ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Об управлении монастырем

20 общежительных монастырей Святой Афонской Горы находятся в церковной юрисдикции Святейшего Вселенского Патриарха. Имя Вселенского Патриарха возносится за богослу­жением. Статья вторая первой главы внутреннего устава Вели­кой Лавры «Права Вселенского Патриарха» говорит следующее: «Священная обитель Великой Лавры в отношении духовном на­ходится в канонической юрисдикции Вселенской Патриархии Константинополя, Нового Рима, имя Вселенского Патриарха поминается на всех священных службах по чину Православной Церкви как в обители, так и во всех зависимых от нее подворьях, где бы они ни находились, на Святой Горе и вне ее»1. Под «ду­ховным отношением» подразумеваются права Вселенского Пат­риарха в том, что касается чистоты церковного вероучения и ка­нонической дисциплины. Прочие стороны жизни святогорских монастырей и их управления независимы от Вселенской Патри­архии и любой другой епископской власти.

Статья пятая первой главы («Управление общежитием») второй части внутреннего устава монастыря святого Павла го­ворит следующее: «Монастырь управляется игуменом, эпи-тропами и духовным собором старцев... Ни одна из сих властей не может сосредоточить управление в своих руках, а также пе-

---------

1 ‘Εσωτερικός κανονισμός τή ‘Ιεράς καί Σεβασμίας Βασιλικής καί Πατριαρχικής Μονής τής Μεγίστης λαύρας τού Άγίου ‘Αθανασίου ‘Αγίου "Ορους "Αθω, "Αγιον "Ορος 1980, σ. 3, 4.· (Далее — устав Лавры).

реложить его на другую власть»1. Шестая статья того же устава говорит, что «чисто духовная власть над всей братией принад­лежит игумену, как общему духовному отцу»2. В подавляющем большинстве святогорских монастырей игумен является ду­ховником братии.

К кандидату в игумены, согласно статье седьмой внутрен­него устава монастыря святого Павла, предъявляются следую­щие требования:

«а) он должен отличаться строгим благочестием, достой­ной подражания нравственной жизнью и быть способным сво­им нравственным влиянием и качествами соблюсти дисцип­лину и чин монастыря;

б) он должен прожить в монастыре или на послушаниях вне его по меньшей мере 15 лет со времени своего пострига;

в) ему должно быть не меньше 40 лет;

г) он должен быть из числа соборных старцев монастыря.

В игумены избираются братия нашей священной обите­ли. Только при совершенном недостатке пригодных для игу­менства возможно, по решению большинства братии, призва­ние игумена извне, но в любом случае постриженника Святой Горы».

Во всех афонских монастырях игумен избирается на общем собрании братии. Право на участие в избрании игумена имеют все насельники монастыря, прожившие в нем или на послуша­ниях вне его не менее 6 лет со дня своего пострига3. В игумены может избираться иеромонах, иеродиакон или простой монах, не имеющий канонических препятствий для священства. Об избрании игумена уведомляются Священный Кинот Святой Афонской Горы и Вселенская Патриархия4. Участие предста­вителей Вселенской Патриархии или других архиереев в чине интронизации игумена не обязательно.

Духовный собор старцев состоит обычно из 6—12 членов. Ежегодно из членов духовного собора избираются 2—3 эпи­тропа, на которых возлагается участие в повседневном управ­лении монастырем вместе с игуменом. Более серьезные вопро-
-------

1 ‘Εσωτερικός κανονισμός τής έν Άγίω "Орει ‘Ιεράς Κοινοβιακής Μονής τού Άγίου Παύλου, ‘΄Αγιον ‘΄Ορος 1997. σ. 3. (Далее — устав монастыря св.Павла).

2 Там же. С. 3.

3 Устав Лавры, с. 10; устав монастыря св.Павла, с. 4.

4 Устав монастыря св.Павла, с. 5.

сы управления монастырем обсуждаются на духовном соборе, заседания которого проходят не реже одного раза в неделю. Полномочия и взаимоотношения игумена, эпитропов и духов­ного собора определяются внутренним уставом.

По определениям первой и второй глав второй части устава Русского монастыря святого великомученика Пантелеймона 1803 года «О должностях игумена» и «О соборе монастыр­ском»1, «собор монастырский есть как бы некая священная ду­ма, в которой по предложению игумена обще с ним рассматри­ваются все главнейшие дела управления монастырского»2, а его члены — «советники, избираемые игуменом по его усмот­рению». По этому уставу «в случае несогласия игумена с собо­ром в важных случаях игумен имеет относиться за решениями к высшему церковному начальству. В малых делах игумен удерживает за собою свободу своего действия, по правилу Ва­силия Великого (ответ 48). Именно: принятие в монастырь ми­рян, желающих быть монахами, пострижение их и удаление из обители, избрание для хиротонии»3. В большинстве внутрен­них уставов греческих святогорских монастырей эпитропии и духовному собору предоставляются чрезвычайно широкие пра­ва, в явный ущерб игумену и его власти и полномочиям. Отчас­ти это объясняется тем, что данные уставы принимались в но­вейшее время (1920 — 1980 гг.) и под определенным влиянием извне. Русский же устав 1803 года свободен от этих влияний, и поэтому в нем более полно отразились предания древнего свя­тогорского общежительного монашества.

