По специальности «Юриспруденция»

МОСКОВСКИЙ

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ

ИНСТИТУТ

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Электронный комплекс по изучению дисциплины

«Основы оперативно-розыскной деятельности»

По специальности «Юриспруденция»

Москва 2010

Цели и задачи дисциплины.

Учебная дисциплина «Основы оперативно-розыскной деятельности» входит в программу подготовки специалистов по юриспруденции и соответствует учебным планам Московского экономико-правового института, специальности «Юриспруденция».

Дисциплина «Основы оперативно-розыскной деятельности» призвана дать студентам знания, которые позволят им:

Ø получить основные знания для работы в оперативных подразделениях в качестве оперативного сотрудника;

Ø сформировать необходимые навыки об особенностях правоохранительной деятельности;

Ø понимать назначение оперативно-розыскной деятельности в системе правоохранительных органов, взаимоотношения оперативных подразделений между собой и с другими силовыми структурами.

В ходе изучения дисциплины студент должен:

Ø усвоить цели и задачи оперативно-розыскной деятельности в РФ, виды государственных служб, имеющих в своем составе оперативные подразделения;

Ø изучить законодательную основу оперативно-розыскной деятельности в целом и закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в частности;

Ø приобрести теоретические знания и практические навыки в области соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, уметь самостоятельно повышать уровень знаний в объеме, необходимом для выполнения функций оперативного сотрудника, с учетом изменений в законодательстве.

Ø выработать навыки формирования тактики осуществления основных оперативно-розыскных мероприятий.

В результате изучения дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности» студенты должны:

ЗНАТЬ:

Ø законодательство об оперативно-розыскной деятельности, регулирующее правоотношения, возникающие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, лиц, оказывающих им содействие и граждан и организаций, являющихся объектами оперативно-розыскной деятельности;

Ø права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

Ø организационную структуру оперативных подразделений.

УМЕТЬ:

Ø правильно толковать и применять законодательство об оперативно-розыскной деятельности;

Ø различать службы, в составе которых имеются оперативные подразделения.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

Ø о месте и роли органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в обществе и государстве, а так же в системе иных правоохранительных органов;

Ø о порядке производства оперативно-розыскных мероприятий;

Ø о способах контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Достижение целей обучения по дисциплине предполагает:

Ø формирование основы знаний об оперативно-розыскной деятельности и органов ее осуществляющих;

Ø формирование умений правильного применения основных юридических понятий в практической работе и при изучении отраслей права Российской Федерации и фундамента юридического мышления вообще.

МОСКОВСКИЙ

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ

ИНСТИТУТ

__________________________________________________________________

________________________________________________________________

Лекции по дисциплине

«Основы оперативно-розыскной деятельности»

По специальности «Юриспруденция»

Москва 2010

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п   Наименование   Стр.
1. Введение  
2. Глава № 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее задачи 11-17
3. Глава № 2. Принципы и правовые положения оперативно-розыскной деятельности 18-34
4. Глава № 3. Субъекты оперативно-розыскной деятельности и ее финансирование 35-39
5. Глава № 4. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность 40-48
6. Глава № 5. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность 49-56
7. Глава № 6. Понятие и содержание оперативно-розыскных мероприятий 57-64
8. Глава № 7. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий 65-70
9. Глава № 8. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве 71-76
10. Глава № 9. Система контроля и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью 77-86
11. Заключение  
12. Литература 88-89

Введение

Государство в борьбе с преступностью применяет не только открытые методы выявления, раскрытия и предупреждения преступлений, но и тайные, то есть негласные меры для установления обстоятельств совершения большинства преступных деяний с целью розыска и наказания лиц, их совершивших. Эта деятельность называется оперативно-розыскной (оперативной). Она регулируется специальным Федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» и другими федеральными законами и подзаконными актами.

В настоящее время ситуация с правовым регулированием оперативно–розыскной деятельности изменяется в сторону признания правил, действующих в цивилизованных странах. Тем не менее, пока нельзя утверждать, что законотворческий процесс закончен и определены как оптимальные границы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, так и его уровни.

В связи с этим, вопросов, которые возникают в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, очень много. Все они требуют серьезного научного анализа и значительных реформ со стороны государства.

«Основы оперативно-розыскной деятельности» как учебная дисциплина, представляет значительную сложность для студентов ввиду большого блока засекреченных документов, регламентирующих ее осуществление.

