Отграничение от других отраслей.

Гражданское право

Предмет трудовых отношений - живой труд, а гражданско-правового договора -овеществленный труд или продукт труда. Для гражданского права характерно признание за организациями и гражданами юридического равенства.

Административное право. Общее: элемент управления; предметы трудовой правосубъектности организации определяется нормами трудового и административного права; в трудовых отношения некоторых категорий руководителей.

Различия:

Административное право регулирует отношения по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов.

Трудовое право регулирует организационно-управленческие отношения, основанные на действиях равноправных субъектов, строящиеся на договорных началах.

Право социального обеспечения. Предмет - общественные отношения, складывающиеся в процессе материального обеспечения граждан, когда они утрачивают трудоспособность или достигают пенсионного возраста. Данные отношения возникают в результате реального права на материальное обеспечение.

План занятия № 2

Тема:Источники трудового права

Цели занятия:

1.Цель обучения: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие о источниках трудового права

2.Цель воспитания: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3.Цель развития: способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

Тип занятия:занятие формирования новых знаний

Вид занятия: лекция

Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Трудовое право» под общ. ред. А. А. Греченков Минск: Амалфея, 2012.

Междисциплинарные связи: Гражданское право, Конституционное право, Административное право.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятий

2.Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3.Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы

4.Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие источников трудового права

2. Понятие виды источников трудового права

3. Понятие генеральные, тарифные и местные соглашения

5.Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Раскрывать понятие источников трудового права

2. Характериовать виды источников трудового права

3. Характеризовать генеральные, тарифные и местные соглашения

6.Обобщение и систематизация новых знаний

7.Инструктаж по выполнению домашнего задания: учебное пособие «Трудовое право» под общ. ред. А. А. Греченков Минск: Амалфея, 2012.

Материал для лекции преподавателя

Источники трудового права.

Источник права –способы официального выражения (закрепления) правовых норм.

Источники трудового права – это различные нормативные акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и другие тесно связанные с ними отношения.

Нормой ст. 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, а следовательно, и принципов международного трудового права. В указанной статье предусмотрено, что если международным договором (соглашением, конвенцией), в котором участвует Республика Беларусь, установлены иные правила по сравнению с предусмотренными в ее законодательстве о труде, то применяются правила этого договора (соглашения, конвенции).

Международные акты, регулирующие трудовые правоотношения:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г. (провозглашение права на труд и права на благоприятные и справедливые условия труда);

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (конкретизация права на справедливые и благоприятные условия труда.

3.Конвенции и рекомендации МОТ. Национальное законодательство должно соответствовать им;

4.Двусторонние межгосударственные соглашения по регулированию отношений в сфере труда. Например, Соглашение между Правительством РБ и Правительством РФ о трудовой деятельности и социальной защите граждан РБ, работающих на территории РФ, и граждан РФ, работающих на территории РБ от 17.10.1994 г.

Наши рекомендации