Светлое Христово Воскресение Пасха


Светлое Христово Воскресение Пасха - student2.ru

дение. Вечером в Великую субботу храм тор­жественно украшается. На подсвечниках, па­никадилах и хоросе устанавливаются новые свечи.

Перед началом пасхального богослужения читаются Деяния святых апостолов [1]. Пономарь ставит складной аналой для чтения на обычном месте, возжигает над ним светильник и, сотворив поклон игумену, ударяет в буд­ничное железное било.

Священник возглашает «Благословен Бог наш...», и игумен начинает чтение первых глав Деяний святых апостолов1. Уставщик в определенное время останавли­вает игумена, и чтение продолжают братия, назначаемые уставщиком, по очереди.

После того как Деяния святых апостолов будут про­читаны полностью, священник не совершает отпуст, а сразу возглашает «Молитвами святых отец наших...». За­тем пономарь 12 раз ударяет в самый большой колокол монастыря и начинается полунощница (πρό τής Άναστά-

------

1 В обители святого Павла в 1 час дня начинается малое повечерие, после которого следует чтение Деяний и в конце возглас «Молитвами святых отец наших...».

σεως ‘Ακολουθία). Пономарь возжигает свечи и масленки на подсвечниках и раздает свечи братии.

Канон «Волною морскою...» поется так же, как на ут­рене Великой субботы: 1-я и 3-я песни медленно поются певчими, прочие же песни обиходно — отцами, назнача­емыми уставщиком (кроме «старческой» 9-й песни).

После канона возле проскинитария начинается чте­ние слова на Великую субботу святителя Епифания Кипр­ского («Что сие? Молчание многое на земли»)1.

Игумен и священники с диаконами входят в алтарь и облачаются в праздничные облачения (полностью)2.

Пономари гасят все масленки, свечи и лампады в храме и затем ставят вне храма — на том месте, где бу­дут торжественно петь «Христос воскресе...» со стихами (ή τελετή τής Αναστάσεως) [2] — складной аналой С праздничным покровом.

Когда священники облачатся, уставщик прерывает чтение. Игумен, поя «Приидите, приимите свет...», ис­ходит из Царских врат3. Клиросы по одному разу поют «Приидите, приимите...». Впереди крестного хода идут два монаха с выносными свечами, за ними — священни­ки, держащие свечи в руках, с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...». Один из священников несет ико-
----------

1 См.: РG 43, 440—464. Русский перевод см. в сборнике «Святоотечес-кие поучения на дни Страстной седмицы» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001).

2 Или же священники облачаются только в фелони и епитрахили, а облачение на божественную литургию совершается после 3-й песни кано­на на утрене. Сам игумен облачается полностью и на пасхальную утреню.

3 Во многих обителях во время чтения слова св. Епифания гасятся все свечи и лампады в храме и алтаре, кроме лампады за святым престолом. Игумен, поя «Приидите, приимите свет...», возжигает от этой лампады свою свечу, от свечи игумена возжигает свои свечи духовенство в алтаре, затем игумен отверзает завесу Царских врат и встает в них (створки Цар­ских врат обычно снимаются до конца Светлой седмицы). Все братия, со­бравшиеся к этому моменту возле Царских врат, возжигают свои свечи от свечи игумена. Пономари возжигают в храме лампады, свечи и прочее. Далее по тексту. Чин раздачи пасхального огня зафиксирован в Типико­не монастыря Преподобного Дионисия (см.: Τυπικον Διονυσίου, σ. 492).

ну Воскресения Христова. Все останавливаются перед входом в храм, где стоит складной аналой.

С началом пения игуменом первого «Христос вос­кресе...» — звон в великие колокола1. «Христос воскре­се...» поется 13 раз медленным, так называемым «древ­ним» напевом. (Если не все 13 раз медленно, то хотя бы первый раз — игуменом и четвертый и пятый раз — хора­ми). Игумен и после него певчие поют «Христос вос­кресе...» по три раза, затем отцы, назначаемые устав­щиком, — шесть раз и в завершение снова игумен — до половины, и за ним правый хор — оставшуюся половину.