Раздел I. Общие положения оперативно-розыскной деятельности

Глава № 1

Глава № 2

Оперативно-розыскной закон

Глава № 3

Финансовое обеспечение ОРД.

Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации (ст. 19 ФЗ «ОБ ОРД»).

Ведомственные нормативные акты, регламентирующие ОРД, предусматривают следующие виды расходов:

1)На содержание оперативных аппаратов и подразделений осуществляющих ОРД.

2)На оплату услуг лиц сотрудничающих с этими органами, либо оказавших им помощь в раскрытие преступлений или установлении их совершивших.

3)На обеспечение проведения ОРМ.

4)На техническое оснащение оперативных аппаратов.

5)На прочие расходы.

Глава № 4

Глава № 5

Конфиденты

Конфиденты – это частные физические лица, с которыми оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, установили на платной или безвозмездной основе отношения государственного сотрудничества, предполагающие оказание этими гражданами указанным операппаратам содействия на конфиденциальной основе в разрешение возложенных на них задач.

Сбор информации с опорой на конфидентов осуществляют оперативные подразделения спецслужб и правоохранительных органов.

Закрепление конфиденциального сотрудничества происходит путем его оформления. Федеральный Закон об ОРД не устанавливает какой-либо единой формы, следовательно, она может быть любая. Наиболее типичными на практике являются: устная договоренность, подписка о сотрудничестве лица с конкретным оперативно-розыскным органом (расписка) и контракт.

Даже самая современная техника оказывается малоэффективной, когда речь идет о целенаправленной информации, здесь достичь ожидаемого результата можно только с помощью агентуры.

Конфиденциальность как специфическое правовое отношение между двумя сторонами (представителем государства и гражданином) характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обоих сторон, а также соответствующей ответственности.

Непосредственно в Федеральном Законе об ОРД указаны следующие права:

  • на заключение контракта с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст.17);
  • на расшифровку. Так, предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, а также о лицах, оказывающих или оказывавших оперативно-розыскному органу содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренными федеральными законами (ч. 2 ст. 12), а сведения об этих лицах представляются соответствующим прокурорам только с их письменного согласия, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21);
  • на исчисление трудового стажа и пенсионного обеспечения (ч. 6 ст. 18);
  • на единовременное пособие и пенсию по инвалидности. Так, при получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими ОРД, травмы, ранения, контузии, увечья, наступившие в связи с его участием в проведении ОРМ и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с оперативно-розыскными органами, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности (ч. 9 ст. 18).

Для лица, извившего желание оказывать содействие в осуществление ОРМ на конфиденциальной основе, законодатель установил две обязанности:

Первая состоит в том, что лицо должно сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки или проведения ОРМ (ч. 1 ст. 17). Она обусловлена принципом конспирации и сутью конфиденциального сотрудничества, в ходе которого лицо становится обладателем конфиденциальной информации (ст. 2 Закона об информации и ст. 2 Закона об участии в международном информационном обмене.).

Вторая – не предоставлять заведомо ложную информацию (ч. 1 ст. 17 Федерального Закона об ОРД). Она связана, с одной стороны, с необходимостью не допустить оговора какого-либо, а с другой – не допустить отвлечение оперативных сил и средств на ложный объект, т. е. направить оперативно-розыскной орган по ложному следу, заведомо не позволяющему решить конкретную задачу ОРД и достичь цели – обеспечить защиту охраняемого объекта от преступных посягательств.

Предоставление заведомо ложной информации является разновидностью фальсификации информации.

Деятельность сотрудников оперативных подразделений по сбору и проверки при помощи конфидентов оперативно-розыскной информации, как правило, направлена на обеспечение безопасности государства и используется в сфере уголовного преследования. Здесь четко прослеживается определенная тенденция: указанная цель может быть достигнута путем использования информации, добытой исключительно с соблюдением гарантий конфиденциальности. В связи с этим в ОРД выработаны основные подходы к пониманию данной проблемы и варианты воплощения в жизнь. Прежде всего, это установление законодателем такой нормы, как привилегия конфидента. Она означает , что правительство имеет право не разглашать сведения о лицах, предоставляющих милиции (полиции) информацию о нарушениях закона. В итоге разрешается такая задача, как обеспечение и защита интересов общества в области исполнения закона, поскольку привилегия исходит из обязанности граждан сообщить о совершенных, совершающихся, а также готовящихся преступлениях, и обязанности соответствующих государственных органов, сохраняя анонимность граждан, поощрять их к выполнению этой обязанности.

