Ирмологий (общие сведения)

Ирмологий содержит те песнопения и молитвословия (из­меняемые и некоторые неизменяемые), которые назначены Цер­ковью для пения, а не для чтения при богослужении. В Ирмологии содержатся извлечения из разных богослужебных книг - главным образом, ирмосы, от которых книга и получила свое наименование. Ирмосы в Ирмологии взяты из канонов Октоиха всех восьми гласив; к этим ирмосам присоединяются ирмосы из Миней и Триодей на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с канонами Октоиха. Ирмосы расположены в Ирмологии по порядку гласов и песней. Кроме этого главного содержания Ирмология, в нем помещены еще песнопения, которые постоянно или часто поются певцами на литургиях, вечернях и утренях. Таковы, например, девять Песней Священного Писания, которые поются на утрени с кано­ном, догматики, Троичны 8-ми гласов, полиелей, величания, антифоны, степенны, прокимны воскресные (утренние) на восемь гласов, припевы девятой песни канона, которые поются в двунадесятые и некоторые другие великие праздники и др.

Ирмологий составлен в Греческой Церкви и в ХIV в. был положен на ноты иеромонахом Афонской горы Иосафатом Кукузелем. Первоначальным побуждением к составлению книги послу­жило, как полагают, то, что величания и ирмосы девятой песни пелись на клиросах, а прочие стихи канона читались среди Церкви. Но так как чтецу и певцам было неудобно обходиться одной книгой, то для удобства поющих и был составлен Ирмологий. С той же целью в нем помещены наиболее употребительные при богослужении песнопения, чтобы можно было не искать их в разных богослужебных книгах. Таким образом, книга Ирмологий была составлена тогда, когда перестали петь тропари ка­нона, что произошло уже после времени св. Иоанна Дамаскина.

Служебник

Как для руководства чтецов и певцов назначается Часос­лов, так для руководства диакона и священника назначается Служебник. В Служебнике содержатся неизменяемые молитвословия и последования священнодействий повседневного богослу­жения, исполняемых священником и диаконом; таковы службы вечерни, утрени и Литургии. В Православной Церкви соверша­ются три Литургии: Литургия св. Иоанна Златоуста, Литургия св. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров, все они содержатся в Служебнике. Кроме этого основного содержа­ния служебника, в нем так же, как и в Часослове, имеется дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, совершаемые иногда вместе со службами дневного круга. Таковы:

1. Чин благословения колива в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне после "Ныне отпущаеши" или к Литургии после заамвонной молитвы.

2. Чин над кутьею в память усопших.

3. Чин литии.

4. Молитвы по причащении.

Кроме этих неизменяемых молитвословий, в Служебнике содержатся краткие изменения молитв. Таковы: отпусты, прокимны, аллилуарии и причастны. Так как на отпустах воспоминаются дневные святые, то в Служебнике содержится Месяцеслов с ознамением ежедневно воспоминаемых Церковью святых.

После Месяцеслова в Служебнике печатаются в особых отделах прокимны, аллилуарии. причастны из Триодей, Октоиха и Общей Минеи.

В конце Служебника находится "Учительное известие", в котором излагаются наставления для священника и диакона относительно приготовления к совершению священнодействий самого совершения их, в особенности Божественной Литургии, и разрешаются различные недоуменные случаи, могущие встретиться при совершении Литургии.

Начало Служебника восходит к первым временам христианства, т.к. Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого представляют собой сокращение Литургии св. ап. Иакова.

В Греческой Церкви Служебник содержит или одни только Литургии (в таком виде он называется литургиарием), или вместе с Литургиями и весь Требник (тогда он называется Евхологион, или Молитвослов).

В Русской Церкви Служебник появился одним из первых среди богослужебных книг. Древние наши Служебники не все были согласны между собой. Этим было вызвано исправление Служебника на Соборе 1665 г. Служебник содержит ектении: великую, сугубую, просительную и малую.

Чиновник

Для архиерейского служения назначается особая книга, которая называются Чиновник. Он содержит в себе те же чинопоследования, что и Служебник, но с особенностями соверше­ния их архиереем. Кроме этого. Чиновник содержит:

1. Чин поставления чтеца и певца.

2. Чин, бываемый на хиротонию иподиакона.

3. Чин, бываемый на хиротонию диакона.

4. Чин, бываемый на произведение архидиакона и прото­диакона.

5. Чин, бываемый на хиротонию пресвитера.

6. Чин последования, во еже сотворити протопресвитера.

7. Чин, бываемый на произведение игумена.

8. Чин, бываемый на произведение архимандрита.

9. Воследование како освящали антиминсы архиерею.

10. Чин благословения колива, сиесть, кутии.

Требник

В Требнике излагаются священнодействия и молитвословия которые называются требами и совершаются по нужде, потреб­ности одного или нескольких лиц во время, определяемое об­стоятельствами их жизни. Название же треб по преимуществу принадлежит Таинствам, так как они составляют необходимую потребность для христиан.

Требник разделяется на две части, из которых первая излагает последования совершения Таинств, за исключением Евхаристии, для которой он имеет только последование преподания ее больным, а вторая содержит молитвословия на всякую потребу.

По содержанию различается большой и малый Требник. Последний есть сокращение первого.

Требник начинается молитвой жене "в первый день рож­дения отрочати". Затем следуют молитвы жене - родильнице по четыредесяти дней и чин воцерковления отрочати, молитва жене, когда извержет младенца. После этого в Требнике излагаются устав и самые молитвословия и священнодействия таин­ств Крещения и Миропомазания, таинства Покаяния, таинства Брака, таинства Елеосвящения. Затем последование малого и великого освящения воды, последования об умерших и др.

Вторая часть содержит главным образом молитвословия на разную потребу. Кроме указанного содержания, в Требнике находится Месяцеслов, "сословие имен по алфавиту", индик­тион и зрячая Пасхалия.

Наши рекомендации