Далее следует великая ектения, и все возвращаются в храм при пении Пасхального канона, который канонар­шит чтец2. Храм в этот момент бывает уже залит ярким светом всех лампад, паникадил, хороса, свечей, воз­жженных заблаговременно пономарями [3]. Все паника­дила и хорос раскачиваются.

Каждая песнь канона поется двумя назначаемыми уставщиком священниками, которые занимают место певчих на клиросах3.

На 1-й песни канона игумен, сопровождаемый двумя диаконами, один из которых идет впереди, а другой сза­ди него, кадит храм. В левой руке игумен и диаконы дер­жат кресты со свечами. Игумен кадит всех находящихся в храме (по очереди), приветствуя каждого словами «Христос воскресе», на что каждый отвечает игумену «Воистину воскресе».

-------

1 Обычно во время пения «Христос Воскресе...» после «Слава Свя­тей...» знаменают во все имеющиеся в обители колокола и деревянные и железные била.

2 Пасхальный канон поется на 14. В некоторых обителях Богородич­ные тропари Пасхального канона не поются до пятка Светлой седмицы (см.: Указание особенностей церковного богослужения на Афоне. М., 1994. С. 131).

3 То есть священники и диаконы, в облачениях, занимают места в стасидиях на клиросах и поют по очереди тропари Пасхального канона (с 1-й по 3-ю или с 1-й по 6-ю песни).

В конце 1-й песни первый диакон произносит малую ектению, возглас — игуменский. Два следующих свя­щенника начинают петь 3-ю песнь, а второй после игу­мена по старшинству священник в сопровождении двух диаконов кадит храм. Такой же порядок на остальных песнях. Но на 6-й песни [4] священник идет по храму не с кадилом, а с особым сосудом (μνροδοχείον), наполнен­ным благовонной жидкостью, и кропит ею всех находя­щихся в храме.

По 6-й песни, как обычно, звон в железное било. За­тем читается правило ко святому причащению по особо­му чину: вместо канона и псалмов читается последова­ние пасхальных часов (1 раз), а после него — молитвы ко святому причащению. Разрешительную молитву читает игумен непосредственно перед святым причащением.

9-я песнь с эксапостилариями поется игуменом и вторым по старшинству священником монастыря.

Хвалитные псалмы не поются, так как Псалтирь не стихословится во всю Светлую седмицу. Сразу после «Хвалите Его, вси ангел и Его...» — стихиры с соответст­вующими стихами.

Священники исходят из алтаря и поют стихиры Пас­хи. Первым исходит игумен, держа в руках малое Еван­гелие [5], и встает на архиерейском месте. Второй свя­щенник, идущий с иконой Воскресения Христова за игуменом, целует Евангелие, а игумен — икону. После этого они христосуются друг с другом. Второй священ­ник занимает стасидию возле игумена. Третий священ­ник, с иконой в руках, также христосуется с игуменом и вторым священником и встает в следующую стасидию. И далее христосуются с игуменом и стоящими за ним от­цами, соблюдая очередность по старшинству, остальные священники с иконами, диаконы с крестами и рипидами и прочие отцы (без икон) и паломники. Каждый за­нимает свободную стасидию возле идущего перед ним на

правом или левом клиросе и дальше, до тех пор пока все не похристосуются друг с другом.

На «Слава, и ныне» пасхальных стихир на левом кли­росе поется медленное «Воскресения день...» Мануила Хрисафиса [6] с кратимой (териремом), чтобы все успе­ли похристосоваться.

Затем поется «Христос Воскресе...» (трижды), и игу­мен с архиерейского места читает «Огласительное слово на Святую Пасху» святителя Иоанна Златоустого. После чтения поется тропарь святителю, произносятся екте­ний и совершается отпуст. Пасхальные часы читаются в средней части храма.

