Что собой представляет трудовой договор, стороны трудового договора.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым кодексом, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Сторонами трудового соглашения являются работодатель и работник (ст. 56 ТК).

Билет № 4.Конкурс водительского мастерства. Трамвай.

  1. Назначение рессорного подвешивания и его составные части.

Предназначено для обеспечения плавности хода вагона в различных режимах работы. Концы шкворневых балок опираются на комплекты пружин и колец амортизаторов, установленных на продольных балках. Комплект амортизаторов состоит из 6 резиновых колец и двух пружин. Нагрузка от кузова через шкворневую балку передается на продольные балки и далее, через буксовые подшипники, на ось колесной пары. Для фиксации рессорного подвешивания служит серьга с двумя щечками.

  1. Назначение и составные части токоприемника.

Токоприемник трамвая, типа пантограф, предназначен для электрического соединения между контактным проводом и высоковольтным электрооборудованием, как при стоянке, так и при движении трамвая. Пантограф обеспечивает надежный токосъем при скорости до 100 км/час. Пантограф имеет подвижную раму, соединенную с помощью рычагов с неподвижным основанием. На верхней раме установлен полоз со вставкой , который во время движения трамвая скользит по контактному проводу.

Составные части: основание, пружинодержатель, пружины, крюк, тяга, буфер, рычаги, трубы, полоз со вставкой, шунт, подшипники, полуоси.

  1. С какими неисправностями внешних световых приборов запрещается эксплуатация вагона на линии.

- Не горят или не отрегулированы фары ближнего или дальнего света;

- не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

  1. При каких обстоятельствах трамвайный вагон не может быть выпущен из депо.

Трамвайный вагон не может быть выпущен из депо, если в книге поезда нет подписи мастера об исправности трамвайного вагона, выполнения заявок водителя и готовности к эксплуатации на линии, а также в случае отсутствия путевого листа, подписанного диспетчером по выпуску или лицом его заменяющим и мастером.



  1. Как оформляется прием на работу.

Личное заявление работника рукописное. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора.

По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.

Билет № 5.Конкурс водительского мастерства. Трамвай.

  1. Назначение и составные части колесной пары.

Основной элемент ходовых частей трамвая. Воспринимает нагрузку от вагона и служит для направления движения его по рельсам. Является одним из наиболее ответственных узлов, влияющих на безопасность движения.

Состоит из оси, заключённой в коротком и длинном кожухах и двух подрезиненных колес.

  1. Требования к токоприемникам.

Пантограф должен обеспечивать требуемое нажатие контактной вставки на контактный провод, надежный безискровый токосъем при различной высоте подвески контактного провода, при любой скорости трамвая, при колебаниях контактного провода, при прохождении спецчастей и кривых, а также иметь достаточную прочность конструкции, небольшую массу подвижных частей и износоустойчивость, обеспечивающие бесперебойную и безопасную эксплуатацию трамвая

Давление на контактный провод в рабочем диапазоне:

- при подъеме 4,9 - 6 кгс

- при опускании 6,1 - 7,2 кгс

Разница между наибольшим и наименьшим давлением на полозе в рабочем диапазоне при движении в одну сторону (подъем или опускание) не более 1,1 кгс.

Недостаточное нажатие контактной вставки на провода приводит к нарушению контакта и образованию электрической дуги при токосъеме, вызывая повышенные температуры, опаление и разрушение контактного провода. Увеличение нажатия вызывает повышенный износ контактного провода и контактной вставки токоприемника, а также может привести к поломке деталей токоприемника и спецчастей контактной сети.

  1. С какими неисправностями стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла запрещается эксплуатация вагона на линии.

- Не работают в установленном режиме стеклоочистители;

- не работают стеклоомыватели, если они предусмотрены конструкцией.

  1. При каких обстоятельствах водитель не имеет права выезжать на линию.