Далее оговорим условия, при которых обеспечивается конфиденциальность. Считается, что она может быть гарантированна, если добытая информация может способствовать предотвращению и раскрытию намерений, противоречащих интересам государства, а также уголовно наказуемых деяний, относящихся к сфере профессиональной и организованной преступности, то есть тяжких и особо опасных преступлений.

Безусловно, возможны отдельные ситуации, требующие разглашения данных о личности конфидента. Однако они рассматриваются как исключения из строго правила, обусловленные конкретными обстоятельствами каждого уголовного дела, прежде всего характером инкриминируемого преступления, возможными методами защиты обвиняемого и значением в связи с этим показаний информанта. Однако и здесь устанавливается особая процедура разрешения данной проблемы.

Существуют и иные условия, достаточно прочно гарантирующие конфиденциальность физическим лицам, негласным участникам ОРД (регистрация данных об их личности, особенности руководства ими и т.п.). Таким образом, полиция (милиция) и другие сыскные ведомства используют, практически, все возможности для сохранения тайны в данной сфере криминального сыска, что полностью соответствует интересам конфидентов как круга людей, подвергающихся особому риску.

Если же государство принимает законы, позволяющие предавать огласке сведения о личности конфидентов вопреки их согласию, или допускает в прессе компании, осуждающие их, то это создает опасный прецедент на будущее, поскольку все спецслужбы в мире пользуются помощью граждан, не являющихся их кадровыми работниками. Основной принцип сотрудничества – гарантия неразглашения контактов.

Конфиденциальность распространяется как на факт связи физических лиц с оперативными подразделениями, так и на данные об их личности и местопребывании.

Данные о физических лицах, конфиденциально содействующих оперативным подразделениям, содержание поступающей от них информации фиксируется в оперативно-служебных документах лишь в объеме, необходимом для определения результатов конфиденциального сотрудничества.

Должностные лица оперативных подразделений в процессе дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства запрещается отвечать на вопросы о конспиративных действиях физических лиц и об иных данных конфиденциального характера. Если возникла необходимость допросить в качестве свидетеля сотрудника оперативного подразделения, осуществляющего руководство физическим лицом, о сведениях добытых этим лицом, которому гарантирована конфиденциальность, имеющих значения для разрешения уголовного дела и установления виновных в совершении преступлений граждан, согласно уголовно-процессуального законодательства решение о производстве такого допроса принимает вышестоящая судебная инстанция при согласии физического лица на обеспечение ему конфиденциальности путем создания определенных процессуальных условий проведения допроса.

Следует отметить, что оперативные работники операппаратов криминальной полиции рассматривают конфидентов как родовую категорию, а затем дифференцируют физических лиц - конфидентов на определенные виды.

В целом признается, что конфидент как лицо, не входящее в систему охраны правопорядка, периодически или регулярно может предоставлять информацию должностному лицу правоохранительных органов о преступной деятельности. Столь неоценимая помощь обеспечивает успешное разрешение различных криминальных задач, в связи с чем сотрудники сыскных ведомств, в интересах постоянного получения и надлежащего использования таких сведений, разрабатывают и придерживаются специальных процедур в отношении конфидентов. Исходным положение здесь является разделение конфидентов на различные классификационные группы.

В современных условиях оперативные подразделения обязаны контролировать деятельность конфиденциально сотрудничающих с ними физических лиц в сфере и инфраструктуре преступности, используя для этого средства и методы ОРД, предусмотренные в оперативно-розыскных законах. В практике полицейской разведки различных стран в связи с этим серьезное внимание уделяется определению мотивации конфидента, влияющего на его поведение. Если отдельные из них передают сведения (информацию) за деньги, то финансовые соображения должны здесь со стороны полиции доминировать над другими мотивами. Считается, что конфиденты, предоставляющие сведения за денежное вознаграждение, обычно могут рассматриваться надежными источниками информации, поскольку понимают, что от ее качества зависит выплата денег. Тем не менее, это не освобождает соответствующего сотрудника от строгой оценки конфиденциальной информации, так как конфиденты криминальной полиции (милиции), будучи, порой, естественно частью социально аномальной среды и ее инфраструктуры, сами совершают противоправные деяния. Считается, что вознаграждение секретного сотрудника находится в прямой зависимости от ценности даваемых им сведений, и поэтому важное значение имеет оптимальное стимулирование разведывательно-поисковой работы конфидентов.

