общежительного монашества.
Наконец, при серьезных злоупотреблениях со стороны игумена, эпитропов и членов духовного собора все они могут быть отстранены от должности. «Отстранение от должности игумена совершается голосованием на общем собрании братии, а эпитропов и соборных старцев — голосованием на заседаниях духовного собора»4.
------
1 Устав Русского на Афоне святого великомученика и целителя Пантелеймона общежительного монастыря (далее — устав Русского монастыря) // К Свету, № 16. С. 174-176.
2 Там же.
3 Там же.
4 Устав монастыря св.Павла, с. 6.
О послушаниях
Ежегодно 1 января (юлианский календарь) или в один из ближайших дней в игуменской монастыря проходит заседание духовного собора, на котором братия назначаются на послушания. Каждый насельник монастыря назначается на послушание сроком на 1 год. По святогорскому обычаю каждый год братиям даются новые послушания, но в случае необходимости духовный собор может оставить брата на старом послушании и на следующий год. После того как духовный собор распределит послушания, в игуменскую по старшинству входят братия, берут благословение у игумена, и он в присутствии соборных старцев доводит до каждого решение духовного собора.
Перечень послушаний обычно находится во внутреннем уставе монастыря. Увеличение или уменьшение числа послушаний возможно только по решению духовного собора. В шестой главе («Братские послушания») внутреннего устава Великой Лавры упоминаются следующие послушания:
— представитель монастыря в Священном Киноте;
— секретарь монастыря;
— казначей монастыря;
— помощник эконома1 (на четыре вышеуказанных послушания назначаются только члены духовного собора);
— сопроводитель гостей (экскурсовод);
— привратник;
— гостинник;
— игумениарис (помощник игумена);
— пономарь, или экклисиарх;
— уставщик;
— виматарис, или ризничий (иеромонах, ответственный за алтарь и святые мощи);
— келарь (хранитель съестных припасов);
— повар;
— пекарь;
— больничный и попечитель о старой братии;
— трапезник;
— просфорник;
--------
1 Экономом Великой Лавры считается Сама Пречистая Дева Богородица.
— портной;
— сапожник;
— смотритель корабельной пристани;
— садовник и огородник;
— виноградарь.
Перечень послушаний примерно одинаков для всех общежительных монастырей. При необходимости и для исполняющих вышеуказанные должности может назначаться один или несколько помощников.
По традиции некоторых общежительных келлий с небольшим братством, основные послушания (такие как повар, пономарь и пр.) меняются каждую неделю. Такова, например, традиция Святой Благовещенской келлий в Кариес, число насельников которой вместе с настоятелем составляет шесть человек.
Иеромонахи обители несут послушание седмичных по очереди, по старшинству хиротонии.
О монашеском постриге
В греческих монастырях Святой Горы существуют разные традиции монашеского пострига. В большинстве монастырей послушники по прохождении искуса от одного до трех лет постригаются в рясофор. Рясофорные монахи могут быть рукоположены в священный сан; при несении ими послушания седмичного священника, канонарха и пономаря они носят мантию, их имена вписываются в монахологий обители, то есть они считаются каноническими членами братства. Обычно при постриге в рясофор монаху дается новое имя. По истечении определенного срока (в большинстве общежительных монастырей — около трех лет) рясофорные монахи постригаются в великую схиму. Имя при этом может меняться или не меняться. Постриг в малую схиму существует в тех немногих монастырях, где нет пострига в рясофор. Постриженные в малую схиму также по истечении примерно трех лет принимают великую схиму. Возможен и постриг послушника сразу в великую схиму, но такие случаи не часты.
Таким образом, в великую схиму, раньше или позже, постригаются все монахи греческих святогорских монастырей. Самый долгий искус перед постригом в великую схиму су-
ществует в монастыре святого Филофея и духовно близких ему обителях, где от пострига в рясофор до пострига в великую схиму проходит обычно 10—15 лет. Но столь долгий срок искуса — нетипичное явление для святогорского киновийного монашества.
Монахи-великосхимники могут быть рукоположены в любую священную степень. Все игумены святогорских греческих общежительных монастырей пострижены в великую схиму.
Седмичный иеромонах, совершающий постриг, должен сам быть пострижен в ту степень, чин которой он совершает (то есть, например, рясофорный или манатейный иеромонах не может совершать постриг в великую схиму).
Все святогорские монахи стоят на богослужении в рясе и скуфье с куколем.
Схима и многокрестие (особо сплетенные веревочные кресты) надеваются под рясу только при причащении Святых Христовых Тайн и при совершении священномонахами-великосхимниками божественной литургии.