Водитель не имеет права выезжать на линию на трамвайном вагоне не отвечающему требованиям технических условий, правил дорожного движения, правил технической эксплуатации трамвая, а также правил техники безопасности на городском электрическом транспорте.

  1. Возможен ли испытательный срок при приеме на работу.

При заключении трудового договора соглашением сторон должно быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания (ст. 70 ТК).

Билет № 6.Конкурс водительского мастерства. Трамвай.

  1. Принцип действия песочницы.

При нажатии на педаль песочницы или при экстренном торможении включается электромагнитный привод песочницы, который, через систему рычагов, открывает заслонку бункера песочницы и песок самотеком падает через рукава на головку рельса.

  1. Назначение и составные части электродвигателя привода дверей.

Применяется в качестве двигателя привода дверей. Работает от напряжения 24В, с самовентиляцией. Двигатель последовательного возбуждения. Реверсирование двигателя достигается изменением направления тока в обмотке возбуждения.

Составные части: корпус (остов), якорь, коллектор, обмотка якоря, щеткодержатели со щетками, крышки с подшипниками, сердечники полюсов с катушками.

  1. С какими неисправностями колесной пары запрещается эксплуатация вагона на линии?

- Высота реборды бандажа менее 11 мм. Высоту реборды следует измерять от точки на поверхности катания бандажа, отстоящей на 33 мм от боковой грани бандажа со стороны реборды;

- наличие выкрошенных мест на реборде бандажа или толщина ее внутренней грани менее 8 мм. Толщину реборды следует измерять на высоте отстоящей на 5 мм от верхнего канта реборды;

- расстояние между внутренними гранями бандажей колесной пары не соответствует норме:

для колеи 1524 – (1472±2) мм;

для колеи 1000 мм – (950±1)мм

- ослабление бандажа;

- толщина бандажа менее 25 мм при ширине бандажа 85 мм и толщина бандажа менее 23 мм при ширине бандажа 90 мм. Толщину бандажа следует измерять с внутренней стороны колеса на расстоянии 33 мм от внутренней грани;

- отсутствует или ослаблено крепление стопорного кольца бандажа, если оно предусмотрено конструкцией;

- выбоины (лыски) на поверхности катания бандажа глубиной более 0,6 мм при рельсовых путях с деревянными шпалами, более 0,3 мм при рельсовых путях на бетонном основании или железобетонных шпалах;

- продольные или поперечные трещины на бандаже или колесном центре;

- наружный диаметр цельнокатаных бандажей с диском (моноблок) вагона «Татра» менее 610 мм;

- не затянута и не зафиксирована приваренными планками центральная гайка подрезиненного колеса;

- ослабление или сдвиг ступицы относительно оси колесной пары;

- не затянуты и не зафиксированы гайки болтов сжимающих резинометаллические амортизаторы колеса, или отсутствует хотя бы один из них;

- наличие на площади 1 см2 более 5 трещин глубиной до 2 мм на резинометаллических амортизаторах колеса;

- отсутствие или повреждение более 25% площади сечения гибкого электрического соединения бандажа со ступицей.

  1. Действия водителя перед въездом на территорию депо.

Перед въездом на территорию депо водитель обязан остановить трамвай и убедиться, что в трамвае нет посторонних лиц.

  1. Когда возможен временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости.

Временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости невозможен.

Билет № 7.Конкурс водительского мастерства. Трамвай.

  1. Принцип действия рессорного подвешивания.

Передача веса кузова и пассажиров осуществляется следующим образом:

- от кузова через пятник на чаши шкворневых балок;

- от чашек шкворневых балок на наружные и внутренние пружины;

- от чашек шкворневых балок через поддон на комплект резиновых колец амортизаторов;

- от пружин и колец амортизаторов на продольные балки тележки, которые своими шапками опираются на кожуха колесной пары;

- вес передается на ось через двухрядные роликовые сферические подшипники;

- через подшипники на ступицы колес, колесные центры, резиновые вкладыши и бандажи.

