Развитие социального партнерства
В целях обеспечения дальнейшего развития социального партнерства, эффективного использования его возможностей при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, регулирования трудовых отношений:
6.1. Стороны совместно:
6.1.1. Принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение, после ознакомления с ними Сторон и консультаций на уровне Комиссии. Обеспечивают возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес. Организуют проведение совещаний, научно-практических конференций, «круглых столов».
6.1.2. Стороны обязуются по решению Комиссии разрабатывать планы мероприятий, для реализации отдельных обязательств Соглашения, и формировать совместные рабочие группы.
6.1.3. Поддерживают инициативу российских объединений работодателей по развитию корпоративной социальной ответственности и рассматривают возможность введения в Московской области механизма формирования социальной (нефинансовой) отчетности организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в Московской области.
6.1.4. Совершенствуют формы контроля за выполнением заключенных региональных, областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров, в том числе формы взаимодействия с контрольно-надзорными органами, обеспечивают информационный обмен по указанным вопросам.
6.1.5. Содействуют распространению принципов социального партнерства в организациях с участием инвестиционных компаний, в том числе на стадии подготовки инвестиционных соглашений.
6.1.6. Проводят согласованную политику по вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению областных, областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров, созданию профсоюзных организаций на предприятиях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
6.1.7. Организуют ежегодное обучение представителей профсоюзов, работодателей, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и другие мероприятия, направленные на дальнейшее развитие социального партнерства, совершенствование форм и методов регулирования социально-трудовых отношений, в том числе на базе Негосударственного учреждения «Учебный центр Московского областного объединения организаций профсоюзов».
6.1.8. Организуют освещение вопросов социального партнерства, ход реализации Соглашения, работу Комиссии в средствах массовой информации Московской области и муниципальных образований Московской области, на официальных сайтах Сторон.
6.1.9. Рекомендуют образовательным организациям Московской области включать в образовательные программы уроки профориентации, основ трудового законодательства, социального партнерства, охраны труда и экологии.
6.1.10. Содействуют развитию социального партнерства на уровне муниципальных образований Московской области, заключению территориальных соглашений. Разрабатывают согласованные рекомендации по развитию социального партнерства на территориальном уровне с утверждением их на Комиссии.
6.1.11. Рекомендуют органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области:
- формировать трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключать территориальные соглашения с привлечением глав городских и сельских поселений, расположенных на их территории;
- включать в состав общественных комиссий при органах местного самоуправления представителей координационных советов профсоюзов и территориальных объединений работодателей.
6.1.12. Оказывают содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений профсоюзов и работодателей, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Организуют взаимодействие и мероприятия с участием представителей профсоюзов и работодателей Московской области.
6.1.13. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в их разрешении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.1.14. Обеспечивают участие Комиссии и ее постоянно действующих рабочих групп в работе по рассмотрению заявок участников регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» и областного конкурса коллективных договоров организаций, совершенствованию порядка проведения конкурсов, а также определению и награждению их победителей.
6.1.15. Совершенствуют правовую базу коллективно-договорного регулирования в сфере труда, содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого и среднего предпринимательства и обеспечивают проведение коллективно-договорной компании в текущем году.
Профсоюзы совместно с Работодателями не позднее I квартала обеспечивают заключение коллективных договоров, предусматривая в них:
размер минимальной заработной платы работника не ниже установленной действующим Соглашением о минимальной заработной плате;
размер доли тарифной части в заработной плате работника в размере не менее 65 процентов;
размер индексации заработной платы не ниже темпов роста потребительских цен;
порядок установления соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате работников организации в кратности от 1 до 6;
размеры тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленных в отраслевых соглашениях (минимальной заработной платы в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате);
сроки выплаты заработной платы;
размер денежной компенсации работнику за задержку выплаты заработной платы из расчета не ниже одной сотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты заработной платы по день фактического расчета включительно;
положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы с возмещением среднего заработка за весь период ее задержки;
графики погашения задолженности по выплате заработной платы;
оплату работникам за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности (вследствие болезни или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве) в размере среднего заработка за первые три дня нетрудоспособности;
оплату выходного пособия при сокращении численности или штата работников из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя;
размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации;
размер средств на социальную поддержку работников и членов их семей, в том числе на проезд, жилищно-коммунальные услуги, питание, приобретение (строительство) жилья, оздоровление;
размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций для работников, условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда;
доплаты до среднего утраченного заработка, при переводе по медицинским показаниям работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на другую работу, до момента установления им профессиональной заболеваемости или выздоровления;
переподготовку работников, увольняемых до наступления срока расторжения трудового договора в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации;
повышение квалификации и профессионального уровня работников, в том числе в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
повышение квалификации и профессионального уровня специалистов кадровых служб;
разработку и реализацию программ наставничества и адаптации молодых работников на производстве, а также формирования кадрового резерва организации;
профессиональную подготовку и переподготовку работников предпенсионного и пенсионного возраста с целью продолжения ими трудовой деятельности в соответствии с потребностью работодателя;
укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций Московской области;
обязательства по проведению специальной оценки условий труда и выполнению разработанных планов мероприятий по улучшению условий труда работников;
соответствующий размер, порядок и условия предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля;
мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
гарантии и возможность расширения прав молодежи и женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых;
положения по работе с молодежью, в том числе направленные на предоставление мер социальной защиты молодежи (предоставление рабочих мест, ее адаптация в организации, возможности повышения квалификации и дальнейшего обучения, получение льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежных компенсаций за наем жилого помещения, содержание детей в детских дошкольных образовательных организациях);
меры социальной защиты женщин, беременных женщин, в том числе снижение норм выработки (обслуживания) или перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы, предоставление полного рабочего дня для прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях с сохранением среднего заработка;
выплату единовременных пособий молодым работникам из категории детей-сирот, впервые принятым на работу, а также работникам, вернувшимся на предприятие после прохождения срочной военной службы;
положении о предоставлении вышедшим на пенсию работникам и их семьям возможности пользоваться социальными услугами и объектами социально-культурного назначения организации;
при приеме на работу обязательное направление работника в выборный орган первичной профсоюзной организации.