Помимо этого, важным аспектом работы с конфидентами является прекращение отношений с ними. Этот закономерный процесс должен быть обоснованным и своевременным. Отступление от названных требований ведет, как об этом свидетельствует опыт оперативно-розыскной работы, к нарушению стабильности специализированной системы источников оперативной информации, к их текучести и другим негативным последствиям. Поэтому в любом случае принятие решения о таком прекращении нужно четко определять его целесообразность и необходимость, объективно оценивать все “за” и “против”, имея при этом в виду, что непродуманные заключения, принятые по данному вопросу, ослабляют такую систему.

В ОРД содействие граждан осуществляется в основном в условиях конспирации и с принятием негласных методов работы.

Особенности:

1) Абсолютное преобладание агентурных (тайных), разведывательных методов работы.

2) Содействие осуществляется исключительно на основании положений ФЗ «об ОРД», а также внутриведомственных актов ОР органов.

Условия привлечения (вербовки) лиц:

1)Только ФЛ совершеннолетние в индивидуальном порядке.

2)Привлекать лиц могут только ОР органы, указанные в ФЗ «об ОРД».

3)Наличие реального согласия на содействие при наличии свободы выбора.

4) Лицо может привлекаться для проведения всего комплекса ОРМ.

5)Лицо может содействовать на контрактной основе.

6)Сохранение тайны.

7)Исключение предоставления ложной информации.

Лица, сотрудничающие с ОР органами по контракту не являются штатными сотрудниками данного органа, не имеют полномочий должностного лица.

Глава № 7

Опрос как ОРМ. Виды опроса.

Опрос- получение необходимых сведений путем специальной беседы должностного лица оперативно-розыскного органа или по его поручению другого человека с опрашиваемым лицом с целью установления обстоятельств, получения информации необходимых для выполнения задач ОРД.

Виды опроса:

1. гласный

2. негласный.

Ограничения проведения опроса:

1) опрос судей, прокуроров, адвокатов возможен только с их согласия или специального разрешения.

2) Опрос участников уголовного судопроизводства возможен только с разрешения (поручения) следователя или дознавателя в производстве, котором находится данное уголовное дело.

Гласный опрос без условия конфиденциальности оформляется объяснением опрашиваемого лица либо рапортом и справкой.

Негласный опрос – составляется рапорт или справка оперативного работника.

Данные опроса не могут быть использованы в качестве доказательств, а имеют только ориентирующее значение при расследовании уголовного дела.

Разновидности гласного опроса:

1. Опрос с использованием полиграфа,

2. Гипнорепродуктивный опрос.

Наведение справок как ОРМ.

Наведение справок – это собирание информации непосредственного изучения документов, а также направления запросов в любые органы предприятия, учреждения и организации которые располагают или могут располагать такой информацией.

Информация в большинстве случаев в дальнейшем может использоваться в процессе доказывания по уголовному делу. Наведение справок может осуществляться лично оперативным работником, либо по его поручению иными лицами имеющими допуск к интерпретации информации. Данное ОРМ может проводиться гласно и негласно. Если проводиться негласно информация оформляется рапортом или справкой опер.работника.

Наблюдение как ОРМ.

Наблюдение – негласное слежение за действиями проверяемых лиц, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения путем визуального, электронного контроля, с целью получения информации о признаках преступления. Результаты оформляются рапортом, актом наблюдения, объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фотографий, кинопленок, либо видеокассет. Могут передаваться следователю, в чьем производстве находиться уголовное дело. Результаты наблюдения могут служить поводами и основаниями для возбуждения уголовного дела, использоваться в доказывании преступной деятельности. Основания и порядок проведения регламентируется специальными ведомственными нормативными актами.

Контролируемая поставка.

Контрольная поставка - способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой, продажей, перемещением предметов, веществ и продукций свободная реализация которых запрещена, либо оборот которых ограничен, а так же являются объектами или орудием преступного посягательства. Используются для борьбы с организованными преступными группами, при не законном обороте наркотиков и незаконном перемещении товаров через границу. Оформляются различными документами: рапорт, справкой, объяснительным актом контрольной поставки или иными носителями информации которые могут использоваться в процессе доказывания по уголовным делам.