  1. Назначение и составные части контроллера водителя.

Контроллер управления, или контроллер водителя, является основным аппаратом в цепи управления. Посредством контроллера осуществляется управление движением и торможением вагона, изменение направления движения (вперед, назад), выбег, электродинамическое торможение, торможение барабанным и рельсовым тормозами.

Составные части: каркас, стойка с кулачковыми элементами, реверсивный вал, главная рукоятка, реверсивная рукоятка (съемная), фиксирующие и блокирующие устройства.

  1. С какими неисправностями тележки запрещается эксплуатация вагона на линии.

Не затянуты и не зафиксированы гайки крепления продольных балок тележки.

  1. Действия водителя при обнаружении разбитых стекол на трамвае.

Если во время работы в трамвае окажется разбитое стекло, водитель должен надеть хлопчатобумажные рукавицы и удалить осколки из рамы.

Выезжать из депо на линию с разбитым и стеклами запрещается.

  1. В каких случаях работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

- появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- не прошедшего, в установленном порядке, обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

- не прошедшего, в установленном порядке, обязательный медицинский осмотр (обследование), а так же обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

- в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (права на управление транспортным средством);

- по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Билет № 8.Конкурс водительского мастерства. Трамвай.

  1. Назначение и составные части тележки.

Тележка трамвайного вагона предназначена для размещения на ней электротягового и тормозного оборудования с приводом и осуществление вписывания вагона в кривые.

Состоит из: 2-х продольных балок, шкворневой балки с пятником, кронштейна крепления рукава песочницы и брызговиков.

  1. Какая система управления электрическими аппаратами применяется на трамвае.

Система управления, при которой все необходимые переключения в цепях тяговых электродвигателей осуществляются индивидуальными или групповыми контакторами, управляемыми на расстоянии с помощью контроллера управления, называется системой косвенного управления.

  1. С какими неисправностями сцепного прибора (автосцепки) запрещается эксплуатация вагона на линии.

- Наличие трещин в деталях сцепного прибора;

- отсутствие чеки или шплинта у стержня;

- наличие изгиба (погнутостей) или износ стержня до диаметра менее 23 мм;

- не затянуты и не зафиксированы болты и гайки крепления головки к стержню. Ослаблены заклепки. Щуп толщиной 0,1 мм проходит между соединенными деталями на расстоянии 25 мм от заклепки;

- отклонение по высоте сцепных приборов (автосцепок) трамвайных вагонов при сцепке более 25 мм;

- отсутствует клеймо об испытании сцепного прибора.

  1. Требования ПТБ при замене высоковольтных предохранителей и ремонте электрической аппаратуры.

Водителю категорически запрещается заменять предохранители высоковольтных цепей и ремонтировать электрическую аппаратуру при поставленных на контактные провода токоприемниках и без диэлектрических перчаток.

  1. Виды времени отдыха.

Видами времени отдыха являются:

- перерывы в течение рабочего дня (смены);

- ежедневный (междусменный) отдых;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- нерабочие праздничные дни;

- отпуска (ст.107 ТК).

Билет № 9.Конкурс водительского мастерства. Трамвай.

  1. Назначение и основные части песочницы.

Предназначена для хранения запаса песка и подачи его через рукава на головку рельса перед первым правым колесом первой тележки и первым левым колесом второй тележки при включении песочницы, при сбрасывании педали безопасности и при установке рукоятки контроллера водителя в положение Т-5.

Состоит из: бункера, электромагнитного привода с рычагом, регулировочной муфты, заслонки с тягой, с возвратной пружиной нагревательного элемента.

  1. Какими приборами осуществляется защита силового оборудования от перегрузки и токов короткого замыкания.

Защита силовой цепи осуществляется автоматическим выключателем АВ – 1. Ток уставки – 950 А.