Во время чтения пасхальных часов пономарь обходит вокруг храма, ударяя в ручное било на три статии. Не­сколько человек из братии одновременно с ним знаме­нают в колокола и в железные и деревянные празднич­ные, будничные и ручные била. Так же совершается звон во все дни Светлой седмицы (перед полунощницей, ли­тургией, вечерней и повечерием).

Паникадила гасят не на часах, а в конце литургии после «Ангел вопияше...». Царские врата не закрывают­ся до бдения в неделю Антипасхи (в некоторых монасты­рях есть обычай снимать створки Царских врат и уно­сить их в нартекс).

На литургии, по изволению уставщика, поются праздничные антифоны с блаженнами. На «Елицы во Христа крестистеся...» два пономаря с воздухами кадят праздичными кациями. Ектения об оглашенных не про­износится. Сразу после Евангелия начинается Херувим­ская [7]1. Перед великим входом раскачиваются хорос и паникадила.

--------

1 Если и имеется какое-то обоснование для отсутствия ектений об оглашенных (см. прим. 7 к настоящей главе), то оснований для сокраще­ния прочих ектений между Евангелием и Херувимской нет. Обычно они и произносятся неопустительно. Следует отметить, что отдельной заупо­койной ектений в греческом чинопоследовании литургии нет вообще.

По древней афонской традиции, «Ангел вопияше...» поется перед чудотворной иконой Пресвятой Богороди­цы (ее обычное место — на левой передней колонне со­борного храма) или если такой иконы нет, то перед мест­ной Богородичной иконой. После «Ангел вопияше...» остаются возжженными только лампады и свеча проскинитария, все остальные светильники гасятся.

Перед святым причащением игумен читает разреши­тельную молитву. Причащаются все. Во время причаще­ния многократно поется «Тело Христово приимите. Ис­точника безсмертнаго вкусите. Аллилуйя» на 3-й глас.

Братия держат в руках горящие свечи до конца ли­тургии. После отпуста игумен произносит: «Христос воскресе», все отвечают: «Воистину воскресе». Это вза­имное приветствие повторяется трижды. Затем игумен говорит: «Слава святому тридневному Его воскресе­нию», на что братия отвечает: «Покланяемся Его три­дневному воскресению»1.

На трапезу исходят с двумя выносными свечами. Игумен — в праздничной мантии и с жезлом. Звон в ве­ликие колокола. На последовании трапезы — две кации.

Перед трапезой вместо «Отче наш...» поется «Свети­ся, светися...», «Христос Воскресе...» (трижды), «Госпо­ди, помилуй» (трижды), «Благослови». Вместо «Благо­дарим Тя...» — то же самое.

Вместо «Молитвами святых отец наших...» игумен и чтец произносят тропарь Пасхи «Христос воскресе...»2. Совершается возношение целой Богородичной просфо­ры. Обычный чин о Панагии («Велико имя...» и далее) заменяется пасхальным («Христос воскресе...», «Слава святому тридневному Его воскресению...» и далее).

Артос не раздробляется. Все только прикладываются к нему после утренней трапезы ежедневно до пятка
---------

1 То же после всех отпустов на Светлой седмице.

2 Тропарь «Христос воскресе...» (полностью) произносится священ­ником после всех отпустов до отдания Пасхи вместо «Молитвами святых отец наших...».

Светлой седмицы включительно. Артос раздробляется в субботу (на утренней трапезе), так как вся Светлая сед­мица считается одним днем.

После трапезы все возвращаются в соборный храм, где поется многолетие игумену и совершается конечный отпуст. Паникадило и хорос предварительно раскачива­ются.

Вечерня в первый день Пасхи. В большой соборной за­ле (μέγα συνοδικόν) или в игуменской священники, диако­ны и игумен облачаются во все священные одежды1 [8] и читают 9-й час пасхальным чином.

Пономари возжигают все масленки, свечи и лампады в храме и раскачивают паникадила и хорос.

