Меры смягчения средств правовой защиты

Понятие существенности часто используется для того, чтобы смягчить действие средств правовой защиты. Например, соглашение о покупке акций может предоставлять покупателю право на расторжение договора в случае, если продавец в любом из заявлений предоставит недостоверную информацию, которая имеет существенное значение, или же не исполнит одно из существенных условий договора. Включение в эту фразу слова существенный значительно сужает возможности покупателя по части расторжения договора. Предположим, продавец сделал заявление, что размер долга на балансе компании не превышает 10 млн. долл. Если покупатель обнаружит, что общая сумма задолженности 10 млн. 500 долл., будет считаться, что продавец предоставил недостоверную информацию. Но такое расхождение между суммой заявленной и суммой действительной нельзя назвать существенным. Как результат - расторгнуть соглашение на этом основании покупатель не сможет. Разумеется, стороны могут начать спор и о том, является ли нарушение существенным, а информация - имеющей существенное значение.

Отсрочка - еще одно понятие, которое применяется для нейтрализации излишне жестких положений о договорной ответственности. Контрагента, нарушившего договор, необязательно карать незамедлительно. Можно предусмотреть, что ответственность наступит по истечении какого-то определенного срока (период отсрочки или исправления), если же за это время контрагент исполнит свою обязанность, договор будет считаться ненарушенным. В отдельных случаях можно предусмотреть, что отсрочка начинает действовать с момента, когда отступившая от условий сторона получила соответствующее уведомление.

Определения (дефиниции)

Юрист, тщательно подбирающий термины, - образ, ставший почти клише. Что делать - никто не отменял правила, согласно которому одним из главных профессиональных качеств юриста должно быть умение четко выражать свои мысли. Составление проекта контракта - именно та область юридической деятельности, где малейшая неточность формулировки может обернуться многомиллионными судебными процессами. Аккуратное обращение с терминами приветствуется во время встреч с контрагентами и совершенно необходимо при заключении соглашений. Поэтому в работе над контрактом есть отдельный этап - определение терминов. Кроме основной пользы, которую приносит такое определение, есть еще и факультативная - устраняются противоречия между частями контракта и ненужные повторения, текст становится более согласованным.

Как появляются дефиниции

Дефиниции включаются в контракт одним из двух способов. Либо терминам посвящен отдельный раздел, либо определение термина содержится в самом тексте, как в следующем примере:

Продавец не должен заключать договоры о продаже любой части имущества, рыночная стоимость которого равна или превышает 1 млн. долл. (далее Существенное имущество).

В относительно коротких контрактах определения обычно включены в текст. Недостаток этого способа - лицу, которое захочет узнать, что понимается под тем или иным термином, придется просматривать текст целиком. Ему можно облегчить задачу, подчеркнув определения (как это сделано в приведенном выше примере), выделив их жирным шрифтом или курсивом. Любой контракт, лаконичный или пространный, должен по крайней мере содержать таблицу с указанием разделов или страниц, на которых определены термины, - тогда читать его будет проще.

Если отношения сторон регулируются несколькими контрактами, в которых используются одни и те же термины, определения можно включить в одно общее приложение и отсылать к ним с помощью специальных сносок. Это поможет предотвратить ситуацию, когда в дефиницию одного из контрактов будут внесены изменения, а та же самая дефиниция, включенная в другой, связанный с первым, контракт, останется прежней. Общие приложения обычно являются составной частью взаимосвязанных контрактов лизинга и проектного финансирования.

Назначение дефиниций

Дефиниции отделяют термин или концепцию, которые часто используются в договоре, и помогают добиться их единообразного толкования. Представим, что договор аренды недвижимого имущества содержит и заявления, и обязательства относительно обременений недвижимости. Арендодатель делает следующее заявление:

На дату закрытия сделки в отношении арендуемой собственности отсутствуют удержания, права залога, обременения, сервитута или посягательства.

Далее в договоре арендодатель берет на себя обязательство:

Арендодатель обязуется не подвергать и не разрешать другим подвергать арендуемое имущество залогу, удержанию или обременению.

Между этими двумя положениями существует противоречие, которое, возможно, возникло не из злого умысла, но тем не менее может привести к непониманию и спорам. Заявление содержит положения о сервитуте и посягательствах, в то время как обязательство - нет. Если на момент закрытия сделки (когда было сделано заявление) не было сервитутов и посягательств в отношении собственности, а впоследствии ситуация изменилась, можно ли говорить о нарушении контракта? Ведь в его тексте эти термины никак не определены. Следует ли из текста контракта, например, что сервитут - это один из видов обременения? Если это так, почему оба термина идут в одном ряду через запятую?

Целесообразно выработать единое определение понятия "обременение собственности" и использовать его в обоих случаях. Разумеется, составитель договора вправе предусмотреть разные трактовки этого понятия для заявления и для обязательства. Но этот подход чреват определенными опасностями. Одна из них - та, о которой говорилось выше: изменения, сделанные в одном разделе, не будут учтены в другом. Еще раз повторим: для большей надежности и эффективности надо выработать одно общее определение.

Наши рекомендации