6.2. Правительство:
6.2.1. Обеспечивает участие Комиссии в обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрабатываемых органами государственной власти Московской области и включение Союза «Московское областное объединение организаций профсоюзов» и объединений работодателей Московской области в перечень организаций, которым осуществляется рассылка правовых актов по указанным вопросам.
Информирует Стороны по вопросам, выносимым на рассмотрение Правительства, касающимся социально-трудовых отношений.
6.2.2. При привлечении организаций к участию в государственных программах Московской области, аккредитации хозяйствующих субъектов, представлении руководителей организаций к государственным наградам Московской области учитывает их участие в системе социального партнерства, соблюдение трудового законодательства, выполнение обязательств Соглашения о минимальной заработной плате, условий настоящего Соглашения. Рассматривает ходатайства объединений профсоюзов и объединений работодателей по награждению государственными наградами Российской Федерации и наградами Московской области работников и работодателей.
6.2.3.Обеспечивает участие Профсоюзов и Работодателей в формируемых на уровне Московской области постоянно действующих комиссиях, рассматривающих социально-трудовые вопросы, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и в управлении государственными внебюджетными фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
6.2.4. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодателей Московской области в повышении их роли в обществе через проведение организационных мероприятий с использованием административных и информационных ресурсов.
6.2.5.Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области:
- сохранять право за городскими (районными) комитетами профсоюзов и подведомственными им объектами социального назначения, общественными объединениями работодателей арендовать помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с взиманием арендной платы не выше, чем это предусмотрено для бюджетных организаций;
- освобождать от местных налогов и сборов профсоюзные организации всех уровней, предусмотрев это в территориальных трехсторонних соглашениях.
6.3.Профсоюзы:
6.3.1. Инициируют заключение коллективных договоров, областных отраслевых и территориальных соглашений. Содействуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании, организуют членов профсоюза на выполнение коллективных договоров и соглашений. Проводят правовую экспертизу проектов коллективных договоров.
6.3.2. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению и контролю за выполнением региональных и территориальных соглашений, коллективных договоров.
6.3.3. Проводят работу по возобновлению деятельности и созданию первичных профсоюзных организаций, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях.
6.3.4. Инициируют создание в организациях комиссий по трудовым спорам, выявляют причины возникновения трудовых конфликтов и в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимают необходимые меры по их урегулированию.
6.4.Работодатели:
6.4.1. Принимают меры по расширению числа участников региональных объединений работодателей, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области об объединениях работодателей. Регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют Стороны и Комиссию.
6.4.2. Развивают корпоративную социальную ответственность, содействуют формированию в Московской области социальной (нефинансовой) отчетности организаций.
6.4.3. Проводят консультации с выборным органом профсоюзов по вопросам принятия локальных нормативных актов организации, затрагивающих интересы работников, планов социально-экономического развития организации.
6.4.4. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
6.4.5. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
6.4.6. Перечисляют профсоюзам средства на проведение социально-культурной и иной массовой работы в размерах, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях.
6.4.7. В обязательном порядке рассматривают все требования, предложения, вынесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимают соответствующие меры.
6.4.8. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах выделение средств на оплату труда освобожденным работникам профсоюзных комитетов, доплату (ежемесячное вознаграждение) не освобожденным председателям первичных профсоюзных организаций, а также обеспечивают не освобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.
6.4.9. Производят расторжение трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденными от основной работы, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа; в соответствии с пунктом 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации только с учетом мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.