Игумен возглашает «Благословен Бог наш...» в со­борной зале, и затем все, держа свечи в руках, с пением медленного «Христос воскресе...» исходят в храм. Благо­вест «во вся» — как утром перед литургией. После пения тринадцати «Христос воскресе...» — великая ектения и «Господи, воззвах..» (без стихословия псалмов). На «Да исправится...» игумен с двумя диаконами начинает ка­дить храм, приветствуя каждого пасхальным приветст­вием «Христос воскресе» [9].

Две первые стихиры певчие поют из «Άναστασιματάριον άργόν» преподобного Иоанна Дамаскина [10]. Перед вхо­дом с Евангелием пономарь ставит в притворе складной аналой для Евангелия, лицом к востоку.

Совершается вход с Евангелием и поется великий прокимен. Затем диакон с Евангелием в руках исходит из алтаря и в предшествии двух пономарей с выносными свечами идет в притвор. Священники с текстом Еванге­лия на разных языках распределяются по стасидиям по всему храму [11].

Игумен встает в Царских вратах. Рядом с ним — пев­чие обоих клиросов. Перед игуменом устанавливается складной аналой.

-------

1 Обычно во все священные одежды облачается только игумен.

Игумен с певчими начинают петь «гомеровское» Евангелие, начинающееся словами «Чтобы в наши уши всецело вложить...» ("Οφρα κε νωιτέροισιν...)1, на 8-й глас до конца первой статии2. После игумена священники на разных языках по очереди читают первую статию из 65-го зачала Евангелия от Иоанна, а последним ее читает диа­кон в притворе, по-гречески: «Позде бывшу...». Когда диакон заканчивает первую статию, уставшик один раз ударяет в железное било для извещения звонаря. Следует звон в великие колокола (на одну статию). Такой же звон — в конце второй и третьей статии.

Пение четвертой статии «гомеровского» Евангелия игумен завершает торжественным окончанием3, аналой убирается, и певчие возвращаются в свои стасидии. Каж­дый из священников, сделав в конце четвертой статии музыкальное окончание, уходит в алтарь. Последним читает Евангелие диакон в притворе. На клиросах поет­ся «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Последняя статия великих колоколов немного дольше, чем три предыду­щие. Затем «Рцем вси...», «Сподоби, Господи...», «Ис­полним...». На стихирах на стиховне — христосование по тому же чину, что и на пасхальной утрене. На «Слава, и ныне» — «Воскресения день...» Мануила Хрисафиса, как указано выше. После христосования все поднимаются в большую соборную залу, где совершается отпуст. Духо­венство разоблачается и следует угощение [12].

----------

1 «Гомеровское» Евангелие — это переложение Евангелия героичес­ким гекзаметром, сделанное преп. Никодимом Святогорцем. Текст «го­меровского» Евангелия можно найти в различных богослужебных и му­зыкальных сборниках. (Например: Καλλίφωνος ‘Αηδών, ‘΄Αγιον ‘΄Ορος 1933. σ. 49. В этом сборнике «гомеровское» Евангелие распето на 3-й глас.)

2 Нужно иметь в виду, что «гомеровское» Евангелие, которое поет игумен, разделяется на 4 статии, так же как и 65-е зачало Евангелия от Иоанна. По окон­чании пения каждой статии «гомеровского» Евангелия остальные отцы читают на разных языках соответствующую статию из 65-го зачала. Игумен (в храме Протата архиерей) с певчими поют «гоме­ровское» Евангелие медленным распевом.

3 Игумен особенно музыкально произносит последние слова, как обычно в конце всех евангельских и апостольских чтений.

На трапезу игумен идет в праздничной мантии, перед ним идут два монаха с выносными свечами. Звонят в ве­ликие колокола.

Повечерие1. Повечерие (пасхальным чином) читается в притворе. Благовест «во вся» (см. выше, с. 175). В при­творе возжигаются все масленки, лампады и свечи. Ос­тается невозжженным только паникадило. Завеса Цар­ских дверей притвора задернута. В конце повечерия игу­мен читает молитву святого Василия Великого [13].

Богородичные каноны и молебны не поются во всю Светлую седмицу.

Наши рекомендации