Защита каждой группой электродвигателей (1-3) и (2-4) осуществляется реле перегрузки. Ток уставки – 400 А. Защита параллельной цепи тяговых электродвигателей и вспомогательных цепей осуществляется автоматическим выключателем АВ - 2. Ток уставки - 100А. Защита отдельных групп цепей, питающихся от контактной сети, осуществляется плавкими предохранителями.

  1. С какими неисправностями карданной передачи запрещается эксплуатация вагона на линии.

- Наличие люфта фланца в местах посадки на валу тягового электродвигателя или редуктора, выработка отверстий под болты крепления фланцев карданного вала более 0,5 мм;

- радиальный зазор карданного шарнира и окружной люфт шлицевого соединения превышает допустимые нормы.

  1. Требования ТБ при подаче трамвая задним ходом.

При подаче трамвая назад водитель должен лично убедиться в безопасности движения и что он не создает помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

  1. Начисляется ли работнику заработная плата за период отстранения от работы (недопущения к работе)?

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев предусмотренных федеральными законами.

В случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Билет № 10.Конкурс водительского мастерства. Трамвай.

  1. Назначение и основные части редуктора.

Редуктор выполняет задачи по передаче крутящего момента под углом 90° от тягового двигателя к колесной паре и увеличению мощности тягового усилия.

Состоит из: большой конической шестерни на оси колесной пары (ведомой), малой конической шестерни (ведущей), стакана сапуна, стакана, подшипников, находящихся в картере, образуемом короткими и длинным кожухами, сапуна и контрольной пробки для определения уровня масла.

  1. Какие контрольно-измерительные приборы имеются на трамвае.

Следующие контрольно – измерительные приборы:

- амперметр со шкалой 500 - 0 - 500А.

Два амперметра находятся в силовой цепи по одному в каждой параллельной цепи тяговых двигателей;

- киловольтметр со шкалой 1000 - 0 -1000В, служит для контроля напряжения в контактной сети;

- амперметр со шкалой 300 - 0 - 300А служит для контроля заряда – разряда аккумуляторной батареи;

- вольтметр со шкалой 0 - 50В служит для контроля напряжения аккумуляторной батареи.

  1. С какими неисправностями редуктора запрещается эксплуатация вагона на линии.

- Не затянуты и не зафиксированы гайки и болты крепления элементов реактивного устройства;

- просачивание смазки с каплепадением;

- наличие посторонних шумов в редукторе.

  1. Требования техники безопасности при протирке ветровых стекол кабины водителя.

При протирке ветровых стекол кабины водитель должен стоять на перронных подножках, держаться за поручни и соблюдать осторожность, чтобы не раздавить стекло и не поранить себя осколками.

  1. Что является основаниями для прекращения трудового договора.

Основаниями для прекращения трудового договора являются:

- истечение срока трудового договора;

- расторжение трудового договора по инициативе работника;

- расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

- отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности организации, либо ее реорганизацией;

- отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора;

- отказ работника от перевода на другую работу, вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст.77 ТК РФ, отдельные виды).

Билет № 11.Конкурс водительского мастерства. Трамвай.

  1. Назначение и составные части рельсового тормоза.

Повышает эффективность торможения при экстренной остановке трамвая.

Состоит из: стального сердечника с катушкой из медного изолированного провода, предохранительных буферов, полюсов, кронштейнов подвески с пружинами и стальных тормозных башмаков.

  1. Назначение контакторов и их составные части.

Контактор служит для включения и выключения электрических цепей. Обычно их используют для работы в цепях с большими токами.

Электромагнитный контактор имеет магнитную систему, состоящую из сердечника, ярма и якоря, включающую обмотку, главные контакторы для размыкания силовой цепи, блокировочные контакты для переключения в цепях управления, дугогасительное устройство (сердечник, два полюса, дугогасительная обмотка, рог и дугогасительная камера).