Наконец, при серьезных злоупотреблениях со стороны игу­мена, эпитропов и членов духовного собора все они могут быть отстранены от должности. «Отстранение от должности игуме­на совершается голосованием на общем собрании братии, а эпитропов и соборных старцев — голосованием на заседаниях духовного собора»4.

------

1 Устав Русского на Афоне святого великомученика и целителя Пан­телеймона общежительного монастыря (далее — устав Русского монас­тыря) // К Свету, № 16. С. 174-176.

2 Там же.

3 Там же.

4 Устав монастыря св.Павла, с. 6.

О послушаниях

Ежегодно 1 января (юлианский календарь) или в один из ближайших дней в игуменской монастыря проходит заседание духовного собора, на котором братия назначаются на послуша­ния. Каждый насельник монастыря назначается на послуша­ние сроком на 1 год. По святогорскому обычаю каждый год бра­тиям даются новые послушания, но в случае необходимости ду­ховный собор может оставить брата на старом послушании и на следующий год. После того как духовный собор распределит послушания, в игуменскую по старшинству входят братия, бе­рут благословение у игумена, и он в присутствии соборных старцев доводит до каждого решение духовного собора.

Перечень послушаний обычно находится во внутреннем уставе монастыря. Увеличение или уменьшение числа послу­шаний возможно только по решению духовного собора. В шес­той главе («Братские послушания») внутреннего устава Вели­кой Лавры упоминаются следующие послушания:

— представитель монастыря в Священном Киноте;

— секретарь монастыря;

— казначей монастыря;

— помощник эконома1 (на четыре вышеуказанных послу­шания назначаются только члены духовного собора);

— сопроводитель гостей (экскурсовод);

— привратник;

— гостинник;

— игумениарис (помощник игумена);

— пономарь, или экклисиарх;

— уставщик;

— виматарис, или ризничий (иеромонах, ответственный за алтарь и святые мощи);

— келарь (хранитель съестных припасов);

— повар;

— пекарь;

— больничный и попечитель о старой братии;

— трапезник;

— просфорник;

--------

1 Экономом Великой Лавры считается Сама Пречистая Дева Богоро­дица.

— портной;

— сапожник;

— смотритель корабельной пристани;

— садовник и огородник;

— виноградарь.

Перечень послушаний примерно одинаков для всех обще­жительных монастырей. При необходимости и для исполняю­щих вышеуказанные должности может назначаться один или несколько помощников.

По традиции некоторых общежительных келлий с неболь­шим братством, основные послушания (такие как повар, по­номарь и пр.) меняются каждую неделю. Такова, например, традиция Святой Благовещенской келлий в Кариес, число на­сельников которой вместе с настоятелем составляет шесть че­ловек.

Иеромонахи обители несут послушание седмичных по очереди, по старшинству хиротонии.

О монашеском постриге

В греческих монастырях Святой Горы существуют разные традиции монашеского пострига. В большинстве монастырей послушники по прохождении искуса от одного до трех лет по­стригаются в рясофор. Рясофорные монахи могут быть руко­положены в священный сан; при несении ими послушания седмичного священника, канонарха и пономаря они носят мантию, их имена вписываются в монахологий обители, то есть они считаются каноническими членами братства. Обычно при постриге в рясофор монаху дается новое имя. По истече­нии определенного срока (в большинстве общежительных мо­настырей — около трех лет) рясофорные монахи постригаются в великую схиму. Имя при этом может меняться или не ме­няться. Постриг в малую схиму существует в тех немногих мо­настырях, где нет пострига в рясофор. Постриженные в малую схиму также по истечении примерно трех лет принимают вели­кую схиму. Возможен и постриг послушника сразу в великую схиму, но такие случаи не часты.

Таким образом, в великую схиму, раньше или позже, по­стригаются все монахи греческих святогорских монастырей. Самый долгий искус перед постригом в великую схиму су-

ществует в монастыре святого Филофея и духовно близких ему обителях, где от пострига в рясофор до пострига в великую схиму проходит обычно 10—15 лет. Но столь долгий срок иску­са — нетипичное явление для святогорского киновийного мо­нашества.

Монахи-великосхимники могут быть рукоположены в лю­бую священную степень. Все игумены святогорских греческих общежительных монастырей пострижены в великую схиму.

Седмичный иеромонах, совершающий постриг, должен сам быть пострижен в ту степень, чин которой он совершает (то есть, например, рясофорный или манатейный иеромонах не может совершать постриг в великую схиму).

Все святогорские монахи стоят на богослужении в рясе и скуфье с куколем.

Схима и многокрестие (особо сплетенные веревочные кресты) надеваются под рясу только при причащении Святых Христовых Тайн и при совершении священномонахами-вели­косхимниками божественной литургии.