Следует также заметить, что в афонских монастырях рукоположение монахов в священный сан определяется богослужебной необходимостью. Подавляющее большинство насельников святогорских общежительных монастырей — простые монахи. Так, например, в монастыре святого Павла среди приблизительно 30 человек братства — 4 иеромонаха и 1 иеродиакон. В монастыре святого Филофея приблизительно на 40—45 человек братства приходится такое же, как в монастыре святого Павла, число священнослужителей. В большинстве общежительных монастырей соотношение примерно такое же.
Все постриги и рукоположения совершаются по решению игумена и духовного собора. Благословение Вселенского Патриарха для рукоположения не требуется.
О келейной молитве
В святогорских обителях келейное монашеское правило совершается преимущественно по четкам. Параграф «О келейном исполнении всем положенного канона» пятой главы устава Русского монастыря 1803 года гласит: «В келлияхвсем положенный канон исполняется во время ночи пред утреней, для чего за час до оной братия возбуждаются звоном в колокол. Ка-
нон этот для схимонахов состоит из 12 четок с малыми поклонами и одной с великими, для монахов манатейных из 6 четок с малыми поклонами и из 50 великих поклонов, а для новоначальных из 3 четок с малыми поклонами и 33 великих поклонов. Только при этом во все субботы и дни воскресные, бденные и полиелейные праздники, также и во всю пятидесятницу, как повелевают правила Святой нашей Церкви, великие поклоны оставляются»1.
В основном это правило примерно одинаково для всех общежительных монастырей Святой Горы. Особенности же его совершения в греческих обителях следующие:
а) в большинстве монастырей существуют только две степени келейного правила: для послушников — 3—5 четок и 30— 50 земных поклонов и для монахов — 12 четок и 100—150 (для великосхимников 300) земных поклонов. Монашеское правило исполняется при этом всеми монахами, от рясофорных до великосхимников;
б) в древнейших общежительных монастырях Иисусова молитва читается следующим образом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Молитва Пресвятой Богородице читается так: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго». В новейших общежительных монастырях словесная форма молитв может быть несколько иной (например: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»);
в) на 12 четок-сотниц молитвы распределяются следующим образом: Господу Иисусу Христу — 9 четок; Пресвятой Богородице — 3 четки. При необходимости особой молитвы, например о упокоении усопшей братии или сродников, о умирении враждующих и тому подобное, она также совершается преимущественно по четкам, с благословения духовника;
г) в греческих монастырях земные поклоны при совершении келейного правила оставляются только в воскресные дни всего года и во всю Светлую седмицу. Во все бденные праздники, включая двунадесятые, земные поклоны в келлии совершаются;
д) келейное правило совершают стоя, с крестным знамением и малым поясным поклоном на каждой молитве;
---------
1 Устав Русского монастыря, с. 165,166.
е) в большинстве общежительных монастырей правило ко святому причащению читается в храме по книге (канон и молитвы). В монастыре святого Филофея и духовно близких ему обителях правило ко святому причащению читается келейно по четкам (1200—1500 молитв «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»). Для святогорского общежительного монашества это явление нетипично.
Следует упомянуть и о прочих особенностях совершения молитвенного правила в так называемых филофеитских монастырях. Так, насельники этих обителей поднимаются на келейное правило не за 1—1,5, как в большинстве общежитии, а за 4 часа до полунощницы. Обычно после принятия кофе или чая монахи исполняют келейное правило, такое же по объему, как и в других обителях. Исполнение правила обычно занимает у них около 1 часа. Иисусова молитва у филофеитов читается так: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». После совершения правила по четкам иноки занимаются умной молитвой, обычно без четок, какое-то определенное время по часам, в зависимости от возможностей каждого (например, 0,5 — 1 час). После этого оставшееся до полунощницы время проходит в чтении Священного Писания, Псалтири, святоотеческих творений. Такое еженощное бдение основано на духовном предании блаженного святогорского старца Иосифа Исихаста (+ 1959)1, ученик которого, архимандрит Ефрем, стал затем игуменом монастыря святого Филофея. Вышеуказанный образ еженощного келейного бдения был таким образом привнесен из келлиотской практики блаженного старца Иосифа в те общежительные монастыри Святой Горы, игуменами которых стали затем постриженники и духовные чада старца Ефрема. Этим обусловлены и прочие особенности монашеской жизни в филофеитских монастырях.
Наконец, о скорости совершения келейного молитвенного правила. Обычно на Святой Горе на исполнение ста Иисусовых молитв по четкам уходит от 2—3 до 10 минут, то есть сравнительно с русским монашеским преданием молитва совершается быстро. Основания для быстрого совершения молитвы
-------
1 См. о нем: Монах Иосиф. Старей Иосиф Исихаст. Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Свято-Преображенский Валаамский мужской ставропигиальный монастырь, 2000. Изд. 2-е, испр. — 384 с.
находятся в устном святогорском предании и в некоторых памятниках современной монашеской письменности.