Оперативный эксперимент.

Оперативный эксперимент-способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправных намерений лиц обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Проводятся на основании постановления утвержденным руководителем органа осуществляющего ОРД, допускается только в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений (тяжких и особо тяжких). Условия проведения эксперимента не должны провоцировать лицо к совершению преступлений. Результат оформляется рапортом сотрудника оперативного подразделения, либо актом оперативного эксперимента. Приобщается к акту физического носителя информации полученной в результате использования специальных технических и иных средств, которые могут быть использованы в процессе доказывания.

Глава № 7

Мероприятий

    1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Принятие решения о производстве оперативно - розыскного мероприятия должно быть обоснованным.

Законными основаниями для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД обстоятельства:

  • наличие возбужденного уголовного дела;
  • сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • данные о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  • информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
  • данные о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Наиболее весомое, полное основание для начала проведения оперативно-розыскных мероприятий — наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело — оперативным работником, органом дознания, следователем или судом, и в чьем производстве оно находится. На практике нередко случается, что при производстве оперативно-розыскных мероприятий по одному уголовному делу выясняется причастность проверяемых лиц к другому преступлению, по факту которого уголовное дело еще не возбуждено. В этом случае оперативная информация должна расцениваться в соответствии с требованиями ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации как основание для возбуждения уголовного дела. Данная информация может быть оформлена либо рапортом оперативного сотрудника, либо справкой, составленной на имя непосредственного руководителя.

По возбужденным уголовным делам, находящимся в производстве следователя (дознавателя), оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как по поручению лица, производящего предварительное следствие, так и без такового. В последнем случае, как нам представляется, взаимоотношения между оперативным работником и следователем должны быть построены с норм Морально-этического кодекса оперативного работ, а именно: оперативный работник должен уведомить следователя о том, что по находящемуся в его производстве уголовному проводятся оперативно-розыскные мероприятия и, если позволяет ситуация, обозначить направления, где используются негласные методы работы. Целесообразность этой рекомендации, по мнению, — в ликвидации дублирования в работе оперативных и следственных аппаратов, которые нередко стремятся получить информацию об интересующем событии, лице, не согласовывая свои действия, дублируя друг друга, а зачастую — создавая дополнительные трудности.

При раскрытии преступления, совершенного в условиях не очевидности, следователь обязан принять все меры к его раскрытию, а следовательно, задействовать возможности оперативных подразделений и в соответствии со ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обязан дать письменное отдельное поручение о принятии оперативно-розыскных мер по установлению преступника, что является формальным основанием для производства всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

Однако в случае отсутствия отдельного поручения оперативный работник вправе самостоятельно принимать решение о производстве необходимых оперативно-розыскных мероприятий. О ходе и результатах своей деятельности в этом случае оперативный работник уведомляет следователя по своей инициативе. Иными словами, активность и инициативность оперативного сотрудника не должны сковываться отсутствием документа, подписанного следователем и всецело зависеть от квалификации последнего, от его знаний о возможностях негласных методов раскрытия преступлений.

В этой связи необходимо остановиться на взаимоотношениях между оперативным работником и дознавателем. К подследственности органов дознания в последние годы дополнительно отнесены несколько десятков составов преступлений, по которым осуществляется дознание в полном объеме. Однако в УПК РФ до сих пор не предусмотрено право органов дознания давать письменные поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, хотя потребность в помощи оперативных подразделений в ходе дознания может возникнуть. На практике подобные проблемы решаются на уровне личных контактов, взаимоотношений между отдельными дознавателями и оперативными сотрудниками или их руководителями, то есть дознаватель в устной или письменной форме дает поручение оперативному сотруднику и в соответствующей форме получает отчет о проделанной работе. Считаем, что этот пробел в уголовно-процессуальном законе необходимо устранить и разрешить дознавателю (органу дознания), давать письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. До принятия этой поправки к закону сотрудникам органов дознания и оперативных подразделений необходимо руководствоваться положениями Морально-этического кодекса оперативного работника.

Коротко рассмотрим другие основания проведения оперативно - розыскных мероприятий.

Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, дающие законные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, могут содержаться как в источниках, перечисленных в ст. ст. 140 - 145 УПК РФ, так и в других, в частности, в конфиденциальных сообщениях. Эти сведения нередко скудны, содержат минимум информации о событии, носят ограниченный характер. Принятие решения, как правило, сопровождается дефицитом времени, противоречивостью информации, отсутствием достаточных сил и средств.

Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, могут содержаться в материалах, оформляемых следователем при объявлении лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в розыск; в ориентировках органов внутренних дел, в розыскных заданиях, в конфиденциальной информации, а также в материалах уголовного дела, по которым заподозренное лицо еще не объявлено в розыск, но имеются объективные основания полагать о его причастности к совершенному преступлению.

Следующим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с п. З ст.7 Федерального Закона об ОРД являются указание прокурора и решение суда по делам, находящимся в их производстве. Однако, по мнению ряда ученых, это положение Федерального Закона об ОРД противоречит требованиям Уголовно-процессуального закона, согласно которому прокурор наделен правом дать указание следователю любого ведомства (МВД, ФСБ, органа налоговой полиции и т.п.) по находящемуся в его производстве уголовному делу, в том числе и о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому предлагаем привести в соответствие с уголовно-процессуальным законом положения " Закона об оперативно-розыскной деятельности " в части, касающейся полномочий прокурора о даче обязательных для исполнения указаний о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

Указания прокурора или решения суда не должны касаться места времени проведения негласных мероприятий, а также сил и средств, задействованных при их осуществлении. Все эти вопросы руководитель оперативного подразделения, на чье имя поступило указание прокурора или решение суда, решает самостоятельно.

Результаты выполнения оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по поручению следователя, дознавателя, по указанию прокурора или по решению суда, как правило, оформляются справкой оперативного работника, содержащей сведения, имеющих значение для раскрытия, расследования преступления или вынесения приговора по делу в суде.

По тем же основаниям, указанным в ст. 7 Федерального Закона об ОРД, проводятся оперативно - розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность на основании следующих правовых актов:

  • Закон Российской Федерации " О федеральных органах государственной безопасности'';
  • Закон Российской Федерации " Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы ";
  • Закон Российской Федерации " О внешней разведке ";
  • Закон Российской Федерации " О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц ";

Запросы перечисленных органов о проведении соответствующих оперативно-розыскных мероприятий оформляются в письменном виде и визируются руководителем органа внутренних дел соответствующего уровня. В запросе, как правило, должны быть указаны конкретные оперативно-розыскные мероприятия, которые надлежит провести. В случае необходимости вынесения постановления соответствующего должностного лица или решения суда для исполнения запроса, эти документы представляются инициатором в оперативное подразделение совместно с запросом.

При вынесении постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляющих уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, оперативные работники при проведении оперативно-розыскных мероприятий обязаны ставить в известность защищаемых лиц о проводимых мероприятиях. Причем, если такие мероприятия ограничивают конституционные права защищаемых лиц (например, прослушивание телефонных переговоров), то они проводятся только после получения письменного согласия на это со стороны лица, безопасность которого осуществляется.

Свои особенности имеет исполнение запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Оперативно-розыскные мероприятия по ним могут проводиться, как правило, только в тех случаях, когда не требуется судебного решения.

При необходимости ограничения конституционных прав граждан по запросам, поступившим из данных органов, заказчик или исполнитель обязан получить решение судьи по месту проведения мероприятия.

Несколько упрощенный порядок взаимоотношений между правоохранительными органами и в том числе оперативными подразделениями, имеется между Россией и Республикой Беларусь на основании Межгосударственной программы совместных мер с организованной преступностью и иными видами преступлений на территории государств - участников СНГ на период до 2000 года.

Помимо этого, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе также собирать данные, необходимые для принятия некоторых решений, в частности о допуске к сведениям составляющим государственную тайну, о выдаче разрешений, а частную детективную и охранную деятельность и др.

Тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий зависит от складывающейся ситуации, опыта оперативного работника, наличия необходимых сил и средств, дефицита времени и множества других факторов, существенно влияющих на выбор как самого оперативно-розыскного мероприятия, так и тактики его проведения.

Зачастую оперативный работник не только действует в той ситуации, но и умышленно, целенаправленно создает для себя условия, позволяющие более эффективно проученные мероприятия. Поэтому для проверяемых (разрабатываемых) лиц умышленно создают определенные препятствия, затрудняющие их привычный, повседневный ритм жизни, вынуждающие совершать непродуманные действия, зафиксировать которые возможно в ходе проводимого мероприятия. Так, с целью продолжения общения с лицом, находящимся вм

Наши рекомендации