Составить таблицу по криминалистической характеристике преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

1. Предмет преступного посягательства  
2. Обстановка совершения преступления  
3. Орудия преступления  
4. Понятие способа преступления  
5. Действия преступника по подготовке к совершению преступления  
6. Действия преступника при совершении преступления  
7. Действия преступника по сокрытию преступления  
8. Следы, указывающие на предварительную подготовку (планирование) преступления  
9. Следы, указывающие на последовательность действий лица, совершившего преступление  
10. Следы, указывающие на последовательность действий потерпевшего  
11. следы, указывающие на инсценировку преступления (негативные обстоятельства)  
12. Следы, указывающие на наличие доверительных отношений между потерпевшим и лицом, совершившим преступление  
13. Следы, указывающие на профессиональное владение преступником орудием преступления  
14. Следы, указывающие на вероятность обнаружения иных следов на одежде и теле преступника, других предметов  
15. Следы, указывающие на сокрытие (маскировку) преступления  
16. Характеристика личности потерпевшего  
17. Личность личности преступника  
18. Значение криминалистической характеристики преступления  

[i]

3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины требует систематического изучения всех тем в той последовательности, в какой они указаны в рабочей программе.

Успешное усвоение материала данного курса обусловлено, прежде всего, настойчивой систематической и творческой работой самого обучающегося.

Студент не должен упускать ни одной возможности, которые дает ему высшая школа, для приобретения глубоких профессиональных знаний, практических навыков. Он должен активно использовать все формы учебной деятельности: и лекции, и семинары, и консультации преподавателей, подготовку к экзамену по изученному курсу.

Основными видами учебной работы являются аудиторные занятия. Их цель - расширить базовые знания обучающихся по осваиваемой дисциплине и систему теоретических ориентиров для последующего более глубокого освоения программного материала в ходе самостоятельной работы.

Обучающемуся важно помнить, что лекция эффективно помогает ему овладеть программным материалом благодаря расстановке преподавателем необходимых акцентов и удержанию внимания интонационными модуляциями голоса, а также подключением аудио-визуального механизма восприятия информации. Кроме того, во время лекции имеет место прямой визуальный и эмоциональный контакт обучающегося с преподавателем, обеспечивающий более полную реализацию воспитательной компоненты обучения.

От посещения лекций, и от прихода на консультации мало проку, если к ним серьезно не готовиться заранее. Лекция требует большой домашней подготовки и работы на самой лекции не только от лектора, но и от слушателей. Лекция есть серьезная учебная работа. Предполагаемую тему лекции нужно предварительно изучить по литературным источникам, что позволит не просто слушать и запоминать, а размышлять, а порой вести мысленно дискуссии с лектором по тому или иному обсуждаемому вопросу. Записывать при этом следует лишь самое важное – исходные тезисы, определения ключевых понятий, в строго логической последовательности основные (ключевые) мысли. Обнаруженные серьезные противоречия между прочитанным в книгах и сказанным лектором по тому или иному вопросу необходимо выяснить в ходе лекции, задавая лектору вопросы. Таким образом, лекции в вузе, возникнув в западноевропейских университетах в XII – XIV вв., и посей день (а, видимо, еще долгое время и в будущем) остаются ведущей формой обучения. Ведь лекторами являются ученые вузов, они не пересказывают учебники, а дают широко обобщенные ими научные представления по обсуждаемой теме, включая и свои собственные исследования, и высказывают свое отношение, свои оценки.

В лекциях рассматриваются также проблемы, связанные с необходимостью обобщить сведения, полученными студентами во время обучения по отраслевым учебным дисциплинам. Анализируются наиболее сложные вопросы. Изучение в лекционном курсе должно способствовать формированию навыков практической реализации важнейших теоретических положений.

Большие возможности приобретения глубоких знаний по криминалистике таит в себе вторая по важности форма обучения в вузе – семинары. Семинары помогают обучающимся под руководством квалифицированных преподавателей овладевать научной юридической терминологией, свободно оперировать ей, прививают навыки самостоятельного юридического теоретического мышления, устного изложения своих мыслей перед аудиторией, и т.д. В целом семинары – хорошая школа формирования профессионала-юриста.

