Структура департамента по занятости
Департамент по занятости | |||
Отдел разработки программы обеспечения занятости | Отдел профессионального обучения и развития трудовых | Отдел народонаселения и рынка труда | Отдел организации работы и развития службы |
В состав Комитета по труду занятости и социальной защите населения по занятости входит шесть областных служб занятости, Управление по труду занятости и социальной защите населения, 128 региональных городских, районных центров занятости и 6Управлений по труду занятости и социальной защите населения (районных) в городе Минске. Комитет также осуществляет организационно-методическое руководство Республиканским научно-методическим центром «Алгоритм». Комитет по труду занятости и социальной защите населения непосредственно подчиняется заместителю министра, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
Управления областных служб занятости населения, а также Управление по труду занятости и социальной защите населения осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством соответствующих областных (Минского городского) исполнительных комитетов, являются юридическими лицами при управлении по труду и социальной защите облисполкомов (Минского горисполкома).
Комитет по труду занятости и социальной защите населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, обеспечивающим реализацию в пределах установленной компетенции государственной политики занятости населения и социальной защиты временно не занятых граждан на территории Республики Беларусь.
Основными задачами его являются:
1. Реализация государственной политики в области занятости населения;
2. Разработка на основе прогнозов экономического и социального развития государственной программы занятости на определенный период;
3. Организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных в учебных центрах занятости населения, других учебных заведениях, а также на производстве;
4. Обеспечение предоставления безработным государственных социальных гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством;
5. Регулирование процессов трудовой миграции на территории республики;
Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения.
В соответствии с возложенными задачами Комитет осуществляет следующие функции:
1. Анализирует состояние рынка труда;
2. Разрабатывает государственные программы занятости;
3. Обеспечивает организацию учета граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказывает им помощь в подборе работы, содействует развитию самостоятельной занятости безработных;
4. Осуществляет меры по стимулированию нанимателей и созданию дополнительных рабочих мест;
5. Руководит деятельностью подчиненных областных и районных служб занятости.
Для осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения в структуре органов службы занятости создается инспекторская служба, основными задачами которой являются осуществление контроля за правильностью применения законодательства о занятости со стороны государственных органов, предприятий, а также коммерческих бюро и агентств, оказывающих платные услуги в области трудоустройства, а также контроля за своевременным перечислением средств в Государственный фонд содействия занятости.
Ведущее место в функциональной деятельности центров занятости населения занимают следующие вопросы:
1. Ведение первичного учета и регистрация безработных;
2. Оформление, начисление и выплата регулярных пособий по безработице;
3. Поиски подходящей работы и направление безработных на трудоустройство;
4. Сбор и обработка сведений о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях и в организациях, изучение и анализ состояния рынка труда;
5. Профессиональная ориентация, подготовка и повышение квалификации безработных на базе учебных заведений города, а также на предприятиях по договорам обучения;
6. Консультационное, информационное и методическое обеспечение;
7. Организация общественных работ для безработных, а также организация временной занятости молодежи по программе «Молодежная практика» и другие задачи.
Управления по труду занятости и социальной защите населения являются первичным элементом инфраструктуры рынка труда, непосредственно занимающимся контингентом безработных и обеспечивающим соблюдение основных направлений в области занятости. Именно от их эффективной деятельности зависит реализация мер активной политики на рынке труда, что несомненно является важнейшей перспективной задачей в сфере занятости в Республике Беларусь.
В целом, сложившаяся структура государственной службы занятости и система органов государственного управления в сфере обеспечения занятости населения в республике оправдывает свое назначение.
1. Ведение первичного учета и регистрация безработных;
2. Оформление, начисление и выплата регулярных пособий по безработице;
3. Поиски подходящей работы и направление безработных на трудоустройство;
4. Сбор и обработка сведений о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях и в организациях, изучение и анализ состояния рынка труда;
5. Профессиональная ориентация, подготовка и повышение квалификации безработных на базе учебных заведений города, а также на предприятиях по договорам обучения;
6. Консультационное, информационное и методическое обеспечение;
7. Организация общественных работ для безработных, а также организация временной занятости молодежи по программе «Молодежная практика» и другие задачи.
Одно из ведущих мест в структуре управлений принадлежит подразделениям, занимающимся профессиональным обучением безработных, а также профессиональной ориентацией и психологическим сопровождением безработных. Ежегодно, исходя из программы занятости населения Республики Беларусь, состояния на рынке труда и прогноза его развития, управления городских и областных служб занятости определяют потребность в профессиональном обучении безработных в количественном и профессиональном разрезе, а также возможности учебных заведений регионов в проведении обучения безработных.
Управления по труду занятости и социальной защите населения являются первичным элементом инфраструктуры рынка труда, непосредственно занимающимся контингентом безработных и обеспечивающим соблюдение основных направлений в области занятости. Именно от их эффективной деятельности зависит реализация мер активной политики на рынке труда, что несомненно является важнейшей перспективной задачей в сфере занятости в Республике Беларусь.
В целом, сложившаяся структура государственной службы занятости и система органов государственного управления в сфере обеспечения занятости населения в республике оправдывает свое назначение и доказала эффективность своей деятельности.
Вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте понятие занятости.
2. Дайте понятие трудоустройства, формы трудоустройства.
3. Охарактеризуйте понятие безработного, права и обязанности безработного
4. Характеристика государственной службы занятости.
5. Раскройте структуру Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Литература:
Трудовой кодекс РБ 2013г.
Комментарий к ТК РБ. 2009г.
Трудовое право Греченков А.А.2013г.
Закон Республики Беларусь «О занятости населения» с изменениями и дополнениями.
Тема 7.Трудовой договор
Программное содержание
Понятие трудовой договор. Форма и виды трудового договора. Признаки трудового договора. Функции трудового договора.
Методические указания
Трудовой договор -соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.
Признаки трудового договора:
1. Добровольность в заключении и реализации трудового договора. Она проявляется в свободном волеизъявлении сторон по выработке договорных условий, а в последующем и возможном их изменении;
2. Двусторонность – все оговоренные соглашением условия касаются лишь сторон, его заключивших, т.е. работника и нанимателя, и никакая другая сторона в выработке условий конкретного договора, как правило, не принимает участия;
3. Возмездность – вознаграждение за труд выплачивается в форме заработной платы за вложенный труд согласно достигнутой договоренности, если иное не предусмотрено законом;
4. Целенаправленность – трудовой договор заключается между работником и нанимателем для выполнения трудовой функции и решения вытекающих из этого соглашения соответствующих задач;
5. Многоплановость – трудовой договор регулирует отношения как по поводу применения труда, так и производные от них, т.е. гармонически сочетает в себе черты, направленные на повышение эффективности производства, совершенствование стимулов к труду и улучшение его условий.
6. Мобильность – возможность заключения на различные сроки действия.
Функции трудового договора:
1. Средство реализации права на труд;
2. Основание возникновения трудовых отношений;
3. Регулятор рационального использования кадров, повышения стабильности трудовых отношений;
4. Предпосылка возникновения иных, производных от трудовых, правоотношений и др.