В случае исключения объекта из Перечня размер налога должен быть пересчитан.
Что касается снижения суммы пени и штрафа, то нами не выявлены судебные решения для ситуаций, когда организация, игнорируя факт нахождения объекта в Перечне, продолжает начислять налог со среднегодовой стоимости, при этом оспаривает факт нахождения имущества в Перечне.
Полагаем, что в такой ситуации имеет место факт совершения налогового правонарушения, соответственно, в целях снижения штрафа организации необходимо будет заявлять о наличии смягчающих обстоятельств, оценка которым будет дана вышестоящим налоговым органом (судом).
Также полагаем, что в рассматриваемой ситуации имеются основания для начисления пеней. Правомерность их применения к организации после исключения объекта из Перечня может являться предметом оспаривания, вместе с тем гарантировать положительный результат для организации не представляется возможным.
1.2.6. Налогообложение по кадастровой стоимости
автозаправочного комплекса (2)
Организация имеет свидетельство о гос. регистрации от 2010 г. Указано: объект права - Комплекс АЗС, назначение - АЗС, условный номер - 1...
Согласно выписке из технического паспорта от 2000 г. имущественного комплекса АЗС в комплекс входят здание, ТРК, навес-кровля над ТРК, резервуары, трубопроводы, рекламная стела.
Уполномоченным исполнительным органом города Москвы в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, с 01.01.2017 включен объект данной АЗС - здание, с кадастровым номером...8.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты по адресу данной АЗС осуществлена постановка на кадастровый учет в 2012 г. здания с кадастровым номером...8 и осуществлена постановка на кадастровый учет 16.04.2014 сооружения с кадастровым номером...7 (условный номер 1..., тип - комплекс АЗС).
Вопрос: Какой из вариантов исчисления налога на имущество организаций соответствует нормам НК РФ:
1) Налог подлежит исчислению с кадастровой стоимости здания, включенного в Перечень, и со среднегодовой стоимости остального имущества АЗС: ТРК, навес-кровля над ТРК, резервуары, трубопроводы, рекламная стела?
2) Налог подлежит исчислению только с кадастровой стоимости здания, включенного в Перечень (налог со среднегодовой стоимости остального имущества АЗС не рассчитывается)?
Ответ: Как определено п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В силу п. 4 ст. 378.2 НК РФ в целях ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории г. Москвы налог на имущество организаций установлен Законом от 05.11.2003 N 64 (далее - Закон N 64).
Виды недвижимого имущества, облагаемого по кадастровой стоимости, определены в ст. 1.1 Закона N 64.
Следует отметить, что перечень объектов, закрепленный в Законе N 64, хоть и схож с указанным в п. 1 ст. 378.2 НК РФ, но сформулирован несколько по-иному. Так, на территории г. Москвы налогом с кадастровой стоимости облагаются:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположенные на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, принадлежащие одному или нескольким собственникам, фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилых помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении двух лет со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету;
5) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, включенные в Перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 ст. 2 настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
6) нежилые помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 ст. 2 настоящего Закона, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При этом в ч. 3 ст. 2 Закона N 64 установлено, что налоговая ставка, установленная частью 2 ст. 2, применяется с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям:
1) расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
2) используются для размещения объектов общественного питания, объектов розничной торговли, бытового обслуживания, для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом), деятельности в области исполнительских искусств, деятельности музеев, коммерческих художественных галерей и (или) деятельности в области демонстрации кинофильмов;
3) расположены на цокольном, первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением.
Полагаем, что АЗС могла быть включена в Перечень для взимания налога на имущество по кадастровый стоимости (учитывая площадь здания) только в связи с частью 1 ст. 1.1 Закона N 64.