Однако сделать семинары действительно такой школой позволят преподавателю только сама аудитория, (ее хорошая домашняя подготовка к ним, изучение не только учебной, но и широкого круга научной литературы) и заинтересованное активное участие в дискуссиях по обсуждаемым вопросам в аудитории. Именно в семинарских дискуссиях по спорным юридическим вопросам и рождаются необходимые профессиональные качества юриста-прокурора, адвоката и т.д., которые должны владеть искусством оратора, уметь публично, свободно, аргументировано и ярко излагать суть дела, аргументированно опровергать доводы своих оппонентов, дискутировать.

При подготовке к семинарским занятиям следует иметь ввиду, что нельзя ограничиваться изучением учебной литературы. Необходимо изучение первоисточников специальной литературы (монографий, статей в журналах и сборниках). На сегодня почти все необходимые издания в бумажном или электронном варианте доступны. По ряду тем, необходимо обращение к текстам нормативных актов. Это дает возможность при обсуждении проблем обращать внимание на практические аспекты, вырабатывать на конкретных примерах практические навыки решения спорных вопросов.

Не следует преувеличивать трудности, связанные с наличием различных вариантов решения тех или иных проблем, различных точек зрения по ряду вопросов. При подготовке к семинарам надлежит разобраться в существе проблемы, при наличие различных позиций сформировать свой взгляд, умело аргументировать при ответе свою позицию, предвидеть возможные практические выводы по тому или иному варианту решения теоретической проблемы.

При подготовке к практическим, лабораторным занятиям студентам необходимо изучить теоретический материал, проанализировать предлагаемые задания и сформулировать варианты их решений.

В ходе занятий студенты должны составить ряд фрагментов протоколов осмотра места происшествия с описанием различных следов преступления, с тем, чтобы получить навыки описания обстановки происшедшего события и обнаруженных следов. К протоколам должны прилагаться план-схемы и фототаблицы.

Протоколы инсценированных следственных действий должны составляться студентами в специально сброшюрованных бланках процессуальных документов или листах бумаги формата А-4.

При выполнении заданий должны быть выполнены все предусмотренные уголовно-процессуальным законом правила, а также разработанные наукой криминалистики рекомендации по тактике проведения следственного действия и работе со следами в ходе его проведения.

В процессе выполнения заданий студентам разрешается пользоваться кодексами, сборниками уголовно-процессуальных документов, справочниками материалами и другой методической литературой.

Самостоятельная работа преследует следующие цели:

- закрепление и совершенствование теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях;

- формирование навыков подготовки текстовой составляющей информации учебного и научного назначения для размещения в различных информационных системах;

- совершенствование навыков поиска научных публикаций и образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет;

- самоконтроль освоения программного материала.

В процессе организации своей самостоятельной работы большое значение имеют и консультации с преподавателями. Здесь у обучающегося имеется персональная возможность обсудить с учеными все свои затруднения по освоению тех или иных научных идей.

Обучающемуся необходимо помнить, что результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

- При самостоятельной работе обучающимся следует использовать:

- рабочие тетради;

- конспекты лекций;

- литературу из перечня основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);

- ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимые для освоения дисциплины;

- методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.

4. Рекомендации по подготовке к практическим и лабораторным занятиям

При подготовке к обсуждению теоретических вопросов студент должен изучить рекомендованную учебную и научную литературу, ориентируясь на вопросы, изложенные в лекции.

Доклады, подготовленные по предложенным темам, заслушиваются на практических занятиях. Длительность доклада должна составлять не более 7-10 минут. Материал доклада необходимо подготовить в виде презентации сочетающей теоретическое изложение, сопровождаемое иллюстрацией технических и иных средств (не менее 15 слайдов).

При подготовке к практическим занятиям студентам необходимо изучить теоретический материал, изучить предложенную фабулу и сформулировать варианты решений практического задания.

Наши рекомендации