Следует также заметить, что в афонских монастырях руко­положение монахов в священный сан определяется богослу­жебной необходимостью. Подавляющее большинство насель­ников святогорских общежительных монастырей — простые монахи. Так, например, в монастыре святого Павла среди при­близительно 30 человек братства — 4 иеромонаха и 1 иеродиа­кон. В монастыре святого Филофея приблизительно на 40—45 человек братства приходится такое же, как в монастыре свято­го Павла, число священнослужителей. В большинстве обще­жительных монастырей соотношение примерно такое же.

Все постриги и рукоположения совершаются по решению игумена и духовного собора. Благословение Вселенского Пат­риарха для рукоположения не требуется.

О келейной молитве

В святогорских обителях келейное монашеское правило совершается преимущественно по четкам. Параграф «О келей­ном исполнении всем положенного канона» пятой главы уста­ва Русского монастыря 1803 года гласит: «В келлияхвсем поло­женный канон исполняется во время ночи пред утреней, для чего за час до оной братия возбуждаются звоном в колокол. Ка-

нон этот для схимонахов состоит из 12 четок с малыми покло­нами и одной с великими, для монахов манатейных из 6 четок с малыми поклонами и из 50 великих поклонов, а для новона­чальных из 3 четок с малыми поклонами и 33 великих покло­нов. Только при этом во все субботы и дни воскресные, бден­ные и полиелейные праздники, также и во всю пятидесятницу, как повелевают правила Святой нашей Церкви, великие по­клоны оставляются»1.

В основном это правило примерно одинаково для всех об­щежительных монастырей Святой Горы. Особенности же его совершения в греческих обителях следующие:

а) в большинстве монастырей существуют только две сте­пени келейного правила: для послушников — 3—5 четок и 30— 50 земных поклонов и для монахов — 12 четок и 100—150 (для великосхимников 300) земных поклонов. Монашеское прави­ло исполняется при этом всеми монахами, от рясофорных до великосхимников;

б) в древнейших общежительных монастырях Иисусова мо­литва читается следующим образом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Молитва Пресвятой Богородице читается так: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго». В новейших общежительных монастырях словесная форма мо­литв может быть несколько иной (например: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»);

в) на 12 четок-сотниц молитвы распределяются следую­щим образом: Господу Иисусу Христу — 9 четок; Пресвятой Богородице — 3 четки. При необходимости особой молитвы, например о упокоении усопшей братии или сродников, о уми­рении враждующих и тому подобное, она также совершается преимущественно по четкам, с благословения духовника;

г) в греческих монастырях земные поклоны при соверше­нии келейного правила оставляются только в воскресные дни всего года и во всю Светлую седмицу. Во все бденные праздни­ки, включая двунадесятые, земные поклоны в келлии совер­шаются;

д) келейное правило совершают стоя, с крестным знамени­ем и малым поясным поклоном на каждой молитве;

---------

1 Устав Русского монастыря, с. 165,166.

е) в большинстве общежительных монастырей правило ко святому причащению читается в храме по книге (канон и молит­вы). В монастыре святого Филофея и духовно близких ему оби­телях правило ко святому причащению читается келейно по чет­кам (1200—1500 молитв «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»). Для святогорского общежительного монашества это явление нетипично.

Следует упомянуть и о прочих особенностях совершения молитвенного правила в так называемых филофеитских мо­настырях. Так, насельники этих обителей поднимаются на ке­лейное правило не за 1—1,5, как в большинстве общежитии, а за 4 часа до полунощницы. Обычно после принятия кофе или чая монахи исполняют келейное правило, такое же по объему, как и в других обителях. Исполнение правила обычно занима­ет у них около 1 часа. Иисусова молитва у филофеитов читается так: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». После соверше­ния правила по четкам иноки занимаются умной молитвой, обычно без четок, какое-то определенное время по часам, в за­висимости от возможностей каждого (например, 0,5 — 1 час). После этого оставшееся до полунощницы время проходит в чтении Священного Писания, Псалтири, святоотеческих тво­рений. Такое еженощное бдение основано на духовном преда­нии блаженного святогорского старца Иосифа Исихаста (+ 1959)1, ученик которого, архимандрит Ефрем, стал затем игуменом монастыря святого Филофея. Вышеуказанный об­раз еженощного келейного бдения был таким образом привне­сен из келлиотской практики блаженного старца Иосифа в те общежительные монастыри Святой Горы, игуменами которых стали затем постриженники и духовные чада старца Ефрема. Этим обусловлены и прочие особенности монашеской жизни в филофеитских монастырях.

Наконец, о скорости совершения келейного молитвенного правила. Обычно на Святой Горе на исполнение ста Иисусо­вых молитв по четкам уходит от 2—3 до 10 минут, то есть срав­нительно с русским монашеским преданием молитва соверша­ется быстро. Основания для быстрого совершения молитвы
-------

1 См. о нем: Монах Иосиф. Старей Иосиф Исихаст. Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Свято-Преображенский Валаамский мужской ставропи­гиальный монастырь, 2000. Изд. 2-е, испр. — 384 с.

находятся в устном святогорском предании и в некоторых па­мятниках современной монашеской письменности.

Наши рекомендации