  1. С какими неисправностями крышевого оборудования запрещается эксплуатация вагона на линии

- Детали токоприемника имеют трещины или изломы;

- перекошен токоприемник, нажатие контактной вставки токоприемника на контактный провод не соответствует норме;

- не затянуты болты крепления контактной вставки, износ ее превышает норму;

- заедание в шарнирах при подъеме или опускании токоприемника;

- обрыв волокон троса токоприемника площадью более 25% от его сечения;

- поврежден или отсутствует пряжковый изолятор троса токоприемника;

- токоприемник не фиксируется в опущенном положении;

- имеются разрывы или отсутствует на крыше дорожка из электроизоляционного материала.

  1. Действия водителя при обнаружении неисправности контактной сети.

При обнаружении неисправностей контактной сети водитель обязан остановить трамвайный вагон и предупредить водителя сзади идущего трамвая о наличии неисправности, только после этого он может следовать дальше. Водитель следующего трамвая должен поступить аналогичным образом.

О неисправности контактной сети водитель обязан сообщить ближайшему работнику службы движения, а при их отсутствии - диспетчеру конечной станции.

  1. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию).

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели. По соглашению между работником и работодателем, трудовой договор, может быть, расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 80 ТК).

Билет № 12.Конкурс водительского мастерства. Трамвай.

  1. Принцип действия рельсового тормоза.

Рельсовый тормоз питается от аккумуляторной батареи и генератора с номинальным напряжением 24В. Подвешен на регулируемых пружинах (с обеих сторон тележки) в 8-12 мм от головки рельса. Усилие притяжения тормозного башмака к головке рельса составляет 4800-5000кгс. Для приведения рельсового тормоза в действие, необходимо сбросить педаль безопасности или перевести рукоятку контроллера управления на позицию Т5. При этом на катушку рельсового тормоза подается напряжение, вокруг катушек создается электромагнитное поле, притягивающее рельсовый тормоз к головке рельса и за счет трения создается эффект торможения. При снятии напряжения с катушки (или уменьшения его по различным причинам), под действием пружин, башмак рельсового тормоза возвращается в исходное положение.

  1. Назначение реверсора и его составные части.

Реверсором называется переключатель, посредством которого изменяется направление тока в обмотках якорей тяговых двигателей (или последовательной обмотки возбуждения). В результате этого изменяются направление вращения двигателей и направление движения вагона.

Составные части: боковины, рейки, кулачковые элементы типа КЭ-47 – 8 штук и типа КЭ-42 – 4 штуки, кулачковые шайбы, вал с подшипниками, электромагнитный привод, головка под рукоятку реверсора.

  1. С какими неисправностями электрического оборудования запрещается эксплуатация вагона на линии.

- При работе сильное искрение под щетками тяговых электродвигателей или вспомогательных электрических машин;

- останавливается (застревает) вал реостатного контроллера (ускорителя) на промежуточных позициях;

- многократное (более трех раз) срабатывание защитной аппаратуры;

- отказ выполнения команд, поступающих от контроллера водителя;

- показания вольтметра напряжения на аккумуляторной батарее менее 18 В без потребителей (холостой ход);

- отсутствуют или оборваны проводники на площади более 25% сечения шунта заземления кожухов электрических печей отопления;

- не работает световая сигнализация на пульте водителя;

- установлены некалиброванные предохранители;

- пружинящие зажимы не обеспечивают электрический контакт и удержание предохранителя;

- не работают измерительные приборы;

- не работают устройства обогрева и обдува стекол;

- не работает звуковая сигнализация.

  1. Допустимая скорость движения трамвая на территории депо.

Скорость движения трамвая на территории депо не должна быть выше 5 км/час.

  1. Какие задачи трудового законодательства.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для согласования интересов работников, работодателей, государства, а также правовое регулирование трудовых отношений (ст. 1 ТК).

Билет № 13.Конкурс водительского мастерства. Трамвай.

Наши рекомендации